Рабочая программа Русская литература в 9 классе для национальных школ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 на основе:
Примерной программы основного общего образования по литературе
Программы основной школы по русскому языку и литературе в 5-9 классах общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Авторы программы по литературе: С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, М. С.-П. Просвещение.2012
и рассчитано на преподавание по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса в 2-х ч. Авторы - составители учебника: Н. Н. Вербовая, Н. С. Русина, С.К. Бирюкова. С.-П. Просвещение.2013.
Изучение литературы в 5-9-х классах направлено на выполнение ряда целей, обусловленных задачами основного общего образования во всех типах общеобразовательных учреждений России:
- воспитание духовно развитой личности; обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием, гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре;
- формирование историзма мышления, воспитание гордости за свое многонациональное Отечество;
- формирование восприятия русской литературы как существенной части русской и мировой культуры с учетом этнокультурной специфики родной литературы и культуры, что обеспечивает реализацию принципа диалога культур;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы;
- формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы, овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
- формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурнойрусской литературы; умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
- воспитание эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;
- овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях – собственную интерпретацию;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений на базе овладения умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения.
Школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения при реализации общих целей литературного образования должны учитывать и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, а также к выдающимся произведениям литературы народов России;
- формирование навыков и умений сравнивать и сопоставлять произведения русской и родной литератур по темам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями;
- развитие, совершенствование и закрепление навыков русской устной и письменной речи учащихся в условиях двуязычия и многоязычия.


Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данной программы является системная направленность: от освоения различных жанров фольклора к изучению творчества писателей; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова; подводится итог работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.Н. Островский, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (жестокость и сострадание, великодушие и эгоизм, прекрасное в природе и человеческой жизни).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Поэтому предлагаются для изучения ранее не входившие в курс литературы 9 класса произведения писателей 20 века (А.И. Солженицына, Б. Пастернака), необходимые для расширения читательского кругозора учащихся, обогащения их представления о художественном наследии русской литературы.
В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные(связь с курсами истории, географии, русского языка) и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства (музыке, живописи).
Данная программа формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - живое поступательное движение.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

Место предмета «Литература» в базовом учебном плане.
Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения предмета «Литература» в средней школе, четко определяют его место в базисном учебном плане. В них подчеркивается, что приобщение школьников к богатствам русской и мировой литературы - это единый и непрерывный процесс, позволяющий устанавливать связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Согласно учебному плану МБОУ «Карамышевская СОШ» на изучение предмета «Литература» в 9 классе отводится 99 часов. (3 часа в неделю - 33 недели ).


Содержание
Введение
Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времен до наших дней. Связь литературы с общественной жизнью. Значение.
Древнерусская литература
« Слово о полку Игореве» ( фрагмент) .Величайший памятник древнерусской литературы. История открытия произведения. Переводы. Идейное содержание. Поэтический язык.
Русская литература 18 века
М. В.Ломоносов « Ода на день восшествия»
Тема родины. Мира, просвещения. Гражданственность поэзии Ломоносова. Пушкин о Ломоносове
Г.Р.Державин « Путник», « Русские девушки», « Памятник»
Державин о роли поэта и назначении поэзии. Прославление красоты русских девушек. Прославление любви и чувственных наслаждений.
Н.М. Карамзин « Бедная Лиза»
Карамзин –один из основоположников русского сентиментализма.
Повесть « Бедная Лиза». Главные герои- Лиза и Эраст. Социально-нравственный конфликт. Язык и стиль произведения.
Русская литература 19 века
Общая характеристика русской культуры XIX века. Понятие классический период в истории русской литературы. Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Русская классика в контексте мировой.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни и творчества Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Чацкий как выразитель взглядов автора: свободолюбие, независимость и благородство Чацкого. Трагедия Чацкого. Мастерство Грибоедова в создании характеров. Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Меткость и афористичность языка комедии. Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке (А.С.Пушкин и И.А.Гончаров) и ее актуальность в наше время.
Критический этюд Гончарова «Мильон терзаний» Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере
А.С.Пушкин. Лирика: «К Чаадаеву», «Цыганы», « К морю», « И.И. Пущину», «К***» ,«Я вас любил...», « Бесы», « Пророк», « Евгений Онегин» ( отдельные главы)
Пушкин- гениальный русский поэт. Личность Пушкина как воплощение душевной красоты и гармонии.
Жизнь и творчество Пушкина. Начало поэтической деятельности. Южная и Михайловская ссылки. Болдинская осень. Основные мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика, слияние личной и гражданской тем. Одухотворенность, светлая грусть стихотворений о любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта. Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. Проблематика романа. Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского. Онегин и Татьяна. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Татьяна и Ольга. Онегин и автор. Образ автора в системе художественных образов. Роман и его герои в оценке В.Г.Белинского. Значение творчества Пушкина для русской культуры. Произведения Пушкина и мировое искусство.
Теория литературы. Романтизм как литературное направление.
Расширение понятия о стиле ( ритм, рифма, строфа). Понятие о жанре романа в стихах, понятие о литературном типе. Начальное понятие о народности литературы. Расширение понятия о реализме. М.Ю.Лермонтов.
Лирика:«Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Три пальмы», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Герой нашего времени» (отрывки).
Жизнь и творчество Лермонтова. Основные мотивы лирики Лермонтова: пафос вольности и протеста, чувство одиночества, жажда социальной активности, тема родины и природы. Тема любви в лирике Лермонтова. Тема поэта и поэзии. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон». «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа. Своеобразие раскрытия образа Печорина: роль композиции (нарушение хронологической последовательности глав), смена рассказчиков, значение картин природы. Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы). Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. В.Г.Белинский о лирике Лермонтова и о романе «Герой нашего времени».
Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Поэтические средства художественной выразительности
Н.В.Гоголь. Рассказ «Шинель» (в сокращении). Тема «маленького человека», бедного мелкого чиновника, живущего в обществе, которое оценивает людей по чинам и богатству. Акакий Акакиевич Башмачкин страдающий человек, достойный сочувствия и сожаления. «Значительное лицо» обобщенный тип чиновника высшего ранга. Преемственная связь гоголевской «Шинели» с пушкинским «Станционным смотрителем».
«Мертвые души» (главы из поэмы) Жизнь и творчество писателя. История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции произведения. Обобщающее значение образов помещиков, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Литературные истоки образов гоголевских помещиков. Особое место образа Чичикова. Чичиков новый герой эпохи. Народные типы в поэме. Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме.
Теория литературы. Основные роды художественной литературы. Эпические, лирические произведения. Развитие понятия о характере литературного героя. Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы.
Федор Иванович Тютчев «Умом Россию не понять...», «С поляны коршун поднялся...», «Вечер».
Жизненная и творческая биография поэта. Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях поэта.
Алексей Константинович Толстой
«Край ты мой, родимый край!..», «Звонче жаворонка пенье...».
Краткие биографические сведения о поэте. Соединение романтических традиций и реалистических представлений в творчестве Толстого. Тема родины в творчестве поэта. Лиризм и психологизм поэзии Толстого.
И.С.Тургенев«Отцы и дети» .Личность писателя. Роман «Отцы и дети» – диалогический роман. Образ нигилиста Базарова. Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова – основной конфликт романа. Любовь – главное испытание Базарова. Смысл заглавия. Поэтика романа. Отношение автора к своему герою.
Д. И. Писарев и А. И. Герцен об образе Базарова.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «социально-психологический роман». Николай Алексеевич Некрасов . «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...», «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов народный поэт. Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность его поэзии. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Душно! Без счастья и воли...»
Теория литературы. Развитие понятия о стихотворной речи. Трехсложные размеры стиха.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (отдельные фрагменты).
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» энциклопедия народной жизни. Крестьянские характеры в поэме. Образ крестьянки как наиболее униженного и угнетенного человека.
Знакомство с образами помещиков. Мастерство портретных зарисовок, их колоритность и значимость для раскрытия основной идеи поэмы.
Афанасий Афанасьевич Фет . Природа и человек в поэзии.
«Я был опять в саду твоем...», «Весенний дождь», «На железной дороге», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Природа и человек в поэзии Фета. Глубина изображения мира природы. Метафоричность лирических стихотворений Фета.
Теория литературы. Своеобразие художественных средств в изображении природы и человека в лирике поэтов 19 в.
Федор Михайлович Достоевский
Роман «Преступление и наказание» (отдельные главы).
Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. История создания романа. Капиталистический Петербург в изображении Достоевского.
Тема бедных людей. Мастерство психологической обрисовки действующих лиц. Художественное изображение человеческих страданий. Раскольников центральный образ романа.
Теория литературы. Развитие понятия о портрете героя, о литературном характере.
Лев Николаевич Толстой (3ч.)
«Война и мир» роман-эпопея (отдельные главы).
Первоначальные представления о Толстом-романисте. Начало войны с Наполеоном и ее описание в первом томе эпопеи.
«Война и мир» как героико-патриотический роман-эпопея.
Теория литературы. Жанр романа-эпопеи (первоначальное знакомство).
Сюжет и композиция романа, система персонажей. Верхушка светского общества в изображении Толстого (салон Шерер).
Главные герои романа Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
Антон Павлович Чехов .«Крыжовник».
Биографические сведения о писателе
Рассказ «Крыжовник».
Смысл рассказа «Крыжовник». История жизни главного героя произведения Ивана Ивановича. Отношение писателя к своему герою. Обличение пошлости и мещанства в рассказе.
Теория литературы. Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор.
Русская литература 20 века
Максим Горький
Русская литература XX в. основные имена, темы и направления.
Рассказ «Макар Чудра».
Краткие сведения о романтической прозе М. Горького в ранний период творчества. Рассказ «Макар Чудра». Герои произведения цыгане Лойко Зобар и Рада. Сходство и отличие в жизненных позициях автора и главного героя. Описание особого колорита цыганской среды. Особенность композиции прием рассказа в рассказе.
Художественные особенности авторской речи метафоричность, эмоционально окрашенные эпитеты, неожиданные сравнения.
Теория литературы. Жанр романтического рассказа. Особенности композиции: два рассказчика автор и персонаж
Александр Иванович Куприн «Олеся».
Краткие биографические сведения о писателе.
«Олеся». Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси. Робость и нерешительность ее возлюбленного городского человека. Два мира две стихии. Герои повести. Поэтическое изображение природы. Трагическая судьба главной героини. Гуманистическая позиция автора.
Теория литературы. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения.
Иван Алексеевич Бунин
«Темные аллеи».
Краткий очерк жизни и творчества, своеобразие судьбы писателя.
Рассказы Бунина о любви. Нравственные и философские взгляды писателя. Отношение к любви как к самому светлому и чистому на земле. Любовь и страдание. Гуманистическая направленность рассказов. Сочувственное отношение автора к героям и их переживаниям.Теория литературы. Самобытность и индивидуальность языка
Александр Александрович Блок
«Ветер принес издалека...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Они читают стихи», «Когда вы стоите на моем пути...», «О, я хочу безумно жить...». Лирика Блока.
Любовная лирика в творчестве Блока. Блок как наиболее яркий представитель символизма.
«Ветер принес издалека...». Весна как символ пробуждения интимных чувств.
«Мы встречались с тобой на закате...». Любовь как сила, одухотворяющая человека, пробуждающая в нем восторженное восприятие жизни.
«Когда вы стоите на моем пути...». Своеобразие изображения великого чувства любви. Значение вывода поэта, его смысл.
«Они читают стихи». Философский смысл изречения лирического героя.
«О, я хочу безумно жить...». Страстное воспевание, прославление жизни.
Теория литературы. Символизм. Лирический герой, символ в поэзии. Развитие понятия «белый стих».
Владимир Владимирович Маяковский «О дряни», «Юбилейное».
Маяковскийпоэт-новатор, трибун, один из самых талантливых сатириков XX в. «О дряни». Сатирический талант Маяковского, воинствующий характер его сатиры, «грозный смех» поэта над обывателями, приспособленцами.
«Юбилейное». Отношение лирического героя к Пушкину.
Оригинальное художественное видение мира. Неповторимое своеобразие языка и стиля поэзии Маяковского.
Теория литературы. Ритм и рифма. Пауза как элемент стиха .
Сергей Александрович Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Зеленая прическа...», «Заметался пожар голубой...», «Дорогая, сядем рядом...».
Биографические сведения о поэте .Есенин и литературные направления его времени (имажинисты). Неповторимость образа лирического героя Есенина.
Мир природы в интимной лирике Есенина. Своеобразие стиля поэта: стремительный ритм, богатство слуховых и зрительных ощущений, разнообразие эпитетов, метафор и сравнений. Особая музыкальность и жизненность произведений Есенина.
Теория литературы. Средства художественной выразительности в поэзии
Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
Краткие сведения о писателе. Повесть «Собачье сердце». Живучесть «шариковщины» как социального явления. Авторская позиция и способы ее выражения.
Образ профессора Преображенского, задумавшего эксперимент по улучшению человеческой породы. Шариков как результат неудавшегося опыта профессорадоносчик, алкоголик, демагог.
Мастерство в передаче живописного фона: фигуры и события второго плана, описание быта и разрухи, показ ее причин. Острая сатира на действительность России 20-х гг.
Теория литературы. Жанр сатирической повести. Индивидуальность стиля писателя.
А.А.Ахматова. Лирика. Акмеизм. «Мне голос был. Он звал утешно...», «Наследница», «Приморский сонет».
«Мне голос был. Он звал утешно...» стихотворение патетическое, торжественное. Лирический герой человек, осмелившийся плыть против течения, мужественно отстаивая и сохраняя высокую веру в общность людей.
Своеобразие переживаний поэта: готовность наделить величием каждую минуту своего существования, отношение к каждому мигу жизни как к значительному событию.
«Наследница». Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой. «Приморский сонет» как одно из итоговых стихотворений поэта. Размышления о жизни, раздумья о вечном.
Теория литературы. Своеобразие средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, интонационные особенности и их роль в поэзии). Основные литературные направления. Акмеизм как литературное направление. Футуризм как литературное направление. Символизм как литературное направление.
Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека».
Краткий очерк жизни и творчества писателя.
Рассказ «Судьба человека». Трагизм людских судеб, искалеченных войной. Красота души воина и труженика Андрея Соколова.
Особенности композиции рассказа (автор и рассказчик в повествовании). Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.
Теория литературы. Жанр рассказа (развитие понятия). Владимир Федорович Тендряков
«Хлеб для собаки».Творческая и жизненная биография писателя.
Рассказ «Хлеб для собаки». Судьба рассказа. Отражение в рассказе трагических страниц истории страны. Призыв автора к милосердию и состраданию.
Теория литературы. Замысел и его воплощение, средства художественной выразительности
Александр Исаевич Солженицын «Как жаль».
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как жаль». История создания рассказа. Мастерство писателя в передаче психологического состояния героини. Смысл названия рассказа. Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе. Пейзажные зарисовки и их значение. Стиль и язык рассказа, богатство художественных приемов в описании реальных событий.
Теория литературы. Развитие знаний о жанре короткого рассказа.
Евгений Александрович Евтушенко
·«Россия, я тебя люблю...», «Проклятье века это спешка...».Биографические сведения о поэте. «Поэт в России больше, чем поэт» авторское понимание роли поэта в обществе. Евтушенко поэт, непримиримый ко всякому насилию, фальши, несправедливости, активный борец за мир, гуманизм и социальный прогресс.
Теория литературы. Размеры стиха, ритм и рифма. Расширение знаний об особенности художественного мастерства в поэзии.

Николай Михайлович Рубцов «Русский огонек», «Старая дорога», «В минуты музыки».
Основные вехи творческой биографии поэта. Образ дороги в творчестве поэта. Музыкальность стихов поэта. Традиции Кольцова и Есенина в творчестве Рубцова. Художественное видение мира, неповторимое чувство языка и стиля.
Андрей Андреевич Вознесенский
Владимир Семенович Высоцкий «Кони привередливые».
Уникальность личности и творческого дарования Высоцкого поэта-песенника. Авторские песни Высоцкого как «друзья людей». «В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту... есть размах души человеческой». (Р. Рождественский)
«Кони привередливые». Основная философская мысль стихотворения («Что-то кони мне попались привередливые... Коль дожить не успел, так хотя бы допеть»). Своеобразное решение темы поэта и поэзии. Близость лирики Высоцкого к народной поэзии.
Теория литературы. Понятие «авторская песня».

Литература народов России 20 века
Расул Гамзатов «Мой Дагестан».
Гамзатов народный аварский поэт. Тема родины ведущая тема лирики Гамзатова. Повесть «Мой Дагестан». Рассуждения о назначении поэта в специфической, неповторимой форме. Особенности юмора.
Кайсын Кулиеыв. Поэзия.
Юрий Сергеевич Рытхэу «Сон в начале тумана».
Мировая известность современного чукотского писателя Рытхэу. Самобытность произведений автора о суровом Севере и его людях. Роль чукотского фольклора для сюжетов произведений Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (в сокращении). Образ иностранца Джона 'Макленнона, навсегда связавшего свою жизнь с Чукоткой. Значение вставной легенды о Белой Женщине прародительнице. Талантливое изображение духовных и нравственных ценностей чукотского народа. Художественное мастерство Рытхэу в описании жизни северных народов. Особенности стиля и лексики чукотского писателя^ создающего свои произведения на русском языке.
Теория литературы. Развитие понятия о композиции произведения, знакомство с понятием «вставная легенда». Давид Кугультинов «Я помню прошлое. Я помню...».
Д. Кугультиновкалмыцкий поэт, автор лирической, гражданской и философской лирики.
Глубина психологического анализа, масштабность философского обобщения, чувство гражданственности отличительные черты.
Муса Джалиль «Лишь была бы волюшка...», «Любимой», «Случается порой».
Трагическая судьба татарского поэта М. Джалиля. История издания цикла стихотворений «Моабитская тетрадь». Вера поэта в силу любви, в лучшие качества человека. Несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах.
Зарубежная литература
Ю. Шестаков. Р.Р. План и тезисы литературно – критической статьи.
Данте Алигьери «Божественная комедия» (отрывки).
Данте величайший представитель литературы Средневековья.
«Божественная комедия» великое творение Данте, созданное в тревожные годы XIV в., во времена напряженной политической борьбы на Апеннинском полуострове в период конца феодального Средневековья. «Божественная комедия» вклад в сокровищницу мировой культуры накануне эпохи Возрождения.
Особенности композиции произведения. «Ад», «Чистилище», «Рай» (три части по тридцать три песни в каждой). Особенность стихотворного размера (терцины трехстрочные строфы).
Центральный образ поэмы образ самого поэта живого человека большой и гордой души. Идея единения людей и их взаимной любви. Аллегорический характер поэмы. Широта отражения в поэме явлений действительности, исторических преданий, политической жизни средневековой Италии.
Теория литературы. Закрепление знаний о размере стиха, о понятии «аллегория».
Уильям Шекспир Углубление знаний о творчестве великого английского драматурга. «Гамлет, принц датский».Трагедия воли, вопросы о смысле бытия в произведении. Гамлетпротиворечивая фигура. Непреходящее значение образа Гамлета.
Иоганн Вольфганг Гёте . Сведения о жизни и творчестве поэта, выдающегося представителя эпохи Просвещения..«Фауст» великое произведения мировой литературы.
Вопросы осмысления бытия, назначение человека на Земле, вопросы жизни и философии искусства в произведении. Влияние трагедии «Фауст» на творчество Пушкина. Краткий обзор современной литературы.






















Основные требования к знаниям, и умениям учащихся IX класса

Учащиеся должны знать:
наиболее важные сведения о литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм) с опорой на изученные произведения (Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А Жуковского, А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.)
важнейшие биографические сведения о выдающихся русских и зарубежных писателях;
характерные особенности эпохи, отраженные в изучаемом произведении;
типическое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений разных видов и жанров;
жанровые особенности изученных произведений;
оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского, Ф. И. Достоевского, И. А. Гончарова;
основные признаки понятий: литературный характер, художественный образ, художественная литература;
тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:
анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма) и направлений (классицизм, романтизм, реализм) с учетом изученных в IX классе произведений;;
определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
обосновывать свое мнение о произведении и героях;
правильно и свободно читать вслух художественные и литературно-критические тексты;
выразительно читать художественные произведения;
создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изучаемому произведению (в том числе индивидуальную, сравнительную и групповую характеристику героев произведения);
составлять конспект и план литературно-критических статей;
готовить доклад на литературную тему (по одному источнику);
писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, спектакль;

Список текстов для заучивания наизусть
IX класс
-А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (один из монологов Фамусова («Петрушка, вечно ты с обновкой...», «Вот то-то, все вы гордецы!..»); один из монологов Чацкого («А судьи кто?..», «Не образумлюсь...»).
-А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Я помню чудное мгновенье...», «Евгений Онегин» (два отрывка, до 42 строк).
-М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Пророк».
-Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...».
-Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...».
- А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить...».
-С. А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных...».
-Н. А. Заболоцкий. «Портрет».
-Н. М. Рубцов. «Привет, Россия!..».




Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса

№ урока
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1
Введение. Русская литература как художественное отражение жизни народа
1
Активно участвовать в обсуждении затронутых проблем.


Древнерусская литература



2
Древнерусская литература. Самобытный характер, богатство и разнообразие ДРЛ.
1
Выразительно читать слово, пересказывать его сюжет, передавая языковые и интонационные особенности этой формы.

3
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
1
Отвечать на вопросы, составлять развернутый план.

4
Поэтический язык «Слова о полку Игореве»
1
Сопоставлять переложения различных авторов. Находить общее и отличие.


Русская литература 18 века




5
Литература 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
1
Уметь выделять основные особенности литературы 18 века.

6
М.В. Ломоносов – гениальный сын русского народа. Ода «На день восшествия»- типичное произведение в духе классицизма.
1
Уметь сопоставлять время жизни и творчества великого поэта и ученого с историческим особенностями его времени. Научиться выразительно читать.

7
Творчество Г.Р.Державина. «Путник»
1
Понимать значение творчества поэта,
уметь передать при чтении воспевание им красоты окружающей жизни

8
Г.Р.Державин. «Русские девушки», «Памятник»
1
Понимать его роль в развитии темы «Поэт и поэзия»

9
Н.М.Карамзин - один из основоположников русского сентиментализме.
1
Читать и анализировать особенности содержания повести как произведение сентиментализма.

10.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
1
Умение характеризовать героев. Умение вычленить главную мысль произведения, умение. Анализ лексики произведения.

11
Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»
1



Русская литература 19 века
65ч


12
Краткая характеристика периода. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.
1
Знать направления в литературе

13
А.С. Грибоедов: жизнь и творчество. История создания пьесы «Горе от ума»
1
Проектная деятельность: сообщение о Грибоедове – поэте, музыканте и дипломате

14
«К вам Александр Андреич Чацкий» Анализ I действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь выделять сюжетные коллизии

15
«Век нынешний и век минувший» Анализ II действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь характеризовать персонажи

16
«Можно ль против всех!» Анализ III действия комедии «Горе от ума»
1
Уметь сопоставлять персонажей

17
«Не образумлюсь, виноват» Анализ IV действия комедии «Горе от ума»
1
Выявить мастерство Грибоедова в обрисовке характеров и в развитии действия.

18
И.А.Гончаров «Миллион терзаний» как основа изучения комедии. Работа с критической статьей.
1
Конспектировать статью

19
Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.
1
Уметь составлять устное сообщение о жизни и творчестве поэта

20
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Лирика дружбы.
1
Знать исторические основы написания произведения

21
Петербургский период . Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина
1
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях

22
Пушкин на юге. «Цыганы» - одна из романтических поэм Пушкина
1
Знать литературные направления

23
Любовная лирика А.С. Пушкина.
1


24
Пушкин о судьбе поэта.
1


25
Философская лирика А.С. Пушкина.
1


26
Р.Р. Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина.
1


27
Вн. Чт. Образ Пушкина в русской литературе.
1


28
«Собранье пестрых глав» Творческая история романа «Евгений Онегин».
1


29
Онегин и столичное дворянское общество.
1
Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.


30
Онегин и поместное дворянское общество . Онегин и Ленский.
1
Почему и Ленский, и Онегин, и Татьяна чувствуют себя чуждыми в деревенском кругу?


31
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
1
Проанализировать сцену разговора Татьяны с няней
Проанализировать письмо Татьяны к Онегину


32
«Так исповедовал Евгений»
(Исповедь Онегина.)
1
Показать центральное событие главы – объяснение Татьяны и Онегина – в связи с другими событиями
Прояснить отношение автора к герою


33
«Татьяна русскою душою»
(Сон и именины Татьяны)
1
Заучивать отрывки из текста В чём сходство именин со сном Татьяны? Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина и Ленского?


34
«Враги! Давно ли друг от друга их жажда крови отвела?»
(Анализ сцены дуэли)
1
Анализ сцены дуэли

35
«Ужель она? Но точно Нет» (Объяснение Онегина и Татьяны)
1
Анализ сцены «Объяснение Онегина и Татьяны». Определять индивидуальные особенности образа Татьяны.

36
Урок-семинар по роману Пушкина «Евгений Онегин»
«Самое задушевное произведение А.С. Пушкина»
1
Приготовить устное выступление Композиция, лирические отступления, образ автора, «Онегинская» строфа»

37
Р.Р. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» . Подготовка к сочинению
по творчеству А. С. Пушкина
1
Подтверждать своими примерами из романа тезисы В.Г.Белинского о том, что это произведение является «энциклопедией русской жизни»
Писать сочинение по творчеству писателя

38
Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова
1
Готовить презентацию. Знать основные вехи жизни и творчества поэта.

39
Основные мотивы лирики Лермонтова
1
Уметь доказать, что Лермонтов является продолжателем дела Пушкина..

40
«Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен..» - мечта о новом человеке.
1
Знать основные жанры творчества поэта и их художественные особенности

41
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
1
Отвечать на проблемные вопросы

42
В.ч. М.Ю.Лермонтов «Пророк»
1
Уметь находить художественные средства выразительности в произведении

43
«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-ых годов XIX века.
1
Работать с текстом романа

44
Печорин – «младший» брат Онегина. (Анализ главы «Бэла»)
1
Выделять основных героев, определять их характеры.

45
Печорин и Максим Максимыч.
(анализ главы «Максим Максимыч»)
1
Уметь определять характеры героев, сопоставлять их. Отвечать на вопросы по тексту.

46
Анализ эпизода по главе «Тамань»
1
Отвечать на вопросы по тексту. Давать полные ответы.

47
В.Г.Белинский «Герой нашего времени»
1
Конспектировать критические статьи

48
Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
Находить материал по теме, составлять связанный текст.

49
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.
1
Уметь раскрыть тему «Гоголь – великий русский писатель первой половины 19 века»

50
Образ маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1
Анализировать детали, характеризующие эпоху бюрократической жизни в России того времени.

51
«Мертвые души». История создания. Смысл названия.
1
Приготовить сообщение об истории создания произведения

52
Путешествие героя как прием восстановления панорамы России.
1
Анализировать художественные средства

53
Образы помещиков.
1
Развитие понятия о литературном типе. Жанр лироэпической поэмы

54
Образы помещиков.
1
Пересказывать близко к тексту.

55
Образ Чичикова.
1
Понимать многообразие образа «мертвые души»

56
Народ в поэме.
1
Выразительное чтение эпизода

57
Деталь как средство создания образов..
1
Умение находить в тексте детали, характеризующие образы

58
Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)
Ф.И. Тютчева. Жизнь и творчество.
1

Самостоятельная работа



Изучить материал по творчеству
Читать стихотворения выразительно.

59
В.ч. Ф.И.Тютчев «Вечер»
Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях
1
Передавать при чтении настроение лирического героя, подчеркивать его связь с многообразием окружающего мира.

60
Тема Родины в творчестве А.К.Толстого
1
Выразительное чтение стихотворения

61
Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»
1
Знать смысл понятия «социально-психологический роман»

62
Базаров – нигилист. Д.И.Писарев и А.И.Герцен об образе Базарова
1
Дать характеристику главному герою. Конспектировать критическую статью

63
Некрасов - народный поэт. Сочувствие поэта обездоленным крестьянам. ( «Вчерашний день, часу в шестом»)
1
Приготовить выступление о жизни поэта

66
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»- энциклопедия народной жизни
1
Уметь выразительно читать произведение

67
Крестьянские характеры в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1
Находить жизнеутверждающие мотивы в лирике поэта

68
Природа и человек в поэзии А.А.Фета
1
Читать стихотворение выразительно, заучивать наизусть

69
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского
1
Составлять устный рассказ о жизни Достоевского

70
Мастерство психологической обрисовки действующих лиц в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
1
Находить особенности в обрисовке действующих лиц

71
Толстой-романист. Роман «Война и мир» - роман- эпопея.
1
Готовить устное выступление. Знать определение жанра роман-эпопея

72
Главные герои романа «Война и мир». Поиски смысла жизни.
1
Дать характеристику главным героям романа

73
Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы.
1
Мастерство композиционного построения рассказа. Сатира и юмор


Русская литература 20 века
20ч


74
Романтическая проза М.Горького в ранний период творчества.
1
Жанр романтического рассказа

75
Рассказ «Макар Чудра»
1
Знать содержание и уметь его передать

76
Жизнь и творчество А.И.Куприна. Рассказ «Олеся»
1
Читать рассказ. Словесно рисовать образ героя, передавая особенности авторского языка

77
Нежная, великолепная любовь лесной колдуньи в рассказе А.И.Куприна «Олеся»
1
Развитие понятия о сюжете и композиции произведения

78
Очерк жизни и творчества И.А.Бунина
1
Уметь выразить личностное отношение к Бунину – поэту и писателю, яркому представителю русской литературы

79
Рассказы Бунина о любви.
1
Выделить самобытность и индивидуальность языка прозы

80
Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература XIX векаи начала XX века»Любовная лирика А.А.Блока
1

Самостоятельная работа

Выразительно читать

81
Маяковский - поэт новатор Сатирический талант Маяковского. Стихи «О дряни»
1
Понимать особую роль Маяковского как выразителя новых реалий жизни России. Поиски им новых форм художественной выразительности. Анализировать ритмико-интонационные особенности , характерные для футуризма.

82
Слово о Есенине. Тема любви в творчестве поэта.
1
Находить особые средства художественной выразительности

83
Краткие сведения о писателе М.А.Булгакове . Повесть «Собачье сердце»
1
Знать биографию писателя

84
Острая сатира на действительность России 20-х годов в повести «Собачье сердце»
1
Видеть сатирическую направленность произведения

85
Слово о поэте А.А.Ахматовой. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
1
Находить тематическое многообразие поэзии Ахматовой . Выделять особую значимость тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой

86
Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака
1
Понимать своеобразие лирики поэта, уметь выразительно читать его стихи.

87
Жизнь и творчество М.А.Шолохова
1
Знать творческий путь Шолохова

88
Трагизм людских судеб, искалеченных войной в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
1
Читать и пересказывать содержание произведения

89
Призыв автора к милосердию и состраданию в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
1
Выявлять художественные средства автора

90
Тема репрессий и ее художественное раскрытие в коротком рассказе А.И. Солженицына «Как жаль»
1
Составить краткий рассказ о жизни писателя. Внимательно читать рассказ, быть готовым к беседе

91-92
«Поэт в России – больше, чем поэт». Поэзия второй половины XX века (Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Рубцов , Высоцкий)
2
Понимать особенности лирического героя. Знать опред. размеры стиха, ритм и рифма Развитие понятия о размерах стиха. Чувствовать особый лиризм стихотворений. Понятие «авторская песня».

93
Промежуточная аттестация
(Итоговое контрольное тестирование за курс 9 класса)
1
Выполняют тест


Литература народов России 20 века



94
Расул Гамзатов – народный аварский поэт.
1
Понимать своеобразие о назначении поэта в неповторимой форме, передающей особенности менталитета представителя народов Кавказа.

95
Тонкий лиризм поэзии М.Джалиля.
1
Выявить несгибаемость, мужество поэта, нашедшие отражение в его стихах. Читать стихотворения выразительно.


Зарубежная литература



96
«Божественная комедия» - великое творение Данте.
1
Уметь охарактеризовать автора-повествователя. Аллегория

97
Вопросы о смысле бытия в произведении Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский»
1
Подготовить выразительное чтение диалогов из трагедии

98
«Фауст» - великое произведение мировой литературы
1
Понимать характеристику поэтического наследия Гете, данную Пушкиным: «Это последнее слово немецкой литературы Это целый мир»

99
Итоговый урок
1
Беседа по вопросам: Мои любимые литературные герои и их нравственные качества; Что изменило во мне изучение литературы в 9 классе
Рекомендации для летнего чтения


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа
Литература: 5-9 классы: Программа для общеобразовательныхх учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / Г.Н. Никольская, С.К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин. – М.; С.-П.: Просвещение.2012


Учебники
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения. 9 класс: в 2 частях. Н.С.Русина, С.К.Бирюкова”Просвещение”, 2013г.


Дополнительная литература для учащихся
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002
П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002


Методические пособия для учителя
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе
Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)
М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000).



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки русской литературы. 9 класс.

Технические средства
Персональный компьютер с принтером
Мультимедиапроектор с экраном
Принтер
Сканер





Контрольно-измерительные материалы
Содержание
Виды работ

Введение.


Древнерусская литература


Русская литература 18 века

Контрольная работа №1 по разделу «Русская литература XVIII века»
(Приложение №1)

Русская литература 19 века

Контрольная работа №2 по разделу «Русская литература XIX века» (А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь)
(Приложение №2)

Русская литература 20 века

Контрольная работа №3 по разделу «Русская литература второй половины XIX века и начала XX века»
(Приложение №3)

Литература народов России 20 века
Итоговое контрольное тестирование (Приложение №4)

Зарубежная литература.



15