Рабочая программа элективного курса Русская словесность (календарное планирование)

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 9 «А» классе


Дата



Тема урока

Содержание урока

Используемый материал

Форма проведения

Мониторинг

по программе
фактически








Введение в курс русской словесности (2 часа)



07.09.2013


1
История русского языка.
Происхождение старославянского языка. Размышление над вопросом «Чем объясняется родство славянских языков?» Работа с этимологическим словарём. Составление таблиц «Индоевропейская семья языков», «Славянские языки», «Тюркская группа языков».

Материалы лекции и презентации учителя, тетради, этимологический словарь, текст «Слова о полку Игореве»

Комплексный урок.

Этимология выражений «филькина грамота», «китайская грамота» или двух любых других фразеологизмов.


14.09.2013




2
Морфологические и синтаксические средства выразительности русской речи.
Экспрессивная функция частей речи и синтаксиса в художественных произведениях разных писателей.
Материалы лекции и презентации учителя, карточки с отрывками из художественных произведений, тетради.
Комплексный урок.
Анализ любого стих-я
А.С. Пушкина с точки зрения использования морф-х или синт-х средств выразительности.

Морфологические средства выразительности русской речи (16 часов)


21.09.2013


3
Имя существительное.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи (прослушивание лекции учителя, анализ по группам отрывков из стихотворений).
Материалы лекции и презентации учителя, карточки с отрывками из художественных произведений, тетради.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подготовить анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» (изобразительно-выразительные свойства существительных)


28.09.2013


4
Имя прилагательное.
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений (прослушивание лекции учителя, анализ по группам отрывков из стихотворений). 
Материалы лекции и презентации учителя, карточки с отрывками из художественных произведений, тетради.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подготовить примеры образного использования прилагательных.


05.10.2013




5
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные. Прослушивание лекции учителя, групповая работа.
Стихотворения С.А. Есенина, материалы лекции учителя, карточки с заданиями, тетради.
Урок-практикум
Выучить записи в тетрадях, написать примеры образного использования прилагательных


12.10.2013


6
Использование кратких прилагательных в поэтическом тексте.
Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте. Прослушивание лекции учителя, групповая работа (создание собственных текстов).
Стихотворения В. В. Маяковского, материалы лекции учителя, карточки с заданиями, тетради.
Урок-практикум
Выучить записи в тетрадях, написать примеры образного использования прилагательных


19.10.2013


7
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте.
Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. Прослушивание лекции учителя, запись основных моментов, групповая работа.
Материалы презентации учителя, тетради, тексты унт для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные пословицы и поговорки с точки зрения экспрессивной роли числительных.


26.10.2013


8
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте.
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте (прослушивание лекции учителя). Стилистическое использование устаревших местоимений (анализ текста).
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные примерыс точки зрения экспрессивной роли местоимений.


09.11.2013


9
Глагол и его формы. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте (прослушивание лекции учителя, анализ поэтических текстов).
Материалы лекции учителя, тетради, поэтические тексты для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные примеры с точки зрения экспрессивной роли глаголов.


16.11.2013


10
Глагол и его формы. Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.
Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Материалы лекции учителя, тетради, поэтические тексты для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные примеры с точки зрения экспрессивной роли глаголов.


23.11.2013


11
Категории времени, наклонения глагола как источник выразительности речи.
Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём (прослушивание лекции учителя, анализ поэтических текстов).
Материалы лекции учителя, тетради, поэтические тексты для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные примеры с точки зрения экспрессивной роли глаголов.


30.11.2013


12
Категории вида, лица глагола как источник выразительности речи.
Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию. Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах (групповая работа с карточками).
Материалы лекции учителя, тетради, поэтические тексты для анализа.
Урок-практикум
Проанализировать записанные примеры с точки зрения экспрессивной роли глаголов.


07.12.2013


13
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи (прослушивание лекции учителя, составление собственных текстов).
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подобрать примеры экспрессивного использования 2-х наречий любого разряда.


14.12.2013


14
Наречия сравнения и образное использование их в художественном тексте.
Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий для создания эмоционально-экспрессивной окраски (прослушивание лекции учителя, анализ по группам отрывков из стихотворений).
Материалы лекции учителя, тетради, поэтические тексты для анализа.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, записать примеры использования степеней сравнения 2-х любых наречий для создания экспрессивной окраски.


21.12.2013


15
Роль служе
·бных частей речи в художественных текстах
Особенности экспрессивного использования служебных частей речи (прослушивание лекции учителя, работа по группам)
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с заданиями.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях. Написать сочинение-размышление на указанную тему.


28.12.2013


16
Частица не в отрицательном сравнении.
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа.
Комплексный урок
Подготовиться к контрольной работе.


18.01.2014









17
Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности русской речи».


Выполнение заданий контрольной работы.
Тетради, раздаточный материал с заданиями.
Урок проверки и оценивания знаний

Нет

Синтаксическое богатство русского языка (14 часов)


25.01.2014


18
Особенности русского синтаксиса.
Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов.
Материалы лекции и презентации учителя, тетради.
Урок изучения нового материала
Выучить записи в тетрадях.


01.02.2014


19
Экспрессивное использование предложений разного типа.
Особенности экспрессивного использования предложения разного типа. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов, анализ примеров.
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, составить таблицу.


08.02.2014


20
Особенности интонации вопросительных предложений.
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов. Составление собственных примеров (по группам)
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подобрать примеры (2-4) из пьесы «На дне».


15.02.2014


21
Особенности интонации восклицательных предложений.
Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическим использованием восклицательных предложений в художественных текстах. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов. Составление собственных примеров (по группам)
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подобрать примеры (2-4) из пьесы «На дне


22.02.2014


22
Типы односоставных предложений
Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов, анализ примеров.
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, проанализировать стихотворение Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»


01.03.2014

23
Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения.
Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов, анализ примеров.
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях, подобрать примеры из УНТ (2-4)


15.03.2014


24
Стилистическое использование в речи слов-предложений.
Слова-предложения, их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов, анализ примеров.
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях.


22.03.2014


25
Семантико-стилистические возможности безличных предложений.
Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов, анализ примеров.
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа
Комплексный урок
Выучить записи в тетрадях.


05.04.2014

26
Использование в художественном тексте разных типов сложных предложений.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов. Составление собственных примеров (по группам)
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Урок-практикум
Написать сочинение-размышление на тему «Выразительные возможности ссп».


12.04.2014


27
Использование в художественном тексте разных типов сложных предложений.
Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Прослушивание лекции учителя, запись основных тезисов. Составление собственных примеров (по группам)
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Урок-практикум
Написать сочинение-размышление на тему «Выразительные возможности спп».


19.04.2014


28
Способы передачи значения сравнения в языке.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
Материалы лекции учителя, тетради, карточки с примерами для создания собственных текстов.
Урок-практикум
Написать сочинение-размышление на тему «Выразительные возможности сравнения».


26.04.2014

29
Употребление бессоюзных предложений.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества (работа по группам).
Материалы лекции учителя, тетради, тексты для анализа
Урок-практикум
Написать сочинение-размышление на тему «Выразительные возможности бсп».


17.05.2014

30
Контрольная работа по теме «Синтаксические средства выразительности русской речи».


Выполнение заданий контрольной работы.
Тетради, раздаточный материал с заданиями.
Урок проверки и оценивания знаний

Нет


24.05.2014


31
Заключительный урок.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы (работа по группам).
Отрывки из произведений художественной литературы, карточки с заданиями.
Урок-практикум
Нет


15