Рабочая программа элективного курса Русская словесность (структура курса)
Структура курса
№
Модуль, содержательные линии
Часы
Обязательный минимум
Возможность
углубления
знать
уметь
1
Введение в курс словесности
История русского языка. Значение морфологических и синтаксических средств выразительности русской речи.
2
Исторические измерения в структуре языка (морфологии и синтаксиса). Важнейшие термины словесности.
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Понимать своеобразие материала словесности. Уметь работать с этимологическим словарем.
Роль А.С. Пушкина в становлении национального литературного языка
2
Морфологические средства выразительности русской речи Имя существительное (1 ч)Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. Имя прилагательное (3 ч)Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.Использование кратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное (1ч)Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.Местоимение (1ч)Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. Глагол и его формы (4 ч)Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).Наречие (2ч)Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.Служебные части речи (3 ч)Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
15
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции имён существительных в русском языке.
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции имён прилагательных в русском языке.
Определение эпитета.
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции имён числительных в русском языке.
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции местоимений в русском языке.
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции глаголов, причастий и деепричастий в русском языке.
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи.
Олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Изобразительно-выразительные, экспрессивные функции служебных частей речи в русском языке.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности имён существительных в их значении и употреблении
Употреблять стилистически окрашенные имена существительные в устной и письменной в речи.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных в их значении и употреблении, находить и характеризовать эпитеты; использовать изобразительно-выразительные возможности прилагательных для создания собственных текстов.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности числительных в их значении и употреблении.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности местоимений в их значении и употреблении.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности имён глаголов, причастий и деепричастий в их значении и употреблении, находить олицетворения; использовать изобразительно-выразительные возможности глголов для создания собственных текстов
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности наречий в их значении и употреблении.
Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов на примере творчества С. А. Есенина.
Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные на примере творчества В. Хлебникова.
Стилистическое использование устаревших местоимений.
Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Экспрессивное использование слов категории состояния и имён прилагательных.
Анализ морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
3
Синтаксическое богатство русского языка Особенности русского синтаксиса (1ч)Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов.
Экспрессивное использование предложений разного типа (10 ч) Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.Особенности интонации восклицательных предложений.. Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.Типы односоставных предложений. Семантико-стилистические возможности определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.Семантико-грамматические свойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Стилистические фигуры речи (3 ч)Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
14
Значение и многообразие синтаксических средств художественной изобразительности языка.
Эмоциональные значения побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности стилистического использования вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.
Семантико-стилистические возможности разных видов односоставных предложений.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания.
Семантико-стилистические возможности ссп, спп, бсп.
Семантико-стилистические возможности прямой, косвенной, несобственно-прямой речи.
Экспрессивные возможности стилистических фигур.
Этапы и последовательность многоаспектного языкового анализа произведений художественной литературы.
Уметь классифицировать основные синтаксические средства выразительности.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Уметь создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности разных видов односоставных предложений.
Уметь использовать разные виды сравнений для создания собственных текстов.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности ссп, спп, бсп.
Уметь выявлять в худ-м тексте изобразительно-выразительные возможности прямой, косв-й, несобств.-прямой речи.
Уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте изобразительно-выразительные возможности стилистических фигур речи.
Уметь производить многоаспектный языковой анализ произведений художественной литературы.
Функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств
Наблюдение за стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах разных литературных направлений.
Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
15