Календарно-тематическое планирование элективного курса Русская словесность. От слова к словесности 7 класс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению»
Руководитель МО
_____________Легенькая А.Н.
Протокол №________________ от«____»________________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 17»
______________ Шевцова Л.В.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ №17»
__________Журавлева Н.Е.
Приказ № ___
от «____»_________ 2015г.
Календарно-тематическое планирование
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ»
для 7А класса
учителя русского языка и литературы
Бобровской Антонины Алексеевны
Планирование разработано на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». В сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа», 2010).
Срок реализации данного планирования – 1 год
Год составления планирования -2015
Календарно-тематическое планирование для 7А класса
№ п/п Тема учебного
занятия Часы Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Элементы дополнительного содержания Дата
план факт
Слово и словесность (1ч)
1. Значение языка
в жизни
человечества.
Словесность
как словесное
творчество. 1 Урок
обобщения и
закрепления
изученного в
5 -6 классах. Словесность как произведения
искусства слова,
совокупность всех словесных произ-ведений -книжных и устных народных. Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. Ответы на
вопросы
раздела
«Подумайте и
ответьте!» Работа со
словарями
различного
типа. Разновидности употребления языка (3ч)
2. Разговорный язык, его особенности и разновидности. 1 Урок усвоения новых знаний. Разговорный язык, его особенности. Уметь отличать разговорный язык от
книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разгово-рного языка и функциональных стилей литературного языка. Составление
схемы
соотношения
разговорного языка и литературного. Характеристика
функциональных стилей литературного языка. 3. Стили
литературного языка. 1 Урок усвоения новых знаний.
Стили литератур ного языка: научный, публи-цистический, официально-деловой. Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. Устные
сообщения,
взаимопроверка. 4. Язык
художественной литературы.
1 Урок усвоения новых знаний. Язык
художественной литературы Знать особенности языка художественной литературы. Формы словесного выражения (4ч)
5. Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности 1 Урок усвоения новых знаний.
Устная и письменная формы словесного выражения; диалог и монолог в нехудожественной словесности Уметь видеть содержание, выражен-ное в определенной словесной форме. Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах. Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах. 6-7 Формы словесного выражения в художественном произведении.
Стихи и
проза, их
различие. 2 Урок усвоения новых знаний.
Выразительные
возможности
всех форм
словесного
выражения;
выразительные
возможности
стихотворной и
прозаической
форм словесности Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности,
как-то:
повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. Выполнение задания под рубрикой «Проверь себя!». Повторить
размеры
стиха. 8. Зачет по теме «Формы словесного выражения» 1 Урок контроля
знаний. Подумайте и
ответьте, стр. 87-104. Знать теоретические
сведения по разделу
программы, уметь
выполнить
практические
задания. Зачет по теме. Стилистическая окраска слова. Стиль. (3ч)
9. Стилистические
возможности
лексики и фразеологии. 1 Урок усвоения
новых знаний. Зависимость
смысла
высказывания
от стилистической окраски слов и выражений. Знать
стилистические
возможности
лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста. Практические
задания из
раздела
«Проверь себя!» Групповые и
индивидуальные задания. 10.
Стилистические
возможности грамматики
1
Уроки
усвоения новых знаний Определение
стилистических
возможностей
существительных,
прилагательных, глаголов; понятие о стилизации и пародии. Знать стилистические
возможности
частей речи;
знать, что такое
стилизация и пародия. Наблюдение за
примерами
стилизации и
пародии у
Зощенко и
Гоголя. Выразительное чтение. 11. Стилизация и пародия 1 Уроки
усвоения новых знаний Знать стилистические
возможности
частей речи;
знать, что такое
стилизация и пародия. Практикум «Проверь себя!» Групповые и
индивидуальные задания. Роды, виды и жанры произведений словесности. (1ч)
12.
Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра. 1 Уроки
усвоения
новых
знаний. Понятия рода, вида, и жанра.
Знать: различение родов словесности. Уметь: определять виды и жанры произведения. Работа с текстом
Устная народная словесность, её виды и жанры. (3ч)
13. Этические
виды
народной
словесности. 1 Урок
обобщения и
закрепления
знаний. Роды, виды и
жанры
народной
словесности. Знать жанровые
особенности произве-дений устного
народного творчества. Терминологичес-
кий диктант. 14. Лирические виды народной словесности. 1 Урок-семинар. Сообщения: «Кто и как создает частушки?», «Какие чувства выражаются в частушках?» Знать особенности
лирических жанров
фольклора. Сочинить
собственные
частушки. 15. Драматические виды
народной
словесности. 1 Урок усвоения
новых знаний. Театр Петрушки,
раек, народная
драма драматичес-кие виды
фольклора. Знать особенности
драматического вида устной народной словесности. Задание-
практикум
«Проверьте
себя!» Духовная литература, ее жанры. (2ч)
16. Библия. и
жанры библейских книг. 1 Урок усвоения новых знаний. Жанры Библии:
повесть, притча,
проповедь, молит-ва, послания,
псалмы. Знать
уникальность жаров Библии. Взаимопроверка. 17. Использова-
ние
библейских жанров и стиля в русской
литературе. 1 Урок усвоения
новых знаний. Наблюдение за
использованием библейских жанров в русской литературе. Знать
произведения русской литературы, в
которых используются библейские жанры. Выполнение
заданий в разделе «Проверь себя!». Найти свои
примеры из литературы. Эпические произведения, их виды(7ч)
18. Виды эпических произведений 1 Урок усвоения
новых знаний. Виды эпических произведений Знать: виды эпических произведений. Уметь определять виды эпических произведений Работа с текстом Творческая работа 19. Басня. 1 Урок-концерт. Басня и ее особенности. Знать басни и их
особенности. Чтение наизусть. Аллегория, мораль. 20. Рассказ,
повесть,
роман. 1 Урок усвоения
новых знаний. Эпические
жанры. Знать характеристики
романа, повести, рассказа, новеллы и т.д. Практикум
«Подумайте и
ответьте!» 21. Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.
1 Урок усвоения
новых знаний. Герой
эпического
произведения и
способы его
словесного выражения. Знать особенности
Словесного выражения
героя в эпическом
произведении:
повествование,
описание. Ответы на
вопросы раздела
«Проверь себя!» Чехов
«Злоумышленник»,
Пушкин
«Метель» 22. Пейзаж, интерьер.
Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев. 1 Урок усвоения
новых знаний. Роль пейзажа,
интерьера для
характеристики
героя и рассужде-ния о герое. Знать роль
указанных
средстве
характеристике героя. Раздел «Проверь
себя!» 23. Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета 1 Урок усвоения
новых знаний. Показать много-образие сюжетов, дать ответ на вопрос: почему так разнообразны способы построе-ния сюжетов? Знать, что такое сюжет и
фабула; уметь находить
различие в них; знать этапы сюжета и его назначение. Знать раздел
наизусть
«Обобщим
сказанное». 24. Композиция рассказа и повести.
Художественная деталь. 1 Урок усвоения
новых знаний. Стройность
композиции,
внесюжетные
элементы, художе- ственная деталь.
систему Знать определение
композиции, знать роль
внесюжетных элементов и образов; знать роль деталей в художествен-ном произведении Практикум
«Проверьте
себя!», стр. 207. Иллюстрации
стр. 11-13. Лирические произведения, их виды (3ч)
25. Виды
лирики
1 Урок усвоения
новых знаний. Своеобразие
языка лирических
произведений, изо-бражение явлений выражение мыслей и чувств поэта посредством языка в лирике. Уметь читать лирические
произведения в их родовой специфике;
уметь анализировать стихи. Проба анализа
стихотворений. Подбор
стихов. 26. Композиция лирического
стихотворения.
Лирический герой.
1 Урок усвоения
новых знаний. Единицы
композиции -
слова, строки и
строфы; лиричес-кий герой в лирике Уметь видеть компози- цию стихотворения;
лирический герой как
личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Анализ
стихотворения. Презентация
самостоятельного анализа
стихотворения 27. Анализ
лирического
стихотворения. 1 Урок анализа
стихотворения. Анализ 3-4
стихотворений. Знать порядок (схему)
анализа, учить видеть средства изобразительности
Письменный
анализ по
вариантам. Драматические произведения, их виды (4ч)
28. Виды
драматического рода словесности 1 Урок усвоения новых знаний. Трагедия. Комедия и драма. Уметь понимать произведения этого рода. Самостоятельная работа с обсужде-нием раздела «Проверь себя!» 29. Герои
драматического
произведения и языковые способы их изображения. 1 Урок усвоения новых знаний. Способы изображения героев в драматическом произведении. Знать языковые способы
изображения героев
драматического
произведения: диалог,
монолог, слова автора
(ремарки). Задания раздела «Проверь себя!» 30
31 Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. 2 Уроки усвоения новых знаний. Сюжет,
конфликт,
композиция. Знать особенности
драматического
конфликта, сюжета,
композиции. Задания раздела «Проверь себя!» Лиро-эпические произведения, их виды (2ч)
32
Лиро-эпические виды и жанры.
1 Уроки усвоения новых знаний Жанры лиро-эпических произведений Знать жанры лиро-эпических произведений Задания раздела «Проверь себя!» 33
Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них признаков лирики и эпоса. 1 Уроки усвоения новых знаний Жанры лиро-эпических произведений Знать жанры лиро-эпических произведений Задания раздела «Проверь себя!» Взаимовлияние произведений словесности (1ч)
34.
Использование чужого слова в произведении.
Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словеснос-ти в произведениях русских писателей. 1 Урок
обобщения
знаний. Использование чужого слова в произведении.
Диктант из важнейших терминов словесности. Понимать смысл
использования чужого
слова в произведениях,
уметь передать этот смысл. Диктант.