Урок окружающего мира на тему: Разнообразие животного мира России
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Разнообразие животного мира России».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье,
Потому, что кислое было настроение!
- Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал: красная - хорошее настроение, синяя – плохое. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь урок, а плохое настроение – улучшится. Успешной вам работы.
Продолжите фразы, записанные на доске:
1). Я хочу узнать …
2). Я буду на уроке…
3). Я желаю ребятам…
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 10 мин.
Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа имеет своё название: северная территория, центральная территория и южная территория. Перед детьми лежат карточки с изображениями разных животных. Такие же карточки, но большего размера, расположены на доске.
- Сегодня наш класс разделён на 3 территории. И каждая имеет своё название: северная территория, центральная территория и южная территория.
- Каждой группе нужно выполнить своё задание, записанное на листах:
1 группа
Отгадайте загадки:
Что за столб лесной
Встал , как столбик , под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц )
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Кто в глухом лесу живет, Любит есть малину, мед?(медведь)- К какой группе зверей относятся все ваши отгадки? (млекопитающие)
2 группа
Отгадайте загадки:
Буян-мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает. (воробей)
По лужку он важно бродит,Из воды сухим выходит,Носит красные ботинки,Дарит мягкие перинки.(гусь)
Эта птица не дневная,Эта - видит в темноте.Грозный хищник. Мышка знает:По ночам сиди в норе! (сова)- Каким словом можно назвать все ваши отгадки? (птицы)
3 группа
- Вычеркните повторяющиеся буквы и скажите, что у вас получится.
ККСРММЧЧЕЁЁДА ОЫЫБУУДДИТГГАВВРРНИЬЬЯ (среда обитания)
- Что получилось у первой группы?(млекопитающие)
- Что получилось у второй группы? (птицы)
- Как одним словом объединить ваши ответы? (животные)
- Что получилось у третьей группы? (среда обитания)
-О ком и о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о животных и их среде обитания).
Перед вами лежат карточки с названиями разных животных. ( медведь, морж, песец, сова, заяц, лиса, дельфин, тушканчик, черепаха, скорпион). Вам нужно выбрать только тех животных, которые проживают на вашей территории. (групповая работа).
- По одному представителю каждой территории выйдите к доске и расположите названия животных под названием своей территории. (названия территорий напечатаны на доске)
- Почему вы расположили медведя и сову на центральной территории (на северной или нигде, или на обеих территориях)? – этот вопрос задаю , в зависимости от того, куда учащиеся определят медведя и сову.
3. Выявление места и причины затруднения. 3 мин.
- Проверьте свою работу по образцу на слайде.
северная центральная южная
морж заяц дельфин
песец лиса черепаха
тушканчик
скорпион
медведь ? сова ?
- Почему возле слов медведь и сова поставлен знак вопроса? (не знаем какой медведь: бурый или белый, какая сова: полярная или болотная (обыкновенная)
4. Построение проекта выхода из затруднения. 2 мин.
- Какую цель вы перед собой поставите?(узнать, к какой территории относятся животные медведь и сова)
- Что для этого будем делать? (выполнять задания)
- Ответы на задания помогут вам достичь цели.
5. Реализация построенного проекта. 5 мин.
- Прочитайте текст, который лежит перед вами и отметьте знаком ! то, что вы уже знали и знаком ? то, что вы раньше не знали.
Крайний Север отличается от других территорий животным миром. Там обитает очень крупный хищник белый медведь, который питается, в основном, рыбой. Согревает его тёплый мех. Поэтому ему не холодно даже в ледяной воде, где он проводит большое количество времени. Полярная сова белая под цвет снега. Охотится на грызунов. А также питается рыбой.
На центральной территории произрастают различные леса. Животные делятся на хищников, которые питаются более мелкими животными, и травоядных, которые едят растения. Бурый медведь всеяден. Может съесть ягоды, корни, траву. Но не откажется и от насекомых, червей. Иногда охотится на небольших косуль. Сова обыкновенная (болотная) охотится на мелких грызунов. Иногда может поймать небольшую птичку.
- Что вы отметили знаком !- Что вы отметили знаком ?- Чем питаются эти животные?
- На какой территории обитают?
- Какие признаки вам помогли это определить? (внешний вид, питание)
6. Первичное закрепление во внешней речи. 6 мин.
- Предположите, а в какой стране можно встретить всех этих животных? (В России)
- Да, это наша страна Россия.
- Посмотрите на карту России (карта на слайде). Наша страна очень большая и простирается от севера и до юга.
- Какой вывод вы можете сделать о животном мире России? (он разнообразен)
Парная работа.
- Заполните таблицу, наклеивая картинку с изображением нужного животного.
Среда обитания Питание Животное
вечные снега и льды рыба Белый медведь
холодная зима и тёплое лето Грызуны, птицы Болотная сова
смешанные леса, холодная зима и тёплое лето Ягоды, черви, корешки, мёд Бурый медведь
длительная суровая зима и короткое холодное лето Грызуны, рыба Полярная сова
Самопроверка по образцу на доске.
7. Самостоятельная работа. 7 мин.
- Выполните тест. (Я читаю вопросы сама (если времени останется немного), учащиеся читают сами (если позволит время), а учащиеся отмечают правильный ответ)
1. Как называется наша страна?
Россия Москва Шарья
2. На какой территории обитает болотная сова?
южная северная центральная
3. Какое животное обитает на северной территории?
лиса белый медведь дельфин
4. Чем питается полярная сова?
растениями птицами грызунами
5. Какого животного можно встретить на центральной территории?
песец заяц черепаха
Взаимопроверка по эталону на доске.
- Поднимите руку, у кого всё правильно. 1 ошибка, 2 ошибки, 3 и больше ошибок.
- В каком вопросе вы допустили ошибку? (проанализировать ошибки нескольких учащихся)
8. Включение в систему знаний. 3 мин.
- Как называется наша область?
- Какие животные обитают в нашей области?
- Охарактеризуйте среду обитания нашего края.
- Посмотрите на карту, где располагается наша область. (цветом наша область выделена на карте)
- Определите, к какой территории относится наша область и наш любимый город? (к центральной)
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока). 2 мин.
- На какой территории обитает белый медведь, бурый медведь, полярная сова и болотная сова?
(По ходу ответов учащихся на интерактивной доске появляется правильный ответ:северная центральная южная
морж заяц дельфин
песец лиса черепаха
белый медведь бурый медведь тушканчик
полярная сова болотная сова скорпион
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите карточку – сигнал.
- Продолжите фразу, записанную на доске:
Я узнал на уроке…
- Урок окончен.