Урок по познанию мира «Разнообразие животного мира»
Познание мира
Тема урока. «Разнообразие животного мира»
Цель: повторение, закрепление и углубление знаний учащихся по изученным группам животных.
Задачи:
1.Образовательные:
Повторить, закрепить и углубить знания о классе насекомых, паукообразных,
земноводных, пресмыкающихся, рыбах, птицах и зверях; их существенных отличительных признаках, особенностях строения.
2.Развивающие.
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог
развивать функциональную грамотность посредством решения логических задач;
Развивать творческую активность, речь, память, внимание, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
3.Воспитательные:
воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
воспитание, любознательности и пытливости в процессе учения;
воспитание чувства взаимопомощи , взаимовыручки.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Психо - эмоциональный настрой.
1. Стадия вызова
(мотивация учебной деятельности)
– Отгадайте загадки
Загадки.
1.Волосатая,зеленая,в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать все равно не может.(гусеница)
2.Не зверь ,не птица ,всего боится.
Половит мух0и в воду-бух!(лягушка)
3.Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но-ах!
Удрала, а хвост в руках!(ящерица)
4.По земле не ходят, на небо не смотрят,
Звезд не считают, людей не знают.
(Рыбы)
5.Он пятнистый, длинношей,
Нет длинных ног его длиннее.
Ходит важно, словно граф, а зовут его (жираф)
6.Хитрая плутовка ,рыжая головка, пушистый хвост – краса ,а зовут ее (лиса)
7.В яме спит зимою длинной, но чуть солнце станет греть, в путь за медом и малиной отправляется (медведь).
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.(воробей).
Не сидит она на месте ,
На хвосте разносит вести.(сорока)– Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?– Сегодня мы будем размышлять, учиться высказывать свою точку зрения, оценивать свои знания.
Отгадывают
Отвечают на вопросы
(работа в парах)«Рыбья кость»
Каждая пара получает лист бумаги с записанными зашифрованными словами:
– Расшифруйте слова:
ровобей кащумотбеге язмешагрукарукпакродилкоплаче– Какие слова были зашифрованы?– Проверьте, свою работу со слайдом
– Найдите лишнее слово.– Аргументируйте свой ответ.
(расшифровывают слова, записывая их)
(воробей);(щука);(бегемот);(змея);(груша)(рак);(паук);(крокодил)(пчела);
– Груша.– Груша с относится к царству растений, а все остальные слова к царству животных.
"Ключевые слова"
– Как называется наука о животных? (слайд)– А можно перечислить всех представителей царства животных?– Используя «ключевые слова», попробуйте определить тему нашего урока.(животные, разнообразие, мир) (слайд)
– Наука о животных называется зоология.– Нет. Их очень много.– Тема урока: «Разнообразие животного мира».
Групповая работа«Классификация»
– Сегодня мы будем повторять разнообразие животного мира .– Разделимся по рядам и попробуем распределить животных по группам.– Какие группы у вас получились?(слайд)– По какому признаку вы их так разделили?
– Дикие и домашние.
– По среде обитания.
«Дискуссия»
– А к какой группе мы отнесем таких животных, как попугая, черепаху, хомяка?– Наши мнения разделились, значит, данная классификация не удобна. Есть такие животные, которых трудно отнести к данным группам.– Посмотрите следующий слайд и скажите, на какие еще группы можно поделить животных? (слайд)– По какому признаку мы их разделили?– А к какой группе мы отнесем комара, муравьеда?– Значит, эта классификация нам тоже не подходит.– А еще, на какие группы можно разделить всех животных? (слайд)– По какому признаку мы разделили эти группы?
(мнения детей различны)– К домашним, потому что они живут у нас дома.– К диким, потому что они могут жить в природе без помощи человека. – Хищники, растительноядные, всеядные. – По способу питания(мнения детей различны)– Птицы, рыбы, звери, насекомые.
«Составление кластера»
– Давайте составим кластер: «Классификация животных по их строению»
– По их строению.(дети по одному подходят к доске и чертят соста
·°вляющие кластера)
Игра«Лови ошибку»
Физминутка.
Учитель заранее подготавливает материал, (информация на слайдах) содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.( задание содержит в себе ошибки 2 уровней:– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;– скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.)
- Изобразите любого животного, его повадки, движения, так. чтобы дети могли отгадать, о каком животном идёт речь
Учащиеся анализируют предложенный материал, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Изображают животных
Работа с текстом. Записи в таблице. Инсерт
2. Cтадия осмысления (работа с текстом, его маркировка)
– Прочтите текст статьи о животных и выделите инсерт – читая текст, делайте пометки по ходу чтения на полях«V» - уже знал«+» - новое«-» - думал иначе«?» - не понял, есть вопрос(слайд)– Прочитав текст еще раз, вернитесь к своим предположениям, вспомните, что предполагали раньше, возможно число значков увеличится.
(Читают текст, делают пометки по ходу чтения на полях)
Составление «толстых» и «тонких» вопросов
– Составьте «толстые» и «тонкие» вопросы (слайд)
«Тонкие» вопросы– Какие животные называются птицами?– Чем дышат птицы?
-Назовите группы птиц.«Толстые» вопросы– Почему птиц относит к позвоночным животным?– В чем различие пресмыкающихся и птиц?
Продолжение работы в таблице утверждений.
– Заполните последний столбик таблицы.
– Сравнивают утверждения до и после чтения.
Проверка знаний
Работа в группах
(развитие функциональной грамотности
Хищник – животное, которое питается другими животными.
Какое из указанных животных является хищником?
А) олень
В) волк
С) корова
Д) коза
Белые медведи и моржи не похожи
друг на друга, но оба выживают в условиях сильного холода. У белого медведя толстая меховая шуба, помогающая сохранить тепло. У моржей меха нет.
Что помогает моржам сохранить тепло?
А) усы
В) бивни
С) плавники
Д) слой жира
3) Что общего у птиц, летучих мышей и бабочек?
А) волосы
В) перья
С) крылья
Д) внутренний скелет
4) Приведи два примера деятельности человека, которая может привести к вымиранию животных.
1)
2)
5) Ёж – маленькое колючее животное. Когда он испуган, он сворачивается в клубок.
Как такое поведение помогает ежу?
А) Ёжа труднее увидеть, когда он в клубке.
В) Ёж выглядит крупнее, свернувшись.
С) Ёж может быстро укатиться.
Д) Ёж защищает мягкие части тела.
6) Почему многие животные пустыни более активны ночью?
А) Ночью меньше ветра.
В) Ночью более прохладно.
С) Ночью более сухо.
Д) Ночью меньше опасности.
3. Стадия рефлексии (исправление и дополнение кластеров)
– Давайте вместе исправим и дополним кластер, используя полученные знания.
(Исправляют и дополняют кластер.)
Сочинение синквейна(работа в группах)
Воспитательный момент
Синквейн это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.
По всем изученным классамПриступаем к творческой работе. Составим рассказ о вашей группе животных. Для этого понадобятся маленькие конвертики – взяли их.(В маленьких конвертах находятся заготовки для составления синквейна)
1._______________ 2._______________ 3._______________ 4._______________ 5._______________
– Найти существительное и приклеить его рядом с цифрой 1.– Найти два глагола и приклеить их рядом с цифрой 2.– Найти три прилагательных и приклеить их рядом с цифрой 3.– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.– Передать одним словом свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ. Запишите его под цифрой 5.
Охрана животных
Стихи о природе.
Представляют по группам полученный синквейн.
Самооценка
Оценки.
– Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на этом уроке?Я узналЯ научилсяЯ понял– Где вы можете использовать полученные знания в жизни?– Какие виды работы вам больше всего понравились?– Что вам дала совместная работа ?– Оцените свое отношение к уроку. Обсуждение самооценки деятельности. Проговаривание ошибок и неудач.
(ответы детей)
Рисунок 115