Структура и содержание рабочей адаптированной программы по учебному предмету «Химия» для детей с задержкой умственного развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе



Чолак Наталья Алексеевн
учительхимии
МКОУ «СОШ №2»,г.Юхнов, Калужская область



Структура и содержание рабочей адаптированной программы по учебному предмету «Химия» для детей с задержкой умственного развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе
































Содержание
Введение..3
Глава I. Особенности развития детей с задержкой психического развития4
1.1.Классификация детей с ЗПР...4
1.2.Особенности обучения детей с ЗПР......6
1.3.Коррекционная работа педагога....9
Глава II Структура и содержание рабочей адаптированной программы
по учебному предмету «Химия» для детей с задержкой умственного
развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе10
2.1.Пояснительная записка.10
2.2.Перечень учебно-методического и программного
обеспечения, используемого для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач учебного курса.13
2.2.1. Литература13
2.2.2. Дидактический материал.14
2.2.3. Учебное оборудование по химии14
2.2.4.Компьютерное оборудование...15
2.2.5.Лабораторное оборудование.15
2.3.Требования к результатам освоения учебного курса учащимися.16
2.3.1.Предметные результаты16
2.3.2.Личностные результаты.18
2.3.3. Метапредметные результаты...18
2.4.Примеры заданий для детей с ЗПР....20
Заключение.21
Литература..22

ВВЕДЕНИЕ
Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Согласно ФЗ «Об образовании» (№273-ФЗ): инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики. Образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются. Поэтому одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.
Одним из основных механизмов достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся является проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ). При этом адаптированная образовательная программа должна быть направлена на соответствие между процессом обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам и его реальными возможностями, исходя из специфики ограничения по здоровью, познавательных потребностей и возможностей.
В данной работе автор рассмотрит возможность разработки адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития, исходя из особенностей их развития.
Цель: создать структуру адаптированной образовательной программы по учебному курсу «химия» для детей с задержкой психического развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе.
Задачи:
Рассмотреть особенности развития детей с задержкой психического развития
Учесть особенности развития детей с задержкой психического развития, при составлении адаптированной образовательной программы по учебному курсу «химия» для детей с ЗПР, обучающихся в основной общеобразовательной школе.
Глава I. Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (далее ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
Классификация детей с ЗПР
Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть, классификацию можно считать этиологической.
а) конституционного происхождения
б) соматогенного происхождения;
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).
По-другому ЗПР конституционного происхождения можно называть – гармонический инфантилизм (по классификации Власовой- Певзнер). У детей данного типа наблюдается следующий ряд отличий:
эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития;
непроизвольное внимание;
мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет);
повышенный фон настроения (могут пропустить занятие из-за обиды на одноклассника, учителя);
преобладание игровых интересов;
непосредственность и яркость эмоций;
легкая внушаемость;
незрелость личности ребёнка;
нет своей жизненной позиции (часто меняет точку зрения).
Такие дети уже в течение начальной школы могут догнать своих сверстников по психическому развитию.
Дети с ЗПР соматогенного происхождения - это дети с соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д). Любые физиологические недостатки сопровождаются психическими отклонениями. Кроме этого родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц, создают режим запретов и ограничений (гиперопека родителей), все это еще больше влияет на состояние ребенка (даже больше, чем сама болезнь)
У детей данного типа наблюдается:
неуверенность в своих поступках;
боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность);
низкий уровень коммуникативной сферы.
Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются в психологической поддержке со стороны семьи и педагогов. Прогноз развития таких детей зависит от состояния их здоровья.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. К.С. Лебединская рассматривает три варианта развития таких детей:
а) аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (гипоопека);
б) аномальное развитие личности по типу кумира семьи (гиперопека);
в) аномальное развитие личности по невротическому типу (грубость, жестокость и т.п).
Таким детям характерны:
ранимость
неуверенность
неврозы
различные фобии
Нормальное развитие таких детей возможно, прежде всего, при изменении обстановки в семье.
У детей с ЗПР церебрастенического (церебрально-органического) происхождения) имеется органическое поражение центральной нервной системы, не вызывающее стойкого нарушения познавательной деятельности.
Таким детям свойственны следующие черты:
импульсивность;
малая способность к волевому усилию и систематической деятельности;
повышенная внушаемость;
отсутствие стойких привязанностей;
нерешительность;
безынициативность;
боязливость.
Особенности обучения детей с ЗПР
Особенностью ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций. Неспособность концентрировать внимание на существенных признаках объектов, избирательное восприятие наблюдаемого являются отличительными особенностями психической деятельности детей с ЗПР. Нарушения психической и недостаточность интегральной деятельности мозга (малое количество образования связей между отдельными перцептивными и моторными функциями) определяют ограниченность и фрагментарность представлений детей об окружающем мире. Кроме того, отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с ЗПР могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Выраженная познавательная активность при выполнении заданий и в ходе повседневной жизнедеятельности не наблюдается. Отмечается слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная ее целенаправленность, несформированность функций контроля. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения, гиперутомляемость. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. Это дети с различными формами психофизического инфантилизма (от лат. infantilis – детский, младенческий). Категорию детей с задержкой психического развития принято называть «дети с трудностями в обучении».
К типичным особенностям, свойственным детям с трудностями в обучении, обусловленным ЗПР, относят.
1. Наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками; ребенок не воспринимает и не выполняет школьных требований, но прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и также медленно ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словеснологическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. Наблюдается низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем, и темп работы снижен.
С возрастом все большую роль в процессе учения начинает играть произвольная память, которая становится целенаправленной и сознательно регулирует деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации. Продуктивность произвольной памяти зависит от активности ребенка при воспроизведении. Внутреннее напряжение, усилие, стремление припомнить отчетливо проявляются у нормальных детей. Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР. Свойственные им особенности: импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.
Особенно большое значение для повышения эффективности запоминания имеет умение использовать необходимые рациональные приемы запоминания (группировка слов и картинок, установление связей).
Таким образом, в отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию текста и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Это объясняется наличием у детей с ЗПР зоны ближайшего развития: они всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.
Вывод: дети с ЗПР обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, то есть способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент могут выполнить с помощью педагога.

Коррекционная работа педагога
Психолого-педагогическая коррекция предполагает систематичность, индивидуальный подход к ребенку, согласованность действий педагогов. Работая с ребенком с задержкой психического развития, важно учитывать неравномерность проявлений его познавательной активности и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Поэтому, прежде всего, необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Наиболее результативны будут задания, требующие при их выполнении разнообразной деятельности.
Для эффективности коррекционной работы необходимо систематически выявлять пробелы в знаниях и восполнять их (это становится тем более возможным, что объем материала для детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе дается по минимуму). При работе с такими детьми необходимо значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале. При этом надо помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.
Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Поэтому для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Использование различных инструкционных карточек, алгоритмов, заданий с опорой на образцы (наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные) поможет подвести ребенка с задержкой в психическом развитии к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам.



ГЛАВА II. Структура и содержание рабочей адаптированной программы по учебному предмету «Химия» для детей с задержкой умственного развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе.
Исходя из вышесказанного возникает вопрос о необходимости разработки адаптированной образовательной программы для ученика(-ов) с ЗПР при их обучении в общеобразовательной школе.
Пояснительная записка
В части 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ говорится о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В соответствии с п.28 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы по учебным предметам по химии и авторской программы курса по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных школ автора О.С. Габриеляна (2011г) Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №.253.
Цель данного курса: способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта, через применение химических знаний.
Задачи данного курса:
способствовать расширению и систематизации представлений учащихся о единстве живой и неживой природы;
способствовать формированию у детей знаний о составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве;
способствовать пониманию значимости химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности
способствовать формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием;
способствовать формированию умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности;
способствовать формированию умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризовать, сравнивать химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения;
способствовать приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни
способствовать воспитанию экологической культуры и навыков здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на практическую работу 9 часов, контрольные и зачетные уроки 7 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании адаптированной образовательной программы:
№ п/п
Изменение
Обоснование

Ведение
Практическая работа №1 Техника безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторной посудой.
Изменение последовательности изучения тем учебного курса. Практические работы в авторской программе предложено проводить блоками. Считаю это не совсем целесообразным , так как химия наука экспериментальная, и при знакомстве с предметом просто необходимо познакомится с ПТБ и получить первые навыки работы с посудой.

1. Атомы химических элементов
Добавлен урок по теме «НаноА что это значит?»
Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, в связи с новыми достижениями науки (практическая направленность изучения данной темы)

2.Простые вещества



3.Соединения химических элементов
Практические работы№2, №3
Изменение последовательности изучения тем учебного курса.

4.Изменения, происходящие с веществами
Практические работы№4, №5
Изменение последовательности изучения тем учебного курса.

5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Практические работы№№6-9
Изменение последовательности изучения тем учебного курса.


2.2. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.
2.2.1. Литература
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Химия, 1995.
Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Начала химии М.: Дрофа, 2006.
Макареня А.А. Рысев Ю.В. Дмитрий Иванович Менделеев. – М.: Просвещение, 1983.
Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1995.
Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. – М.: Детская литература, 1997.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006.
Штеремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /-Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронная библиотека
2.2.2.Дидактический материал:
Тетради на печатной основе (см.литература), инструкции, карточки с заданиями разного уровня сложности.
Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей –– Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с
2.2.3. Учебное оборудование по химии включает учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др.; тематические плакаты; таблицы.
Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь
аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкция по правилам безопасности труда для обучающихся
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
2.2.4. Компьютерное оборудование: использование компьютерного класса(прохождение тестов в электронном виде); ПК, проектор, экран.
Использование электронных средств обучения позволяет:
активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
формировать УУД;
2.2.5. Лабораторное оборудование включает в себя: натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.; модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; химическую лабораторную посуду, аппараты и приборы; химические реактивы и материалы.
В учебном курсе по химии предполагаются следующие формы организации деятельности учащихся:
-групповая; парная; индивидуальная;
- самостоятельная деятельность;
- практикум, лабораторная работа, проектная деятельность.
Предполагаемый итоговый контроль: контрольная работа.

Требования к результатам освоения учебного курса учащимися
На основе выводов из особенностей развития детей с ЗПР, задача работы педагога состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В данной программе направленной на изучение химии в 8 классе планируемые требования к результатам освоения учебного курса детьми с ЗПР будут выделены курсивом с подчеркиванием, остальному, соответственно, у них будет возможность научиться, в зависимости от результативности учебной деятельности.
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС необходима реализация системно-деятельностного подхода, направленного на формирование универсальных учебных действий
2.3.1.Предметные результаты:
ученик научится:
-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула и т.п.); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
-классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
-моделировать строение атомов элементов первого третьего периодов, строение простейших молекул;
-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
-строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- планировать и проводить химический эксперимент;
-использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
ученик получит возможность научиться:
-осознавать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознавать химические превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-умению устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;
-самоопределению к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
2.3.2. Личностные результаты:
чувство гордости за российскую химическую науку, гумманизм, отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов
2.3.3. Метапредметные результы (формирование универсальных учебных действий (УУД)):
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
умение выявлять проблему под руководством учителя, а затем и самостоятельно;
самостоятельно разрабатывать план действий для решения поставленной проблемы;
работая по плану, самостоятельно выявить ошибки;
формирование адекватной самооценки, на основании предложенных критериев
умение самостоятельно выявлять трудности, с которыми пришлось столкнуться при выполнении задания и предлагать пути их решения
Познавательные УУД:
умение считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
умение осуществлять самостоятельный поиск и выделение необходимой информации;
умение анализировать, синтезировать, классифицировать и обобщать факты и явления;
умение преобразовывать текстовую информацию в табличный вид и наоборот
умение читать графики, диаграммы
умение выделять главное в тексте (составлять тезисы)
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества в группе под руководством учителя,а затем самостоятельно;
самостоятельно строить свое взаимоотношение с группой(умение договариваться);
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
умение формулировать и аргументировать собственную позицию, собственное мнение;
самоконтроль и умение управлять поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий.
2.4.Примеры заданий для детей с ЗПР
Примеры заданий на коррекцию и развитие мышления
Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы (задание на соответствие)при этом школьник пользуется опорной карточкой (классы неорганических соединений):
1. Фтороводородная кислота A. Zn(OH)2
2.Угольная кислота B. Мn2О7
3. Гидроксид цинка C. Ва(ОН)2
4.Гидроксид бария D. Н2СО3
5.Оксид марганца (VII) E. HF
Сравните строение и свойства атомов химических элементов: Li и Na, используя план (задания на сравнение):
Схема распределения электронов:
-сколько электронных слоев в атомах?
-сколько электронов на каждом электронном слое?
-что общего?
-в чем различие?
Свойства атомов:
-сколько электронов на внешнем электронном слое? Почему?
-что будет происходить с этими электронами? Почему?- Сделайте вывод о сходстве и различии в строении и свойствах атомов.
Примеры заданий на коррекцию и развитие памяти
Найдите правильный ответ:
Понятие «генетическая связь» указывает на:
А) взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов неорганических соединений
Б) возможность получения сложных веществ из простых
В) превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов
Г) химические свойства веществ
Составьте формулы высших оксидов элементов с указанными порядковыми номерами:
20_______________7_____________15__________
17_______________11___________6____________

Развитию памяти способствует развитие воображение учащихся. Это можно использовать при составлении заданий по мысленному эксперименту, или давать задание на развитие образной памяти: какие металлические изделия ты встречал в жизни? Из каких металлов или сплавов они сделаны?
Таким образом, учитывая планируемые результаты обучения, построенные на основе особенностей психического развития детей с ЗПР, для них разрабатываются задания отличные от тех, которые предназначены большинству учащихся класса, а также контрольно- измерительные материалы для проверки усвоения темы с заданиями разного уровня сложности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе автором были рассмотрены особенности развития, обучения детей с задержкой психического развития. На основании этого была предложена структура и содержание адаптированной образовательной программы по учебному предмету «Химия» для детей с задержкой психического развития, обучающихся в основной общеобразовательной школе.
В рамках этой работы были рассмотрены только основные теоретические моменты работы с детьми с ЗПР в рамках общеобразовательной школы. Этого достаточно для практического применения на первых этапах.









Л И Т Е Р А Т У Р А
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учрежденийМ.:Дрофа,2011г.
III Педагогический марафон «Новой школе-новое качество». Часть 3ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Пособие для учителя. П-К, 2012 г
Основы коррекционной педагогики : курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. –Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008.
Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
Примерные программы по учебным предметам. Химия8-9 классы: проек.-М.: Просвещение,2011г.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Рубинштейн. С. Я. « Психология умственно отсталого школьника» Издательство «Просвещение» Москва 1986 г.
С.И.Сабельникова Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.; Академический Проект, 2006.
Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра Методический сборник / Под. ред. Самсоновой Е.В. М.: МГППУ, 2012.
Химия. Методическое пособие. 8-9 классы. Под ред. О.С. Габриеляна. – М. Дрофа, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дети с задержкой психического развития
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении Липунова Г.Н., Щепина М.И.








13PAGE \* MERGEFORMAT14915