Конспект урока по окружающему миру на темуОсень в природе
КОНСПЕКТ УРОКА
Дата:4.10.16
Предмет: Окружающий мир
Класс:3 А
Студентка: Вакарева Екатерина – 4Б
Учитель: Енарьева Е.В.
Тема: «Осень в природе»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: сформировать представление о элементарных научных представлениях, причинах осенних изменений в неживой природе.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с осенними явлениями неживой природы и осенними изменениями в растительной среде.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; прививать навыки экологически грамотного поведения.
развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, умение выявлять причинно- следственные связи изменений в неживой проде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: знать природные осенние явления неживой природы; знать осенние изменения живой природы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия .
КОММУНИКАТИВНЫЕ - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ- осознавать свое единство с окружающим миром; воспитывать любовь к истории Отечества.
ПК ОК ПО У
1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2 1.2.4.7 1.2.3.6.7. 1-12, 21-26
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, 4 класс; презентация.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Павловна. Сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира.
-Посмотрите на слайд, как вы понимаете пословицу:
(1 СЛАЙД) "Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна"
- Я желаю вам хорошо потрудиться, преодолеть все препятствия, а в конце урока каждому добиться успеха.
Давайте посмотрим, какие знания вы приобрели, выполняя домашнее задание. Приветствуют учителя
- Высказывают суждение, делают вывод.
2.Актуализация знаний.
Наблюдение и описание погоды.
- Ребята, какое сегодня число?
-Какова сегодня температура воздуха? Сколько градусов на улице?
- Какое состояние неба?
- А какая сила ветра?
- Есть ли сегодня осадки?
Организует проверку домашнего задания
- Ребята, откройте ваши тетради на печатной основе, проверим ваше домашнее задание.
- Объясните, как вы выполнили задание под номером 25.
-Теперь проверим задание №26.
- О каком поведении во время грозы напоминают знаки в №27?
- Какие условные знаки вы придумали в №28?
Словесная оценка проверки знаний. -4 октября
- Температура воздуха +15 С.
- Открывают тетради с домашним заданием
-Проверяют задание №25.
- В первой карточке: -сплошная облачность;
- + 10 градусов;
- снег;
-слабый ветер.
Ошибка в том, что при температуре воздуха + 10 не может идти снег.
- Во второй карточке: - ясно;
- +20;
- дождь;
- безветренно.
Ошибка в том, что при ясном небе не может быть дождя.
- Проверяют задание №26.
- Проверяют задание №27.
- Проверяют задание №28
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Ребята, теперь послушайте стихотворения:
Знойный, душный день. Опустел веселый сад,
Даже куры ищут тень. Паутинки вдаль летят
Началась косьба хлебов, В теплые края земли
Время ягод и грибов. Потянулись журавли.
Жаркое солнце, Тучи серые несу
Цветов аромат. Над землёю вязкой.
Время для отдыха И рисую я в лесу
Шумных ребят. Золотою краской.
-Ребята, о чем говорится в каждом стихотворении?
- Как выдумаете какая тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи сегодня нам предстоит решить по этой теме?
(2 СЛАЙД) - А какие изменения наблюдаются в природе осенью?
- Что вы можете сказать о высоте Солнца?
- Что можно сказать о длительности дня и ночи?
-Каким бывает осеннее небо?
- Какие выпадают осадки?
- Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите?
( 3 СЛАЙД) - Скажите, почему листья осенью меняют окраску?
- Каждую осень мы наблюдаем большое количество листьев на земле, как называется этот процесс опадания листьев?
- А почему происходит листопад?
- Ребята, а кто знает когда наступает бабье лето?
В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28августа и длится до 21 сентября.
1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября.
2) Старое Бабье лето с 14- го до 21 сентября.
- Ребята, а все ли деревья сбрасывают листву на зиму?
- Теперь давайте проверим правильность наших ответов по учебнику. - В первом стихотворении говорится о лете, а во втором стихотворении о осени.
- Осень
- Нам предстоит узнать о природных изменениях осенью и т.д.
- Осень наблюдаются такие изменения: температура воздуха становится ниже, опадают листья, птицы улетают в теплые страны, животные готовятся к спячке, продолжительность дня становится короче, чем ночь.
- Предположения детей
- День становится короче ночи.
- Небо бывает облачное, реже ясное.
- Дождь, иногда выпадает и первый снег.
- Осенние листья.
- Предположения детей.
- Листопад.
- Предположения детей.
- В сентябре
- Нет, хвойные деревья не сбрасывают листву.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откройте учебник на странице 52. Прочитайте текст про признаки осени.
- Так какие признаки осени мы можем наблюдать в природе?
-А теперь прочитаем, как же в старину называли осенние месяца?
- Теперь прочитайте про себя текст, затем ответим на вопросы, которые лежат у вас на партах.
- Почему меняют окраску листья осенью?
- Почему происходит листопад?
- А почему хвойные растения остаются вечно зелеными?
- Что происходит с травами осенью?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Читают текст:
"О чем чаще всего в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем. что после 23 сентября дни становятся короче ночи. Солнце поднимается невысоко. Все меньше тепла и света получает земная поверхность.
В октябре часто наблюдаются туманы, идут затяжные дожди. Иногда выпадает и первый снег, но в теплые дни он еще может растаять. В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок на застывших лужицах, у берегов рек и озер. Считается, что в этом месяце уже стучится чародейка зима. Неуютно становится в лесу.
..."
- Понижение температуры воздуха, первые заморозки, солнце поднимается невысоко, туманы, первый снег, хрупкий ледок на лужицах и т.д.
- " В старину вересень, сентябрь, считался месяцем первого инея (в переводе с древнеславянского врасенец - иней).
Октябрь называли листопадник.
Ноябрь получил название грудень - грудами (буграми) начинает замерзать земля".
- Читают текст про себя, отвечая на вопросы.
- Растения получают меньше тепла и света, уменьшается поступление воды и замедляется движение растительных соков. В листьях уже начинает разрушаться зеленое вещество хлорофилл.
- У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков, и листья постепенно отмирают и опадают.
- Восковой налет листьев - хвоинок предохраняет их от излишнего испарения влаги. Потому и не боятся зимней засухи хвойные деревья. И все же в хвоинках тоже накапливаются ненужные вещества, и они постепенно опадают. У ели хвоинки сменяются через 5- 7 лет, у сосны - через 2- 3 года. Среди хвойных деревьев есть удивительное исключение - это лиственница. Осенью мягкая хвоя желтеет и опадает.
- Однолетние травы отмирают. У многолетних трав отмирает обычно только надземная часть, а в земле остаются луковицы, корневища. У некоторых растений, например у калужницы, грушанки, брусники, листья остаются зелеными.
ВЫПОЛНЯЮТ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Ребята, теперь откройте тетради на печатной основе выполните №6 на странице 13.
Организуется проверка по эталону. - Выполняют задание
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Откройте теперь рабочую тетрадь на странице 12. Выполним №1.
- Прочитайте вопрос, что нам нужно сделать в этом номере?
- Какие изображены времена года и что вам помогло в определении этих картинок?
- Выполним теперь №2 и № 3. Вспомните что говорилось в учебнике о времени прихода осени.
- Используя схему упражнения №4, расскажите, какие изменения происходят осенью в неживой природе?
- В какое время года погода бывает такая?(слайд)
- Читают вопрос: "Какие времена года изображены на рисунках? По каким признакам ты догадался?"
-
- По календарю осень начинается 1 сентября.
По Солнцу 23 сентября.
В моем крае осень наступает 1сентября.
- 22 июня - день летнего солнцестояния.
23 сентября - день, когда продолжительность дня и ночи одинакова, а затем день начнет убывать.
- Рассказывают, используя схему, какие изменения происходят осенью в неживой природе.
- 1 схема: частичная облачность, +20, град, сильный ветер.
2 схема: сплошная облачность, + 2, дождь, слабый ветер.
Такая погода бывает осенью.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Закончите, пожалуйста, высказывания.
Сегодня на уроке я узнал...
Мне очень понравилось...
Я особенно запомнил...
Меня удивило...
Об этом я расскажу дома...
Домашнее задание: учебник стр.52- 55, ТПО стр.13 №7 Отвечают на вопросы.
Подводят итог
Записывают домашнее задание.
Учитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________