Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного исусства Красота осеннего леса 1 класс 
ЦЕЛИ:
Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.
Уточнить знания учащихся в распознавании листьев наиболее распространённых пород деревьев.
Познакомить с жанром изо - пейзаж осенних деревьев, 
Уточнить знания детей о понятии «цветовой круг», порядок расположения в нём оттенков.
Учить создавать образы с помощью новой техники рисования (оттиск листьев).
Развивать чувство цветовой гармонии и творческого воображения.
Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны. 
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 
-Ребята, к нам пришло необычное письмо (конверт с осенними листьями)!
-Вам интересно узнать, что же в нём написано? (ответы детей)
      Читаем:
Куда:    Школа № 9
Кому:    1  « Б » класс
От кого: от заячьего собрания из пригородного леса. 
       Здравствуйте, дорогие ребята!
      На заячьей поляне в лесу вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор . Одна половина зайцев считает ,что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю , а другая половина зайцев доказывает , что ещё рано , до зимы далеко .Одни доказывают , что трава ещё зелёная . Одни говорили , что осень уже наступила , а другие спорили , что осень ещё далеко .Мы не знаем ,что делать .Подскажите нам , пожалуйста ,ребята ! Вы же взрослые, умные, много узнали. Объясните нам , далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу .Предоставьте нам убедительные доказательства .Ведь менять шубки – дело непростое ! Надеемся на вашу помощь. 
                 Заячье собрание из пригородного леса. 
     -Ну что, ребята, поможем заячьему собранию предоставить убедительные доказательства? (ответы детей)
2.РАБОТА НАД  ТЕМОЙ УРОКА. БЕСЕДА .
-Для начала, ребята, давайте с вами вспомним, какой месяц у нас сейчас идёт. (Ответы детей)
-К какому времени года можно отнести этот месяц?
 Кто как считает?
                            (стихотворения детей)
       *Несу я урожаи, 
         Поля вновь засеваю, 
         Птиц к югу отправляю, 
         Деревья раздеваю, 
         Но, не касаясь сосен и ёлочек 
         Я    (осень)
-Давайте с вами вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Значит, мы можем сделать вывод, что осень уже наступила, так как идёт второй осенний месяц – октябрь. 
-Ребята, а ещё осенью происходит удивительное явление природы под названием « бабье лето » - это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью – нет дождей, небо голубое, погода тёплая, листья разноцветные. 
                              ( стихотворения детей)
         *Есть в осени первоначальной 
           Короткая, но дивная пора –
           Весь день стоит как бы хрустальный 
           И лучезарны вечера. 
-Как вы думаете, почему это явление природы назвали именно так – «бабье лето»?  (мнения детей)
      «Бабье лето » - это тёплые дни начала осени, которые получили такое название, потому что в это время в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие длинные  женские  волосы. 
-Ребята, а что происходит в лесу в это время года? (листва становится разноцветной)
           *Красива осень посмотри:
             И жёлтый лист, и красный
             Леса и рощи, и кусты 
             Наряд надели разный. 
-А о красках осени мы послушаем стихотворение. 
          *Осень на опушке краски разводила, 
            По листве тихонько кистью проводила. 
            Пожелтел орешник, и зарделись клёны, 
            В пурпуре осеннем, только дуб зелёный. 
            Утешает осень:
             -Не жалейте лето!
               Посмотрите – роща золотом одета!
-Ребята, давайте перечислим вместе с вами краски золотой осени. (Жёлтый, красный, оранжевый, коричневый, и т.д.)
-Давайте посмотрим на пейзажи осени, которые представлены на доске. Здесь рисунки наших ребят и иллюстрации художников . (рассматривание пейзажей на доске )
-Ребята, как вы уже заметили на всех картинах запечатлён пейзаж золотой осени в лесу, так что зайцам уже пора готовиться к зиме и менять серые шубки на белые. А мы с вами продолжим наше исследование и представим , что мы все вместе переместились в осенние леса .
-Какие породы деревьев можно встретить там?
-  Ответы на мои вопросы  непростые, а в виде загадок, которые нам вместе с вами нужно отгадать. ( Ответы сопоставить с соответствующими  картинками листьев на доске)
          1.Русская красавица, 
             Всем нам очень нравится. 
             Бела она, стройна, 
             Одежда зелена. (Берёза)                               
           2.Что за дерево растёт?
              Снег в июне нам несёт. 
              Снег же тот не тает, 
              В воздухе летает. (Тополь)
            3.Не берёза, не сосна –
               В тишине стоит она. 
               Но лишь ветер пробежит, 
               Вся листва на ней дрожит. (Осина)            
            4.Летом знойным зацветёт –
               Сразу пчёл к себе зовёт. 
               Круглые листочки, 
               Светлые цветочки. 
               Вкусен, сладок их нектар 
               Кто-то дерево узнал? (липа)
-Молодцы! Справились с заданием. 
А еще, какие деревья можно встретить в лесу? (клён, дуб, рябина и т.д.)
3. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ  МИНУТКА. 
-А теперь мы немного отдохнём и перейдём на игровое место. Представим себе , что мы «листочки »
которые висят на дереве и мёрзнут на ветру. 
Внимание! Повторяем за мной слова:
Мы листики осенние
На веточках сидим, 
Дунул ветер – полетели. 
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. 
Закружились, полетели
И на землю тихо сели .
4.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ. 
-А теперь, ребята, для вас задание от зайцев, которое я также прочла в письме. 
  Они просят вас смастерить для них дерево, под которым они смогут спрятаться от своих недругов,  которые за ними гоняются время от времени. 
    ИГРА «Собери осеннее дерево »:
-Для начала давайте с вами вспомним, из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листочки, корешки)
-У вас есть ствол, к которому необходимо добавить ветки и листочки. 
 Мальчики: веточки. 
 Девочки: листочки. 
Ребята выполняют задание.  
-Давайте хором перечислим: ствол, ветки, листочки.
5.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА СВОИХ  РАБОЧИХ МЕСТАХ. 
-Мы с вами вместе смастерили чудесное осеннее дерево, под которым могут спрятаться звери. Но одного дерева недостаточно .А теперь мы самостоятельно смастерим разноцветные ветки для нашего другого коллективного дерева , которое мы поместим на доске .
-У каждого на парте: краски, кисть, заготовленный лист с веткой, осенние листья. 
-Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования – оттиск (отпечаток).
-Как вы думаете, как мы сможем сделать отпечаток листочка?
-Правильно, мы должны листочек от дерева  покрыть краской разных цветов. Затем приложить его к листочку бумаги окрашенной стороной вниз для получения оттиска .Каждый раз будем брать новый листочек .Черешки можно дорисовать кистью .(работу дети выполняют под тихую мелодию ) .
6.ВЫСТАВКА РАБОТ. ОФОРМЛЕНИЕ  ДЕРЕВА  НА ДОСКЕ .
   7.ИТОГ УРОКА. 
-Как вы думаете, помогли ли мы зайцам?
-А теперь послушаем стихотворение:
           Пусты поля, 
           Мокнет земля, 
           День убывает, 
           Когда это бывает? (осенью)
-Что же мы им доказали? (наступила осень)
-И в завершении нашего урока мы послушаем стихотворение:
         Как хорошо в гостях у осени 
         Среди берёзок золотых! 
         Подольше б золото не сбросили, 
         Стоял бы лес багрян и тих. 
          Почаще б солнышко усталое 
          Гостило в золотом лесу, 
          Чтоб защитить от ветра шалого 
          Лесную позднюю красу. 
-Спасибо за урок! А на следующем уроке мы постараемся написать ответное письмо в лес заячьему собранию из пригородного леса с полными доказательствами.     
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Интегрированный урок  окружающего мира и  
изобразительного искусства:
«Красота осеннего леса».
            Разработала и провела
 Варламова Мария Ивановна 
учитель начальных классов
2009- 2010
13PAGE  15 
Рисунок 115