Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного исусства Красота осеннего леса 1 класс



ЦЕЛИ:
Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.
Уточнить знания учащихся в распознавании листьев наиболее распространённых пород деревьев.
Познакомить с жанром изо - пейзаж осенних деревьев,
Уточнить знания детей о понятии «цветовой круг», порядок расположения в нём оттенков.
Учить создавать образы с помощью новой техники рисования (оттиск листьев).
Развивать чувство цветовой гармонии и творческого воображения.
Воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны.


ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-Ребята, к нам пришло необычное письмо (конверт с осенними листьями)!
-Вам интересно узнать, что же в нём написано? (ответы детей)
Читаем:
Куда: Школа № 9
Кому: 1 « Б » класс
От кого: от заячьего собрания из пригородного леса.

Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне в лесу вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор . Одна половина зайцев считает ,что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю , а другая половина зайцев доказывает , что ещё рано , до зимы далеко .Одни доказывают , что трава ещё зелёная . Одни говорили , что осень уже наступила , а другие спорили , что осень ещё далеко .Мы не знаем ,что делать .Подскажите нам , пожалуйста ,ребята ! Вы же взрослые, умные, много узнали. Объясните нам , далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу .Предоставьте нам убедительные доказательства .Ведь менять шубки – дело непростое ! Надеемся на вашу помощь.
Заячье собрание из пригородного леса.


-Ну что, ребята, поможем заячьему собранию предоставить убедительные доказательства? (ответы детей)

2.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА. БЕСЕДА .

-Для начала, ребята, давайте с вами вспомним, какой месяц у нас сейчас идёт. (Ответы детей)
-К какому времени года можно отнести этот месяц?
Кто как считает?
(стихотворения детей)
*Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но, не касаясь сосен и ёлочек
Я (осень)
-Давайте с вами вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Значит, мы можем сделать вывод, что осень уже наступила, так как идёт второй осенний месяц – октябрь.
-Ребята, а ещё осенью происходит удивительное явление природы под названием « бабье лето » - это короткий промежуток времени с хорошей погодой ранней осенью – нет дождей, небо голубое, погода тёплая, листья разноцветные.
( стихотворения детей)
*Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
-Как вы думаете, почему это явление природы назвали именно так – «бабье лето»? (мнения детей)
«Бабье лето » - это тёплые дни начала осени, которые получили такое название, потому что в это время в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие длинные женские волосы.
-Ребята, а что происходит в лесу в это время года? (листва становится разноцветной)

*Красива осень посмотри:
И жёлтый лист, и красный
Леса и рощи, и кусты
Наряд надели разный.

-А о красках осени мы послушаем стихотворение.

*Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем, только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

-Ребята, давайте перечислим вместе с вами краски золотой осени. (Жёлтый, красный, оранжевый, коричневый, и т.д.)
-Давайте посмотрим на пейзажи осени, которые представлены на доске. Здесь рисунки наших ребят и иллюстрации художников . (рассматривание пейзажей на доске )
-Ребята, как вы уже заметили на всех картинах запечатлён пейзаж золотой осени в лесу, так что зайцам уже пора готовиться к зиме и менять серые шубки на белые. А мы с вами продолжим наше исследование и представим , что мы все вместе переместились в осенние леса .
-Какие породы деревьев можно встретить там?
- Ответы на мои вопросы непростые, а в виде загадок, которые нам вместе с вами нужно отгадать. ( Ответы сопоставить с соответствующими картинками листьев на доске)
1.Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)

2.Что за дерево растёт?
Снег в июне нам несёт.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь)

3.Не берёза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)

4.Летом знойным зацветёт –
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар
Кто-то дерево узнал? (липа)

-Молодцы! Справились с заданием.
А еще, какие деревья можно встретить в лесу? (клён, дуб, рябина и т.д.)

3. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

-А теперь мы немного отдохнём и перейдём на игровое место. Представим себе , что мы «листочки »
которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.
Внимание! Повторяем за мной слова:
Мы листики осенние
На веточках сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели .

4.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ.

-А теперь, ребята, для вас задание от зайцев, которое я также прочла в письме.
Они просят вас смастерить для них дерево, под которым они смогут спрятаться от своих недругов, которые за ними гоняются время от времени.

ИГРА «Собери осеннее дерево »:

-Для начала давайте с вами вспомним, из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листочки, корешки)
-У вас есть ствол, к которому необходимо добавить ветки и листочки.
Мальчики: веточки.
Девочки: листочки.
Ребята выполняют задание.
-Давайте хором перечислим: ствол, ветки, листочки.

5.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА СВОИХ РАБОЧИХ МЕСТАХ.

-Мы с вами вместе смастерили чудесное осеннее дерево, под которым могут спрятаться звери. Но одного дерева недостаточно .А теперь мы самостоятельно смастерим разноцветные ветки для нашего другого коллективного дерева , которое мы поместим на доске .
-У каждого на парте: краски, кисть, заготовленный лист с веткой, осенние листья.
-Сегодня мы познакомимся с новой техникой рисования – оттиск (отпечаток).
-Как вы думаете, как мы сможем сделать отпечаток листочка?
-Правильно, мы должны листочек от дерева покрыть краской разных цветов. Затем приложить его к листочку бумаги окрашенной стороной вниз для получения оттиска .Каждый раз будем брать новый листочек .Черешки можно дорисовать кистью .(работу дети выполняют под тихую мелодию ) .


6.ВЫСТАВКА РАБОТ. ОФОРМЛЕНИЕ ДЕРЕВА НА ДОСКЕ .

7.ИТОГ УРОКА.

-Как вы думаете, помогли ли мы зайцам?
-А теперь послушаем стихотворение:
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (осенью)
-Что же мы им доказали? (наступила осень)
-И в завершении нашего урока мы послушаем стихотворение:
Как хорошо в гостях у осени
Среди берёзок золотых!
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу.

-Спасибо за урок! А на следующем уроке мы постараемся написать ответное письмо в лес заячьему собранию из пригородного леса с полными доказательствами.


















Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9









Интегрированный урок окружающего мира и

изобразительного искусства:

«Красота осеннего леса».



Разработала и провела
Варламова Мария Ивановна
учитель начальных классов

2009- 2010









13PAGE 15








Рисунок 115