Перспективное тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с нарушениями зрения 
                                Психолого – педагогическая работа                    
             Образовательная область  «Познавательное развитие»
Цель:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование  первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». 
   Задачи: 
1. Развивать  познавательно – исследовательскую деятельность. 
2. Приобщать к социокультурным ценностям. 
3. Формировать элементарные математические представления. 
   Формировать  элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете,
размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
4. Ознакомление с миром природы. 
                            Содержание  психолого – педагогической работы 
                  Формирование элементарных математических представлений. 
   Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по количеству элементов: предметов разного цвета, размеров, формы;
учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения:»Здесь много кружков: одни  - красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных; или «красных и синих кружков поровну». 
   Учить считать до пяти (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. 
   Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?». 
   Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков, а зайчиков меньше, чем елочек. 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». 
   Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3  зайчика, и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну  - 3 и 3» или «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков поровну: 2 и 2». 
   Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать , приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданном числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). 
   На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. 
   Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать  результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).    Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). 
   Устанавливать размерные соотношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (это (красная) башенка – самая высокая, эта (оранжевая)  - пониже,  эта (розовая) – еще ниже,  а эта (желтая) – самая низкая» и т.д.).    Форма. Развивать представление детей  о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также кубе, шаре. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). 
   Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы, стороны. 
   Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой-маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). 
   Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь – прямоугольник и др.     Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки). 
   Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). 
   Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро = день – вечер – ночь). 
   Объяснить значение слов: «вчера»,  «сегодня», «завтра». 
                      
                                       Перспективное  тематическое планирование
                      Формирование элементарных математических представлений
№       Тема                     Программное  содержание          Дата
проведения
  1 – 2 недели
   сентября  
Мониторинг  уровня  развития  воспитанников 1.  Занятие  № 1. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.  Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу. сентябрь
2.  Занятие  № 2. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство и неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).  сентябрь
 3.  Занятие  № 3. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат,треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее-короче, широкий – узкий, шире-уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.  октябрь
 4.  Занятие  № 4. Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.Закреплять умение различать и называть плоские геометричекие фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.  октябрь
5. Занятие  № 5. Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры ( шар, куб, круг, квадрат, треугольник, осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать  левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.  октябрь
6. Занятие  № 6. Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами:   длинный – короткий, длиннее-короче, широкий – узкий, шире-уже, высокий- низкий, выше-ниже. Расширять представления о частях суток и их последователь-ности  (утро, день, вечер, ночь).  октябрь
 7. Занятие  № 7. Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».  Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)  независимо от их размера. Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.   октябрь
 8.  Занятие  № 8. Закреплять умение считать в пределах 3,познакомить  с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять в  умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, шире, узкий, уже, высокий, низкий, выше, ниже. ноябрь
9.  Занятие  № 9. Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 – 4; учить считать в пределах 4. Расширять представле-ния  о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.  ноябрь
10.  Занятие  № 10. Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы»Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро,  медленно. ноябрь
11.  Занятие  № 11. Познакомить с образованием  числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник прямоугольник). ноябрь
12.  Занятие  № 12. Продолжать учить считать  в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы  «Сколько?», «Который по счету?».. Учить сравни-вать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например, «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленная ленточка короче и уже красной ленточки».  Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. декабрь
13. Занятие  № 13. Закреплять умение считать в пределах 5, формиро-вать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например, «Длинная и широкая – большая дорога, короткая и узкая – маленькая дорожка». Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). декабрь
14.  Занятие  № 14. Продолжать формировать представления о порядко-вом  значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы    «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. декабрь
15.  Занятие  № 15. Упражнять в счете  и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представление о последователь-ности частей суток: утро, день, вечер, ночь. декабрь
16.  Занятие  № 16. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить со значением слов далеко – близко. Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.  январь
17. Занятие  № 17. Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов далеко – близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.  январь
18. Занятие  № 18. Упражнять в счете звуков  в пределах 5. 
Продолжать учить сравнивать три предмета по величине, раскладывая  их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. январь
19. Занятие  № 19. Упражнять в счете предметов на ощупь  в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).  февраль
20. Занятие  № 20. Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь  в пределах 5.  Закреплять представления о  значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.  февраль
21.  Занятие  № 21. Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозна-чать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Учить сравнивать 4 – 5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей  последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий. февраль
22.  Занятие  № 22. Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь. февраль
23.  Занятие  № 23. Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.  март
24.  Занятие  № 24. Закреплять умение двигаться в заданном направле-нии. Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать  результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.   март
25.  Занятие  № 25. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.  март
26.  Занятие  № 26. Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастаю-щей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.  март
27. Занятие  № 27. Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.   апрель
28. Занятие  № 28. Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко. апрель
29. Занятие  № 29. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?»,  «Который по счету?» и т.д. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последова-тельность частей суток: утро, день, вечер, ночь. апрель
30..  Занятие  № 30. Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. апрель
31  Занятие  № 31. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающейпоследовательности     обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз. апрель
32. Занятие  №  32. Закрепление программного материала  май
33.  Занятие  № 33.  Закрепление программного материала май
3 – 4 недели  
Мониторинг  уровня развития воспитанников май