Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по ФЦКМ в младшем возрасте.
Автор: Соболева Ирина Александровна, воспитатель; ГБОУ г. Брянск МБДОУ д/c №53 “Зелёный огонёк”
Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
по ФЦКМ в младшем возрасте.СЕНТЯБРЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
СЕНТЯБРЬ
«Детский сад» 1. До свидания, лето, здравствуй детский сад!
«Хорошо у нас в детском саду».
Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.
О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», стр.22
2.Наша группа. Игрушки «Наши игрушки, как предметы рукотворного мира».
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.
О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», стр.21
3. Кто о нас заботится? Мой дом. Моя семья. «Папа, мама, я – семья».
Формировать первоначальные представления о семье , как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени. О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», стр.13
4.Осень. Сезонные изменения в природе. «Рассматривание осенней березы»
уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях , используя модели; воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»,
стр. 29
Планируемые результаты:
проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет интерес к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; соблюдает правила элементарной вежливости, самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
ОКТЯБРЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
ОКТЯБРЬ
«Осень золотая» 1. «Что в огороде растёт. Фрукты и овощи.»
«Вот какой огород» Закреплять знание названий и внешнего вида овощей и фруктов, формировать обобщающее понятие «овощи», «фрукты», побуждать запоминать песенку, читать, передавая интонацию предупреждения, используя жесты. Дать первоначальные представления о пользе О и Ф для здоровья.
Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа, стр.63
2. «Птицы.» «Домашние птицы»
Закреплять знания о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, названия детенышей). Учить использовать в речи слова: цыплята, перышки, крылышки. Побуждать внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию.
Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа, стр.88
3. «Домашние животные и их детёныши.» «В гостях у бабушки».
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.
О.А. Соломенникова «Занятия во второй младшей группе д/с», стр. 12
4. «Осень в лесу (деревья, грибы). Дикие животные» «Теремок»
Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.
О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», стр.18
5. «Мой детский сад. Мои вещи и игрушки.»
«Идет Маша на прогулку-одежда»
Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.
О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», стр.14
Планируемые результаты:
ориентируется в помещениях детского сада, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами и неживой природой, понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос,не перебивает говорящего взрослого, проявляет интерес к книгам, рассматривает сюжетные картинки и иллюстрации, отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
НОЯБРЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
НОЯБРЬ
« Я в мире человек» 1.Мой дом. (предметы окружения: одежда, обувь, посуда, мебель)
"Дом, в котором я живу"
Познакомить детей с функциональным назначением предметов домашнего обихода (мебель, посуда) и способах безопасного обращения с ними. Обогащать и активизировать словарь по теме, побуждать поддерживать диалог. Познакомить с обобщающими понятиями "мебель", "посуда". Учить классифицировать предметы домашнего обихода по форме, величине, цвету. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа,
2. Я в мире человек. ЗОЖ. "В гости к Мойдодыру"
Развивать умения различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формировать представления об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Знакомство детей с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своем здоровье (полезная пища, физические упражнения, сон, закаливание). Формирование умения пользоваться мылом, полотенцем, зубной щеткой. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым (маме, воспитателю). Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью.
Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа,
3. Транспорт (едем, плывём, летим).
"Улица полна неожиданностей"
Познакомить с основными видами транспорта: воздушный, водный, наземный.Формировать
умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский, "скорая помощь", пожарная машина. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, колеса, руль и т. д. Формировать первичные представления детей о правилах безопасного поведения на дороге (переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, крепко держать маму за руку и т.д.). Знакомство с профессией "Милиционер". Воспитывать уважение к людям труда. Приучать детей соблюдать правила безопасного поведения на улицах города. О.М.Подгорных «ФЦКМ – занятия с применением технологии ТРИЗ»
4. Приближение зимы. Птицы. «Почему птицы улетают в тёплые края?»
Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; узнавать и называть детенышей. Формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Воспитывать любовь к животному миру.
Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Формировать понимание того, что часть птиц улетает в тёплые края.
Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа,
Планируемые результаты:
имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена, интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, своем прошлом, имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые), называет членов своей семьи, их имена, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал), может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы, умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов, умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, рассматривает сюжетные картинки, пытается отражать полученные впечатления в речи, использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами участие в ролевых играх на развитие умения проявлять заботу о родных и близких.
ДЕКАБРЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
ДЕКАБРЬ
«Зимушка – зима» 1.Календарь. Зима.
«Тихо, тихо снег идет…».
Расширять и обогащать знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени (пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно). Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам, снегу, метели. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы (на небе солнышко – наступило утро; на небе месяц и звезды – наступила ночь). Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.
О.А. Соломенникова «Занятия по ФЭЭП во второй младшей группе д/с», стр.
2.Зима в лесу.
«Путешествие в зимний лес» Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой. Развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию. Развивать речь, воображение, эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.
Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Экологическое воспитание дошкольников», стр.19
3. Снег и лёд на улице. «В гостях у Снеговика»
Программные задачи: Расширять представления детей о свойствах снега. Учить устанавливать простейшие связи между состоянием снега и температурой окружающей среды. Формировать умение определять и описывать свойства снега. Развивать наблюдательность.
4.Зимние забавы. "Новый год у ворот" Расширять представления детей о государственном празднике Новый год (в городе иллюминация, наряжают елки, приходит Дед Мороз и Снегурочка, все друг друга поздравляют, дарят подарки и т.п.). Обогащать и активизировать словарь детей по теме "Новый год", учить составлять простые предложения, формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать эмоционально положительное отношение к празднику. Приобщать детей к русской народной праздничной культуре. Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа, стр. 108
5. Новогодние сказки. Новый год! "Вот она елочка наша"
Расширять представления детей о ели, как символе праздника Новый год. Учить видеть отличие ели от других деревьев (хвоя, ветки направлены вниз, вечнозеленое). Расширять знания о елочных украшениях. Обогащать и активизировать словарь детей по теме "Новый год", учить составлять простые предложения, формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. Формировать представления о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами (свечи, бенгальские огни, петарды, елочные игрушки, электрические гирлянды и др.)Развивать эмоционально положительное отношение к празднику. Приобщать детей к русской народной праздничной культуре. Н.С.Голицына «Комплексно-тематические занятия»,2-я мл. группа, стр.100
Планируемые результаты:
выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, проявляет бережное отношение к природе, интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций; может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы, умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, рассматривает сюжетные картинки, пытается отражать полученные впечатления в речи, использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами,проявляет интерес к участию в праздниках.
ЯНВАРЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
ЯНВАРЬ
«Семья и традиции»
1.Зимние игры и развлечения.
«Зимние забавы» Расширять и обогащать круг знаний детей о зимних видах спорта. Дать знания о том, что к спортивным видам относятся и рус. народные игры. Воспитывать интерес к рус. народным играм, желание играть в них. Познакомить с народными традициями. Конспект прилагается
2. В гостях у бабушки (потешки)
«В гости к бабушке» Познакомить с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста. Конспект прилагается
3. Диво дивное, диво чудное! Народные игрушки. «Чудо-чудное, диво-дивное. Русская игрушка»
Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Конспект прилагается
ФЕВРАЛЬ
Месяц
Тема ДОУ Тема недели Тема НОД Программное содержание Примечание
ФЕВРАЛЬ
«Мой дом» 1.Предметы, их использование (подбери по форме)
«Волшебные приборы» Показать детям целесообразность использования бытовых приборов, насколько удобнее жить с ними; формировать системный и компонентный подход к приборам; ознакомить с техникой безопасного использования бытовых приборов; побуждать находить прямые аналогии бытовым приборам в окружающем мире; развивать воображение.
О.М.Подгорный «ФЦКМ у детей»,
Занятия с применением технологии ТРИЗ,
стр.72
2. Продукты питания «Мы ребята - поварята» Расширять представления детей о посуде и продуктах питания
Познакомить детей с некоторыми условными мерками (стакан, чайная ложка, столовая ложка, щепоть);
Активизировать в речи слова по теме «Посуда и продукты питания». Учить образовывать слова при помощи суффиксов:= ниц; =н; =к;
Способствовать развитию восприятия, памяти, речи, внимание,
Воспитывать дружелюбие, способность к совместной деятельности. Конспект прилагается
3.Путешествие на север и в жаркие страны. "Путешествие на воздушном шаре"
Познакомить детей мини-макетом Земли – глобус, показать, где находится Север и Юг. Познакомить детей с животными Севера и Юга, средой обитания, приспособлением к явлениям природы. Развивать наблюдательность, внимание во время рассматривания макетов: животные Севера и животные Юга. Рассказать детям о том, какими растениями питаются животные. Учить классифицировать животных, используя дидактическую игру «Кто, где живёт» Развивать мелкую моторику пальцев рук, дорисовывая силуэты животных. Конспект прилагается
4. Наша армия. «Есть такая профессия…»
Воспитывать уважительное отношение к людям военных профессий, узнавать российский флаг; активизация словаря по данной теме; развивать мышление, внимание, мелкую моторику;
Гражданско-патриотическое воспитание во второй младшей группе,
Автор: Соболева Ирина Александровна, воспитатель; ГБОУ г.Брянск МБДОУ д/c №53 “Зелёный огонёк”