Методическая разработка по географии на тему Организация проектной деятельности учащихся при изучении полярных областей Земли (7 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Организация проектной деятельности учащихся
при изучении полярных областей Земли
7 класс
Автор:
Антонова Наталья Александровна
учитель географии
Вологда
2016
Введение
Сегодня в практике обучения широко применяется технология проектной деятельности. Основу проектирования как вида учебной деятельности на уроках географии составляет практическая работа.
В практической работе над проектом деятельность учащихся над проектом осуществляется на уровне переноса знаний.
Для адаптации проектной технологии школьникам могут быть предложены практические задания в форме мини-проектов.
Организация мини-проекта в рамках одного урока с соблюдением всех этапов проектной деятельности представлена ниже.
Тема проекта: Сравнение природы и хозяйственного освоения полярных территорий (Арктики и Антарктики).
Цель: Сравнение природы Арктики и Антарктики. Практическое освоение полярных районов страны.
Задачи работы:
сравнить природу полярных районов Земли;
оценить природные условия и природные богатства территорий;
составить и защитить проекты на тему "Использование природных ресурсов Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей".
Необходимые материалы и источники информации: атлас, контурные карты Арктики, Антарктики; цветные карандаши, письменные принадлежности, ватман, дополнительный материал на основе интернет - ресурсов, энциклопедии.
Последовательность выполнения работы (работа осуществляется в малых группах (по 3-4 человека); каждой группе выдаются карточки-опоры с заданиями и графами для выполнения).
Задания для защитников Арктики.
1). Используя карты атласа и ранее полученные знания по теме, отразить на контурной карте (или в рисунке, схеме) главные виды хозяйственной деятельности в океане, подписать названия географических объектов.
2). Составленную модель карты Арктики проанализировать и обозначить условным знаком новые районы, пригодные для использования в хозяйственной деятельности. Выбор обосновать.
3). Ознакомить других учащихся класса с моделью карты.
Задания для защитников Антарктики.
1).Используя карты атласа (карты подобрать самостоятельно) и ранее полученные знания по теме, отразить на контурной карте (или в рисунке, схеме) главные виды хозяйственной деятельности на материке, подписать названия географических объектов.
2). Составленную модель карты Антарктики проанализировать и обозначить условным знаком новые районы, пригодные для использования в хозяйственной деятельности. Выбор обосновать.
3). Ознакомить других учащихся класса с моделью карты.
Задания для экологов.
1). Используя карты атласа и ранее полученные знания по теме, сравнить природные условия, богатства и экологическое состояние полярных районов Земли. Результаты сравнения отобразить в таблице
Вопросы для сравнения
Арктика
Антарктика
Компоненты природы (рельеф, климат, льды); подчеркнуть природные компоненты, используемые человеком в хозяйственной деятельности
Перечислить природные богатства
Районы осуществления хозяйственной деятельности; подчеркнуть среди них уникальные объекты природы, заповедники
Экологическая обстановка
2). Что вам известно об экологической обстановке в Арктике и Антарктике из других источников информации?
3). Оценить экологическое состояние полярных областей Земли, привести примеры, известные статистические показатели из дополнительной литературы, интернет - ресурсов. Придумать и нарисовать экологическую эмблему Арктики и Антарктики.
4). Ознакомить других учащихся класса с результатами работы.
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
(учебные задачи для учащихся)
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационно-мотивационный
а) установка на деятельность
б) актуализация знаний (устно, беседа)
(3-5 мин)
в) Целеполагание
Вы изучили полярные области. Назовите их.
Чем отличаются друг от друга Арктика и Антарктика?
С именами каких путешественников связана история освоения Арктики и Антарктики?
Благодаря каким качествам первооткрывателей мы знаем об этих областях?
Какова тема урока?
Одинаково ли освоены Арктика и Антарктика?
Какой проблемный вопрос возникает?
Чтобы ответить на данный вопрос, какие задачи необходимо решить сегодня на уроке? Определите план действий.
Организуют свое рабочее место. Называют полярные области (Арктика и Антарктика).
Конкретизируют понятия Арктика и Антарктика, показывают на карте, формулируют суждения, делают вывод. (Полярные области отличаются ГП, особенностями природы и хозяйственного освоения).
Оценивание личностных качеств первооткрывателей, осмысление ценностей "честность", "мужество"..
Формулируют тему урока
"Сравнение природы и хозяйственного освоения полярных территорий"
Почему Арктика и Антарктика освоены не одинаково?
Как используются природные ресурсы Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей?
Формулируют задачи урока.
(см. выше)
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные (знаково-символические,
логические),
коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Познавательные (постановка и решение проблем)
Регулятивные
2.
Процессуально-содержательный этап (решение познавательных задач в процессе приобретения и применения учебных действий). (15-20 мин)
Организация проектной деятельности.
1. Разработка заданий
2. Формирование малых групп
3. Подготовка источников знаний
4. Подготовка к практической деятельности
5. Разработка проекта
6.Оформление результатов
7. Презентация (защита проекта)
(10 мин)
1. Раскрывает значимость работы, выделяет подтемы.
2.Организует объединение школьников в группы, создает атмосферу эмоционального комфорта, осуществляет индивидуальный подход.
3. Каждой группе выдаются карточки-опоры с заданиями и графами для выполнения), см выше.
4. Организует выполнение работ обучающихся, мотивирует деятельность учащихся.
5. Консультирует, координирует, курирует работу учащихся.
Консультирует, координирует, курирует работу учащихся, стимулирует их к самооценке.
Организует дискуссию
1. Осознают мотив деятельности, значимость работы, принимают участие в обсуждении.
2. Группируются в малые группы.
(Защитники Арктики, защитники Антарктики, экологи).
3.Определяют источники информации. Включаются в практическую деятельность.
4.Выполняют работы.
5.Осуществляют поисковую деятельность:
1-2 группы: анализируют карты атласа, ресурсы интернета, энциклопедии; определяют виды хозяйственной деятельности в океане и на материке, выбирают форму оформления результата (контурная карта, схема, рисунок); подписывают названия географических объектов.
Анализируют, систематизируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод.
Экологи: анализируют карты атласа и дополнительные источники информации, статистические материалы; сравнивают природные условия, богатства; оценивают экологическое состояние полярных районов Земли, сопоставляют, делают вывод.
Оформляют результаты деятельности в соответствии с целями и выбранной формой (контурная карта, схема рисунок - модель карты Арктики и Антарктики; таблица, эмблема)
Результаты работы (модели на контурных картах, эмблемы) каждая группа вывешивает на доске и демонстрирует классу, формулирует выводы.
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
(учебно-информационные)
Познавательные
(логические)
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
3.
Оценочно-рефлексивный
Подведение итогов
(5 мин)
Подведем итоги урока (возвращаемся к проблемному вопросу). Как природные ресурсы Арктики или Антарктики наиболее рационально использовать в хозяйственной деятельности и как при этом сохранить и восстановить богатства этих природных областей?
Какие задачи решали на уроке?
Какие задачи вызвали затруднения?
Оцените ответы одноклассников.
Формулируют вывод под руководством учителя.
Оценивают ответы одноклассников.
Оценивают собственную деятельность, сопоставляют задачи с результатами деятельности.
(лист оценки см. ниже)
Коммуникативные
Регулятивные
Коммуникативные
Лист оценки учащегося
Формируемые
умения
Задания
Самооценка
Оценка
других групп
Оценка
учителя
Умение организовать рабочее место
Умение определять тему урока
Умение определять план действий (задачи урока)
Какие задачи необходимо решить сегодня на уроке? Определите план действий.
Умение подобрать карты атласа и др. источники информации
Используя карты атласа (карты подобрать самостоятельно) и ранее полученные знания по теме, отразить на контурной карте (или в рисунке, схеме) главные виды хозяйственной деятельности на материке, в океане, подписать названия географических объектов.
Умение показывать на контурной карте географические объекты
Умение сравнивать, оценивать, обобщать, делать выводы
1.Используя карты атласа и ранее полученные знания по теме, сравнить природные условия, богатства и экологическое состояние полярных районов Земли.
2. Оценить экологическое состояние полярных областей Земли
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Установите связь между природой и хозяйственным освоением территорий.
Умение составить модель карты, заполнить таблицу
1. Составить модель карты Антарктики и Арктики
2. Составить таблицу природных условий, богатств и экологического состояния полярных районов.
3.Придумать и нарисовать экологическую эмблему Арктики и Антарктики.
Умение ознакомить с результатами работы (вести дискуссию, отвечать на вопросы...)
Ознакомить других учащихся класса с результатами работы.
Умение работать в группе
13PAGE 15
13PAGE 14615
15