Перспективное планирование работы кружка Речецветик. Подготовительная группа.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 137»
Кружок по развитию коммуникативных умений дошкольников
«Речецветик»
Руководитель кружка: Макарова Елена Викторовна
Заседания кружка осуществляются еженедельно по четвергам 15.20 – 15.50.Цель:
качественная подготовка ребёнка к школе и развитие у него навыков:
- исследовательской деятельности;
- связной речи;
- системного и диалектического мышления.
Задачи:
Развитие связной речи в игровой деятельности.
Развитие умения концентрировать внимание на одном объекте.
Развитие умения удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом направлении;
Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Тема
Цели и задачи
Оборудование
Сотрудничество
с логопедом
и родителями
Литература
Предварительная работа
(проводят воспитатели группы)
Сентябрь
Диагностика по определению уровня решения проблем и комплексная психолого-педагогическая диагностика детей 6-7 лет
Октябрь
«Возраст человека.
Мой возраст».
(Составление описательных рассказов – «Системный оператор»)
*сформировать понятие «возраст человека»;
*обучать составлению связного рассказа по теме «Мой возраст»;
*учить устанавливать причинно-следственные связи.
*модель составления рассказа;
*таблица «системного оператора»;
*кукла «Буратино».
Попросить родителей воспитанников принести фотографии членов семьи ребёнка.
«Окно в школьный мир», с.106-107.
Рассматривание фотографий людей разного возраста; беседа о возможностях маленьких и взрослых.
«Съедобное //
несъедобное»
*Побуждать передавать содержание знакомого произведения через игру-драматизацию, вступая в общение со сверстниками посредством диалога, произвольно оперировать словами, развивать речевое внимание, голосовой аппарат.
*Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта;
* учить подбирать слова с противоположным значением;
*развивать речевое внимание.
Картинка на тему «Девочка кормит кур», мяч.
Консультация для родителей «Развиваем наблюдательность»
Интернет (Божко Е.С. «Обучалочка»).
Беседы на темы: «Дары осени», «Овощи-фрукты-ягоды».
Рассматривание картинок с изображением продуктов питания.
Сюжетно-ролевая игра «магазин».
«Забота о моём здоровье. Правила на всю жизнь»
(Решение
творческой задачи)
*формировать умение видеть и решать проблемы, используя при этом аналогии из личного опыта;
*дать понятие о том, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать противоречие в его признаках.
Обозначение творческого задания для трёх команд.
Пополнение информационных листов в уголке для родителей «Советы по оздоровлению».
«Окно в школьный мир», с.108-109.
Сбор материалов по сохранению своего здоровья.
«Путешествие
в организм
человека»
*закрепить знания о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов;
*развивать воображение, мимику, пантомимику;
*формировать желание беречь своё и чужое здоровье.
Конспект занятия.
Рекомендовать приобрести для ребёнка детскую энциклопедию «Путешествие в организм человека»
«Игровые технологии», с. 23-25.
Беседы о здоровом образе жизни.
Ноябрь
«Путешествие
к осени»
*развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность;
*закрепить знания детей об осенних явлениях в природе;
*формировать интерес к изменениям в природе.
Тексты стихотворений «Паучок-ткач», «Осенние листья», «Ветер», «Такой разный дождь».
В уголке для родителей «Учите вместе с нами» выставить тексты стихотворений об осени, посоветовать некоторые из них выучить дома.
«Игровые технологии», с. 49-53.
Чтение поэтических текстов об осени.
«Путешествие
по сказкам»
*способствовать развитию воображения, памяти, речи, пантомимической и речевой выразительности;
*закрепить знание содержания сказок;
*развивать творчество детей;
*формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребёнка.
Отрывки из текста разных сказок, аудиозаписи.
Рекомендовать родителям показывать дома мультфильмы и детские фильмы по русским народным сказкам.
«Игровые технологии», с. 64-68.
Чтение программных литературных и русских народных сказок.
«Органы чувств»
(Составление
загадок»
*учить детей подбирать сравнения, основанные на анализаторах восприятия человека (обонянии, осязании, зрении, вкусовом и тактильном ощущениях) и использовать их при составлении загадок;
*повторить имена признаков объекта и алгоритм составления загадки.
Лепестки цветка с изображением органов чувств.
Играть с ребёнком дома в игру «загадай, я отгадаю».
«Окно в школьный мир», с.110-111.
Игры с пособием «признак - значение признака»
«Эмоции
и чувства»
*продолжать придумывать сказки на основе известных алгоритмов;
*учить замечать и объяснять динамику изменения свойств характера героя в зависимости от производимых им действий.
Морфологическая таблица для каждой команды; карточки – «домики для настроений»; карточки, отражающие настроения у детей.
Играть дома с ребёнком в игру «Покажи эмоцию».
«Окно в школьный мир», с.113-114.
Игры «Маятник», «Зеркало», сбор «копилки» поступков и эмоциональных состояний».
Декабрь
«Путешествие
в гости к зиме»
*развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность;
*закрепить знания детей о зимних явлениях в природе;
*формировать интерес к окружающему.
Тексты стихотворений «Сосулька», «Снежная баба». Белые ленточки для подвижной игры «Карусель».
Рекомендовать родителям вместе с ребёнком дома вырезать снежинки и украсить ими окна своей комнаты.
«Игровые технологии», с. 45-49.
Чтение поэтических текстов о зиме.
«Поступки
и характер
человека»
*формировать у детей понятие о том, что по действиям героев можно определить свойства их характера;
*продолжать учить составлять небольшие рифмованные тексты.
Сюжетные картинки; схема составления лимериков.
Консультация «Что такое рифма?».
«Окно в школьный мир», с.115-116.
Чтение рассказов Носова, Осеевой, Воронковой о детях, рифмованных слов.
«Мир людей – это похожая разность: разные расы, места проживания, язык, питание, традиции и др.)
*учить моделировать текст и запоминать его с помощью составления пиктограммы;
*формировать понятие: люди на земле – это «похожая разность»;
*закрепить знания о некоторых символах других стран.
Пиктограмма стихотворения О. Высотской; листы для составления пиктограммы нового стихотворения; конверты с изображениями символов других стран.
Закрепить с детьми знание текста стихотворения «Есть где-то море-океан».
«Окно в школьный мир», с.119-120.
Чтение текстов по пиктограммам.
«Традиции людей разных национальностей»
(составление описательных рассказов – «системный оператор»)
*мотивировать уважительное отношение детей к традициям разных народов;
*формировать понятие о том, что современный мир интегрируется, люди разных национальностей больше узнают друг о друге и принимают уклад жизни и традиции других народов.
«Системный оператор», картинки с изображениями блюд русской кухни.
Посоветовать для домашней библиотеки ребёнка приобрести детскую энциклопедию о традициях и обычаях русского народа.
«Окно в школьный мир», с.120-121.
Заполнение экранов: современные традиции, традиции русской кухни, современная жизнь, традиции прошлого русского народа, традиции русской кухни прошлого, жизнь русских людей прошлого.
Январь
(первые две недели – зимние каникулы)
«Знакомство детей с басней
как литературным жанром»
*познакомить детей с басней как литературным жанром;
*заинтересовать прочитанным произведением И.С.Крылова «Кукушка и петух»;
*сравнить басню со стихотворением;
*напомнить детям различие в значении слов «лесть» и «комплименты».
Иллюстрации к басням И.С.Крылова.
Перечитать детям дома басню И.С.Крылова «Кукушка и петух».
А.В. Аджи, с.131-133.
Беседа на тему: «Мораль», «Нравоучение».
«Путешествие
по городу»
*развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность;
*Закрепить представление о городе, его отличии от деревни;
*формировать интерес к окружающему, совместным играм.
Логоритмическое стихотворение «На качелях», аудиозапись песни «Качели» из к/ф «Электроник».
Посоветовать родителям вместе с детьми совершить на ближайших выходных целевую прогулку по городу Воронежу.
«Игровые технологии», с. 60-64.
беседа о различных видах транспорта, сопутствующая показом предметных картинок из серии «Транспорт».
Февраль
«Правила
достойной жизни
в мире людей»
(Анализ литературных произведений)
*Учить выделять противоречия в смоделированных ситуациях из литературного текста, делать выводы, уточнять текст «загадалок» и составлять собственные;
*формировать понятие о достойном и недостойном поведении.
Разные книги с выразительными обложками; алгоритм анализа литературного героя; схема составления ситуативной игры «Да / нет».
Индивидуальные беседы с родителями
«Окно в школьный мир», с.121-123.
Чтение рассказов В.Драгунского; повторение алгоритма анализа литературного героя.
«Загадочный мир животных»
*учить пересказывать, передавая точно основную мысль текста;
*закрепить знания детей о внешнем виде и повадках представителей животного мира.
Карточки с изображениями следов животных, картинки по содержанию текста.
Рекомендовать пополнить «домашнюю библиотеку» ребёнка энциклопедиями о мире животных.
«Окно в школьный мир», с.150-152.
Чтение литературы о приспособлении разных животных к жизни в разное время года.
«Моделирование веществ»
(Решение творческой задачи)
*дать понятие о том, что неживую природу составляют твёрдые, жидкие и газообразные вещества;
*продолжать учить моделированию некоторых процессов и их объяснению.
Карточки с изображением жидкого, твёрдого, газообразного тела; картинки объектов неживой природы: сосулька, пар, лужа и т.д.
Индивидуальные беседы с родителями.
«Окно в школьный мир», с.154-155.
Закрепить знания детей о том, что можно изобразить твёрдое, жидкое, газообразное вещество в виде «маленьких человечков»; понаблюдать некоторые явления: снегопад, кипение, замораживание воды и др.
«Рукотворный мир – он разный»
*учить различать внешние особенности людей разных профессий;
*закрепить знания о назначении рукотворных объектов;
*продолжать учить составлению рассказов по портрету.
Предметные картинки; портреты людей на рабочем месте; план-схема для составления рассказа по картине на каждый стол.
Рекомендовать каждой семье обсудить с ребёнком дома профессии всех членов семьи."
«Окно в школьный мир», с.164-166.
Сбор информации об истории вещей; чтение рассказов о труде взрослых.
Март
«Такие
разные
профессии»
(пересказ)
*закрепить знания о значении некоторых профессий;
*продолжать учить моделировать текст и запоминать его с помощью модели;
*мотивировать желание при пересказе передавать интонацией характер текста.
«Круги Луллия» с набором картинок.
Предложить прочитать детям рассказ М. Бартенева «Про верную дружбу».
«Окно в школьный мир», с.108-109.
Работа над проектом «Профессия моей мечты».
«Путешествие
к весне»
*развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность;
*закрепить знания детей о весенних явлениях в природе;
*формировать интерес к окружающему, совместным играм.
Тексты стихотворений «Пришла весна», «Яблоневый цвет», «Весенняя берёзка».
Консультация логопеда «Диалог или монолог в семье»
«Игровые технологии», с. 53-56.
Чтение поэтических текстов о весне.
«Чему научились люди за тысячи лет»
(составление рифмованных текстов).
*учить самостоятельно придумывать рифмованные тексты, используя алгоритм.
Предметные картинки.
«Окно в школьный мир», с.129-130.
Чтение отрывков из рассказа «Приключения доисторического мальчика»; повторение приёмов составления лимериков.
«Путешествие в Зазеркалье по пейзажу»
(Составление описательных рассказов)
*закрепить знания детей о том, как делаются сравнения;
*продемонстрировать возможности «зазеркалья» - представления;
*учить детей делать сравнения при описании пейзажей;
*формировать понятия о том, что только человек умеет воображать и выражать это вербально.
Пособие по именам признаков; знакомые картины-пейзажи (2-3), баночки с веществами, имеющими запах.
Консультация для родителей «Что такое технология ТРИЗ?»
«Окно в школьный мир», с.132-133.
Составление загадок; нахождение в текстах образных выражений.
Апрель
«Изменение
предметов
во времени»
(Сочинение сказки)
*продолжать учить составлять тексты сказочного содержания;
*закрепить знания детей о возможности изменять (усовершенствовать) рукотворный мир.
Карточки с картинками.
Консультация на тему «Как научить ребёнка сочинять собственные сказки».
«Окно в школьный мир», с.170-121.
Повторение алгоритма составления сказки.
«Луна –
единственный спутник Земли»
(Анализ литературных произведений)
*уточнить представления детей о небесном теле – спутнике Земли;
*продолжать учить сужать поле поиска в пространстве;
*мотивировать к самостоятельному составлению «загадалок».
Модель Солнечной системы; таблица разгадывания «загадалок».
Рекомендовать пополнить домашнюю библиотеку ребёнка энциклопедией о строении Солнечной системы.
«Окно в школьный мир», с.181-183.
Чтение каракалпакской народной сказки «Земля, Луна и Ракета».
«Космический
город в будущем»
(Составление фантастического рассказа)
*продолжать учить детей составлять связный рассказ фантастического плана, используя алгоритм;
*закрепить знания детей о различных условиях проживания на Земле и в Космосе;
уточнить представления о назначении городов и главных их составляющих.
Листы бумаги, карандаши; схема составления фантастического рассказа.
Посоветовать предложить ребёнку дома нарисовать фантастический город в будущем.
«Окно в школьный мир», с.183-184.
Уточнить представления детей о назначении города.
«На Горизонтских островах»
*Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, оставлять предложения по определенной схеме;
* закреплять употребление обобщающего наименования «транспорт»;
* развивать фонематический слух, речевое внимание.
Картинки: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, трамвай, такси, пароход, лодка, катер; коробка, мяч.
Консультация для родителей «Поиграем в игры со словами»
Май
«Рассказ
по картине
П.П. Кончаловского
«Сирень»
*учить составлять рассказ по картине, включая в него описание объектов и их характеристику, предполагаемые действия и оценочное суждение; побуждать высказываться выразительно, образно.
Конспект занятия, текст загадок.
Фотомонтаж «Развиваем речь – играя!»
«Развитие речи и творчества дошкольников», с. 108-109.
«На помощь
Забывайкину»
*Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, упражнять в подборе прилагательных к существительным;
* расширять словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи, развивать речевое дыхание.
Плоскостные изображения избушки и ворот, предметны, конверт с заданиями, корзина с фруктами.
Консультация для родителей «Поиграем в игры со словами»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Веселый рыбак»
*Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;
* закрепить умение классифицировать рыб (морские, речные, аквариумные) и относить их к определенному участку карты водоема;
* научить по внешнему виду узнавать рыб;
*развивать речевое внимание, речевое дыхание.
Картинки: морские, речные, аквариумные рыбы; карточки с изображением моря, реки, аквариума; «ветерки» на каждого ребенка.
Рекомендовать пополнить «домашнюю библиотеку» ребёнка энциклопедией об обитателях морских глубин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Играть в дидактическую игру: «Морские/речные/аквариумные»
Диагностика по определению уровня решения проблем и комплексная психолого-педагогическая диагностика детей 6-7 лет
Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе / А.Г. Апресова, Н.А. Гордова, Т.А. Сидорчук. – М.: АРКТИ, 2010. – 232с. (Растём умными (Технология ТРИЗ)).
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. т(Программа развития).
Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 333с.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 144 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
Перспективный план кружковой работы по развитию речи "Речецветик"
с детьми подготовительной к школе группы
Заголовок 115