ПроектРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средством экспериментов и наблюдений за семенами растений.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средством экспериментов и наблюдений за семенами растений.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Опираясь на научные подходы и принципы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования, которые предусматривают построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, где сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, необходимо формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Поэтому необходимо развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей.
п.1.4. 7говорит о, том что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
п.3.2.5. 4 говорит об условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают: построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
п.4.6. о целевых ориентирах дошкольного образования относит следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет
Профессиональный стандарт педагога
п.4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Актуальность и значимость проекта.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоит, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, и результат был успешным, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса. Задача воспитателя ,направить ребенка, дать возможность ,самостоятельно исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, уметь правильно задавать вопросы, видеть результаты своих маленьких экспериментов, делать самостоятельно выводы опираясь на свои знания и умения.
В старшем дошкольном возрасте, когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Одним из практических методов является экспериментирование, наблюдение.
Экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Экспериментирование для детей является ведущим способом познания мира. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы. Когда дети проводят опыты, наблюдают они разговаривают, сравнивают, работают в коллективе, делают выводы и речь их обогащается.
Накопленные к 6 годам сведения об окружающем мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной области ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания высказываний, предвидений возможного развития событий. Такие качества являются предпосылками для успешного обучения детей в школе.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Практическая значимость и новизна, которая заключается в разработке цикла экспериментов, наблюдений, непосредственно- образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности к окружающему миру
Заинтересовавшись проблемой организации познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников , мною была исследована предметно пространственная среда и развитие интереса детей нашей группы .
По результатам беседы и наблюдений за детьми о предпочитаемом виде деятельности, я увидела:
1. дети самостоятельно не используют познавательно-исследовательскую деятельность(в частности экспериментирование)
2.предметно-пространственная среда в группе и на участке недостаточно оснащена
3.родители не обладают педагогической культурой в рамках данного проекта
Цель проекта: создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средством экспериментов и наблюдений за семенами растений и дальнейшего их проращивания.
Реализовать поставленную цель можно через решение следующих Задач:
1. Развивать познавательную активность детей ,через умения дошкольников наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы.
2. Развивать умения опытным путем получить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, для роста растений.
3.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду .
4.Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников
5. Повысить педагогическую культуру родителей с помощью консультаций, информационных стендов, совместных творческих работ с детьми.
Методы и приёмы:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);
- анкетирование и беседа с родителями.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь2015 - июль2016 )
Прогнозируемый результат: к концу реализации проекта:
У дошкольников повышается стремление к его познанию, проявляется познавательная активность.
Дети опытным путем находят знания о необходимых условиях для роста растений (на примере овса) , умения ухаживать за растениями.
У родителей повышается компетентность в вопросах развития познавательной деятельности.
I. ЭТАП - подготовительный
1.Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 6-7 лет.
3.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями по реализации проекта «Эксперименты и наблюдения за семенами растений и их проращивание».
5.Изготовление таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов), таблиц «Прорастание семян», «Строение семени».
6.Поиск художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о семенах и растениях.
7. Анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей
деятельности.
6.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.
7.Собрать и оформить коллекцию семян.
2 ЭТАП –практический
Результаты проведенного мониторинга о предпочитаемом детьми вида деятельности показали следующие результаты:
Уровень развития Познавательно-исследовательская деятельность
Начало проекта
низкий уровень 37%
Средний уровень 63%
Высокий уровень 0%
По результатам опроса было выявлено, что познавательная активность детей снижена.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности в своей группе я постаралась дополнить «уголок экспериментирования» ,учитывая рекомендации С.Н.Николаевой. Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты, весы, микроскоп, песочные часы, компас;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- разные виды бумаги: обычная, картин, наждачная, копировальная;
- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и т.д.;
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
В оснащении уголка экспериментирования активное участие принимали дети и их родители.
Работа с родителями
Анкетирование родителей по развитию познавательных способностей детей.
34%родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом.
45%анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
21%родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
По итогам анкетирования, можно сделать вывод, что родители уделяют внимание детям в вопросах экспериментирования, но им необходимо обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.
Подготовили консультации для родителей: «Развивайте познавательные интересы детей». «В саду или в огороде», «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности» Памятка для родителей на тему:«Как отвечать на детские вопросы?»
План работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Эксперименты и наблюдения за семенами растений и их проращивание».
Мероприятия месяц Цели Ответственные
1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. сентябрь Привлечь родителей к реализации проекта «Проращивание семян овса в разных условиях». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что"Для чего растению семена'', "Строение семян". сентябрь Расширять кругозор детей. воспитатель
3Сбор коллекции семян
Сентябрь-октябрь
Развитие психических процессов (внимание, память, интеллект), воспитание в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам .Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
дети, родители
4.Рассматривание коллекций семян Октябрь развитие социально-коммуникативные навыков. дети
5.Знакомство со злаковыми культурами (рассматривание семян ржи, пшеницы, овса). октябрь Развитие внимания, памяти, мышления дети
6.Сбор семян овса , подготовка емкости, земли
Ноябрь
Воспитывать трудолюбие
Воспитатель, родители, дети
7.Проведение беседы о пользе зелени овса для домашних птиц и животных. Ноябрь развивать познавательный интерес, мотивировать к проращиванию овса воспитатель
8.Постановка проблемы, "какие условия необходимы для прорастания семян овса?"
Посадка семян овса в разных условиях
Ноябрь Вызвать у детей познавательный интерес, побудить их к экспериментированию. воспитатель
Пластический этюд «Семечко»
Ноябрь Развитие раскрепащенности детей, театрализованных способностей 9.Наблюдения за проращиванием семян в разных условиях Ноябрь - декабрь Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семенах в разных условиях.
воспитатель
10.Выращиваем растения
декабрь
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Введение дневника наблюдений воспитатель
11.Изготовление травянчиков каждым ребенком, для своих животных Декабрь-январь Использование полученных знаний о благоприятных условиях для прорастания растений дети
12.«Срез овса для птиц и домашних животных»
Январь
Воспитывать желание о необходимости выращивания зеленого овса – витаминный корм, который полезен птицам и животным
дети
13.Рассматривание семян через лупу
Какое наше семечко.
февраль Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать способность анализировать увиденное, сделать умозаключение том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. дети
НОД в подготовительной группе «Семена и зародыши»
февраль расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность (познавательное развитие).
воспитатель
14.Практическая деятельность
Выращивание рассады (помидоры, огурцы, баклажаны, перец)
февраль
Продолжать формировать навыки посадки. Выяснить влияние размера и качества семени на скорость прорастания.
Дети, воспитатель
Проводим занимательные эксперименты «Хитрые семена»
«В почве есть воздух»
«Что внутри» «Живой кусочек» «Висячие сады»
познакомить со способами проращивания семян показать, что в почве есть воздух. Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Дети, воспитатель
15.Труд в уголке природы
«Растут ли наш овощи?»
Февраль- март
Продолжать формировать у детей правильность построения суждений и умения делать выводы. Введения дневника и схем.
дети
16.Чтение: русская народная сказка «Вершки и корешки», украинская. народная сказка «Колосок», Чтение русской народной сказки «вершки- корешки», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи». март Обогащение активного словаря детей, развитие связной речи, развитие восприятия художественной литературы воспитатель
17.Оформление выставки книжек- малышек «От семени к ростку» Апрель
Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений и правильно отражать наблюдения в рисунке. Развитие творческих способностей. Воспитатель, дети
18.Труд в уголке природы Пикировка рассады. Апрель- май
Дать понятие детям о значении пикировки растений. Продолжать формировать трудовые навыки по уходу за растениями. воспитатель
19.Дидактические игры: «Что растёт на огороде?», «Где прячутся детки?», «Дары лета», «От семени до овоща», «Опиши, я отгадаю», «Приготовь салат», « Готовим борщ», Вершки и корешки», «У кого какие детки» «Узнать, из каких семян какие растения вырастают»..
На протяжении всего проекта Расширить знания детей о растениях; узнавать их по описанию, сравнивать и различать семена растений; концентрировать внимание, работать в коллективе. развивать экологические знания дошкольника, речевую и творческую активность, интерес к исследовательской деятельности. воспитывать эмоционально – ценностное отношение к природе; Воспитатель дети
20. Фоторепортаж «Как мы сажаем и
ухаживаем за растениями». Май Привлечь к совместному труду всех детей в группе. Развивать творческие спасобностивоспитатель дети
21Труд в природе
«Подготовка грядки к высадке рассады» Май
Развивать желание ухаживать совместно со взрослыми за растениями на огороде.
воспитатель дети
22Труд в природе
«Высадка рассады в открытый грунт» «Забота о растениях»
.
Май -июль
Приобщать детей к посильной деятельности высадки рассады в огород. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. (полив, взрыхление, прополка сорняков)
воспитатель дети
23. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. На протяжении всего проекта
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами,развивать восприятие музыки,худ.литературы,фольклоравоспитатель, музыкальный руководитель
24. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». Июнь-июль
использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. дети
25.Создание фотоальбома «От семени до плода». июль Подвести итог проделанной работы. воспитатель
3 ЭТАП- заключительный
На основе проведенных бесед с детьми и наблюдений на середину исследования, можно сделать вывод, что уровень познавательно- исследовательской деятельности повысился.
Уровень развития Познавательно-исследовательская деятельность
Начало проекта Познавательно-исследовательская деятельность
Середина проекта
низкий уровень 37% 0%
Средний уровень 63% 72%
Высокий уровень 0% 28%
Дети с родителями собрали коллекцию семян.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - тепло, растения - вода, растения – свет. Выяснили пользу зелени овса для домашних животных.
Результаты экспериментов фиксировали в рисунках.
Самостоятельно выращивали травянчика из семян овса для домашних животных.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о семенах : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации . проводились дидактические игры и игры-драматизации,игры-этюды.
Проводились рассматривание и сравнение семян (овса, укропа, огурцов, гороха, помидоров), посадка семян для рассады.
Оформили выставку книжек- малышек «От семени к ростку»и по своим иллюстрациям дети подготовили рассказ о том, как они вырастили зелень овса, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Изготовление поделок «Весёлые человечки», вырастили травянчика,
Создание фотоальбома «От семени до плода».
Вывод: В результате углубленной работы по данной теме, у детей удалось повысить умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку знаний с целью выявления причинно - следственных связей, дети стали активнее задавать познавательные вопросы. Увеличился опыт творческой познавательной деятельности с помощью экспериментирования, осознания роста своих достяжений, чувства собственного достоинвтва, умение работать в коллективе. Уровень педагогической компетенции родителей по познавательному развитию повысился, родители активно участвуют в выполнении домашних заданий по экспериментированию, оформлении творческих отчетов. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями .