Методы музыкотерапии, как коррекция межличностных отношений




Методы музыкотерапии, как коррекция межличностных отношений








Подготовила:
воспитатель
6 класса
Щекалова
Валентина
Васильевна


2015-2016год
Музыкальное воспитание одно из направлений художественного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством, развитие музыкально-практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
Музыкотерапия один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов.
Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях:

1)коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;

2) активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

Профилактический, лечебный и коррекционный эффект музыкотерапии заключается в возможности реконструирования психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирования его положительного эмоционального состояния, настроения, «поднятия» над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем.
Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
Музыкотерапия основывается, прежде всего, на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей обучающихся в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Музыкотерапия, связана с развитием наглядно-образного мышления, воображения, способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию.
Такая форма направлена на моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию.

«Музыкальные картинки» в таком сеансе восприятие музыки осуществляется совместно с воспитателем, который в процессе слушания помогает детям мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 1015 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.
Для того чтобы снять напряжение после уроков у обучающихся, я, как воспитатель, использую классические музыкальные произведения. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др.
Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пения птиц, шелест листвы создают в воображении детей музыкальную картинку, которую с эмоционально-вербальной поддержкой воспитателя дети начинают представлять.
Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть тихий час, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (кровати в спальном корпусе) после активной деятельности детей: спортивный час, обед.
Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, я усиливаю музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с детьми я выясняю, что «видели», чувствовал, переживал, делали в воображаемом музыкальном путешествии, предлагаю словесно описать воображаемую картинку или нарисовать ее красками или карандашами.
Когда начинается самоподготовка, а обучающиеся к ней не готовы, мне как воспитателю приходится корректировать некоторые отклонения в психоэмоциональной сфере, то я прибегаю к такому методу, как музыкальное моделирование.

«Музыкальное моделирование» этот вариант рецептивной музыкотерапии направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышения эмоционального тонуса или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положительный коррекционный эффект в данном варианте музыкотерапии может быть достигнут, если составлена минипрограмма из фрагментов классических произведений.
Если первоначальный музыкальный отрывок соответствует душевному, эмоциональному состоянию, настроению детей, которое они испытывает в данный момент, и если последующие два отрывка создают комбинацию произведений, слушание которых постепенно выводит детей из неблагоприятного для них состояния, переключают на противоположное и желаемое эмоциональное состояние.
В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, я использую «музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели . . . Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как
«Баркарола», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лебедь» К.Сен-Санса,
Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена.
А снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта,
«К радости» Л. Бетховена,
«Мелодия» Глюка.
Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д.Б.Шостаковича,
«Чардаша» В.Монти,
«Финала венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Листа и других произведений.

«Живая музыка» такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение воспитателем музыкальным инструментом. В этом варианте воспитатель помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).

Варианты использования рецептивной музыкотерапии с обучающимися с проблемами в развитии могут быть различны. Помимо специальных занятий положительный эффект дают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий.
Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности детей и негативно сказывается на общем ходе его развития.
В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать обучающимся почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп).
Мини-релаксации я провожу в конце внеклассных занятий, требующих от обучающихся большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.

Релаксация завершается разными движениями (потягиванием с| открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.).



ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластеина /Е.В. Андриенко. – 3 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 265 с.
2. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: «Академия», 2002. – 435 с.
3. Бодалёв, А.А. Психология межличностного общения /А.А. Бодалев – Рязань, 1994
4. Бодалёв, А.А. Личность и общение /А.А. Бодолев – М., 1983
5. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в психологии /Т.П. Гаврилова //Вопросы
психологии. 1975. – №4. – С. 18-24.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 416 с.
7. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология /И.В. Дубровина – М.: «Академия», 2001. – 356 с.
8. Захарова, Л.Н. Дитя в очереди за лаской: [Дет. дома] Л.Н. Захарова. – М.: «Политиздат», 1991. – 221 с.
9. Инновация в российском образовании: система предупреждения социального сиротства. – М.: Издательство МГУП, 2000. – 80 с.
10. Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети-сироты». – М.: Издательство МГУП, 1997. – 214 с.
11. Кайгородов, С.П. Психодиагностика межличностных отношений в малых группа /С.П. Кайгародов – М., 1987
12. Карелин, А.Л. Психологические механизмы межличностного общения








ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1

13PAGE 15


13PAGE 14515
Щекалова Валентина Васильевна



15