Способ решения межличностных отношений воспитанников Традиции в группе


Выступление Тетерина А.Н. 13.02.2017г.
Традиции как способ решения межличностных отношений воспитанников разных возрастных групп.
Ввести ребенка в мир  человеческих отношений –
 одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. Детей надо
 приучать жить среди людей, формируя у них
определенные психологические качества
 (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Цель: создание позитивного микроклимата в группе.
Задачи:
- формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения посредством введения традиций в группе;
- установление атмосферы доверия и общности в группе.
Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций; сплочению группы.
Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут и должны быть свои традиции.
Наша 4 группа называется «Лесовички». Девиз нашей группы: С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки.
Мы с ребятами создали «Правила дружбы»: не ссориться, не бояться просить прощения, если обидел друга, быть вежливым, не злиться, не жадничать, помогать друг другу, быть честным, быть внимательным.
Со временем, сложились и традиции нашей группы:
1 традиция   утреннего приветствия «Утро добрых встреч», «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на  совместную деятельность);
2 традиция «отмечаем дни рождения» – сплочение коллектива.
3 Мы завели «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё можно класть красную фишку,  за плохой - синюю. В пятницу анализируем, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
4 «Комплименты нашей группы», пока мы их собираем в шкатулку, которую планируем эстетично оформить в виде памятки, подарить детям на выпускном, как напутствие, чтобы они всегда помнили о добре, комплиментах в дальнейшем своем пути;
5 для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей мы традиционно используем в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим»;
6 «Волшебный диванчик», подразуемевает принцип изолированности  ребенка в случае конфликтной ситуации между детьми, если не решается ситуация иным способом. Предложить ребенку побыть одному, провести саморефлексию, подключается через некоторое время воспитатель, обсуждаем, и с отличным настроением продолжаем день. В группе есть 5 детей, которые только этим образом могли справиться с ситуацией, и сейчас, после проведенных с нами дней, месяцев, уже применяют способы решения конфликта словесно и на месте, т.е.научились анализировать и делать выводы.
7 ежедневно в группе имеется дежурный по дружбе, у него своя спец одежда (оранжевый платочек) на плечи, и свои функции-помогать разрешать конфликтные ситуации поругавшимся, помогать застенчивым детям войти в коллектив с утра и тп.
8 «страна мирилкино», с помощью дежурного по дружбе, туда приглашаются разругавшиеся дети, и они находят пути примирения: чтение книг на тему дружбы, игры и совместная деятельность на примирение.
9 Лента мира: игры на сплочение коллектива с приминением ленты (фиолетовый цвет – дети поругались… желтый - примирение)
10 «Очаг тепла» применяется оранжевая ткань, проводим игры с релаксационной направленностью, снятием напряжения.
11 «Гора успехов» - развитие чувства уверенности и ответственности у детей; посоветовались с родителями и дома все завели деткам плакат, по типу аппликации. Разграничили основные моменты в подготовке к школе. Это у всех индивидуально, работали с каждым родителем. В пределах 10-15 ярусов имеет гора. И дети, приходя домой выстраивают себе каждую неделю такую гору..куда продвинулся, к чему стремиться.
Результат:
Введение обычаев и традиций в жизнь детей позволило создать в  наших группах атмосферу, характеризующуюся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Ребята стали более внимательнее и терпимее относится друг к другу, проявлять эмпатию, уступать. Очень приятно наблюдать, как дети самостоятельно разрешают конфликты, используя приемы, найденные во время совместных обсуждений. Традиции и обычаи сделали жизнь наших групп увлекательной и наполненной, а нашу работу по формированию позитивного микроклимата в группе эффективной и качественной.
Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в наших руках!