Методы коррекции межличностных отношений воспитанников в процессе их социализации



Методы коррекции межличностных отношений воспитанников в процессе их социализации


Подготовила:
воспитатель
6 класса
Щекалова
Валентина
Васильевна

2015-2016уч. год


В школах-интернатах России воспитываются более полумиллиона детей оставшихся без родительского тепла.
У детей, растущих, в интернатных учреждениях наблюдается не только отставание в развитии личностных образований, но и отставание в межличностных отношениях. Дети, растущие в условиях закрытых учреждений, как правило, недостаточно осваивают эти навыки. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно стремятся к вниманию и отвергают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение.
Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Отчужденность, эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии воспитанников школ-интернатов.
Часто эти дети подвержены психической и эмоциональной депривации, снижению эмоционального фона общения, преобладанию групповой отнесённости, направленность общения с ребёнком в основном в сторону регламентации поведения, что ведёт к нарушению межличностного общения.
Основной задачей работы любой школы-интерната является социализация воспитанников, их интеграция в современное общество. Под социализацией понимают становление ребёнка в системе социальных отношений, то есть ребёнок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей.
Для воспитанника школы-интерната наиболее значимыми для социализации выступают коллектив сверстников, воспитатели школы-интерната.
Обучающийся в школе-интернате, так же как и любой другой человек, живёт в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Осваивая эти роли, человек и становится личностью.
Как свидетельствует анализ практики, в ряде детских учреждений проводится работа по организации полноценного и удовлетворяющего детей общения с воспитателями.
У детей обнаруживается обострённая жажда контакта со взрослыми, они радуются при виде старших, проявляют неутомимый интерес, живо реагируют на их мнение и оценку.
В сфере общения обнаруживается сниженная инициативность детей, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относительная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных экспрессий.
В связи с этим изменяется позиция воспитателя – главным становится развитие личности ребёнка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Задача воспитателя в создании социально-эмоционального комфорта для ребёнка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия, взаимопомощи.
Меняется система организованного режима, учитывающего права детей:
- на свободное время;
- на добровольное участие в коллективной деятельности;
- на самостоятельное общение по своему выбору- на участие в решении внутренних вопросов группы.
Воспитатель не столько контролирует жизнь воспитанников, сколько озабочен созданием для каждого из них благоприятных условий развития. Он не просто педагог – он «замещающая мама». Отношение детей школы-интернат к воспитателю при этом становится более тёплым и доверительным, «родственным».
Дефекты в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии, отсутствие адекватных форм общения приводит к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских учреждений интернатного типа оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться.
Первый симптомокомплекс - неуверенность ребёнка в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его, любит ли, проявляется в таких симптомах, как очень охотное выполнение своих обязанностей, проявление чрезмерного желания здороваться с воспитателем, излишняя словоохотливость, болтовня; ребёнок очень часто приносит и показывает воспитателю рисунки, предметы, всегда находит предлог, чтобы занять воспитателя своей особой, постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны воспитателя.
Второй симптомокомплекс свидетельствует о различных формах неприятия ребёнком взрослых и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения – «исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении»; иногда стремиться, а иногда избегает здороваться со взрослыми; в ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность; очень переменчив в поведении; иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу, неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему обвинений; всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.
Межличностное общение воспитанников друг с другом – это конфликты с другими детьми, и чаще всего вызывают обвиняющие реакции, причём, в основном это реакции самозащитного типа.
Но, замечено, что ни в школе, ни в детском доме при конфликтах с другими детьми практически совсем не встречаются реакции самозащитного типа «извини меня, пожалуйста, я больше так не буду».
Воспитанники школ-интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками. Им присущи агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т. е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособность конструктивно решить конфликт. В школе-интнрнате ребёнок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причём, сам не может предпочесть ей какую либо другую группу. Принадлежность к определённой группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведёт к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сёстрами.
Задачи социального воспитания:
- направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе;
- необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия;
- конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека.
Социально-профилактическая работа.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей. Создание условий для полноценного личностного развития.
- разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей.
- создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению.
- психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).
программа профилактики межличностных конфликтов
Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом – формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека , в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Сегодня в сфере воспитания используются далеко не все педагогические средства, в том числе и такие эффективные, как игра. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом влияния взрослого, когда он чувствует себя полноправным субъектом деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами решают их. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Педагогическая теория игры раскрывает воспитательные возможности, выявляет условия и специфические приёмы руководства развитием личности в игровой деятельности. Их можно объединить в следующие группы
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с неадекватным поведением и с недостатками в развитии личности. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, сдержанности).
Коррекция – (исправление), определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. При характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков поведения или развития речь может идти о специальных педагогических приёмах, перестройке отдельных функций организма, форм

Система занятий по коррекции межличностных отношений воспитанников средствами игровой деятельности

занятий по игровой коррекции межличностных отношений детей. Каждое занятие по коррекции состоит из ряда этюдов и игр. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент на занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятие состоит из нескольких этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько самостоятельных задач.
1 этап. Разминка.
Занятие начинается с общей разминки. Её задача: сбросить инертность психического и физического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребёнка к совместному занятию, настроить детей на активную работу, контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.
2 этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) Дети знакомятся с элементами выразительных изображений: мимикой, жестом, позой, походкой.
3 этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и др. ), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
4 этап. Игры и этюды имеющие направленность на определенного ребёнка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
5 этап. Завершение занятий.
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Содержание этапов:
I этап работы – ориентировочный.
1 занятие
Знакомство детей друг с другом. Дети садятся полукругом около ведущего. Всем участникам ведущий предлагает назваться любым именем (или названием животного), которое сохраняется за ребёнком на всё время занятий. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Ведущий так же называет себя.
После такого знакомства предлагаем детям игру «Жмурки». Весёлая и азартная она снимает первоначальную настороженность ребёнка. В то же время эта игра – хороший диагностический приём, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения соподчинения.
Затем предлагаем детям игру «Паровозик». Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, усиление произвольного контроля, развитие умения подчиняться требованиям одного.
Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везёт детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия.
Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятия останется неизменной и превратится в ритуал.
2 занятие.
Продолжается курс спонтанных игр. В ходе игр возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы. Ведущий находится в групповой комнате, но не вмешивается в детские игры. Через три занятия уже можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
лидер (приветствуемый всеми).
2). товарищ лидера (прихвостень).
3). неприсоединившийся (оппозиционер).
4). покорный конформист (баран).
5). «козёл отпущения» (изгой).
Это означает, что первый уровень I этапа групповой психокоррекции заканчивается. Окончание этого уровня отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего.
Второй уровень I этапа – это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее необходимо включать спонтанные игры на определённое время в каждое занятие. Это называется «свободное время». (20 минут в конце занятия).
3 занятие.
Игра «Жмурки».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры: все дети идут приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом хором начинают петь:

Кот, кот, Ананас,
Ты лови три года нас!
Ты лови три года нас!
Не развязывая глаз!

Кот принимается ловить играющих. Дети дразнят кота.
2. Игра «Жучок».
Цель игры: раскрытие групповых отношений.
Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки.
3. Свободное время.
Предложить детям сюжетно-ролевые и настольные игры.
4. «Хоровод».
Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравенства и пресечение привилегий.
Требуемая групповая структура сложилась, если: водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Жучок» и «Крепость»; возникают спонтанные тактильные, ласковые интеракции, между членами группы; появилось серьёзное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия.
Когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить ко второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приёмах.
II этап работы – реконструктивный
К началу второго этапа были уже видны трудности общения каждого ребёнка, а так же неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребёнок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, когда ребёнок удовлетворил свои фрустрированные потребности (в безопасности, в принятии-признании). Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры. Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения полного образа самого себя. Чтобы это реализовать используется такой методический приём, как обратная связь. Каждый ребёнок получает обратную связь в специально организованных играх «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения».
Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребёнка свойства характера, например трусость. Это игры «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребёнок может сказать себе: «вот я какой хороший. Я, конечно, не очень смелый, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте и сам их выдумывать. Я могу играть в необитаемый остров, владеть собой». Ключевой момент II этапа – это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «спускание» нужной характеристики личности , авансом, сверху. Таким образом, очерчивается зона ближайшего развития ребёнка.
Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ребёнка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребёнок.
4-е занятие
Игра «Ассоциация»
Цель игры: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.
Ход игры: ребёнок жестами, мимикой изображает другого ребёнка, его особенности, привычки. Остальные отгадывают, кого он изображает.
Игра «Страшные сказки».
Цель игры: развитие смелости, уверенности в себе, снижение тревожности. Игра направлена на объединение группы.
Ход игры: помещение затемняется и дети начинают по очереди рассказывать в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи.
Гимнастика.
Спортивная игра «Турнир»
Цель игры: воспитание произвольного контроля, корректировка аффективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе за счёт того, что ребёнок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.
Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:
а) «Попади в кеглю». Ребёнку предлагается сесть, оперевшись руками сзади, и согнуть ноги. Перед ногами кладётся мяч. Ребёнок должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.
б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом надо держать в «замке» не отпуская.
в) «Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкаясь либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснётся земли второй ногой.
г) «Сядь-встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.
5. Хоровод.
5-е занятие
Игра «Бип».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит «бип».
Гимнастика.
3. Игра «Семейный портрет».
Цель игры: игра служит социометрии детской игровой группы, а так же отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения. Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.
4. Игра «Зеркало».
Цель игры: дать возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети – зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.
Педагог следит за правильностью отражения.
Свободное время.
Хоровод.
6-е занятие
Игра «День рождения».
Цель игры: для сплочения группы детям даётся возможность высказать свои обиды, снять разочарование. Ход игры: выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить: обижал ли он кого - то и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
игра «Путаница».
Цель игры: поддержание группового единства.
Ход игры: считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит и распутывает её, не разнимая рук детей.
Гимнастика с весёлыми человечками.
Игра «Мальчик – наоборот».
Цель игры:развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. «Мальчик-наоборот» должен делать не так как все.
5 свободное время (забавы за столом).
а) « Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенниса. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох и дунуть в чашку так сильно, чтобы шарик вылетел из неё.
б) «Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь положить её на стол. Побеждает тот, кто не отрывая локтя от стола, заставит партнёра положить руку на стол.
в) различные настольные игры в которых надо соблюдать правила.
6. Хоровод.
7-е занятие.
Игра «Крепость».
Цель игры: дать детям возможность проявить агрессию. Диагностика: кто с кем захочет быть в команде. Ход игры: группа детей делится на две команды. Каждая команда строит крепость. Одна команда защищает крепость, а другая штурмует.
2. Гимнастика
3. Игра «Изображение предметов»
Цель игры: воспитание наблюдательности, воображения, умения видеть другого Ход игры: ребёнок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал – становится ведущим.
4. Игра «Щит и мяч».
Цель игры: выход агрессии, эмоционального напряжения.
Ход игры: ведущий держит щит, а дети бьют об него мячами.
Свободное время.
6. Хоровод.
8-е занятие
Игра «Чунга-Чанга»
Цель игры: коррекция эмоциональной сферы ребёнка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Ход игры: путешественник пристал на своём корабле к «Волшебному острову», где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошёл на берег, как его окружили жители чудесного острова и стали танцевать вокруг, напевая:

Чудо-остров,
Чудо-остров,
Жить на нём
Легко и просто!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.
2. Гимнастика.
«Попугай», «Лебеди», «Тюлень на суше», «Тюлень в воде», «Мартышка», «Змея».
3. Игра «Баба Яга».
Цель игры: коррекция эмоции злости, тренировка способности воздействия детей друг на друга. Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу лицом друг к другу. Педагог предлагает показать: какое бывает выражение лица у взрослых когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (дети разыгрывают 2-3 сценки). Что вы делаете в ответ? (дети разыгрывают 2-3 сценки).
4. Спортивные игры.
А) « Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, а последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка – первый играющий пытается схватить последнего. Остальные дети крепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз не роль головы дракона назначается другой ребёнок.
Б) «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-либо из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех – игра кончается.
в) «Расставить посты». Дети маршируют под музыку. Впереди идёт командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке. (линейка, круг, по углам и др.)
5. Хоровод.
9-е занятие.
Игра «Узнай по голосу».
Цель игры: игра на внимание, умение узнавать друг друга по голосу.
Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
2 Игра « Передай по кругу»
Цель игры: достичь взаимопонимания, сплочённости.
Ход игры: дети идут по кругу и передают «горячую картошку», «ледышку», «бабочку».
3. Гимнастика.
«Фокусник», «Силач с гирями», «Клоуны с гирями», « Змея», «Клоун и змея», «Воздушные акробаты», « На батуте акробаты», « Клоун на батуте», «Йог ходит по разбитому стеклу».
4. Игра «Два друга»
Цель игры: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Ход игры: дети слушают в исполнении педагога стихи Т. Волиной «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать
Один решил купаться – стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну
И плавать опасается: «А вдруг я утону»
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится – румянец на щеках.
Другой стоит растерянный у друга на виду.
«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?»
Гроза друзей застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал – согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами: « К-хе,к-хе, апчхи!»



Методика «Выбор воспитанника»
Повторное выяснение мотива выбора в системе межличностных отношений подтвердило предыдущие исследования.
Основными мотивами дети считают следующие качества: добрый – 5 б., весёлый – 5б., аккуратный – 5б. ировании определённых личностных качеств.


Игра «Четыре стихии».
Цель игры: развитие внимания связанного с координацией зрительного и слухового анализаторов. Ход игры: играющие сидят по кругу. Когда ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки, на слово «вода» - вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим.
2. Гимнастика.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы». На звук верхнего регистра – становятся в позу «тополя».
3. Этюд «Встреча с другом».
Цель этюда: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё, формировать выразительные движения. Ход этюда: педагог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями. Скучно в городе без друга! Прошёл месяц. Однажды мальчик идёт по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» по желанию дети разыгрывают эту сценку.
4. Игра «Кораблик»
Цель игры: повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло – это кораблик. Сначала все дети изображают хорошую, спокойную погоду. А потом, при слове «буря» они начинают создавать шум, кораблик качается всё сильнее. Ребёнок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!»
5.Хоровод.
12-е занятие.
1. Игра «В магазине зеркал»
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Упражнение детей в уверенном, послушном поведении. Ход игры: в магазин зеркал вошёл человек с обезьянкой на плече (один из детей изображает её). Она увидела себя в зеркалах (зеркала – дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же.
2. Гимнастика.
3.«Ледышки», «Ручейки», «Дождик», «Фонтанчик», «Лёд», «Солнце»
4. Этюд «Очень худой ребёнок».
Цель этюда: формирование умения выразить страдание и печаль.
Ход этюда: ведущий объясняет детям: ребёнок плохо ест, он стал худым и слабым. Его может повалить даже муравей.

Это кто там печально идёт?
И печальную песню поёт?
Повалил его с ног.
Митя из дому шёл,
До калитки дошёл,
Ну, а дальше идти он не смог.
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, болел.
И вот он лежит одинок.
Муравей повалил его с ног.

Дети распределяют между собой роли Мити, бабушки и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Он не ест. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Далее разыгрывается сценка по содержанию стихотворения.
4. Игра «Три характера».
Цель игры: сопоставление различных характеров, коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Ход игры: дети слушают три музыкальных пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Рёвушка». Вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением рёвушки. Трое детей договариваются кто кого будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам кто кого изображает.
«Хоровод»
Ведущий предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы то с вами добрые, весёлые и дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
С целью определения эффективности данной программы была проведена повторная диагностика межличностных отношений в группе.
Исследование с целью выявления социометрического статуса воспитанников дало результаты отражённые в социоматрице. (см таблицу 6).
На основании данных матрицы выбора была построена социограмма

3. Игра «Дружная семья»
Цель игры: развитие эмоционально-выразительных движений руки, адекватного использования жеста, отражение сложившихся взаимоотношений в игровой группе.
Ход игры: дети сидят на стульчиках расставленных по кругу. Каждым занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой забивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует или вяжет и др. (с воображаемыми предметами!) Приятно посмотреть на семью, в которой все так дружно работают!
Свободное время
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, на тему: «Наша дружная группа»
Цель рисования: закрепление в рисунке впечатлений, полученных от игры и общения со сверстниками, выявление страхов, снятие тревожности.


5. Этюд «Так будет справедливо»
Цель этюда: эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера, обучение пониманию того, как оценивается то или иное поведение. Ход этюда: ведущий предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку. Вдруг щёлкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал в угол рядом с младшим.
- Почему ты встал рядом с братом? – спросила мама.
-Так будет справедливо, - серьёзно ответил ей старший сын. – Ведь это я придумал кидаться подушкой.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».



ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластеина /Е.В. Андриенко. – 3 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 265 с.
2. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: «Академия», 2002. – 435 с.
3. Бодалёв, А.А. Психология межличностного общения /А.А. Бодалев – Рязань, 1994
4. Бодалёв, А.А. Личность и общение /А.А. Бодолев – М., 1983
5. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в психологии /Т.П. Гаврилова //Вопросы
психологии. 1975. – №4. – С. 18-24.
6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 416 с.
7. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология /И.В. Дубровина – М.: «Академия», 2001. – 356 с.
8. Захарова, Л.Н. Дитя в очереди за лаской: [Дет. дома] Л.Н. Захарова. – М.: «Политиздат», 1991. – 221 с.
9. Инновация в российском образовании: система предупреждения социального сиротства. – М.: Издательство МГУП, 2000. – 80 с.
10. Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети-сироты». – М.: Издательство МГУП, 1997. – 214 с.
11. Кайгородов, С.П. Психодиагностика межличностных отношений в малых группа /С.П. Кайгародов – М., 1987









ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1

Щекалова Валентина Васильевна



Заголовок 415