Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера.

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для
профессиональной деятельности концертмейстера.
Из опыта работы концертмейстера
Образцовой шоу-группы
«Поющие звезды»
МОУ лицей «МОК№2»
Г. Джанкой»
Гаврилович Е.С.

Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д.
В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей.
Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания занимается образцовая шоу-группа «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК№2» г. Джанкой, Крым, Россия, которая создает широкий общекультурный, эмоционально-значимый фон по эстетическому музыкальному направлению, который способствует адаптации и самореализации личности.
Работая десять лет в данной группе, а до этого 9 лет в кружке гимнастики концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации.
Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:
приобщить ребенка к миру прекрасного;
помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;
развить музыкальность;
формировать его жизненную позицию.
Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:
Общей музыкальной одаренностью.
Хорошим музыкальным слухом, воображением.
Умением охватить образ и форму произведения.
Он должен быть:
артистичным;
суметь воплотить замысел автора;
быстро освоить музыкальный текст;
читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;
быть личностью.
Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:
Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.
Транспонировать текст в пределах кварты.
Владеть навыками игры в ансамбле.
Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.
Знать основные дирижерские жесты и приемы.
Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, нюнсов: темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).
Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно)) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.
Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.
Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.
Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.
Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.
Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей. На занятиях вокала (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.
При первом исполнении вокального сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать певцов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к вокальной звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.
Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании ансомюля: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает вокальный коллектив во время концерта.
Участие концертмейстера в повседневной работе вокального коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.
Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:
достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;
пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;
в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;
чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;
обладать сценическим опытом музыканта.
Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.
Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.
Данная методическая рекомендация предлагается концертмейстерами хоровыхи вокальных коллективов разных возрастных групп в кружках учреждений дополнительного образования.
Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера на примере песни Е.П. Крылатова «Крылатые качели».
Аккомпанемент «гармонические фигурации».
Это произведение – один из лучших образцов школьной песни в репертуаре старшего хора музыкально-хоровой студии. Несмотря на то, что каждый год учащиеся обновляют песенный репертуар, «Крылатые качели» – любимая песня не только у ребят, но и у слушателей любого возраста. Она волнует сердца людей своей певучей мелодией, тематическим материалом, яркостью и эффектным фортепианным изложением партии сопровождения. Имя Евгения Павловича Крылатова, советского композитора широко известно в нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах – это и балет, эстрадная и симфоническая музыка, произведения для хора и музыка к драматическим спектаклям.
Очень популярны и отдельные песни, написанные для детей, это «Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи».
Песня «Крылатые качели», написанная на слова популярного детского поэта-песенника Юрия Энтина, отличается легкостью и проникновенностью звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения.
Темп песни не быстрый, размер4, написана в куплетной форме. Запев звучит в тональности d-moll, а припев в D-dur. Средства музыкальной выразительности просты, ярки и образны. Фактура аккомпанемента – гомофонно-гармоническая с волновыми мелодическими фигурациями, что создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности.
Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого концертмейстеру надо добиться предельного legato. Ему нужно помнить о ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую. Пианисту нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными руками. Педаль можно держать полный такт . Весь куплет партия фортепиано носит такой же характер, что и во вступлении. Музыкальный материал не меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет.
Слегка грустный, минорный характер куплета, сменяется одноименным мажором в припеве. И сразу меняются оттенки – краски светлеют, появляются активные интонации. В аккомпанементе возникает трудная для исполнителя ритмическая задача – синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью долю такта, приходящиеся на левую руку.
Главную роль в припеве занимает басовая партия. Чтобы придать исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический пульс. Партию баса надо играть весом руки. Для этого рекомендуется поучить сначала отдельно левую руку и только после вводить аккорды правой руки.
В заключении песни на фоне последнего и очень долгого звучания залигованного аккорда (5 тактов) у хористов в сопровождении вновь проводятся мелодические фигурации, аналогичные по структуре вступлению и куплету. Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать до конца такта в отличие от солирующей партии, которая оканчивается на первую четверть. В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры, написанном для солиста, хора и сопровождения. Поэтому пианисту следует особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором.
Список рекомендуемой литературы
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л., 1965 г.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., М., 1973 г.
Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1966 г.
Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методические проблемы. - Новосибирск, 1985 г.
Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963 г.
Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. - Л., 1972 г.
Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в классе концертмейстерского мастерства //Музыкознание. - Алма-ата, 1975. Выпуск 7.
Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ - М., 1987.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994 г.
Эстетическая культура и воспитание. - М., 1983 г.

 ђ Заголовок 115