Доклад Психологическая адаптация представителей разных этнических групп в колледже.


Министерство образования и науки РК
БПОУ РК « Элистинский автомобильно-дорожный колледж»
ДОКЛАД
Психологическая адаптация представителей разных этнических групп в колледже.
Элиста 2014г.Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
социальную психологическую адаптацию личности,
социально-психологическую адаптацию личности,
профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,
экологическую психологическую адаптацию личности.
ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, наиболее распространённое в науке обозначение этнической, под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными. Исторические условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка.
В условиях полиэтнической среды человек испытывает затруднения в связи с изменением этнической общности, для которой характерны устойчивость во времени, стабильность состава, постоянство этнического статуса. В периоды расширения полиэтнического пространства усиливаются противоречия между:
• необходимостью адаптации личности в условиях изменяющейся среды и неспособностью преодолевать кризис в межличностных отноше-ниях;
• потребностью личности в психологической адаптации и недостаточной изученностью факторов и условий ее оптимизации в полиэтнической среде;
• объективной значимостью рефлексии личности в процессе адаптации и отсутствием целостного понимания механизмов ее развития.
Разрешению противоречий, на наш взгляд, будет способствовать изучение рефлексии как уникальной способности человека осознавать и переосмысливать собственные действия, основанные на конкретных этнических стереотипах, преобразовывать адекватно ситуациям привычные формы поведения. Рефлексию можно рассматривать как фактор психологической адаптации студентов в полиэтнической среде учебного заведения. Психологическая адаптация в контексте исследования – это процесс активного приспособления индивида к новым условиям, требующий усвоения новых норм и ценностей, осознания необходимости формирования новых моделей поведения, оптимальных для среды, в которой он оказался. Адаптация в полиэтнической среде поддерживается, как показывают исследования, коммуникативными умениями и навыками, ядро которых составляют знание и соблюдение традиций, обычаев, этнических норм того сообщества, в котором пребывает личность. Представители разных этнических групп могут испытывать значительные затрудненияпри неспособности действовать определенным образом в процессе адаптации. Установлению и развитию эффективных межнациональных контактов способствует коммуникативная компетентность участников общения. Основными методами этапа психологической адаптации могут быть:
• диагностика психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (версия А.К. Осницкого), которая позволяет изучить такие показатели, как принятие личностью других, интернальность, самопринятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию;
• социально-психологические методы, позволяющие определить индексы положительного и отрицательного статуса личности, эмоциональной экспансивности группы, степень групповой сплоченности;
• наблюдение за взаимодействиями и отношениями студентов в процессе их свободного контактирования в обучении;
• стандартизованный опросник «Когнитивноэмотивный тест» Ю.М. Орлова;
• тест определения уровня субъективного контроля Дж. Роттера (в интерпретации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М.Эткинда);
• методы математической статистики, позволяющие судить о значимости и достоверности полученных результатов (применение корреляционного анализа, двухвыборочного z-теста, t-теста для средних значений).
На 20 января 2015 года этнический состав учащихся ЭАДК следующий:
Калмыки 190 человек;
Русские 98 человек;
Чеченцы 5 человек;
Казахи 4 человек;
Даргинцы 2 человек;
Татары 2 человек;
Аварцы 1 человек;
Чуваши 1 человек;
Армяне 1 человек;
Азербайджане 1 человек;
Немцы 1 человек;
Таджики 1 человек;
Лезгины 1 человек.