ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «РУССКАЯ МАТРЕШКА В ОСЕННЕМ УБОРЕ»
ИЗО(3класс)
Тема: Декоративное рисование«Русская матрешка в осеннем уборе»
Цели: повторить материал о выразительных декоративных средствах изобразительного искусства; уточнить представления о народной декоративной игрушке; побудить интерес к историческому наследию нашей Родины.
Формирование УУД: предметные: уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи ;познавательные: обучение детей умению анализировать произведения изобразительного искусства; регулятивные: Развитие наблюдательности и внимания, логического мышления; коммуникативные: воспитание интереса к декоративно – прикладному искусству; личностные: формирование социальной роли ученика, формирование положительного
Отношения к учению.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы урока.
– Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним рисунок в цвете.
III. Актуализация знаний учащихся.
- О какой народной декоративной игрушке мы говорили на предыдущем уроке?
- Что интересного вы запомнили с прошлого урока о матрешке?
IV. Вводная беседа с просмотром презентации.
Перед вами матрешки из Загорска, Семенова и Полхов-Майдана. Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи этих матрешек. (1 слайд)
- Как изображены платки?
- Выполнен ли рисунок на фартуке?
- Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
- Что общего в оформлении этих матрешек?
- Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий.
- Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек? (2-3 слайды)
V. Работа над новым материалом.
Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. (4 слайд)
Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859– 1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка». (5 слайд)
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства – близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – в этом, по всей видимости, глубокий смысл популярной игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках. (6 слайд)
Интересно отметить, что кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке. Сюжеты росписи тоже могли варьироваться. Как в старину, так и в наши дни, особенно в Сергиевом Посаде, кроме летнего наряда одевали матрешек и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок и литературных героев. (7 слайд)
Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то матрешка города Семенова (в Нижегородской области) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов.
Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями и еще более звонкой росписью.
А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки. (8 слайд)
Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма. (9 слайд)
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь использовать в работе те приемы свободной кистевой росписи, которые мы изучили с вами на прошлом уроке. (10 слайд)
VII. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить материал к уроку.
15