Педагогический совет Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника 
                            Материал разработала Завалина М.А., 
заместитель директора по УР  
МАОУ СОШ № 40, г. Нижний Тагил
ПЕДСОВЕТ
Психологический  комфорт  на  уроке  как  условие  развития  личности  школьника.
                                     –
·
·
·
·K "7.%20Литература.doc" 147. Литература.15
ЦЕЛИ:
Проанализировать  состояние  психологического  климата  на  уроках  и  выявить  условия  и  факторы,  стимулирующие  создание  комфортной  среды  на  уроке  и  препятствующие  этому.
Сформировать  мотивацию  педколлектива  на  создание  комфортной  среды  на  уроках.                                                     
                                                                    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЗАДАЧИ:
1. Разработать  план  деятельности  педагогического  
    коллектива  по  созданию  благоприятного  для
    развития  личности  школьника  психологического  
    климата  на  уроках.
2. Разработать  единые  требования  к  проведению  урока  
    в  условиях  психологического  комфорта.
Педсовет  выполняет  три  функции:
– информационно-аналитическую;
– мотивационно-целевую;
– планово-прогностическую.
Диагностико - аналитическая  деятельность:
1. Определение  участников  работы, инструктаж, определение  сроков  
     и  уровня  выхода  информации.
2. Составление  программы  наблюдения, посещение  уроков – сроки, 
    анализ  аспектный.
3. Анкетирование  учащихся – сроки, анализ ( см. приложение ).
4. Анализ  материалов, выявление  тенденций.
5. Разработка  хода  педсовета.
( Объявление  о  педсовете  прилагается ). 
Форма  проведения  педсовета:  продуктивная  игра.
Цель: выработка  программы  деятельности  учителей  
            по  созданию  благоприятного  психологического
            климата  на  уроках.
Форма  работы:
На  педсовете  учителя  работают  в  группах  по  6 – 7 человек. 
Пресс-группа  по  ходу  выступлений  оформляет  на  бумаге  наиболее  интересные  мысли, идеи, предложения, высказанные  учителями, и  вывешивает  их  на  большой  стенд.
Аналитическая  группа  анализирует,  обобщает  предложения, высказывания  учителей,  готовит  проект  решения  педсовета.
                                ХОД   ПЕДСОВЕТА
                                                        И  нам  дано  предугадать, 
                                                        как  наше  слово  отзовётся?..                                                          
I. Вступительное  слово  (тезисы).                                     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обоснование  темы  педсовета
1. Миссия  школы  может  быть  реализована  только  в  условиях  личностного  
    подхода  в  образовании:
а) ученик – основной  объект  заботы  учителя;
б) воспитание  и  обучение  без  уважения  к  ученику – подавление;
в) школа  хороша, если  в  ней  хорошо  каждому  ребёнку.
2. В  сегодняшнем  мире  ребёнок  не  чувствует  себя  безопасно  и  комфортно;
    школа  должна  создать  условия  для  развития  личности.
3. Негативные  тенденции  в  образовательном  процессе:
– падение  интереса  к  знаниям;
– снижение  познавательной  активности;
– пропуски  уроков  учащимися;
– отсутствие  перспективно-побуждающей  мотивации;
– формальный  подход  в  осуществлении  принципа  преемственности;
– снижение  практической  направленности  в  преподавании  предметов;
– низкий  уровень  формирования  общеучебных  умений  и  навыков.	
4. Негативные  явления:
– конфликтные  ситуации, возникающие  на  уроках;
– жалобы  родителей  и  учащихся  на  некорректное  поведение  учителей;
– отсутствие  системного  отбора  материала  при  подготовке  к  уроку;
– несоблюдение  правил  внутреннего  распорядка.
5. Постоянное  состояние  повышенной  тревожности  учащихся  на  уроках  и,
    как  следствие,  их  нервные  срывы.
6. Комфортно  себя  чувствуют  в  школе  лишь  58 %  учащихся,  28 % – часто
    конфликтуют  с  учителями.
7. Проблема: при  отсутствии  благоприятного  психологического  климата  
    современная  школа  не  сможет  успешно  решать    поставленные  задачи  
    обучения  и  воспитания  школьников.
– КАКОВО  ЖЕ  СЕГОДНЯ  СОСТОЯНИЕ  НА  УРОКАХ?
– ЧТО  МЫ  МОЖЕМ  СДЕЛАТЬ,  ЧТОБЫ  ШКОЛА  НЕ  ПОДАВЛЯЛА,
   ЧТОБЫ  В  НЕЙ  БЫЛО  ХОРОШО  КАЖДОМУ  РЕБЁНКУ?
II. Обсуждение  предложенных  вопросов (в  объявлении).
Словарь  Ожегова  определяет  понятие «комфорт»  как  бытовые  удобства.
– Каков  педагогический  смысл  этого  понятия?
III. Анализ  анкет  учащихся.                                         [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
IV. Работа  в  группах.                                                                                      
1. Предлагается  заполнить  таблицу
                                                                                                        [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
                                 ЭКОЛОГИЯ  ВОСПИТАНИЯ
                   Что  можно                                                
                  Что  нельзя
Объективно  оценивать  учащихся,
уважительно  вести  диалог 
с  детьми, воспитывать  добротой
Унижать  личность, проявлять  
личную  неприязнь  к  ученику, 
допускать  бестактность,  оскорблять,
говорить  повышенным  тоном 
2. Группы  зачитывают  и  обсуждают  наработанное,  затем  сдают  в  
    аналитическую  группу  для  обработки.
V. Игра – тренинг.                                                                                                                    
Проводится  игра-тренинг  «Оргпсихологический  момент – камертон  урока».
1. Демонстрация  вариантов  начала  урока (снято  видеокамерой).                                                                                                          
                                                                                                                           [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Учителя  сами показывают  в  виде  сценок  варианты  начала  урока.
3. Коллективная  рефлексия  достоинств  и  особенностей  каждого  варианта.
  VI. Выводы  аналитической  группы.
Аналитическая  группа  делает  обобщение: чего  стоит  опасаться  и  избегать,  чтобы  исключить  возможные  конфликты  и  нежелательные  последствия.
Группам  предлагается  сформулировать  основные  требования  к  проведению
урока  в  условиях  психологического  комфорта, и  наработанные  материалы  передаются  аналитикам  для  обработки.
VII. Игра – тренинг.                                                [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель:  
узнать  точку  зрения  учителей  по  рассматриваемому  аспекту,
определить  уровень  умений  учителей  принимать  правильные 
 с  точки  зрения  психологии  и  педагогики  решения.
Листочки  с  записями  педагогических  ситуаций  вложены  в  конверты.
Представители  групп  выбирают  конверты, зачитывают  ситуацию, занимают  ролевую  позицию  и  тут  же  предлагают  варианты  решения.
Итог  игры-тренинга: попытка  оценить, насколько  педагогически  и  психологически  верно  удалось  разрешить  те  или  иные  педагогические  ситуации  ( психолог ).
VIII. «Единые  требования  к  уроку  в  условиях  психологического  
                                                                                                                комфорта».
Представляет  аналитическая  группа.             
                                                                                                             [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
IX. Программа  деятельности  учителей  по  созданию  благоприятного  
      психологического  климата  на  уроках.
Сформулировать  на  основе  материалов,  переработанных  учителями  в  ходе  педсовета.
                                                                                                     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
X. Рефлексия. 
 Оценка  деятельности  участников  педсовета. 
 Полезность. 
 Результативность  педсовета.                                                                                                                                                                              
                                                                                      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
../3. Приложение/Программа  наблюдения.doc../3. Приложение/Анкета  для  учащихся.doc../4. Видеоприложение/начало урока.mpg../2. Методическая литература/Взаимодействие с детьми..doc../2. Методическая литература/Правила педагогики сотрудничества (Перевощикова Г.).rtf15