Педагогический совет Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника
Материал разработала Завалина М.А.,
заместитель директора по УР
МАОУ СОШ № 40, г. Нижний Тагил
ПЕДСОВЕТ
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
–
·
·
·
·K "7.%20Литература.doc" 147. Литература.15
ЦЕЛИ:
Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому.
Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды на уроках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЗАДАЧИ:
1. Разработать план деятельности педагогического
коллектива по созданию благоприятного для
развития личности школьника психологического
климата на уроках.
2. Разработать единые требования к проведению урока
в условиях психологического комфорта.
Педсовет выполняет три функции:
– информационно-аналитическую;
– мотивационно-целевую;
– планово-прогностическую.
Диагностико - аналитическая деятельность:
1. Определение участников работы, инструктаж, определение сроков
и уровня выхода информации.
2. Составление программы наблюдения, посещение уроков – сроки,
анализ аспектный.
3. Анкетирование учащихся – сроки, анализ ( см. приложение ).
4. Анализ материалов, выявление тенденций.
5. Разработка хода педсовета.
( Объявление о педсовете прилагается ).
Форма проведения педсовета: продуктивная игра.
Цель: выработка программы деятельности учителей
по созданию благоприятного психологического
климата на уроках.
Форма работы:
На педсовете учителя работают в группах по 6 – 7 человек.
Пресс-группа по ходу выступлений оформляет на бумаге наиболее интересные мысли, идеи, предложения, высказанные учителями, и вывешивает их на большой стенд.
Аналитическая группа анализирует, обобщает предложения, высказывания учителей, готовит проект решения педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
И нам дано предугадать,
как наше слово отзовётся?..
I. Вступительное слово (тезисы). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обоснование темы педсовета
1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного
подхода в образовании:
а) ученик – основной объект заботы учителя;
б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;
в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку.
2. В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно;
школа должна создать условия для развития личности.
3. Негативные тенденции в образовательном процессе:
– падение интереса к знаниям;
– снижение познавательной активности;
– пропуски уроков учащимися;
– отсутствие перспективно-побуждающей мотивации;
– формальный подход в осуществлении принципа преемственности;
– снижение практической направленности в преподавании предметов;
– низкий уровень формирования общеучебных умений и навыков.
4. Негативные явления:
– конфликтные ситуации, возникающие на уроках;
– жалобы родителей и учащихся на некорректное поведение учителей;
– отсутствие системного отбора материала при подготовке к уроку;
– несоблюдение правил внутреннего распорядка.
5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и,
как следствие, их нервные срывы.
6. Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % учащихся, 28 % – часто
конфликтуют с учителями.
7. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата
современная школа не сможет успешно решать поставленные задачи
обучения и воспитания школьников.
– КАКОВО ЖЕ СЕГОДНЯ СОСТОЯНИЕ НА УРОКАХ?
– ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ШКОЛА НЕ ПОДАВЛЯЛА,
ЧТОБЫ В НЕЙ БЫЛО ХОРОШО КАЖДОМУ РЕБЁНКУ?
II. Обсуждение предложенных вопросов (в объявлении).
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.
– Каков педагогический смысл этого понятия?
III. Анализ анкет учащихся. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
IV. Работа в группах.
1. Предлагается заполнить таблицу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЭКОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Что можно
Что нельзя
Объективно оценивать учащихся,
уважительно вести диалог
с детьми, воспитывать добротой
Унижать личность, проявлять
личную неприязнь к ученику,
допускать бестактность, оскорблять,
говорить повышенным тоном
2. Группы зачитывают и обсуждают наработанное, затем сдают в
аналитическую группу для обработки.
V. Игра – тренинг.
Проводится игра-тренинг «Оргпсихологический момент – камертон урока».
1. Демонстрация вариантов начала урока (снято видеокамерой).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Учителя сами показывают в виде сценок варианты начала урока.
3. Коллективная рефлексия достоинств и особенностей каждого варианта.
VI. Выводы аналитической группы.
Аналитическая группа делает обобщение: чего стоит опасаться и избегать, чтобы исключить возможные конфликты и нежелательные последствия.
Группам предлагается сформулировать основные требования к проведению
урока в условиях психологического комфорта, и наработанные материалы передаются аналитикам для обработки.
VII. Игра – тренинг. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель:
узнать точку зрения учителей по рассматриваемому аспекту,
определить уровень умений учителей принимать правильные
с точки зрения психологии и педагогики решения.
Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты.
Представители групп выбирают конверты, зачитывают ситуацию, занимают ролевую позицию и тут же предлагают варианты решения.
Итог игры-тренинга: попытка оценить, насколько педагогически и психологически верно удалось разрешить те или иные педагогические ситуации ( психолог ).
VIII. «Единые требования к уроку в условиях психологического
комфорта».
Представляет аналитическая группа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
IX. Программа деятельности учителей по созданию благоприятного
психологического климата на уроках.
Сформулировать на основе материалов, переработанных учителями в ходе педсовета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
X. Рефлексия.
Оценка деятельности участников педсовета.
Полезность.
Результативность педсовета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
../3. Приложение/Программа наблюдения.doc../3. Приложение/Анкета для учащихся.doc../4. Видеоприложение/начало урока.mpg../2. Методическая литература/Взаимодействие с детьми..doc../2. Методическая литература/Правила педагогики сотрудничества (Перевощикова Г.).rtf15