Статья: «Психологический комфорт в гимназии как важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации»
Психологический комфорт в гимназии как важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации.
Из всех показателей оценки школы
главным следует считать
самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо
каждому ребенку и взрослому.
В. А. Караковский
Гимназия Как много в этом слове. Для учителя – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Спросите любого школьника: хотел бы он стать ближе к порой недосягаемым педагогам, общаться с ними на равных, как с родителями или хорошими знакомыми. Наверняка, вы получите утвердительный ответ. Кто-то скажет: «Это невозможно, этим мы подрываем авторитет учителя». Но нет ничего невозможного. Всё очень просто. Нужно немного желания и капельку усилий, а учительский авторитет лишь вырастет в удивленных глазах счастливых учеников.
Психологический комфорт в гимназии – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребенок. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.
Возможно, кто-то скажет, что современные школьники и так слишком загружены и им достаточно изучения предметов, зафиксированных в учебном расписании. Никто не станет опровергать этот аргумент, но нужно отметить, что постижение азов психологии – это не изучение новой дисциплины и не создание дополнительной нагрузки для учащихся и педагогов. Это средство, причем очень эффективное, для создания особой неповторимой атмосферы в гимназии, возможность привлечь внимание детей и взрослых к скрытым резервам психики и вооружить необходимыми знаниями тех, кто стремится к успеху.
Обращение к психологии позволяет по-новому взглянуть на то, что ежедневно окружает вас в образовательном учреждении. Попробуйте провести занятие «Планета нашей школы», и вашему взору откроются «материки» общения, учения, развлечений, интересов, увлечений учащихся, родителей, учителей. Если вам удастся взглянуть на гимназию сквозь призму психологии, вы сможете понять, в каких гаванях гимназической жизни царит благополучие, а где стоит быть внимательным, чтобы не натолкнуться на рифы проблем и неприятностей.
Организуйте в гимназии социологические опросы на самые актуальные и всех волнующие темы – и вы узнаете много интересного о самой школе и о тех, кто населяет ее. Психологические акции и опросы способны изменить и настроение детей и взрослых, и даже сам облик гимназии. На стендах вряд ли останется свободное место: все будет заполнено записочками с мечтами, пожеланиями, увлечениями, достижениями. Кстати, взрослым следует повнимательнее вчитываться в детские откровения: они могут дать пищу для серьезного размышления о настоящем и будущем взрослеющих детей.
Подобные мероприятия не только кардинально изменяют ритм гимназической жизни, но позволяют подкорректировать планы этой жизни на будущее.
Хочется отдельно остановиться на психологических акциях.
Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации гимназии является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу. В гимназии уже не первый год педагогами-психологами проводятся мероприятия, в которых задействован весь коллектив.
Основная цель акций расширение жизненного пространства участников, за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важная особенность любой акции ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в гимназии определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; гимназия становится единым целым, а находящиеся в ней люди близкими и интересными собеседниками.
Первая акция, которую провели психологи в гимназии, носила экспериментальный характер. Проходила она в преддверии дня учителя под названием «Я люблю Вас, мой учитель». В ней принимали участие учащиеся 5-х классов.
Эта акция способствует сплочению гимназического коллектива, помогает прояснить и улучшить взаимоотношения «Учитель-ученик», снять барьеры общения.
В рамках этой акции было проведено анкетирование, где дети написали, что же для них значат такие слова как «гимназия» и «учитель», высказали свое мнение, почему же хорошо быть учителем.
А вот и результаты акции.
Гимназия – это...
здание, в котором получают знания;
место куда мы ходим получать знания;
более дорогая школа;
учебное учреждение;
моё любимое место, где я узнаю новое и общаюсь с друзьями;
особое учебное заведение;
второй дом;
умное, творческое и самое лучшее заведение;
место, где учат детей;
школа, в которой учатся гимназисты;
школа повышенной сложности;
учреждение, в котором программа лучше, чем в школе;
школа с высоким уровнем знаний;
престижная школа;
дом, который заменила мне школа;
школа с большой нагрузкой;
дом знаний;
учреждение города Сургута;
больше чем школа, это место где сбываются мечты;
самая лучшая школа;
моя школа.
Учителя - это
источники знаний;
самые любимые наши люди;
добрые люди, которые учат нас уму;
наставники, помощники;
добрые и смешные люди;
люди, которые дают знания;
люди, которые верят в нас;
люди, которые ведут нас во взрослую жизнь;
вторые родители;
книга знаний;
добрые для нас люди, которые хотят, чтобы мы были умнее;
проводник в доме знаний;
источник информации;
человек, который поддерживает нас и любит;
образованный человек, знающий свое дело;
самые лучшие люди, которых я знал;
очень значимые для меня люди;
вторые мамы в гимназии;
человек, которого мы любим и уважаем;
люди, которые становятся для нас родными и дают нам знания;
люди, которые нагружают нас домашней работой;
вторые родители;
самые лучшие люди на свете;
хорошие, веселые, активные похожие на ангелов.
Больше всего я люблю, когда учитель
не обращает на меня внимание;
ставит мне 5;
добрые, не задает домашнее задание;
хвалит меня;
не ругается;
играет с нами;
улыбается;
спрашивает меня;
доволен;
шутит;
понимает;
ласковый;
имеет чувство юмора;
рассказывает что-то новое;
разрешает исправить оценку;
дает творческие задания;
объясняет новый материал;
радуется за наши успехи;
верит в нас.
Учителем быть хорошо, потому что
они дают знания;
могут учить других деток;
можешь учить и самому учиться;
общаешься с детьми;
они помогают, дают знания;
они находят общий язык с учениками;
много знают;
можешь болтать с учениками;
они дают знания детям и дети тебе радуются;
работаешь с детьми;
на пенсии можно гордо сказать – «Это мои дети!»;
они учат новое поколение;
это интересно, ходят на урок как на праздник;
они каждый день познают много нового;
это большая ответственность;
учитель профессия от бога;
это хорошая работа;
1 сентября у них много цветов;
ты можешь научить чему-то;
на уроках можешь постоянно сидеть в кресле.
А так же мы попросили пятиклассников проголосовать за наших педагогов по 7 номинациям - «Самые активные», «Самые ответственные», «Самые добрые», «Самые жизнерадостные», «Самые отзывчивые», «Самые внимательные», «Самые известные».
Результаты были оформлены на стенде в холле первого этажа, где родители, педагоги и учителя могли ознакомиться с результатами. Увидеть лучших из лучших, тех, кто стал примером профессионализма в своей области.
Ведь столько звезд в одном месте в нашей гимназии не собирал ещё никто!
Хочется надеяться, что психологические акции помогают создать в образовательном учреждении атмосферу психологического комфорта, взаимопонимания, радости и доверия, которые будут царить в стенах гимназии не только во время проведения Недели психологии, а в течение всего учебного года.
Рисунок 16