Краткосрочное планирование урока в 8 классе


Краткосрочный план
Модернизация учебного процесса в во всем мире предъявляет новые подходы, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика.
Здесь мне хотелось бы приложить урок из серии последовательных уроков практики в школе 2014-15 учебного года по предмету "Физика" в 8 классе, который был предоставлен учителям школьного сообщества для обсуждения /Lesson Study/.  
Основной целью моей  практики является апробирование новых теоретических знаний в  практической деятельности. Проанализировав задания на практику, я составила план -среднесрочное планирование.
  В мое среднесрочное планирование вошли 4 урока по физике для 8 класса.
Раздел: Преломление света (3 темы – 4 часа)
1–ый урок: Тонкие линзы и их применение
2–ый урок: Построение изображения в тонкой линз. Линейное расширение в оптических приборах
3–ый урок: Решение задач
4–ый урок: Глаз. Строение глаза. Близорукость, дальнозоркость. Очки.
ТЕМА УРОКА: Тонкие линзы и их применение Школа:
ФИО учителя: Жамиева Алия КасымхановнаКЛАСС: 8 Класс Количество учащихся: Количество отсутствующих:
Учебные цели урока - описывать принцип прохождения световых лучей через собирающие и рассеивающие тонкие линзы;
- знать определение понятия фокусного расстояния;
Задачи урока Учащиеся должны:
-знать, что такое тонкая линза, схему тонкой линзы;
-знать какие линзы вогнутые, какие - выпуклые и их применение;
-наблюдать простые примеры прохождения луча через линзы;
-определить и использовать термины: собирающая и рассеивающая линза, фокус;
-проследить преломление параллельного пучка лучей в собирающей и рассеивающей линзах;
-определить оптический центр линзы;
-определить фокусное расстояние линзы;
-знать оптический центр линзы;
-знать главную оптическую ось;
-знать фокальную плоскость.
Языковые цели Учащиеся должны использовать новые слова таким способом, который демонстрирует их понимание. Они должны понимать и быть в состоянии использовать термины: линза собирающая и рассеивающая, фокус, главная оптическая ось, фокальная плоскость обозначать их на диаграмме. Они могут объяснять устно и письменно, как пучок лучей, направленных параллельно главной оптической оси, после прохождения через линзу, лучи соберутся в одной точке. Они могут делать выводы из своих результатов, что у рассеивающих линз фокусы мнимые, а у собирающих –действительные.
Специальная предметная лексика и терминология:
Сферическая поверхность, радиус кривизны, выпуклые линзы, вогнутые линзы, падающие лучи, главный фокус, побочная оптическая ось.
Полезные фразы для диалога и письма:
Линза дает изображение предметов, подобно плоскому зеркалу.
В тонкой линзе толщина самой линзы мала по сравнению с радиусами кривизны сферических поверхностей.
Линза это однородное прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферической поверхностью.
Материал прошедших уроков Учащиеся должны быть способны передать понимание предыдущего раздела об отражении и преломлении света.
Контекст Обязательные к выполнению лабораторные работы:
Определение фокусного расстояния линзы
Время Планируемые мероприятия Ресурсы
0-5
Введение.
Вывеска ″Соблюдай технику безопасности″
Учащиеся ознакомлены техникой безопасности при работе с данными приборами.
• Учащиеся наблюдают ход лучей в собирающей линзе – фокусировку узкого пучка собирающей линзой.
• Учащиеся наблюдают ход лучей в рассеивающей линзе – расходящийся пучок попадает в наш глаз, за линзой мы видим светящуюся точку.
Спросить учащихся
• описать то, что они видят.
• реально ли то, что они видят?
• что может быть причиной эффекта, который они наблюдают? (Спросите их, что они думают о пути света).
• Как можно проверить гипотезу, что свет "изменяется", когда он проходит через различные прозрачные материалы? Скамья, "ползушка" установленные на скамье, на которые помещаются: набор собирающих и рассеивающих линз, матовый экран, предмет
5-15
Ученики делятся на две группы. Группы распределяются выбором карточки, на котором записаны цифры "1" и "2" (заранее подготовленный учителем). Готовая к ответу группа подымает "флажок" зеленого цвета.
1 группа выбирает все виды собирающей линзы.
2 группа выбирает все виды рассеивающей линзы.
(Там могут быть двояковыпуклая, плосковыпуклая, вогнуто-выпуклая, двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая)
Задание
Попробовать самостоятельно построить ход лучей в трех других видах линз. Учащиеся должны установить аппарат таким образом, чтобы получить параллельные лучи света и измерить положение фокуса. Они увидят, что расположение фокуса в разных группах получилось разная, будут обмениваться полученными результатами по эксперименту.
В ходе исследования, задавать вопросы: Где расположен фокус? Почему?
Сделать вывод: что это за линзы, действительно ли они относятся к собирающим и рассеивающим линзам, как вы это поняли и т.д.
Рассказать «Применение линз". Можно использовать Интернет-ресурсы.
Можно сделать: "Мой микроскоп" - работа с каплей воды.
Вопрос: Как ты догадался, что можно работать с каплей воды и сделать "микроскоп"? Можешь объяснить?
Обсуждение результатов группы по их выступлениям, анализируют, аргументируют работы, высказывают, чем понравилось выступление больше той или иной группы. Скамья, "ползушка" установленные на скамье, на которые помещаются: набор собирающих и рассеивающих линз, матовый экран, предмет.
Двояковыпуклая, плосковыпуклая, вогнуто-выпуклая, двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая
15-30
30-35
35-38
38-40 Затем учащиеся работают в парах.
« Определение фокусного расстояния в тонкой выпуклой линзе
Каждой паре раздаются необходимые приборы и ученики выполняют задание, вычисляют фокусное расстояние линзы
Результаты заносятся в таблицу, заранее приготовленный учителем.
Линза f d F=f∙df+d В ходе работы, ставить вопросы ученикам, слушать их обсуждение, мнение.
Знаешь ли ты? (Ученики могут сами рассказать, что-то интересное по теме)
В настоящее время все чаще применяются "асферические линзы" –поверхность отличается от сферы.
Существуют "гравитационная линза", "магнитная линза".
Возраст самой древней линзы "линза Нимруда" – более 3000 лет.
Домашнее задание.
1 уровень. Повторить, что такое тонкая линза, схему тонкой линзы, знать какие линзы вогнутые, какие - выпуклые и их применение;
2 уровень. Приводить простые примеры прохождения луча через линзы;
3 уровень. Рассказать об устройстве какого-либо оптического прибора. Рабочий лист для записи.
Дополнительная информация
Дифференциация - как Вы планируете оказать дополнительную поддержку? Какие задания Вы планируете дать более способным учащимся? Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся? Междисциплинарные связиПроверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасностиИКТ связиСвязи значений
Все учащиеся будут: в состоянии наблюдать пучок света, проходящий через линзы
Большинство учащихся будут: в состоянии проследить путь луча света и нарисовать как лучи рассеиваются и как лучи собираются
Некоторые учащиеся будут: в состоянии показать различные вид линз и где можно их применить
Поддержка будет доступна путем демонстрации эксперимента перед началом работы учеников; с помощью инструкций на экране во время работы учащихся; индивидуальная поддержка во время эксперимента. (1) Вопросы о наблюдениях.
(2) Знание о рассеивающих и собирающих линз.
(3) Правильность ответа о применениях линз.
(4) Правильное заполнение рабочего листа и обозначение.
(5) Правильные ответы расчетов фокусного расстояния линзы.
(6) Умение анализировать, обобщать и делать выводы в ходе эксперимента.
Связи с математикой будут необходимы для расчета фокусного расстояния линзы.
Использование только низкого напряжения. Необходима внимательность в периоды затемнения.
Видеокамера.
Учащиеся должны продемонстрировать ответственность при проведении экспериментов при затемнении и должны сотрудничать с другими группами, чтобы предотвратить распространение светового освещения от своих приборов.
Творчество и критичность должны быть продемонстрированы учащимся при наблюдении и обработке данных, полученных при эксперименте. Учащиеся должны работать в группах по 4-5 и в паре и должны быть осведомлены о других, для того чтобы точно провести эксперимент и измерения результатов. Обсуждение их выводов и теорий друг с другом и учителем будет развивать уважение мнения других и эффективную коммуникацию друг с другом и со взрослыми.
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для рефлексии (размышления над уроком). Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Урок в целом прошел по запланированному плану. Учащиеся смогли понять о роли линзы в жизни человека, где применяются и как. Между учениками было взаимопонимание, уважение к мнениям других. Было заметно, что каждый пытался внести свой вклад, чтобы показать, что их группа лучше.
Дифференциация: Ученик "К" смог смог рассказать о "линза Нимруда", о котором он знал раньше. Ученик "А" рассказал о контактных линзах. Ученик "В" пометил, что во многих оптических приборах луч может проходить через несколько линз.
Использование Интернет-ресурсов заняло больше времени, чем было запланировано, видно было, что ученики старались дать полный ответ, были заинтересованы в изучаемом теме.
Не успела дать домашнее задание, но объявила, что будут высланы на электронную почту.
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: Наблюдение хода лучей через собирающие и рассеивающие линзы через эксперимент. Легко удалось достичь цели обучения "описывать принцип прохождения световых лучей через собирающие и рассеивающие тонкие линзы"; /Активити/
2: Задание – работа в группе
Самостоятельно построить ход лучей в трех других видах линз. Учащиеся зная и понимая ход лучей в показанном предыдущем эксперименте, смогли определить какая это линза
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1: Работа в паре, самостоятельно проводить исследования и анализировать, так как некоторые ученики в большой группе не полностью раскрываются
2: Выслушать мнение ученика и коллег по проведенному уроку.
Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
У некоторых учеников интересы разносторонние. Многие хотят больше знать. К следующему уроку, считаю надо подготовить задания высокого уровня отдельным ученикам, развивать устойчивый интерес к предмету, учитывая возрастные способности.
Некоторые ученики не смогли правильно выразить свои мысли, сделать выводы по проделанной работе.