Краткосрочное планирование урока по русскому языку в 5 классе



МБОУ « Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1 Волоконовского района Белгородской области»











Урок по русскому языку в 9 классе по теме:
«Текст и его место в системе языка и речи»













Подготовила:
Алейникова С. Ю.,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Волоконовская СОШ №1»







ПЛАН
урока по русскому языку 9-й класс
Тема: «Текст и его место в системе языка и речи».
Цели урока:
Образовательные:
организация деятельности учащихся по систематизации знаний о тексте и его месте в системе языка речи;
создание содержательных и организационных условий для комплексного лингвистического анализа текста;
отработка навыков выполнения текстовых заданий по синтаксису, лексике;
совершенствование навыков построения в форме сочинения-рассуждения.
Развивающие:
развитие у учащихся умения проводить самоанализ на основе жизненного опыта, создания условий для развития монологической речи, мышления.
Воспитательные:
подвести учащихся к осмыслению собственной жизненной позиции, воспитание позитивного отношения к окружающим, интереса к публицистике Д.С. Лихачева.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Оборудование:
портрет Д.С. Лихачева;
компьютер;
проектор;
раздаточный материал.
Методические приемы:
создание устного портрета;
фронтальный анализ текста, грамматических, лексических, синтаксических средств.

Подготовка учащихся к работе на уроке.
Учитель:
Я рада вас приветствовать. Нам предстоит сегодня на уроке интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ЕГЭ. Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Ученик:
Сегодня мы будем говорить о том, какую роль играет текст в нашей речи.
вспомним знания о тексте, полученные в 5-8 классах, углубим и закрепим навыки анализа и составления текста, отработаем навыки выполнения текстовых заданий по синтаксису, фонетике, морфемике.

Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятия.

1) Проверка домашнего задания (небольшое сочинение о Д.С. Лихачева) 2-3 ученика.
2) Фронтальный опрос.
Учитель:
Д.С. Лихачев говорил: «Надо жизнь прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать». Вся жизнь его прожита с достоинством и сегодня мы с благодарностью вспоминаем имя того человека, который оставил нам свои статьи, помогающие сформировать свою общественную позицию. Как вы понимаете выражение – «сформировать общественную позицию»?
Ученик:
Сформировать мировоззрение, отношение к обществу, человеку.
Учитель:
Подберите, пожалуйста, ассоциации к слову интеллигентность.
Ученики:


образованность


знание интеллигентность разум


культура
поведения
3) Словарная работа:
интеллект - ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека.
интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура человека.
4) Знакомство с текстом Д.С. Лихачева.
(1)Человек должен быть интеллигентен.
(2)А если у него профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна и для окружающих, и для самого человека. (9)И вот почему.
(10)Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. (11)А между тем можно иметь все это и быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
(12)Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. (13)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события. (14)Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой штуковины, сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека войти в его положение ,а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет интеллигентный человек (15)Именно такая интеллигентность очень необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей.

5) Фронтальный опрос.
Учитель:
Какое название вы бы предложили?
Ученики:
Человек должен быть интеллигентен;
Интеллигентность необходима человеку;
Интеллигентность нужна всем
Про интеллигентность

III. Применение знаний и способов действий

1) Фронтальный опрос.
Учитель:
Каков стиль текста? Понятие стиля зависит от речевой ситуации.
Речевая ситуация:
Автор обращается к человеку;
Воздействие на массы Ученик:
Это публицистический стиль, так как автор воздействует на массы, убеждая в необходимости интеллигентности.
Учитель:
Что мы можем сказать о сфере употребления публицистического стиля?
Ученики:
статьи в газетах;
митинги;
общественно-политическая сфера жизни.
Учитель:
Чем отличается публицистический стиль от других стилей, например, художественного или научного?
Ученики:
конкретностью;
- эмоциональностью;
логичностью;
общедоступностью высказываний.
Учитель:
Каковы задачи публицистического стиля?
Ученики:
сообщить информацию об истории страны;
формировать гражданскую позицию;
воздействовать на массы;
сформировать определенное отношение к общественным делам.
Учитель:
Каковы языковые средства и приемы построения текста?
Ученики:
вопросительные и побудительные предложения (3,4,5,12);
совмещение книжных и разговорных слов (грубая штуковина);
повторы (3,4,5);
прямое обращение к собеседнику (12);
параллельный способ связи;
использование предложений с однородными членами (5,10,13,14,15)
Учитель:
Какие способы связей предложений в тексте вы знаете?
Ученик:
Последовательную и параллельную.
2) Рассказ учащегося по таблице, которая проецируется на экран.

Тематическое Тема Смысловая
единство основная цельность
мысль


Развернутость Последовательность Завершенность
(композиция) (зачин, средняя часть
концовка)


Связанность


Цепная Связь Параллельная
(последовательная) 3) Словарная работа.
Учитель:
Что такое анафора?
Ученик:
Анафора – единоначалие – повторение слов в начале сложных высказываний.
Учитель:
Найдите анафору в данном тексте.
Ученик:
2,3,4,5 предложения.
Учитель:
Для чего автор использует анафору?
Ученик:
Чтобы обратить внимание читателя на проблему, поднятую в тексте.

IV. Обобщение систематизаций знаний и способов действий.

1) Фронтальный опрос.
Учитель:
Как мы назовем 2,3,4,5 предложения с точки зрения их строения?
Ученик:
Неполными?
Учитель:
Почему Д.С. Лихачев делает их неполными?
Ученик:
Для облегчения восприятия.
Учитель:
Какие предложения по строению и значению преобладают в тексте?
Ученик:
Сложноподчиненные.
Учитель:
Какие предложения мы называем сложноподчиненными.
Ученик:
Сложноподчиненные – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами (10,14).
Учитель:
Каков тип речи текста?
Ученик:
Рассуждение. Ясно прослеживается тезис, аргументы, вывод.


Контроль и самопроверка знаний и способов действий.

1) Работа с текстом.
I вариант.
А1
Укажите верное утверждение о тексте.
Не всякая профессия требует интеллигентности;
Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах;
Интеллигентный человек – это тот, который много читал;
Интеллигентность не нужна окружающим, но нужна для самого человека.
А2
В каком предложении текста Д.С. Лихачева употреблен фразеологизм?
1) 5 3) 12
2) 10 4)15
А3
Какое значение имеет слово гуманитарное в прочитанном вами тексте (предложение № 10)?
обращенный к человеческой личности;
обращенный к правам и интересам человека;
относящийся к изучению общества, культуры и истории народа;
классическое.

А4
Найдите бессоюзное сложное предложение
1) 3 3) 8
2) 5 4) 13

II вариант.
А1
Какие средства выразительности использует Д.С. Лихачев в своем тексте.
синтаксические параллелизм;
риторические вопросы;
ряды однородных членов;
олицетворение.

А2
В каком предложении есть контекстуальные синонимы к слову окружающий (она нужна и для окружающих, и для самого человека).
1) 5 3) 12
2) 10 4) 14
А3
В каком предложении автор использует глаголы в неопределенной форме
1) 10 3) 14
2) 12 4) 15

А4
Найдите побудительное предложение
1) 1 3) 11
2) 7 4)12

Ответы проецируются на доске. Учащиеся сверяют и ставят оценки.

ОШИБКИ: I в-т II в-т

0 – «5» А1 – 2 А1 – 1,2,3
1 – «4» А2 – 1 А2 - 1
2 – «3» А3 – 4 А3 - 3
А4 – 1 А4 - 4

2) Напишите фрагменты сочинения-рассуждения (размышления) не тему «Нужна ли нам интеллигентность?»
(При написании беседуйте сами с собой, задавайте вопросы. отвечайте, сомневайтесь, перебирайте варианты ответов, делайте вывод).
I ряд – вступление (тезис);
II ряд – аргументы;
III ряд – вывод.



VI. Коррекция знаний и способов действий учащихся
1) Прослушивание фрагментов сочинений учащихся.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:
Убедил ли вас Д.С. Лихачев в том, что «интеллигентность нужна при всех обстоятельствах»? Как он это сделал?
Ученик:
С помощью аргументов, объединенных в текст.
Учитель:
Что такое текст?
Ученик:
Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Учитель:
Какое место занимает текст в системе языка и речи?
Ученик:
Текст дает широкую информацию о предмете, состоянии, помогает убедительно выразить свои мысли в двух или нескольких предложениях, связанных между собой по смыслу и грамматически в композиционно завершенных высказываниях.
Учитель:
Верно. Главные признаки текста – связанность, единство, целостность, завершенность. Белинский видел одно из достоинств произведений Пушкина в том, что в них «конец гармонирует с началом». Вот к тому вам следует стремиться и при создании своих текстов – сочинения-рассуждения, которое вы напишите.

VIII. Информация о домашнем задании.

Сочинение-рассуждение «Нужна ли интеллигентность в наше время?»

Литература:

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов – 7-еизд. М.:Вербум-М, 2007
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9-10 кл. – М.:Вербум – М.2003
русский язык: система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом. (авт.-сост. Т.Ф. Сивокозова) – Волгоград.: Учитель, 2007
Русский язык, 9-й класс. Сборник текстов для изложений с творческими, грамматическими и текстовыми заданиями. Учебное пособие для подготовки к итоговой аттестации. Сенина Н.А., Петрова Т.А., Павлова Т.И. Под ред. Н.А. Сениной, Ростов-на Дону.: Легион, 2006
15