Открытое занятие Маленькие исследователи
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) Тема: «Маленькие исследователи»
Подготовила воспитатель Воронова Л. М.Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (экспериментальная деятельность) Тема: «Маленькие исследователи»
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию
(экспериментальная деятельность)
Тема: «Мы исследователи»
Цель: закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в природе;
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, черезэкспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о воде, ее свойствах; совершенствовать умение детей выражать собственные мысли и суждения;
Развивающие: развивать психические процессы – память, мышление, воображение, речь, внимание.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; воспитывать аккуратность при выполнении практического задания.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Николаевна, сегодня я пришла к вам в гости, но не одна, со мной, моя «помощница» гусеница, ее зовут Радужка. Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, почему ее так зовут?
Дети: она сделана из разных цветов, это цвета радуги.
Воспитатель: вы правы, ребята, гусеница Радужка состоит из 7 цветов радуги. Гусенице все говорят, что она похожа на радугу, но представляете, она сама ее, ни разу не видела. И вот сегодня ей представится такая возможность, потому что я приглашаю вас, вместе с моей помощницей, в свою исследовательскую лабораторию. А вот что мы с вами сегодня будем исследовать, я хочу, чтобы вы угадали сами:
«Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу и стеклянной быть могу» Что же это?
Дети: вода
Воспитатель: правильно, это вода. И исследовать сегодня мы будем воду. А точнее ее свойства.
1) «Разноцветная вода» Сейчас мы с вами сделаем небольшой фокус и узнаем об одном свойстве воды. Вот простая вода, какого цвета она?
Дети: вода прозрачная
Воспитатель: Произношу слова и взбалтываю воду в баночке: ВОДИЦА ВОДИЦА ДРУГ МОЙ ПРЕКРАСНЫЙ, СТАНЬ ВОДИЦА НЕ ПРОСТОЙ, А ЦВЕТНОЙ!
Воспитатель: как вы думаете, что произошло с водой?
Дети: вода окрасилась в разные цвета
Вывод: вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель: ребята, а какие свойства воды вы знаете?
Дети: вода бесцветная, не имеет запаха, безвкусная
Воспитатель: молодцы, ребята, давайте пройдем к следующему столу и узнаем еще об одном свойстве воды.
2) «Вода не имеет формы» три разных сосуда.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, в каком сосуде воды больше? Давайте проверим ваши предположения (выливаем воду в пустой сосуд и обратно и т. д.)
Дети: воды во всех сосудах одинаковое количество, поровну.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. А у самой воды формы нет, она жидкая.
3) «Твердый-мягкий»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: это камни и губка
Воспитатель: потрогайте камни, они какие?
Дети: твердые, гладкие
Воспитатель: потрогайте губку, она какая?
Дети: мягкая
Воспитатель: правильно, скажите, пожалуйста, если камни, опустить в воду, что произойдет?
Дети: они утонут, станут мокрыми
(дети бросают камни в воду)
Воспитатель: а если мы опустим губку в воду, как вы думаете, что будет?
Дети: она будет плавать
(ребенок опускает губку в воду)
Воспитатель: ребята, посмотрите, что же произошло? Куда же делась вода?
Дети: губка впитала в себя воду
Воспитатель: правильно, поднимаю губку, а из неё течёт вода.
Вывод: мягкие предметы впитывают воду, а твердые нет
Воспитатель: ребята, скажите мне, кому на земле нужна вода?
Дети: вода нужна животным, человеку, растениям, насекомым
Воспитатель: правильно, оказывается, что вода, нужна абсолютно всем! И мы сейчас это проверим.
4) «Живые цветы» ставлю на стол таз с водой.
Ребята, возьмите по 1 цветочку, и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ! ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки стали раскрываться?
Дети: лепесточки от воды раскрываются, т. к. бумага намокла
Вывод: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Воспитатель: а где растут настоящие цветы? и что с ними будет, если их не поливать?
Дети: они растут в земле, и могут завять, если их не полить.
5) «Радуга»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, вода может подниматься вверх?
Дети: нет, не может
Итак, как в нашей исследовательской лаборатории мы проводим разные опыты, я хочу показать вам очень интересный опыт, который поможет, ответит вам на этот вопрос. Подходите все сюда.
Для начала, нам нужно взять салфетку и фломастерами сделать на ней небольшие черточки, разными цветами. Смотрите на нее. Далее берем салфетку и опускаем ее в стакан с водой, но не совсем, а до нарисованных цветных линий и смотрим, что получается.
- Вода стала подниматься вверх по салфетке, а вместе с ней вверх поднимается «цветная радуга».
Воспитатель: ребята, что у вас получилось?
Дети: у нас получилась радуга
Воспитатель: Правильно теперь радуга есть у каждого из вас. А наша гусеница Радужка может полюбоваться ею.
Вывод: вода поднимается вверх, т. к. происходит процесс впитывания жидкости бумагой.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в моей исследовательской лаборатории? О каких свойствах воды вы теперь знаете и можете рассказать гусенице Радужке?
Дети: вода бесцветная, не имеет запаха, безвкусная и т. д.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, какой из опытов вам понравился больше всего и вы бы смогли показать его дома своим родителям или даже своим друзьям?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: я очень рада, что вам понравилось в моей лаборатории, приходите ко мне еще раз, до свидания.