Технологическая карта Овощи и фрукты для детей 3-4 лет


Пояснительная записка.
Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В группе 21 ребенок младшего дошкольного возраста. Из них 13 мальчиков и 8 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 5%, уровень выше среднего – 33%, средний уровень – 48%, уровень ниже среднего – 14%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.
Тема занятия: «Овощи и фрукты».
Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов реализуемой программы «Радуга», Т.Н. Дороновой, и программой «Успех» Н.О. Березиной.
Цель: развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях.
Задачи:
Обучающие задачи:
способствовать развитию грамматического строя речи;
развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
формировать представления об овощах и фруктах.
Развивающие задачи:
развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей и фруктов;
развивать познавательный интерес в процессе изобразительной деятельности;
развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи и фрукты;
развивать творческую активность детей в процессе создания продукта изобразительной деятельности;
развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи).
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру.
Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов, контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие): «Овощи и фрукты».
Возрастная группа: вторая младшая.
Форма НОД: познавательная деятельность.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»\ [Т.Н. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2010. - 111с.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов.
Раздаточный: контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки.
Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников группы
Обучающие задачи:
способствовать развитию грамматического строя речи;
развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников;
формировать представления об овощах и фруктах.
Развивающие задачи:
развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;
развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей и фруктов;
развивать познавательный интерес в процессе изобразительной деятельности;
развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи и фрукты;
развивать творческую активность детей в процессе создания продукта изобразительной деятельности;
развивать психические процессы – образное мышление, воображение.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру. обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Катя, Тимофей, Милана);
развивать умение согласовать слова в предложения, состоящие из двух-трех слов (Валерия, Вероника);
способствовать стимулированию активных ответов (Вадим, Егор, Саша Д.);
развивать умение концентрировать внимание на объекте
(Саша К.);
способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Алиса, Вика, Дима).
Этапы деятельности, занятия Цели Форма организации совместной деятельности детей и взрослых Содержание деятельности Результат
педагога детей 1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный
Проблемная ситуация, мотивация к деятельности Вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Закрепление у детей знания овощей и фруктов, развивать слуховое внимание и мышление. Ребята заходят в группу и видят на столе стоит корзинка, в которой лежат овощи и фрукты (яблоко, персик, помидор, лук, картофель, капуста, морковь, груша) и письмо от Зайчика. «Здравствуйте, ребята! Я принес для вас лукошко со своей грядки».
Ребята, как вы думаете, что же нам принес Зайка? (ответы детей)
Ребята, давайте посмотрим, что находится в этой корзине (заглядывают, вынимают и называют).
Молодцы, все правильно назвали. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.
Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию).
Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.
Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.
Поощряет детей к высказыванию. Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию, рассматривают и проявляют интерес к персонажу.
Отвечают на вопросы.
Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.
2.Основной
Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность Актуализировать знания детей, развитие мышления.
Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.
Закрепление у детей знаний и представлений об овощах и фруктах.
Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними.
А теперь давайте с вами познакомимся с нашими гостями с грядки.
Отгадайте загадку.
Растет краса – зеленая коса,
В земле вся рыжая сидит,
Когда жуешь ее, хрустит.
(Морковь)
Как надела сто рубах,Захрустела на зубах.(Капуста)
Прежде чем его мы съели,Все наплакаться успели.(Лук)
Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослые,И маленькие детки.(Яблоко) 
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
(Груша)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Ребята, капуста, морковь, лук, картофель – это овощи, а персик, яблоко, груша - это фрукты. Перечислим, какие же овощи перед нами, а какие фрукты?
Молодцы и с этим заданием вы справились! А теперь немного повеселимся с нашим Зайкой.
Физминутка:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть
Вот так, вот так
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо Зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо Зайке поскакать.
А сейчас мы будем варить суп и компот. Ребята из овощей варят суп, а из фруктов – компот. Давайте в первую кастрюлю
положим овощи, а в другую кастрюлю фрукты.
Игра «Из чего мы сварим суп?» Из чего мы сварили суп? Как они называются одним словом? Сколько овощей в нашей кастрюле (считают вместе)? А в другой кастрюле мы варили компот. Что мы положили в компот? Что это? Сколько фруктов в кастрюле (считают вместе)? Молодцы ребята!
Ребята, наши фрукты растут на дереве, а овощи в земле. Поиграем еще в одну игру. Если я называю и показываю фрукт, то вы поднимаете ручки и потягиваетесь вверх к солнышку, а если я называю и показываю овощ, то вы приседаете на корточки, вот так. Использует наглядные средства.
Привлекает к обсуждению, задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах и фруктах.
Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям.
Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.
Поощряет детей к правильным отгадкам.
Организует физическую деятельность.
Показывает последовательность действий.
Поощряет детей к игровой деятельности.
Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.
Поощрение детей к совместной деятельности.
Организует, вовлекает детей в совместную игровую деятельность, показывает последовательность действий.
Поощряет детей к совместной игровой деятельности. Отгадывают загадки.
Рассматривают представленные материалы.
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.
Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу.
Активно играют.
Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий.
Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.
Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя.
Активно играют.
Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок.
Закрепление знаний о признаках овощей и фруктов.
Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми.
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий
Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи и фрукты; развивать внимание и подражательность. Молодцы ребята! Скажите, пожалуйста, а какого цвета яблочко нам принес Зайка? (морковку, капусту, грушу). А еще яблочко бывает желтым, зеленым. Правильно. Предложить детям сделать подарок Зайке. Проходите за стол, садитесь на свой стульчик. Возьмите кисточку, смочите ее в воде, промокните на салфетке, возьмите нужную краску и раскрасьте ваши яблочки. Ребята, старайтесь раскрашивать аккуратно и не выходить за края. Организует и вовлекает детей в продуктивную деятельность. Предоставляет достаточно времени для ознакомления материалов для продуктивной деятельности. Показывает последовательность действий.
Поощрение к изобразительной деятельности.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после изобразительной деятельности. Проявляют интерес и включаются в продуктивную деятельность.
Знакомятся с материалами для продуктивной деятельности.
Осваивают последовательность действий.
Демонстрируют результат продуктивной деятельности.
Убирают за собой место после изобразительной деятельности. Умение работать по образцу, следовать очередности действий.
Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым.