Краткосрочный план урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало


Литературное чтение 6 класс с казахским языком обучения Тема урока А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало»
Ссылки www.liveinternet.ruhttp://clasywalls.narod.ru/n/598/index.htnlОбщая цель Познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина «…Уж небо осенью дышало». Пробудить интерес к творчеству поэта. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать эмоциональный и духовный мир учащихся. Развивать критическое мышление. Воспитывать любовь к природе.
Результаты обучения Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение. Уметь составлять кластер по данной теме. Различать прямое и переносное употребление слов.
Источники, оснащение и оборудование: Учебник литературного чтения для 6 класса, презентация PowerPoint к уроку, интерактивная доска, канцелярские магниты, бумага А4, маркеры, фотокамера, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, национальный журнал о чтении и письме для критического мышления «Голос и видение» №4(8) 2001,сборник стихотворений «Времена года», составитель
В. Кузнецов.
Организационный момент:
- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со следующих строк:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять
Пробуждение интереса
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.
Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?
Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
Деление на группы по принципу счета1, 2 и 3
- Ребята, на дворе сегодня какое время года? (Осень). Что такое осень? Составьте Кластер. Отвечайте на вопросы именами существительными.
Составление Кластера
ОСЕНЬ


- У каждого человека бывает свое любимое время года. А какое время года любил
А. С. Пушкин? Давайте узнаем, прослушав аудиозапись.
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ
- Какое время года любил А.С. Пушкин?
- Осень.
- Как осень повлияло на творчество А. С. Пушкина?
II.Осмысление
Прогнозирование темы урока.
- Ребята, раз мы говорим об А.С.Пушкине и осени,
тема сегодняшнего урока, какая, как вы думаете?
ПРОСЛУШИВАНИЕ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
Чтение профессионального чтеца (аудиозапись)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (Слайд)
сень
При чтении стихотворения вам встретятся трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
освобождалась от покровов (листвы)
караван


группа следующих друг за другом объектов
обнажалась
 
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Целенаправленное чтение стихотворения) (Слайды)( Здесь учащимися проводится работа чтение стихотворения и одновременно демонстрируются слайды с картинками на каждую строку).
Чтение каждой строки и анализ.
- Прочитайте первую строчку? Как вы её понимаете?
- В каком значении употреблено слово «дышало?» (в переносном значении)
- Как вы понимаете выражение «С печальным шумом обнажалась»?
(по словарной работе мы знаем, что слово обнажалась – освобождалась от покровов (от листьев).
- «Гусей крикливых караван
Тянулся к югу» Ребята, почему они летят к югу? Что такое караван?
(они летят к югу, потому что там тепло. Караван – это группа следующих друг за другом объектов. В данном случае объектом являются гуси)- «Довольно скучная пора» Обратите внимание на написание и произношение слова «скучная». Соответствует ли написание и произношение данного слова? (нет, сочетание согласных «ЧН» произносится как «Ш».Первичное выразительное чтение стихотворения.
С каждой группы по одному ученику читает стих.
III. Рефлексия. (Слайд)
1. Поэты, художники и композиторы об осени (дополнительная информация)
Поэты об осени
- Н.А.Некрасов «Славная осень».
Ф.Тютчев «есть в осени первоначальной».
М.Ю.Лермонтов «Осень».
Художники об осени
- Исаак Левитан. Картина «Поздняя осень»
Иван Шишкин. Картина «Осень»
Композиторы об осени
- П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»
А. Вивальди «Времена года. Осень»
2.
- это время года воспевали не только поэты, но и композиторы, художники. Послушайте «Осеннюю песнь. Октябрь» Это произведение сочинил великий композитор П.И.Чайковский (Аудиозапись)
3. Узнать с помощью опроса о впечатлениях детей после прослушивания музыкальной композиции.
- Созвучны ли по настроению литературное и музыкальное произведения? Почему? (да, созвучны. Оба произведения навеяны грустью, передает настроение осени).- Какие картины вы представили, когда слушали музыку?Нарисуйте.
4. Презентация работ каждой группы.
IV. Домашнее задание
Разноуровневые задания:
Выразительное чтение стихотворения.
Выучить наизусть стихотворение.
Написать эссе « Мое любимое время года».
V. ФОРМАТИВНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ
Оценочный лист урока
Группа Пробуждение Осмысление Рефлексия Итог
Кластер «Осень» Целенаправленное
чтение Выразительное чтение Рисунок 1-ая 2-ая 3-я Самоанализ урока
Тема данного урока по литературному чтению изучается в 6-ом классе в разделе «С любовью к природе».
В структурном плане модель урока состоит из трех стадий: «Пробуждение интереса», «Осмысление», «Рефлексия».
После организационного момента урока прочитала ученикам стихотворение, благоприятно воздействующее на их психологический настрой. Таким образом, настроила их на рабочий лад, а для сохранения этой дружелюбной атмосферы до конца урока и достижения его успешности, разделила класс на группы по принципу счета 1,2 и 3.
На стадии «Пробуждение интереса» учащиеся составляли Кластер вокруг значения слова «Осень», тем самым находили, искали, анализировали свои «старые» знания, обобщая свои когнитивные способности по данной теме. Все три группы активно работали. Несмотря на языковой барьер, дети старались защищать свои работы, где каждый из них делал попытки отвечать хотя бы одним словом. Среди всех идей вокруг слова «Осень» прозвучала идея «Труд». На вопрос почему они написали это слово, ответили, что люди именно осенью собирают плоды своего труда. Это и меня обрадовало. Ведь они начинают делать первые шаги в развитии критического мышления. Ведь рассуждать и говорить на русском языке учащимся казахской национальности трудно дается. На этапе «Осмысление», где проводилась работа для развития и совершенствования устной связной речи, учащиеся читали стихотворение, одновременно отвечали на вопросы по содержанию текста. Эта работа также развивала диалогическую речь учащихся (диалог между учителем и учеником). Чтение каждой строки еще сопровождалась слайдами, где изображались картины, пейзажи, раскрывающие смысл слов, что дает детям визуально запомнить учебный материал.
Больше всего я старалась на уроке меньше говорить, больше слушать. Наводила, направляла учеников на то, чтобы они самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы, учились критически мыслить, аргументировать свои суждения, а также учила их работать в группе, что требовало сплоченной, дружной и целеустремленной работы на каждом этапе урока. И это все эффективно влияет на успешность учебного процесса.
И еще ребятам нравилось оценивать друг друга. Особенно им по душе формативное оценивание, которое мотивирует их на дальнейшую деятельность.
Конечно, мне было трудно воздержаться от комментариев в момент высказывания учащимися своих идей, мыслей. Старая привычка давать точную оценку верного или неверного мнения способствует не в лучшую сторону на развитие умений выражать и доказывать свою точку зрения.
Думаю, в будущем мне необходимо поработать над собой, больше доверять своим ученикам и часто поощрять их начинания.