Социально-психологический тренинг Выйдем из стресса вместе
Социально-психологический тренинг
ВЫЙДЕМ ИЗ СТРЕССА ВМЕСТЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Депрессивные расстройства являются едва ли не самой распространенной психологической проблемой в современном мире. По данным ВОЗ, 3-6% населения земли страдает от депрессии. Еще 10 лет назад специалисты даже не предполагали возникновения депрессий у детей. Однако новейшие исследования подтверждают реальность детских депрессий особенно в подростковый период. Но в научной литературе практически отсутствуют системные исследования детских стрессов, а тем более - разработки принципов задач и стратегий их психокоррекции.
Актуальность проблемы заключается в том, что депрессия в детском возрасте часто распознается и не поддается коррекции, потому что родители и учителя не могут понять, что под негативным настроением скрываются серьезные психологические проблемы. Стресс у подростков проявляется, как правило, нестандартными характеристиками. К тому же подросток все еще не способен в достаточной степени вербализировать свои волнения.
Стресс не проходит для подростка бесследно. Он деформирует личность, ведет к деструктивным формам поведения. Результатом переживания подростками одиночества и отчуждения становятся глубокие эмоционально-негативные проявления осознания собственной ничтожности, ненужности.
Особенности психического состояния создают основу для конфликтов с окружающими, а угрозы наказания порождают страх и тревогу, что увеличивает суицидальное опасность и мотивирует суицидальное поведение.
Как же помочь человеку, который оказался в стрессовом положении?
Действительно, есть маленькие хитрости, которые помогут человеку справиться с эмоциональной перенапряжением. Мы можем посоветовать такие быстродействующие на первый взгляд очень легкие средства. Перечислим несколько из них:
1. Посчитайте до 10 и только потом возвращайтесь к травмирующей ситуации.
2. Займитесь своим дыханием. Медленно вдыхайте и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, через нос. Прислушайтесь к своим ощущениям.
3. Наберите стакан воды, и постепенно медленно выпейте ее. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
4. Найдите какой-то небольшой предмет и внимательно рассматривайте его не менее 4 минут, знакомясь с его цветом, формой, структурой таким образом, чтобы можно было представить с закрытыми глазами.
5. Посмотрите на небо, рассмотрите все, что вы видеть на нем. Когда вы в последний раз так смотрели на небо?
6. Смочите лицо холодной водой.
7. Выйдите из того помещения, где вас «нашел» стресс.
Для того, чтобы эти методы помогли человеку, их надо запомнить и постоянно тренироваться в их исполнении. Мы понимаем, что именно во время кризиса мы забываем более простые вещи, чем приемы скорой помощи при стрессе. И очень часто состояние эмоциональной растерянности, напряженное психологическое состояние, социальная изоляция сопровождают человека длительное время. В этом случае именно тренинг может поднять адекватность самосознания личности, поможет преодолеть личностную дисгармонию.
В литературе много встречается упражнений для снятия психологического напряжения, снижение тревожности, но они имеют характер рекомендаций. Но вряд человек буди о них помнить в состоянии стресса. Поэтому я решила подготовить целостный тренинг, который поможет человеку достойно и относительно безболезненно выйти из стресса. В работе были использованы те упражнения и игры по тренингу многих авторов, которые имели успех на апробационных занятиях и не требующие многих материальных затрат. Я назову лишь авторов, а названия их работ в списке литературы: Марсанов Г.И., Рудестам К., Ялом И., Гарбузов В.И., Фопель К.
Программа тренинга рассчитана на взрослых и юношеский возраст у которых наблюдаются признаки стрессового или конфликтного состояния. В тренинговой группы входят люди с низкой самооценкой, высокой тревожностью, неуверенные; люди, которые попали в ситуацию, которая касается проблемы смысла жизни человека и которая требует от них изменения приоритетов, психологической, философско-мировззренческой, эстетической коррекции личностной сферы; люди, на которых постоянно действуют стрессовые факторы, пострадавшие в результате природных катаклизмов, инвалиды, люди с ограниченными возможностями, а также после разрыва брака.
Оптимальное количество участников от 9 до 14 человек, можно разного возраста для того, чтобы задачи и решения были достаточно разнообразным и каждый мог решить свои проблемы.
Психологический тренинг направлен на развитие личности, осознание своей жизненной позиции, формирование эффективных коммуникативных умений в процессе общения, получения навыков самоконтроля и конструктивного проявления негативных импульсов в поведении.
Общую цель можно выразить так:
Используя методы групповой работы, провести психологическую коррекцию негативных личностных образований, которые мешают повышению адекватности самосознания и снижают уровень социальной и психологической компетентности; снизить уровень ситуативной и личностной тревожности; попытаться поднять самооценку, сдвинуть личностную мировззренческую позицию в сторону положительного самосознания действительности.
Основные задачи:
· подкрепление положительного образа «я»;
· создание механизма конструктивных взаимоотношений с негативными импульсами;
· развитие эмпатических качеств;
· обработки собственных проблемных зон;
· переживания чувства обыденности собственных проблем (терапевтическое действие)
· коррекция негативных, агрессивных проявлений;
· присвоение умений самоанализа, контроля над негативными эмоциональными проявлениями;
· выработка новых стратегий поведения в психотравмирующих ситуациях;
· овладение методами релаксации, направленных на изживание чувства страха и состояния повышенной тревожности в эмоционально травмируящих ситуациях;
· формирование навыков самопознания и саморазвития;
· улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Подготовительный этап длится 2 -3ч.
Цель этого этапа: создание в группе психологической атмосферы, благоприятной для самопознания, развитие гуманистической позиции по отношению как к себе так и к другим людям.
С самого начала работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в процессе работы в тренинговой группе.Учитывая, что в общем, в группе сочетаются люди с низкой самооценкой, тревожные, неуверенные, тренер сам предлагает правила работы в группе:
o Здесь и сейчас.
o Открытость и искренность.
o Выступление от своего имени.
o Право тренера на прекращение дискуссии.
o Доверчивый стиль общения.
o Избегание оценок друг друга.
o Свобода высказывания.
o Конфиденциальность всего происходящего в группе.
o Активность.
o Добровольный начало.
o Принятие себя и других.
o Безоценочность суждений.
Каждое правило объясняется, если есть необходимость.
занятие 1
1 упражнение- поздравления.
Цель: способствовать установлению контакта между участниками группы и на настрой на работу в группе.
Инструкция: один из участников говорит приветствие или комплимент в такой форме: «Привет всем, у кого в этот момент хорошее настроение!». Те, кого касаются эти слова, хором отвечают: "Привет!". А если был сказан комплимент, то те из участников, которые считают, что это к ним относится, хором говорят: «Спасибо!». Упражнение повторяется несколько раз.
2 разминка- упражнение.
Инструкция: нам нужно совместно выполнить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, а не договариваясь и не произнося ни слова, "выбросить" одинаковое количество пальцев на обеих руках. Выполнять его мы будем следующим образом: я буду считать - раз, два, три - и на счет «три» все одновременно "выбрасывают" пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем.
3 Упражнение "Поймай взгляд".
Цель: активизация формирования доверия и сплоченности группы, способствующие оптимизации работы.
Инструкция: участники стоят кругом, глаза опущены на пол. По команде ведущего все подводят глаза, пытаясь поймать взгляд кого-нибудь из участников. Задачей является как можно быстрее найти взглядом свою пару. Те, кто встретился взглядами, выходят из круга.
4 Упражнение «Сочинение-сказка".
Цель: соединить слушателей, заставить их услышать внутреннюю связь со всеми, подвести к положительному восприятию себя.
Инструкция: напишите о своей жизни. По желанию участников сказки зачитываются.
Информация для тренера: обратить внимание, есть ли в сказке несчастный момент, откуда он возник, что мешала герою бороться с неприятностями. Направить сопротивление на низкую или завышенную самооценку, неуверенность - как черты характера, которые мешают решению проблем.
5 Упражнение Проективный рисунок "Что меня возмущает?».
Цель: стимулировать спонтанное проявление негативных чувств и состояний, осознать их смысл и причины, выделить и отреагировать личностно значимое, существенное.
Инструкция: возьмите листы бумаги, цветные карандаши, нарисуйте рисунок, содержание которого отвечает на вопрос: "Что меня возмущает?", "Чего я боюсь?». Затем нужно будет рассказать всем членам группы, что именно и почему они нарисовали.
Обсуждение: каждый участник описывает свои рисунки. После этого другие члены группы могут задавать ему вопросы по содержанию рисунков и выражать свое видение их содержания.
6 Упражнение игра "Тух-тиби-дух".
Инструкция: «Встаньте и создайте круг. А теперь вспомните свое состояние, когда вы сердиты, и представьте себе, что сейчас находитесь именно в этом состоянии. Теперь нужно двигаться в середину круга, ни с кем не разговаривая, при этом иметь сердитый вид лица. Единственное, что можно сказать друг другу при встрече - три раза повторить слово "Тух-тиби-дух".
Обсуждение: изменилось ваше настроение после участия в игре? Что происходит со злостью, когда нам становится весело? Как вы считаете можно ли управлять своим настроением при возникновении негативных эмоций.
7 Упражнение "отпускание камней". (Под музыку песни "Берега" в исполнении А. Малинина)
Цель: снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, используя методы экспрессивно-эмоционального воздействия.
Инструкция: садитесь удобно. Расслабьтесь. Представьте себе апельсин, его цвет, состав и запах. Снимите с него кожуру, отломите дольку и откусит е кусочек, почувствуйте, какая она на вкус. Затем "отмотайте" пленку визуальной фантазии назад так, чтобы снова увидеть целый, нечищенный апельсин.
Представьте себе, что вы стоите в горной реке с очень быстрым течением. Чтобы вас не унес стремительный поток, держитесь за большой камень - захватите его и напрягитесь. Слушайте притчу, пытаясь удержаться за камень.
Притча:
У Ричарда Баха в "Иллюзии" один из героев рассказывает притчу о подводных жителей. На дне реки с очень быстрым течением жили существа, очень похожие на людей, только которые умели дышать под водой. Всю свою жизнь они проводили там, цепляясь за большие камни, которые лежали на дне. Таким образом, удерживаясь от быстрого течения, они рождались, ели, любили и умирали. Считалось, что тот, кто отпустит камень, обязательно погибнет, его унесет стремительный поток воды. И все же один из них отпустил свой камень, но не погиб, а поплыл по течению. Ему встречались другие такие же поселения, в которых люди проводили свою жизнь так, как в его родном селении. Они удивлялись явлению: "Смотрите! Он летает! Это сверхчеловек! ". На что "сверхчеловек" отвечал: "Это не так, я такой же человек как и вы. Просто отпустите ваши камни и мы полетим ". Но никто не решился сделать так как он ...
Ваш камень - это ваш страх. Отпустите его (участники отпускают свои камни, напряжение спадает, все расслабляются).
8 Упражнение "Свободный".
Предлагаемое упражнение посредством представления экстремальной ситуации поможет участникам увидеть новые цели, которые могут быть покрыты дымкой условностей и устаревших иллюзий.
Инструкция: сейчас вы будете переживатьчто-то сходное с шоком, и это, возможно, поможет вам посмотреть на свою жизнь по-новому. У каждого из нас есть много желаний и целей. Некоторые из них мы осознаем и хотим их достичь. О других мы догадываемся, но держим их в тайне. Есть еще часть наших желаний, которая скрывается пожалуй в самых темных уголках нашего бессознательного. Что будет, если мы станем более четко и ясно понимать наши желания и цели? Представьте себе, что вы проглотили волшебную таблетку, которая на некоторое время снимает все правила и нравственные нормы, которыми вы пользуетесь. Вы освобождаетесь от нерешительности, тревожности, внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течение недели. Что вы будете делать все это время? Что будете говорить? Как будете выглядеть? Как будет выглядеть ваша жизнь? Как будете себя чувсвовать? Напишите, как бы вы прожили эту неделю.У вас 15 минут.
А теперь подумайте, чтобы вы сделали из того, что записали, без волшебной таблетки? К какой цели вы идете без нее? Запишите свои мысли.
9 упражнение "Лодочка".
Цель: подкрепление чувства доверия к окружающему миру.
Инструкция: все участники становятся в круг, крепко держа за край широкую ткань. По очереди участники группы ложатся внутрь импровизированной "лодки", где могут почувствовать себя на волнах моря. Группа осторожно поднимает "лодку" и плавно качает. Каждый участник должен побывать в середине "лодки", его задача - максимально расслабиться, довериться "волнам".
По окончании упражнения участники группы делятся своими впечатлениями, ощущениями, обсуждая между партнерами по взаимодействию как удалось найти общий язык и что этому способствовало.
10 упражнение «Положительные выводы".
Это упражнение дает возможность каждому участнику наблюдать на протяжении нескольких дней за другими участниками группы, обращая внимание прежде всего на положительные стороны его поведения. В конце тренинговых занятий участники должны будут кратко рассказать о своих наблюдениях и таким образом дать возможность обратной связи. Для упражнения нужны конверты с написанным на ним именами участника и карточкой с именем другого участника.
Инструкция: мы часто обращаем внимание на негативные особенности других людей и не видим их положительных качеств. Поэтому я предлагаю каждому из нас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание на его положительные черты. Для вас есть конверты, в которых лежит карточка именем участника, по которому вы будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до самого последнего занятия. Вам необходимо как можно конкретнее записывать все, что понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом акцентируйте внимание на конкретном действии и поведении, не употребляйте шаблонов.
Занятие 2
1 упражнение: игра "Приятные самолетики".
Цель: «разогреть» группу, создать положительную атмосферу для общения.
Инструкция: участники группы отсылают друг другу самолетики с написанными на них комплиментами. Выигрывает тот, кто поймает наибольшее количество самолетиков. Участник, получивший самолетик, должен отреагировать на комплимент (принять его, используя невербальные средства).
2 упражнение "Баржа".
Цель: развитие скорости мышления и навыков владения собой в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих.
Инструкция: сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом - будем грузить баржу. Делать это будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-то слово, обозначающее предмет, который может быть загружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь называет предмет, который начинается с той же буквы, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы загрузка шла без задержки и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Ограничения :на баржу нельзя грузить то, что не может будет на ней перевезено: астероиды, айсберги. Во время остановок ведущей может попросить участников, у которых есть что "загрузить" на баржу, поднять руки и назвать три предмета для загрузки. Ведущей обязательно участвует в деле.
3 упражнение "Смысл жизни".
Цель: осознании смысла и ценностей своей жизни. Сравнение их с ценностями других участников.
Инструкция: участникам предлагается написать сочинение на тему "О смысле жизни". В конце занятия проводится беседа по материалам произведений, цель которой -- более глубокое понимание человеком своих проблем. Новая письменная работа, выполненная через интервал (на последующих занятиях) является поводом для нового обсуждения . Это упражнение может повторяться несколько раз в течение тренинга.
4 упражнение «Преодоление дихотомии".
Цель: развитие гибкой оценочной позиции.
Инструкции: упражнение должно показать участникам, что в нашей жизни мы часто используем оценки "хорошо-плохо", которые являются относительными. Я хочу сказать, что во всяком "плохом" можно найти хорошую черту и наоборот. Участникам раздают на листочках небольшие описания, на первый взгляд негативных ситуаций. Их задача - найти в этих описаниях то хорошее.
5 упражнение «Хорошо-плохо".
Цель: развитие умения видеть в одном и том же предмете, явлении противоположные качества, смотреть на одни и те же явления с противоположных точек зрения.
Инструкция: тренер предлагает участникам группы разделить чистый листок на две половинки и записать в правой части все хорошее, а в левой - плохое, что на их взгляд относится к словам, который зачитывает тренер:
- Зима, лето, осень, весна;
- Дождь, снег, солнце, ветер, огонь,
- Нож, тарелка, стекло, утюг;
- Карандаш, письменный стол, школа, оценка;
- Смех, слезы, крик, шепот;
после выполнения упражнения участники обсуждают записанные ответы.
7 упражнение проективный рисунок "Начальник и подчиненный".
Цель: выявлять спонтанные доминантные стремления и установки, осознать их смысл, отреагировать на личностно значимые компоненты.
Инструкция: возьмите лист бумаги, карандаши и нарисуйте, как вы представляете себе взаимодействие начальника и подчиненного. После окончания этой работы, по желанию, покажите ваш рисунок и раскройте его содержание.
Обсуждения. Что нового, необычного, интересного вы увидели на рисунках ваших товарищей и услышали во время обсуждения? Что вы почувствовали, когда наблюдали реакцию других членов группы на ваш рисунок? Есть что-то общее для всех изображений?
8 упражнение Беседа о поведении: уверенное агрессивное и неуверенное.
Цель: определить разницу между уверенной, агрессивной и неуверенной позицией в поведении.
Ответьте на вопрос:
Как вы думаете, какое поведение лучше для достижения успехов в жизни, в общении, опаснее для самого человека: агрессивное, уверенное или неуверенное? Объясните, почему вы так считаете.
Инструкция: многие из пассивных людей не хотят быть уверенными, так как считают, что их поведение может быть воспринята как агрессивное. Агрессивные люди часто боятся, что недостаточная с их стороны агрессивность буди восприниматься как пассивность. Уверенное поведение - является той золотой серединой. Но как отличить их друг от друга?
Уверенное (ассертивное) поведение. Цель уверенного поведения - честно, эффективно и прямо выражать свои мысли и желания. Надо отметить, что в этом случае человек отстаивает свои права, не нарушая прав окружающих.
Агрессивное поведение. Ее цель - доминировать, оскорблять, уничтожать, унижать и манипулировать (человек, который ведет себя агрессивно, может не осознавать этого). Люди, которые ведут себя агрессивно, отстаивают свои права за счет других.
Пассивное поведение. Цель пассивного поведения - угодить окружающим, уйти от конфликта. Человек хочет восприниматься окружающими как приятная человек и прячет свои чувства. Люди, которые ведут себя пассивно, не высказываются по своему усмотрению и не отстаивают своих законных прав. Следовательно, их права часто придавливаются другими людьми. Это может привести к гневу, который они сдерживают и к оскорблению (гнев-в-себе), которые периодически проявляются взрывами вербальной или физической агрессии.
Как вы считаете откуда берется пассивное поведение?
Комментарий тренера : Иногда неуверенное поведение развивается потому, что в прошлом человек был наказан за уверенное поведение. Неуверенное поведение часто положительно закрепляется (Ваши друзья одобряют вас за то, что вы делаете, как им надо). Неуверенное поведение позволяет нам избегать неприятного негативного возбуждения.
9 упражнение Групповая экспрессия: динамичный танец "Воздушный поток" --подвижная упражнение.
Цель: получение положительного подвижного опыта, общая гармонизация эмоционального состояния.
Инструкция: воздух наполнен различными запахами, движениями. Почувствуйте дуновение воздуха, почувствуйте его дух. Передайте в своих движениях, что вы чувствуете ... вы- легкий воздух. Воздух бывает разным. Сейчас он теплый ... даже жарко. Вдруг он превратилось в холодный колючий ветер и стало холодно. Опять выглянуло солнышко и вы - легкий ветерок ... Постепенно вы превращаетесь в облака и течете на землю ... почувствуйте легкость, полноту свободы и безграничности пространства ... Вы растворяетесь ... превращаетесь в поток воздуха ... сильный ветер .. .настоящий ураган ... Вдруг ураган стихает, и вы превращаетесь в легкий нежный ветерок ... Ласковое солнце наполняет вас теплом. Остановитесь, закройте глаза. Почувствуйте внутри себя энергию воздуха и солнца .. вы постепенно опускаетесь на землю. Почувствуйте, как энергия неба в вашем теле сочетается с энергией земли. Почувствуйте это место в себе. Запомните это состояние, -оно будет давать энергию и силу. Возьмите с собой эту энергию. Вы всегда можете к ней обращаться. Когда будете готовы, попрощайтесь с образом, сожмите руки в кулаках, сильно потянитесь - вперед и вверх - и медленно открывайте глаза.
Обсуждения: участники делятся своими ощущениями, переживаниями. Отмечают на сколько удалось расслабиться, чувствовать себя раскованно. Какое было взаимодействие Его со стихией воздуха? Удалось ли почувствовать разницу в состоянии воздуха? Какие эмоции, телесные ощущения вызывали такие представления?
10 упражнение групповая беседа "Лучшая поведение - ассертивное".
Цель: ознакомиться с правилами ассертивного поведения.
Инструкция: прочитайте, что такое ассертивность. Дайте характеристику асесртивнои человека.
Ассертивность (assertive - англ. - Уверенность в себе, своих притязаниях) - это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требования и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим «нет», когда этого требуют обстоятельства. Не овладев основами ассертивности, трудно добиваться своего, несмотря на трудности, и, когда это нужно, менять тактику своего поведения.
Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой он видит ситуацию. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно, насколько справедливо и осуществимо его требование. Она показывает, что в уважаемой или противоположной стороне нет других интересов, кроме как положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверена в себе, умеет слушать и других и идти на компромисс. Он способенн изменить точку зрения под давлением аргументов. Априори считая других людей порядочными, он не стесняется попросить об услуге и, со своей стороны, тоже готов сделать любезность.
Для асертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность. Язык такого человека выразительй и понятный. Темп речи - равномерный. Взгляд - открытый, не бегает. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него веет уверенностью, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не обвиняет в неудаче других людей. В случае неудачи такой человек способен убедить себя как будто это, собственно, его успех. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
Инструкция 2: познакомьтесь с правилами ассертивного поведения, сформулированное доктором Фенстерхеймом:
- У вас есть право делать все что угодно, пока это не мешает другим.
- У вас есть право поддерживать чувство собственного достоинства путем ... асертивнои поведения - если оно даже касается кого-то другого - к тому времени, как вы станете агрессивным.
- У вас всегда вправе обратиться к другому человеку с просьбой или вежливым требованием к тому времени, когда вы понимаете, что второй имеет возможность сказать "Нет". Вы ясно понимаете, что в ситуациях межличностных отношений существуют некоторые пограничные случаи, где права сторон непонятные, но у вас всегда есть право обсудить проблему с втянутым в это человеком и таким образом прояснить ее.У вас есть право добиваться реализации своих прав.
11 упражнение "Шаг-раз!".
Цель: создание позитивной атмосферы
Участники группы становятся в широкий круг, держась за руки. Каждый по кругу говорит: "Сегодня я ... (научился, почувствовал, понял т.д.)", и вся группа делает шаг вперед. После проговариванием всех достижений круг должен стать плотным.
Занятие 3
1 упражнение -поздравления
цель: способствовать установлению контакта между всеми участниками и настрой на работу в группе.
Инструкция: "Кто-то называет имя одного из участников. Тот, чье имя названо, должен сказать: "мне кажется, что ты хочешь сказать мне ...- и сказать то, что, по его мнению, хотел сообщить ему участник, который назвал его имя. После этого первый участник говорит или: "Да, именно это я и хотел сказать", или: "Нет, я хотел сказать, что ...» - и продолжает. Успехом в игре считается ситуация, когда участник догадывается, о чем хотел сказать его товарищ ".
2 упражнение «Дорисуй картину».
Инструкция: "Давайте вместе все нарисуем картину. Я возьму мнимое полотно и нарисую на нем что-то, потом передам это полотно участнику, который сидит слева от тренера. Он возьмет и нарисует на нем то, что ему захочется и скажет нам, что он нарисовал, потом передаст картину дальше. Тренер "берет" кажущееся полотно в раме и говорит: "Я беру холст и рисую на нем линию горизонта", и передает будущую картину участнику, сидящему слева. Тренер запоминает что нарисовал на картине каждый участник. Побывав у каждого, картина возвращается к тренеру , он говорит: "Теперь я держу в руках эту картину и вижу на ней линию горизонта, нарисовал я ..." Далее тренер проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы, называя его имя и обращаясь к нему в настоящей момент. В результате проведения этого упражнения в группе возникает положительный эмоциональный настрой, создается единство
3 упражнение «Неудача и ошибка как стимул для саморазвития».
Инструкция: ошибка или неудача часто производит положительный эффект на дальнейшую деятельность человека: побуждает ее прилагать больше усилий, способствует приобретению опыта и тому подобное.
Но неудача может и негативно влиять на мотивацию деятельности. Часто человек не решается начать или продолжить деятельность, потому что боится допустить ошибку и потерпеть неудачу. Такой стиль поведения особенно характерен для людей, которые побуждаются в своей деятельности стремлением избежать неудачи. Они болезненно воспринимают каждое поражение или промах, считая (и часто совершенно безосновательно), что неудача - это свидетельство их слабости и отсутствия способностей.
Очень важно воспринимать свои неудачи и ошибки как необходимый компонент обучения и развития. Следует осознать, что анализируя причины неудач и работая над своими ошибками, мы можем усовершенствовать свои способности.
Все зависит от нас самих, ведь можно получать множество неудач и допускать много ошибок, но не учиться на них. Когда человек не прибегает к тщательному анализа своих ошибок и недостатков, когда не меняет методов своей работы, то пользы от таких неудач и ошибок будет мало. Значительно лучше, когда вы не только анализируете ошибки и причины неудач, но и производите новую стратегию, выполняете систему упражнений, направленных на устранение недостатков и развитие определенных навыков и способностей.
Человек должен стремиться к тому, чтобы время от времени устраивать себе испытания, и быть благодарным Богу, обстоятельствам, людям, когда такая возможность представляется. Но каждая неудача - это стимул для саморазвития, это возможность совершенствовать свои способности и измениться к лучшему. После неудачи, почувствовав, что что-то не так, человек в большей степени подвержен менять свой стиль и методы работы. Поражение будет способствовать к размышлению над тем, как оптимизировать свою деятельность и усовершенствовать определенные способности и навыки.
Проанализируйте свою неудачу. Порассуждайте и запишите, какая польза от этой неудачи, чему она научила вас, какие выводы вы сделали из своих ошибок.
Часто случается, что человек, допустив ошибку, боится признать ее, не решается поговорить с другими о своих слабостях. Не признавая своих ошибок и недостатков, человек уменьшает свои возможности совершенствоваться и преодолевать свои слабости.
Почему так важно обсуждать собственные ошибки те недостатки с компетентными людьми? Во-первых, может оказаться, что вы преувеличиваете значимость своих ошибок, недостатков и пороков. Во-вторых, при обсуждении и анализе ваших ошибок другие люди могут дать вам ценные советы и помочь осознать свои слабости, выработать методы их преодоления .По-третьих, часто другие люди могут предоставить вам мотивационный заряд, побуждать к работе над своими ошибками и недостатками. Часто случается, что пообщавшись с другим человеком и обсудив с ним свои проблемы, вы с воодушевлением погружаетесь в работу над исправлением своих недостатков. Обсудите две свои ошибки и два своих недостатках, не боясь их признать, с умными и компетентными людьми. Воспринимайте советы критично, но некоторым из них попробуйте воспользоваться. Запишите советы, которыми вы попробуете воспользоваться, и свои соображения и планы.
Учитесь ли вы на своих ошибках? Назовите несколько своих ошибок и осознайте, что вы смогли понять, чего они вас научили. Или вы их повторяли? Проанализируйте, как вы работали над своими недостатками. Насколько эффективен такой метод? Что можно изменить?
4 упражнение «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Инструкция: несмотря на банальность этого высказывания, следует признать, что действительно активные люди допускают больше ошибок, но они чаще достигают успеха, чем пассивные.
Следует понимать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самосовершенствования и стимул к деятельности. Видя ошибки других, Михаил, будущий педагог писал:
1.Ты ошибся? Но не так уж плохо, ведь есть над чем работать.
2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития ты ведь теперь знаешь. В каком направлении следует работать и что необходимо совершенствовать.
3. Эта попытка не очень удачна, но она многое тебя научит. Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, ты добьешься успеха.
4. неудача и ошибка - это замечательная наука для того, кто хочет развиваться.
Очень важно положительно (с положительным пафосом) относиться к ошибкам детей (подчиненных). Это поддерживает их мотивацию на должном уровне, побуждает их работать над своими недостатками и слабостями. Некоторые зарубежные компании материально поощряют своих работников за творческие идеи, которые провалились. Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление экспериментировать и нестандартно мыслить.
Порассуждайте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и освещали перспективу их преодоления. Эти высказывания можно применить для поддержания как своей мотивации, так и для мотивации других людей.
Тщательно проанализируйте неудачу, которая произошла недавно (или когда-то раньше). Подумайте над каждой ошибкой, определите какие ваши навыки и способности достаточно развиты, а какие нуждаются в совершенствовании. Подумайте над методами, к которым вы будете прибегать, работая над развитием определенных навыков и способностей.
Придумайте несколько девизов (для себя и других), которые помогли бы вам реагировать на собственные неудачи и ошибки. К примеру, Андрей (студент 2-го курса) написал: «Ошибки - это прекрасно! Я теперь знаю над чем работать». Представьте себе, что ваш сын неудачно что-то выполнил, потерпел поражение, в результате чего потерял веру в себя, разочаровался и не желает в дальнейшем интенсивно, как раньше заниматься этим предметом. Что вы сказали бы? каким образом можно не только успокоить ребенка, но и побуждать, вдохновить ее на работу и достижения успехов в будущем?
5 Упражнение «Благодарность духовным учителям».
Цель: активизировать и освидомиты проявления мотивов помощи, присвоение способов выявления благодарности за помощь.
Инструкция: «Подумайте о людях, которые вам помогают, делают для вас приятные и важные вещи, понимают вас. Возьмите лист бумаги и напишите короткое письмо с благодарностью кому-то из этих людей. По желанию можно зачитать свое письмо ».
Обсуждение: легко ли было вспоминать людей, которые вам помогают, выразить свою благодарность? Почему важно оказывать помощь друг другу и благодарить за нее? Каким еще образом можно выразить свою благодарность? Должен учитель ждать благодарности от своих учеников? ».
6 упражнение «Что я даю людям? Что люди возвращают мне? »
Цель: осознать содержание альтруистических проявлений, развивать навыки самоанализа проявлений мотивации помощи через спонтанные рисуночные образы.
Инструкция: «На листе бумаги изобразить свое представление о том, что вы даете людям и что получаете от них. Затем по желанию можно будет раскрыть содержание вашего рисунка ».
Обсуждение как вы отразили свои проявления помощи и поддержки других людей? Довольны ли вы тем, что получаете в ответ? Могут ли быть обусловлены противоречия между тем, что вы даете и получаете? Что нового и интересное вы узнали из описания рисунков вашими товарищами?
7 упражнение «Шуточное письмо».
Цель: овладеть навыками самоанализа и конструктивного отношения к проблеме ситуации,познакомиться с другими приемами канализации агрессии.
Инструкция: «Вспомните человека, при взаимодействии с которым вы достаточно часто раздражаетесь, сердитесь. Подумайте, какие именно действия, слова, проявления этого человека вас раздражают? Вспомните, что в это время происходит с вами? А теперь опишите ситуацию взаимодействия с этим человеком в форме письма к нему. К письму есть определенные требования: оно должен быть шуточным; проявления этого человека, и его качества и ваша реакция на них должны быть гротескно преувеличены в юмористической форме ». Ведущий предлагает по желанию прочитать свое письмо.
Обсуждение как вы чувствовали себя, когда писали письмо? Что вызвало сложности? Легко преувеличивать «недостатки» другого человека и свое раздражение? Полезно иногда смеяться над собой в напряженной ситуации или при негативных проявлений во взаимодействии?
8 упражнение «Мой луг».
Цель: закрепить навыки саморегуляции; получить ощущение защищенности и опыт эффективного снятия напряжения; наполнить тело энергией через положительные образы.
Инструкция: «Встаньте свободно. Попробуйте прислушаться к своему телу и постепенно расслабиться ... почувствуйте ногами пол, через пол - связь с землей. Почувствуйте свой живот. Обратите внимание на то, как вы дышите. Дыхание свободное и спокойное ... вам приятно дышится. Постарайтесь расслабиться, снять напряжение ... Постепенно расслабляется каждая часть тела ... Все тело расслаблено ... Движения свободные ...
Попробуйте представить свой луг. Луг, на котором бы вы чувствовали себя максимально комфортно. Найди место на лугу, где бы ты чувствовал себя максимально защищенным. Что это за место? Это твое место. Это твой луг. Почувствуй, как энергия земли через твои ноги постепенно наполняет все твое тело. Почувствуйте ногами теплую землю. Скажи себе: я - отдыхаю ... это - мой луг. Вы - отдыхаете ... вы слышите звуки луга ... запахи луга ... цвета. Вы чувствуете энергию земли ... Светит яркое солнце, теплые лучи касаются вашего лица, ваших рук ... тепло расходится по всему вашему телу. Каждая клеточка вашего тела наполняется энергией и обновляется. Отпустите ваше воображение, наблюдайте за тем, как в середине вас энергия земли сочетается с энергией неба. Почувствуйте как вас объединяет энергия земли, энергия воздуха, энергия солнца. Запомните это состояние, - оно будет давать вам энергию, силу. Запомните это состояние. Вы всегда можете к нему обращаться.
- А теперь пора прощаться с образом. Запомните все свои впечатления, ощущения, все цвета, звуки, запахи ... Когда будете готовы, попрощайтесь с образом ».
9 упражнение «Похвалите себя».
При выполнении этого упражнения важно расслабиться.
Инструкция: «Представьте себе, что у вас получается очень хорошо. Мысленно похвалите себя за хорошо выполненную работу или хороший поступок. Назовите какую-нибудь свою положительную черту. Попробуйте быть благодарным себе наличию этой позитивной черты. Думайте о себе только хорошее. Распространяйте на себя свою собственную любовь просто потому, что она является полезной для вас ». При желании можно поделиться своей положительной чертой вслух, чтобы все слышали.
Обсуждение: Когда вам было легко воспринимать себя положительно? Когда было трудно? Что чувствовали? Что первое пришло на память? От чего стало приятно?
10 упражнение «Удели внимание другу».
Цель: научить человека выражать свое положительное отношение к другим людям, уделять и принимать знаки внимания.
Инструкция: участники становятся в круг и по очереди говорят что-то приятное кому-то, отмечая лишь личностные качества, внешность, умение, манеру поведения и т. п.
В ответ участник группы отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что я ...» повторяет, что сказали ему, а затем подкрепляет еще одним одобрением в свой адрес и «А еще я думаю, что я ..»
11 упражнение «Я забыл вам сказать».
Инструкция: участники сидят по кругу, ведущей предлагает закрыть глаза, и говорит такие слова: представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете тренинговые группу ... В голове у вас проносится лица участников, пережитые моменты, эмоционально насыщенные ситуации, и вы осознаете , что по какой-то причине вы что-то не сделали и о чем-то забыли сказать ... вы сожалеете об этом ... что -то осталось невысказанным или несделанным? (1 минута). Теперь откройте глаза ... Сейчас есть шанс выразить все то, что вы хотите сказать, что хотели сделать раньше, то что вы не успели. Высказывания должны быть лаконичны, точны и искренни.
Занятия завершается обратной связью участников тренинга, во время которого все могут поделиться своими впечатлениями, настроением, чувствами, пожеланиям и тому подобное.
занятие 4
1 упражнение «Встреча».
Цель: развитие невербальных средств выразительности.
Инструкция: Ученики становятся в два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу и, используя невербальные средства общения, по очереди здороваются с каждым участником противоположного круга так, как они встретили:
друга;
приятеля;
ученика из своего класса;
ученика с параллельного класса;
соседа;
врага;
мальчика или девочку,
который (которая) нравится;
учителя;
незнакомца;
родителей своего одноклассника;
маленького ребенка и тому подобное.
Тренер периодически меняет задачи.
Обсуждение.
Какие чувства, эмоции были у тебя, когда приходилось здороваться со сверстником, человеком старше тебя, младшим, незнакомцем? Как менялись твои жесты, движения, эмоциональное состояние? Какие, возможно, были трудности? Как это связано с твоей поведением в жизни?
Комментарий. Упражнение помогает учащимся осознать, что наши действия, мимика, движения отражают эмоциональное отношение к собеседнику. Чтобы лучше понимать эмоции собеседника, можно анализировать его жесты и мимику. В свою очередь, для того, чтобы быть понятным для других, надо уметь невербально выражать свои эмоции.
2 Упражнение Игра «Связующее нить»
Цель: Игра формирует чувство единства с другими людьми, формирует чувство самоценности, учит принимать друг друга, ценить других.
Инструкция: Участники сидят по кругу, передают по очереди моток ниток так, чтобы каждый мог держать нить в своих руках. Передача мотка сопровождается высказыванием о том, что они сейчас чувствуют, чего хотят и что могут пожелать другим. Когда моток ниток возвращается к тренеру, участники натягивают нить, представляя по просьбе тренера,что они одно целое, что каждый из них важен и значимой в целом.
3 упражнение «Давайте делать комплименты каждый день».
Цель: повысить уровень самооценки.
Инструкция: Выполнение упражнения можно начать с песни: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться ...» Затем дается задание: По очереди говорите друг другу: «Мне нравится, что ты ...» Ответ (приблизительный): «Да, а я еще на компъютере умею ... ».
4 упражнение Игра «Слепой и поводырь»
Цель: способствование развитию доверия друг к другу и чувства безопасности друг к другу.
Инструкция: Участники разбиваются на пары. Один из участников «слепой», другой - «поводырь». «Поводырь» должен провести «слепого» через комнату с различными препятствиями. На карточках, которые получают участники, указан вид препятствия. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести слепого так, чтобы он не споткнулся не упал. После прохождения маршрута участники меняются ролями. После выполнения упражнения участники делятся своими впечатлениями о том, что они чувствовали в роли «слепого» и «поводыря». Акцент делается на следующие вопросы:
Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?
На чем базировалось ваше управление слепым?
Хотелось ли вам, когда вы были в роли «слепого», чтобы давление со стороны вожака был меньше и т.д.?
5 Упражнение «Проблема».
Цель: Оценить и проанализировать признаки властных проявлений через отреагирование и обратную связь, обсудить возможности и направления коррекции действий власти в ходе взаимодействия.
Инструкция: «Поделитесь на пары. Положите перед собой карандаш и представьте, что это для вас важный предмет и один из вас имеет власть дать или не дать карандаш партнеру. Партнер может взять этот предмет только с разрешения того, кто владеет карандашом. Можно в ходе игры общаться вербально или невербально.
Обсуждение Какой вид власти был в вашем распоряжении во время этой игры? Как вы им воспользовались? Что чувствовали в ходе игры? Кто чувствовал дискомфорт и действия или слова партнера его вызвали? Что можно изменить в своем поведении чтобы взаимодействие в этой ситуации была эффективным?
6 Упражнение «Очищающее дыхание».
Цель: оптимизировать психическое состояние и настроение участников, после выполнения упражнений.
Инструкция: «Мне хотелось бы, предложить упражнение, направленные на снятие психического напряжения, улучшения настроения, преодоление, усталости. Сядьте поудобнее, руки положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза, направьте свой внутренний взор в центр своей грудной клетки. Глубоко вдохните и выдохните воздух без паузы между вдохом и выдохом. Когда вы вдыхаете, дайте возможность воздуху легко проникать в ваши легкие. При выдохе направляйте воздух сильным и упругим струей. Представьте себе, что при вдохе вы очищуетесь от напряжения, раздражения, дискомфорте, а когда выдыхаете -- получаете легкость уверенность, спокойствие. Посмотрите внутренним взглядом, какого цвета воздух, который вы вдыхаете и выдыхаете ».
Обсуждение: понравилось вам выполнять это упражнение? Что вы почувствовали во время работы? Как вы себя чувствуете сейчас?
7 Упражнение «Красный карандаш».
Цель: дать участникам группы почувствовать на себе эффект оценочного отношения к себе партнера по взаимодействию, проанализировать поведенческие признаки и последствия такого отношения.
Инструкция: «Сейчас я вам предлагаю каждому по кругу рассказать одну - две фразы соседу слева о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ ваш сосед слева должен отреагировать с позиции «красного карандаша», оценивая, указывая на ошибки и наставляя ».
Обсуждение :Как вы чувствовали себя, когда на ваше обращение отвечали с позиции «красного карандаша»? Что чувствовали, когда отвечали партнеру по взаимодействию таким образом? Привычный ли для вас такой способ реагирования на проблемы других людей? Часто ли Вы наблюдали такое отношение к ученикам и коллегам среди учителей?
8 Упражнение «Ты молодец потому, что ...».
Цель: Получить навыки оказания помощи, поддержки человеку в сложной ситуации, осознать наличии этих проявлений на личном опыте.
Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Сейчас одному из Вас необходимо сказать 3 фразы, которые начинаются словами «Меня не любят за то, что ...». Ваш партнер должен на каждую из них ответить фразой «Все равно ты молодец потому, что ...». Затем нужно поменяться ролями и повторить упражнение.
Обсуждение: что вы почувствовали во время выполнения этого упражнения? Смогли ли отреагировать на слова партнера таким образом? Почему? Понравилось ли вам оказывать помощь другому человеку в такой форме? Что вы чувствовали, когда таким образом поддерживали вас? Как часто вы реагируете на проявления других людей таким образом? Часто вы получаете поддержку от других людей?
9 Упражнение «Я достигну. Я смогу ».
Инструкция: мотивация, как известно, тесно связана с когнитивными процессами (с восприятием, мышлением, отношением к самому себе). Изменяя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем новый стиль мышления, развиваем и новое отношение к объектам своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать соответственно. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая самого себя и свою деятельность), вы меняете и свою мотивацию к деятельности.
Это упражнение направлено на изменение мотивации через формирование нового позитивного мышления. Для работы предлагается целый ряд высказываний, умственных и речевых структур, которые присущи людям с высокой мотивацией достижения. Вам предлагается выполнить определенные задачи с этими высказываниями. Предполагаем, что усвоив эти суждения (высказывания), вы начнете не только мыслить, и и действовать как человек с высокой мотивацией достижения.
Высказывания:
-Человек должен всю жизнь идти вперед.
- Уверены в себе люди становятся счастливыми.
- Я обязательно добьюсь успеха в своем деле.
- Готовность к успеху - почти половина секрета к его достижению.
- Я сделаю все, что задумал.
- Я уже приучил сознание к тому, что достигну цели.
- Я достигну задуманного, даже если на то пойдет остальные моей жизни.
- Я не буду отказываться от дела при первой же неудаче.
- Успех приходит к тому, кто мыслит его категориями.
- Я буду работать до достижения результата.
- Я твердо знаю, чего хочу достичь.
- Успех приходит к тому, кто его хочет.
- Я составил план достижения цели и обязательно достигну ее.
- Я настойчиво реализую свои планы.
- На мои мечты ничто не повлияет.
- Никто не побеждён, пока не признал себя побежденным.
- Я уверен, что есть какой-то способ, и я знаю, что найду его.
- Я буду стараться превращать неудачи в победу.
- Я верю в себя.
- Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.
- Я доволен своей работой.
- Вера в успех, огромное желание и воображение, настойчивость в достижении поставленной цели - составляющие успеха.
Используя эти и другие высказывания, напишите текст (что-то вроде текста самовнушения), который можно перечитывать. Чтобы поддерживать свою мотивацию.
10 Упражнение - «самопризнание»
Человек должен уметь самостоятельно поддерживать свою мотивацию на должном уровне и побудить себя к деятельности. Большое значение имеет умение одобрять себя, признавать результаты своей деятельности. Взрослые не всегда замечают положительные действия и результаты деятельности детей, поэтому важно, чтобы дети (по крайней мере старшеклассники и подростки) владели приемами подкрепления, умели одобрять самих себя. Само признание одобрения является очень полезным методом формирования самоуважения, поскольку вы учитесь замечать что-то положительное в своих действиях и развиваете чувство самоуважения. Учитывая принципы и правила, которые использовались для принятия других подумайте, как бы вы одобряли себя и признавали бы определенные конкретные результаты действий и результаты своей деятельности.
Заметьте свои сильные стороны (способности), положительные черты характера и то, как они помогали в обучении.
№ Сильные стороны Как помогали
1
2
3
4
Порассуждайте и запишите, как вы может наилучшим образом (где именно и как воспользоваться ими, чтобы достичь результата)
№ Сильные стороны Как и где ими можно воспользоваться
1
2
3
4
занятие 5
1 упражнение-приветствие «Бегающие огоньки»
Цель: содействие установлению контакта между участниками и настрой на работу в группе.
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас один из нас скажет своему соседу какую совсем короткую приветственную фразу, например « Здравствуйте! »Сосед должен как можно быстрее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а следующий участник - сделать то же самое, и волна вставаний и повторений бежит по кругу. Выполнять эту задачу надо с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит полукруга, в задачи добавляется еще один элемент, по усмотрению, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив того, кто начал игру, встает и говорит: «Здравствуйте», а затем дважды хлопает в ладоши и садится. Теперь все игроки должны выполнять именно этот комплекс, и затем (после семи ходов) очередной участник добавляет что-то и так далее. Игра прекращается, когда членам группы приходится повторять по пять - шесть движений и столько же фраз ».
2 упражнение «На счет раз! »
Все участники садятся в круг
Инструкция: «На счет«раз!»каждый из участников делает какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые сможет выполнить каждый участник. На счет «два» нужно прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», и начать выполнять то движение, которое делал ваш сосед слева на счет «раз». И так на каждый следующий счет: вы прекращаете делать то, что вы в выполняли, и приступаете к выполнению упражнения, которое делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, возвращается к его «автору».
Упражнение выполняется до тех пор, пока движение каждого из участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-нибудь из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По завершении упражнения, когда движение каждого сделает полный круг, тренер опрашивает участников о том, к кому вернулся его движение, есть ли изменения в его характередвижения. Обсуждение направляется на осознание причин искажений переданных движений и того, что могли бы сделать участники, чтобы этого не происходило. Упражнение желательно проводить в начале работы с осознания участниками группы факторов, которые позволяют без искажений принимать и передавать информацию в процессе общения.
3 упражнение «Чья пуля больше?»
Цель: обеспечить всем участникам одинаковые условия, здесь мало что зависит от умений и способностей.
Инструкция: «Победителем может буди каждый. Для людей с низкой самооценкой важно почувствовать победу, вкусить успех ».
Каждый участник получает воздушный шар и начинает надувать ее. Тот, у кого шарик лопается, выходит из игры. Побеждает тот, кто надует самый крупный по объему шар.
4 упражнение «Когда цель не достигнута».
Инструкция: «Когда вы не достигли поставленных перед собой целей, попробуйте тщательно проанализировать причину неудачи, отвечая на следующие вопросы:
Действительно ли ваши цели настолько важны для вас? Цели, в достижение которых не очень заинтересованы, как правило, не достигаются. Сохраняют ваши цели актуальность? Иногда возникновение новых обстоятельств может сделать некоторые ваши цели устаревшими.
Насколько реальны ваши цели? Часто случается что люди устанавливают цели, которых почти невозможно достичь, а потом удивляются своим неудачам.
Вложили ли вы в достижение цели достаточно сил? Достаточно часто цели не достигаются потому, что человек не приложил соответствующие усилия к их достижению (или не склонен преодолевать трудности й препятствия).
Не рано ли вы сдались? Во многих случаях люди сдаются слишком рано, не способны преодолевать трудности.
В достаточной ли степени вы привлекали к делу окружающих (друзей, родственников, коллег, специалистов). Без помощи, поддержки любой проект обречен на неудачу. Установление связей с окружающими способствует продвижению дела ».
5 упражнение «Помощь»
Цель: дать возможность участникам осознать и проанализировать наличие помощи и поддержки в их жизни, определить уровень ответственности за проявления помощи со стороны других, потребности в ней.
Инструкция: «Запишите в столбик на листе бумаги те группы людей, которые являются значимыми для вас, например, семья, родственники, студенческая группа. Наряду с этим столбиком составьте другой, в котором выставите оценку степени поддержки и помощи, которую предоставляют вам эти люди (0-9) ».
Обсуждение: трудно было определить степень предоставления вам поддержки и помощи со стороны значимых для вас людей? Является ли эта степень удовлетворительной для вас? Насколько вы предоставляете поддержку этим людям? Есть ли у кого-то из вас в первом столбце учитель или преподаватель?
6 упражнение «Сподобайтеся себе»
Инструкция: «Представьте себе, что у вас получается очень хорошо. Мысленно похвалите себя за хорошо выполненную работу или хороший поступок. Назовите какую-нибудь свою положительную черту. Попробуйте быть благодарными себе наличие этой позитивной черты. Думайте о себе только хорошее. Распространяйте на себя свою собственную любовь просто потому, что она является полезной для вас ».
Задача заканчивается обратной связью участников, во время которого все можете поделиться своими впечатлениями, настроением, чувством.
7 упражнение «Неприятности, которых никогда не будет»
Цель: Уничтожить уровень ситуативной и личностной тревожности, используя средства экспрессивно-эмоциональной действия.
Время: 10 мин.
Инструкция: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Представьте себе апельсин, его цвет, состав и запах. Отломите дольку, откусите ее, отмечая какая она вкусная. Затем «отмотайте пленку» визуальной фантазии назад так, чтобы вновь увидеть целый апельсин ».
Инструкция 2: «Представьте себе что вы идете ночью по дороге. Ничего не видно, фонарика нет. Вы знаете, что на дороге много камней. И вы идете неуверенными шагами, думая только о том, чтобы не споткнуться. И вы все время спотыкаетесь – из-за ваших опасений. Но вам надоело бояться. Вы перестали думать о камнях на дороге. Вы уверены, что вы ловкий и смелый и обязательно достигнете цели. Вы идете уверенным легким шагом, вы почти в полете, вы думаете, что жизнь прекрасна как эта дорога, несмотря на все трудности, которые встречаются на вашем пути.
Попробуйте объяснить, по-хорошему, почему она (дорога жизни), несмотря ни на что, прекрасна. (Я счастлив тому, что могу идти по этой дороге, дышать чистым крестьянским воздухом, наслаждаться ароматом весны. Я здоров. Я активный. Я не боюсь споткнуться через камни, потому что я достаточно ловкий. Впереди меня ждет теплый уютный дом, свет и радость , встреча с близкими).
А сейчас самое главное! Подумайте как следует, что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. Объясните, почему это так ».
8 Упражнение «Формулы самовнушения».
Инструкция: «Когда вы понимаете необходимость определенной деятельности, но не хватает побуждения (мотивации), то могут помочь формулы самовнушения, которые вы должны написать самостоятельно именно для себя по образцу. Как средство саморегуляции и метод влияния на самого себя может выступать своеобразная «молитва» (формулы самовнушения), которую следует разработать и постоянно совершенствовать и расширять. К примеру:
Я живу не только близкими целями, но хочу работать и на перспективу
Я хочу преодолеть себя и обязательно начать это дело
Я убедился, что эта игра стоит свеч и беру на себя обязательства завтра (послезавтра) взяться за нее. Тяжело сделать только первый шаг, здесь необходимо себя заставить, а дальше дело пойдет значительно легче.
Я обещаю себе обязательно довести это дело до конца и начинаю сегодня же работать над ним.
Целесообразно иметь свои формулы самовнушения, которые следует повторять периодически, когда чувствуете нехватку побуждения. Стоит помнить, что когда вы часто повторять эту «молитву», то она может превратиться в штамп, речевой трафарет, поэтому время от времени надо менять текст, наполнять «молитву» новым содержанием.
Напишите текст «молитвы делового человека» (формулы самовнушения), которая помогала бы вам начать дело и поддерживала бы мотивацию к деятельности на должном уровне.
9 Упражнение «Сбор чемодана»
Цель: Получить интегрированную обратную связь, завершить работу в группе.
Инструкция: «Сейчас по очереди каждый из Вас будет выходить из комнаты, а в это время группа называть по два качества этого человека, которые помогают ему проявляться эффективно в ходе педагогического взаимодействия, и по два, которые необходимо развить. Ведущий записывает эти советы на листе бумаги и передает тому, для кого они состовлялись. Таким образом мы будем «собирать чемодан» друг другу, помогая определить направление дальнейшего самосовершенствования ».
10 Упражнение «Мудрец».
Цель: активизация мышления, глубинных слоев психики, установление договоренности с группой о взаимной работе.
Инструкция: «Эта история возникла очень давно в древнем городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был человек, который завидовала его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкните ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее ». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправил к мудрецу. Он спросил у того: «Какой бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках ...».
11 упражнение «Положительные выводы».
Это упражнение дает возможность каждому участнику наблюдать за другими членами группы в течение нескольких дней, обращая внимание, прежде всего, на положительные стороны его поведения. В конце тренинговых занятий участники должны будут кратко пересказать свои наблюдения, дать друг другу положительную обратную связь. Для этого упражнения необходимы конверты с написанным на них именем участника и карточкой с именем другого участника.
Инструкция: «Мы часто обращаем внимание на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных недостатков. Поэтому мне хочется предложить каждому из вас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание на его положительные стороны и на наиболее выраженные у него компоненты способности к фасилитацинному влиянию. Вам приготовленные конверты, в которых лежит карточка с именем участника за которым вы наблюдали. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до последнего дня занятий. Вам необходимо как можно конкретнее записывать все, что понравилось в поведении человека за которым вы наблюдаете. При этом акцентируйте внимание на конкретные действия и средства поведения, избегайте шаблонных высказываний ».
Список использованной литературы
1.Бандура А.М.,Друзб В.А. Конфликтология. – Харьков: Фортуна-Пресс,1997.
2.Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. –СПб.: Питер,2002. –304с.
3.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подросткку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. –СПб: АО “Сфера”, 1994. – 160с.
4.Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. – М., 1991. – 234с.
5.Марасанов Т.И. Социально-психологический тренинг / 4-е изд.,испр. и доп. – М.: “Кошто-центр”,2001.-251с.
6.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Издательство Московского университета,. 1982.-168с.
7.Притчи о человечестве. –Минск , 1999
8.Фопель К. Психологические группы : рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Перевод с нем.- М.: “Генезис”, 1999.-256с.
9.Рудесталь К. Групповая психотерапия.- М., 1993.
10.Фрейд З. Психология “Я” и защитные механизмы . – М., 1993.
Ялом И. Теория практика групповой психологи. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 115