Конспект урока по обществознанию на тему Социально- психологический процесс общения (8 класс)
Тема урока: «Социально- психологический процесс общения»
Класс: 8 а
Учитель: Атлашкина Э. А.
Цели урока:
Образовательная- сформировать представления учащихся об общении как социально-психологическом процессе, о необходимости общения и культуре общения.
Развивающая- совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:1) умение извлекать нужную информацию из текста; 2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения; 3) резюмирование информации;
Воспитательная- способствовать воспитанию культуры общения школьников как одного из условий эффективного общения; на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, толерантность, тем самым способствовать воспитанию общей культуры поведения
Задачи: 1) формировать коммуникативные умения через участие в практикумах; 2) подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку; 3) дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения; 4) познакомить с вербальным и невербальным общением ; 5) способствовать выработке навыков общения.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки, учебник, тетрадь, памятки.
Ход урока:
Организационный момент
Повторение домашнего задания.
Что такое социализация? Культурные нормы? Социальная роль?
Как долго продолжается социализация? Из каких фаз состоит?
Что включает в себя социализация?
Как связаны между собой социализация и воспитание?
Какую роль играет самовоспитание в развитии личности?
Кто влияет на социализацию? Понятие «агенты социализации»
Вводная беседа.
Эпиграф : Лошадь узнают в езде,
А человека в общении.
Народная поговорка
- Понятие социализация тесно связана с темой сегодняшнего урока «Социально- психологический процесс общения». Кто может раскрыть эту взаимосвязь? =>
Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей (с. 59-запись термина)
Почему этот процесс еще и психологический? (связан с установлением контактов между людьми, с восприятием и пониманием людьми друг друга)
- Составление карты с использованием обучающей структуры «Токинг мэт». (каждая группа записывает максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально в тишине. Затем команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работу других команд, добавляя вопросы по теме или взаимосвязи. Учитель анализирует карты и вывешивает на доску. В конце урока повторный анализ карт)
Проблемный вопрос: Может ли человек прожить без общения?
- Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно. С помощью слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
4. Функции общения
Рассмотрим ситуацию: В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.
Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.
Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.
Вопрос: Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?
(Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека)
Каковы же функции общения? (каждая группа формулирует по 2 функции, проверка, заполнение формы)
развитие человека как личности
обмен информацией, опытом
объединение людей
познание собеседника и самого себя
Виды общения.
– Одна из главных функций общения- передача информации. Назовите средства передачи информации. (Речь, мимика, жесты) в зависимости от того, как мы передаем информацию, выделяют 2 вида общения:
А) Речевое (вербальное) : Б) неречевое (неверебальное):
-речь, звуки - жесты, поза, походка, мимика, контакт глазами,
А) Для вербального общения важны: правильное посторенние предложений, точность употребления слов, произношений, тембр голоса и темп речи. Если обратиться к истории, то умению правильно говорить обучали еще в Древней Греции. Показателен пример Демосфена. С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения.
Б) все это может либо дополнять, либо опровергать смысл сказанного словами. 60 % информации передаются с помощью невербальных средств. Ученые считают, что важнейшую роль в общении играют 3 фактора: Что мы говорим 7%Как мы говорим 38%Язык нашего тела 55%
Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.
Практикум.(физминутка)
Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула, улыбнитесь и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.
Покажите жестами и мимикой (каждая группа по 1 заданию) :
большую радость;
мне грустно;
я голоден;
тихо;
мне холодно
Жесты открытости:
раскрытые руки (руки ладонями вверх);
расстегивание пиджака.
Жесты защиты:
руки, скрещенные на груди;
руки, зажатые в кулак.
Раздумье и критическая оценка:
палец вдоль щеки;
наклоненная голова (поза внимательного слушания);
почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);
жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ;
хождение по комнате;
пощипывание переносицы.
Подозрение и скрытность:
взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»);
защита рта рукой: во время речи лживость; во время слу шания чувствует, что собеседник лжет;
прикосновение к носу вариант 2 в замаскированной форме;
потирание века;
почесывание или потирание уха.
Формы общения.
- В зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяются следующие формы общения:
служебное (деловое);
повседневное (бытовое);
убеждающее;
ритуальное (этикет- соблюдение правил предписанного поведения);
развлекательное
Каждая группа знакомится по учебнику с определенной формой общения, дает краткую характеристику.(с. 60-63) Вывод: ________________________________
7. Правила общения.
А) каждая группа получает задания:
выработать «золотые правила» общения
объяснить эпиграф к уроку
назвать профессии, где умение общаться особенно важно
ответить на вопрос: Может ли человеку в современном обществе что-либо заменить общение? Почему?
Что недопустимо в общении?
Б) техника эффективного слушания (вставить пропуски в текст):
НЕ _______________ собеседника. Проявляй мимикой _________ к собеседнику. Смотри на него ___________. Когда собеседник высказался, повтори главную мысль своими словами, чтобы уточнить __________ ли вы его поняли. Избегай ____________ выводов, постарайся понять ________ ________ другого человека до конца. Старайся _________ реагировать на эмоциональное поведение собеседника. Не отвлекайся.
8. Повторение. Закрепление.
А) итог по ТОКИН МЭТ
Б) В ТЕЧЕНИЕ урока учащиеся заполняют форму в тетради:
Общение- это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции общения:
________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Виды общения
__________________________________________________________
___________________________________________________________
Формы общения
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
В) Выводы: 1.Феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. 2. Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. 3. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. 4. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. 5. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств.
9. домашнее задание.
Выбрать 1 из высказываний и написать по нему эссе:
«человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения» (психолог Л. С. Выготский)
«Говорим мы голосом, беседуем всем телом» ( Публиций)
«Общаясь, люди создают друг друга» (академик Д. С. Лихачев)
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше» (Плутарх)
15