Тренинг Давайте жить дружно
Тренингов для педагогического коллектива.
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»
Цель: помочь педагогам наладить эффективное общение с учащимися. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи
1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.
Разогрев
Упражнение «Имя». Каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он выбирает любой вариант своего имени. Затем на отдельном листе бумаги записываются ассоциации на каждую букву выбранного имени. После чего сочиняется рассказ, частушка, стих и т.п. с использованием ассоциаций.
Представление работ по кругу.
Правила группы
После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы психологического тренинга и особенности групповой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы своей группы.
Подчеркнем, что в каждой тренинговой группе могут быть особые правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.
1. Доверительный стиль общения
В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий должен предложить принять единую форму общения на «ты», психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.
2. Общение по принципу «здесь и теперь»
Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т.п. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная идея тренинга превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя и свои личностные особенности. Поэтому следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.
3. Персонификация высказываний
Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают что...»; «Некоторые думают...» на суждения «Я считаю, что...»; «Я думаю...» и т.п.
4. Искренность в общении
Говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе
Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
6. Определение сильных сторон личности
Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник обязательно должен подчеркнуть положительные качества выступающего.
7. Недопустимость непосредственных оценок человека
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участника, а только его действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения».
Основное задание
Упражнение «Поговори со мной»
Группа разбивается на пары. Одному из участников дается карточка, на которой написана инструкция. (Примеры инструкций: сосчитай до пяти, прежде чем ответить; улыбайся и говори, что ничего не знаешь; не смотри в глаза; смотри в пол; перебивай напарника; говори на другую тему и т.п.). Второй участник инициирует разговор на любую тему (5 минут).
Обсуждение. что чувствовал каждый из участников, какие мысли возникали, о чем это говорит, что значит для каждого.
Упражнение «Посещение музея масок»
1. Предварительная работа. С учащимися проводится занятие по изготовлению масок на тему «Я глазами учителя». Затем оформляется музей масок в произвольном виде (см. приложение 1).
2. Ведущий приглашает участников-педагогов посетить музей масок. Предварительно объясняется, что данные маски изготовлены учащимися на тему «Я глазами учителя». Участники рассматривают все маски, затем каждому предлагается выбрать себе любую маску, придумать ей имя и монолог-презентацию (важно, чтобы были выбраны и «проблемные» маски).
3. Презентация масок. Участники садятся в круг и обсуждают основное задание:
Что вы чувствовали при посещении музея?
Что чувствовали, глядя на выбранную маску, а также во время ее представления?
– Какие мысли и ассоциации вызывает маска?
– Что чувствуете сейчас?
Релаксация
Зажигается аромалампа.
Ведущий. Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойную нагрузку в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность обучения, повышают конфликтность во взаимоотношениях с учащимися, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье и провоцирующих психосоматические заболевания.
Владение навыками управления собственными эмоциональными состояниями, приемами и способами саморегуляции позволяет уменьшить количество вышеперечисленных проблем.
В связи с этим на каждом занятии я буду знакомить вас с различными методиками релаксации и саморегуляции, которые вы сможете использовать самостоятельно.
Я включу негромкую музыку, чтобы вы смогли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобнее. Можете положить руки на колени. Старайтесь держать спину прямо, закройте глаза и дышите медленно и глубоко. Глубокое дыхание или даже попытка осознанно ощутить свое дыхание помогает расслабиться. Сейчас мы попробуем одну из методик расслабления. Считая про себя до четырех, сделайте медленный глубокий вдох... Ненадолго задержите дыхание... а затем медленно и спокойно выдохните тоже на четыре счета. Вдох... два, три, четыре, задержали... и спокойный выдох... два, три, четыре. Подышите так в течение минуты, и почувствуете, как расслабляетесь...
А теперь откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, оглядитесь вокруг.
Завершение
Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами можно оставить у ведущего.
Последней процедурой каждого занятия является отметка на мишени «Обратная связь» (см. приложение 2).
Ведущий. Уважаемые участники, в конце каждого занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям: 1. Деятельность ведущего. 2. Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе.
Оценка осуществляется по 10-балльной шкале.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Музей масок
План-конспект коррекционно-развивающего занятияс учащимися интегрированного класса (5–9-й классы)
Цель: содействие улучшению психологического микроклимата в коллективе.
Задачи
1. Диагностика межличностных отношений в коллективе.
2. Снятие напряжения и тревожности.
3. Раскрепощение участников, сплочение коллектива.
4. Развитие самоинтереса.
5. Повышение уверенности в себе.
6. Стимулирование творческого самовыражения.
В начале занятия учащихся знакомят с правилами работы в группе.
Разогрев
Упражнение «Стул»
Из круга убирается один стул. Участники встают в круг около оставшихся стульев.
Ведущий. Сейчас мы все будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, который находится ближе всего к нему.
Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто останется без стула, становится ведущим (5–7 минут).
Основное задание
Необходимые материалы: карандаши, бумага, кисти, ножницы, журналы, клей, скотч, магнитофон, аудиокассеты.
Ведущий. Еще в древние времена люди создавали маски для того, чтобы отразить какой-то образ. Маска может скрывать лицо и придавать ему любой вид – например, какого-то зверя или героя.
Сегодня мы с вами тоже будем делать маски, но маски необычные. Называться они будут «Я глазами учителя». Каждый из нас, глядя на другого, видит в нем какие-то качества: черты характера, умственные способности, таланты, недостатки внешности и т.п. Многие задаются вопросом: что же о нас думают другие, какие черты они в нас видят? Сейчас мы попробуем представить, что же о вас думают ваши учителя, что они в вас видят, какие черты и качества?
Нарисуйте маски по размеру своего лица: глаза и рот с помощью красок, карандашей, журналов и других материалов, наполните маску содержанием (30 минут).
Придумайте маске имя и небольшую историю.
Обсуждение
Надев на себя маску, каждый участник называет имя своей маски и рассказывает историю о ней от первого лица.
Ведущий. А сейчас в этом кабинете мы создадим музей масок. Найдите место, где, на ваш взгляд, должна располагаться ваша маска, и прикрепите ее с помощью скотча. Этот музей смогут посетить другие дети и учителя.
Завершение
Участники сидят в кругу.
Ведущий. Закончим сегодняшнее занятие так: каждый участник скажет комплимент своему соседу слева (говорить о сильных сторонах соседа).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЛИТЕРАТУРА
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб., 2005.
Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Часть 1. Минск, 2003.
Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб., 2001.
Рисунок 3Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515