Самостоятельная работа студента в процессе обучения по профессиональным модулям в условиях СПО
Самостоятельная работа студента в процессе обучения по профессиональным модулям в условиях СПО
Основная задача СПО заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию. Развитие этой задачи осуществляется не только путем передачи знаний от преподавателя студенту, но и при непосредственной самостоятельной работе студента, которая является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Самостоятельная работа студента – это моделирование его будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности. В общем случае это любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента.
На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студента.
Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения. Студент и преподаватель должны составлять союз, в котором две стороны связаны общей целью. Роль преподавателя в данном случае заключается в оказании студенту помощи. Студент и преподаватель должны понять, что самостоятельная работа осуществляется в их интересах.
Основной задачей в организации самостоятельной работы студента является создание условия для развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях.
Основным принципом организации самостоятельной работы студента должна стать индивидуальная работа, выполненная с познавательной активностью, с формированием собственного мнения при решении поставленных задач и вопросов.
Цель самостоятельной работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, затем с научной информацией. Привить умение непрерывно повышать свою квалификацию.
Активная самостоятельная работа студента возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Существуют внутренние факторы, которые способствуют активизации самостоятельной работы:
Полезность выполняемой работы
Участие студента в творческой деятельности
Интенсивная педагогика
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах
Использование мотивирующих факторов контроля знаний
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности
Индивидуализация заданий
Мотивационный фактор – личность преподавателя
Мотивация как цикловое обучение («метод погружения»)
Решающая роль в организации самостоятельной работы студента принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснить цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Результативность самостоятельной работы студента во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
Входной контроль
Текущий контроль
Промежуточный контроль
Самоконтроль
Итоговый контроль
Контроль остаточных знаний и умений
Так же самостоятельная работа активно применяется при модульном обучении.
Профессиональные модули способствуют формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.
Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы студентов. Данная технология основывается на самостоятельном добывании студентами знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Модуль способствует развитию у студента интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности студента на каждом этапе обучения.
При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные модули. На основе этих модулей формулируется комплексная дидактическая цель
Модули при подготовке специалистов разных профилей имеют различия, связанные с особенностями профессиональной деятельности.
В начале модуля даётся перечень основной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы и усвоения данного раздела курса. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенции, которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучаемый будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.
Домашнее задание выдается дифференцированно в зависимости от успешности работы студента. Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы студентов, которые должны предполагать различные виды деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно); заполнение таблиц; тестовые задания; работа с опорным конспектом; работа с учебными пособиями; задания должны быть рассчитаны как на простое воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Студенты могут выбрать их по своему усмотрению и желанию. Смена видов деятельности, выполнение студентами заданий различного уровня сложности делают занятие более интересным, устраняют нагрузку, позволяют максимально реализовать себя. Наиболее оптимальными методами обучения в реализации модульно-блочной педагогической технологии являются: студенческие лекции, пресс-конференции, самостоятельная работа с источниками информации, контрольные работы, творческие конкурсы, выполнение и защита проектов.
В результате использования модульно-блочной технологии активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов, повышается успеваемость.
Возможности модульно-блочной технологии велики, так как раскрывают новые возможности для преподавателя и студента. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-студент» занимает студент, который выполняет задания в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
ЛИТЕРАТУРА
Никандров Д. М-74 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / Под.ред. М.В.Рыжакова – М., СпортАкадемПресс, 2005
Базарнова Н.Г., Маркин В.И., Галочкин А.И. Модульно-рейтинговая технология обучения по курсу органическая химия.
Смирнова С.А. Педагогика. –М.2001г
Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие/. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 217 с.
Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. – 23 с.