ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»
Г. СОВЕТСКА






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Биология

Студентам 1 курса по 15.01.05 Сварщик(электросварочные и газосварочные работы);
23.0103 Автомеханик;
35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Разработчик: Н.А. Козионова, преподаватель биологии








г. Советск 2014

СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка.стр.3

Задания для самостоятельной работы
и методические рекомендации по её выполнению.стр.20-61

Используемая литература..стр.62-63


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Организация самостоятельной работы студентов регулируется государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и учебным планом.
В соответствии с выше перечисленными нормативными документами определяется объем самостоятельной работы, выполнение которого является обязательным для каждого студента во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками по дисциплине биология.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы формируются:
умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
навыки учебного исследования;
самостоятельность, ответственность;
творчество, инициативность, уверенность;
навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Самостоятельная познавательная внеаудиторная деятельность студента вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентирования в потоке информации при решении новых познавательных, учебных задач.
Руководство преподавателя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность студентам проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Поэтому студенты сами отыскивают способы решения, при этом логика рассуждений студента может быть своеобразной, нетождественной системе размышлений, предлагаемой преподавателем или описанной в учебном пособии.
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности. При этом преподаватель назначает студентам варианты выполнения самостоятельной работы, осуществляет систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы, проводит анализ и дает оценку выполненной работы.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др. 2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ.
2.1. Общие положения.
Изучение учебной дисциплины «Биология» предусматривает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по ключевым вопросам всех тем учебного курса.
Целями внеаудиторной самостоятельной работы являются:
1) систематизация и углубление теоретических знаний студентов;
2) формирование у студентов навыков поиска, подбора и анализа необходимых материалов в соответствии с разработанным планом работы;
3) выработка умения формулировать и обосновывать выводы.
2.2 Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Объем часов

Тема: Учение о клетке
8

Тема: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
8

Тема: Основы генетики и селекции
7

Тема: Эволюционное учение.
6

Тема: История развития жизни на Земле.
4

Тема: Основы экологии.
3

ИТОГО:
36


2.3. Порядок представления самостоятельной работы
Самостоятельная работа представляется в два этапа:
а) представление в установленные сроки для проверки преподавателю лично;
б) если работа соответствует установленным требованиям к ее содержанию и оформлению, то проводится собеседование по основным вопросам с учетом замечаний преподавателя.
Работу, не допущенную к собеседованию, следует доработать в соответствии с замечаниями преподавателя и вновь представить для проверки.
Положительная оценка по итогам самостоятельной работы («зачет»), так же служит допуском к сдаче дифференцированного зачета.

2.4. Варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа № 1. Кол-во часов: 4ч
Тема: Учение о клетке.
Вы изучили тему «Учение о клетке». Вы знаете, что клетка состоит из неорганических веществ и органических, вы изучили все многообразие функций, которые выполняют химические вещества в клетке. Для лучшего запоминания этого материала предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и РНК», пройти тест «Строение клетки» и нарисовать участок молекулы ДНК на листе формата А4, используя условные обозначения.
«Сравнительная характеристика ДНК и РНК»
Признаки сравнения
ДНК

РНК

Расположение в клетке
Ядро, митохондрии, хлоропласты
Ядро, рибосомы, центриоли, цитоплазма, митохондрии. хлоропласты

Строение макромолекулы
Двойной неразветвленный линейный полимер, свернутый в спираль
Одинарная полинуклеотидная цепь

Мономеры
Дезоксирибонуклеотиды
Рибонуклеотиды

Состав нуклеотидов
Пуриновые (аденин, гуанин) и пиримидиновые (тимин, цитозин) азотистые основания; дезоксирибоза (С5); остаток фосфорной кислоты
Пуриновые (аденин, гуанин) и пиримидиновые (урацил, цитозин) азотистые основания; рибоза (С5); остаток фосфорной кислоты

Функции
Хранитель наследственной информации
Посредник в реализации генетической информации


тест "Строение клетки"
1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука...
А)генетика; Б)цитология; В)селекция; Г)фенология
2. Положение клеточной теории -
А) хромосомы способны к самоудвоению
Б) клетки происходят только от клетки
В) в цитоплазме клетки имеются органоиды
Г) клетки способны к митозу и мейозу
3. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая
А) растворяет жиры
Б) образует глобулы белка
В) образует веретено деления
Г) придает клетке упругость
4. Плазматическая мембрана не участвует в
А) поглощение вещества
Б) запасании энергии
В) придании клетки формы
Г) установление связи между клетками
5. Основная функция митохондрий -
А) Редупликация ДНК
Б) Биосинтез белка
В) Синтез АТФ
Г) Синтез углеводов
6. Синтез белка происходит в
А) лизосомах; Б) рибосомах; В) аппарате Гольджи
Г) гладкой эндоплазматической сети
7. Какова роль цитоплазмы в растительной клетке
А) защищает содержимое клетки от неблагоприятных условий
Б) обеспечивает избирательную проницаемость веществ
В) осуществляет связь между ядром и органоидами
Г) обеспечивает поступление в клетку веществ из окружающей среды
8. Комплекс Гольджи не участвует в
А) образовании лизосом; Б) накоплении веществ; В) транспорте веществ; Г) образовании АТФ
9. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?
А) гидрофобные между радикалами
Б) между полипептидными нитями
В) пептидные между аминокислотами
Г) водородные между -NH и -CO группами
10. Рибоза входит в состав молекул
А) ДНК Б) РНК В) хлорофилла Г) различных белков
11. Синтез молекул ДНК в клетке происходит в
А) ядре Б) лизосомах В) рибоссомах Г) аппарат Гольджи
12. Наследственная информация о признаках организма сосредоточена в молекулах
А) т-РНК Б) ДНК В) белков Г) полисахаридов
13. Рибонуклеиновая кислота в клетках участвует в
А) хранение наследственной информации
Б) биосинтезе белков
В) биосинтезе углеводов
Г) регуляции обмена жира
14. и-РНК является копией
А) цепи молекул белка
Б) одной молекулы белка
В) одного гена или группы генов
Г) части плазматической мембраны
15. Полинуклеотидные нити в молекуле ДНК удерживаются рядом за счет связей
между
А) углеводами
Б) аминокислотами
В) остатками фосфорной кислоты
Г) комплементарными азотистыми основаниями

Критерии:
15-14 – отлично
13-12 – хорошо
11-10 – удовлетворительно
Менее 10 – плохо

Пример схемы










Внеаудиторная самостоятельная работа № 2. Кол-во часов: 4ч
Тема: Учение о клетке.
Знание истории развития цитологии и химического состава клетки необходимо для понимания процессов, происходящих на клеточном уровне. Для более детального изучения этой темы предлагаю вам составить кроссворды по темам: «История развития цитологии» и «Химический состав клетки», «Обмен веществ и энергии в клетке», « Клеточная теория»
(2 на выбор студента)
Инструкция по составлению кроссворда.
Кроссворд – это пересечение слов.
Цель составления кроссворда – закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина. Составив кроссворд, вы сможете лучше усвоить тему, закрепить и повторить понятия, термины, относящиеся к данной теме.
Алгоритм составления кроссворда:
Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.
Выпишите 25-30 терминов по данной теме.
Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.
Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.
Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.
Оформите кроссворд.
Рекомендации:
а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;
б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;
в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.
Критерии оценки:
Соответствие заданной теме.
Количество примененных терминов.
Корректность при формулировке заданий.
Отсутствие ошибок.
Соответствие правилам составления кроссвордов.
Эстетичность.

Знание строения клетки и функций клеточных органелл необходимо для понимания процессов, происходящих на всех уровнях жизни: клеточном, тканевом, органном, организменном и др.
Предлагаю вам решить следующие биологические задачи:
Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой данной органеллой.
2. Все части клетки взаимосвязаны. В чем проявляются взаимосвязи следующих структур:
ЭПС – рибосомы – лизосомы;
ядро – ЭПС – АГ - плазмалемма;
ЭПС – АГ – лизосомы.
3.Какая часть организма человека изображена на фотографии?


Ответ: Секущийся волос

Нарисуйте известные вам формы клеток, на формате А3
(эритроциты человека, бактерии (кокки, спириллы, вибрионы, палочки), инфузория, одноклеточная водоросль, мышечная клетка, нервная клетка и др.)


Внеаудиторная самостоятельная работа № 3. Кол-во часов: 4ч
Тема: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Изучая тему «Деление клеток» Вы познакомились с такими процессами как МИТОЗ и МЕЙОЗ, предлагаю заполнить Вам сравнительную таблицу
«Сравнение митоза и мейоза» и дать определение митозу и мейозу.
Фаза
Митоз
Мейоз



1 деление
2 деление

Интерфаза
Набор хромосом 2n.
Идет интенсивный синтез белков, АТФ и других органических веществ.
Удваиваются хромосомы, каждая оказывается состоящей из двух сестринских хроматид, скрепленных общей центромерой.
Набор хромосом 2n. Наблюдаются те же процессы, что и в митозе, но более продолжительна, особенно при образовании яйцеклеток.
Набор хромосом гаплоидный (n). Синтез органических веществ отсутствует.

Профаза
Непродолжительна, происходит спирализация хромосом, исчезают ядерная оболочка, ядрышко, образуется веретено деления
Более длительна. В начале фазы те же процессы, что и в митозе. Кроме того, происходит конъюгация хромосом, при которой гомологичные хромосомы сближаются по всей длине и скручиваются. При этом может происходить обмен генетической информацией (перекрест хромосом) кроссинговер. Затем хромосомы расходятся.
Короткая; те же процессы, что и в митозе, но при n хромосом.

Метафаза
Происходит дальнейшая спирализация хромосом, их центромеры располагаются по экватору.
Происходят процессы, аналогичные тем, что и в митозе.
Происходит то же, что и в митозе, но при n хромосом.

Анафаза
Центромеры, скрепляющие сестринские хроматиды, делятся, каждая из них становится новой хромосомой и отходит к противоположным полюсам.
Центромеры не делятся. К противоположным полюсам отходит одна из гомологичных хромосом, состоящая из двух хроматид, скрепленных общей центромерой.
Происходит то же, что и в митозе, но при n хромосом.

Телофаза
Делится цитоплазма, образуются две дочерние клетки, каждая с диплоидным набором хромосом. Исчезает веретено деления, формируются ядрышки.
Длится недолго. Гомологичные хромосомы попадают в разные клетки с гаплоидным набором хромосом. Цитоплазма делится не всегда.
Делится цитоплазма. После двух мейотических делений образуется 4 клетки с гаплоидным набором хромосом.


Дополнить схему:


Дать определение понятиям:
Размножение –
Митоз-
Мейоз -
Чем интересны эти земноводные в особенностях размножения и заботе о потомстве?

Ответ: Особенности связаны с: жаба-повитуха наматывает ленты икры на ноги, а пипа «вынашивает» икру в особых кожных углублениях до появления потомства.


Внеаудиторная самостоятельная работа № 4. Кол-во часов: 4ч
Тема: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Изобразите разнообразие видов размножения в виде схемы:
ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ









13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Найдите соотношения:

Ответ: 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а
Споры какого растения использовались в качестве присыпки в медицине и металлургии?

Ответ: Споры плауна булавовидного в виде порошка ликоподия


Напишите эссе:
«Почему алкоголь, наркотики особенно вредны для эмбриона?»
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.


Алгоритм написания эссе:
Формулировка проблемы исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Отражение позиции автора исходного текста.
Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
Заключение.
Студент должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, может использовать следующие типы аргументов:
I. Логические
Факты
Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)
Статистика (количественные показатели развития производства и общества)
Законы природы.
Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.
Данные экспериментов и экспертиз.
Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные
Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.
Литературный пример из общеизвестного произведения.
Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).
III. Ссылки на авторитет
Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.
Цитата из авторитетного источника.
Мнение специалиста, эксперта.
Мнение очевидцев.
Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Возможные опорные выражения:
Нельзя не согласиться с автором в том, что
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)
Оценивание эссе
Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:
Критерий
Требования к студенту
Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала
- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.
3 балла

Анализ и оценка информации
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;
4 балла

Построение суждений
- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует теме
5 баллов

Оформление работы
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
3 балла

Максимальное количество баллов, которое студент может получить – 15 баллов.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5. Кол-во часов: 3ч
Тема: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Пройди тест «Основы генетики»
Качество или свойство, по которому можно отличить один организм от другого,-
1) признак 2) мутация
3) изменчивость 4) наследственность
2. Первый закон Г.Менделя называется
1) сцепленного наследования
2) чистоты гамет
3) единообразие гибридов первого поколения
4) независимого наследования признаков
3. Примером модификационной изменчивости организма является:
1) появление коротконогой овцы в стаде
2) появление белого кролика среди серых особей
3) увеличения количества эритроцитов у горных жителей
4. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие вариантов какого-либо признака называют:
1) аллельными 2) моногенным
3) гетерогенными 4) доминантными
5. Второй закон Г. Менделя называется законом:
1) чистоты гамет
2) расщепление
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования признаков
6.Мутации, передающиеся потомству только при половом размножении-
1) соматические 2) генеративные
3) модификационные 4) определённые
7. Способность организма передавать особенности строения, функции своему потомству
1) доминантность 2) наследственность
3) эпистаз 4) изменчивость
8. Третий закон Г.Менделя называется законом:
1) сцепленного наследования
2) расщепления
3) чистоты гамет
4) независимого наследования признаков
9. Форма изменчивости, возникающая при действии какого-либо фактора среды, не связанная с изменение генотипа-
1) модификационная 2) комбинативная
3) мутационная 4) хромосомная
10. Для определения генотипа особи, обладающим доминантными признаками, проводят скрещивание:
1) полигибридное 2) анализирующее
3) комплементарное 4) дигибридное
11. Закон Т. Моргана называется законом
1) сцепленного наследования
2) расщепления признаков
3) чистоты гамет
4) взаимодействия генов
12. Модификационная изменчивость-
1) появление пяти лепестков в цветке крестоцветных
2) развитие мышц при занятиях спортом
3) появления в гнезде птенца альбиноса
4) рождение в стаде коротконогой овцы
13.Гены определяющие развитие взаимоисключающих признаков-
1) рецессивные 2) доминантные
3) комплементарные 4) аллейные

14.Генеалогический метод изучение генетики человека основан на исследовании:
1) хромосом 2) родословной 3) свойств гибридов 4)особенностей обмена веществ
15.Наследственная изменчивость-
1) седая прядь волос у молодого человека
2) увеличения количества эритроцитов у горных жителей
3) появления загара
4) развитие мышц при занятиях спортом
16. Метод генетики, в ходе которого проводятся точный количественный учёт потомков с различной комбинацией признаком-
1) цитологический 2) эволюционный
3) гибридологический 4) цитогенетический
17. Цитогенетический метод изучения генетики человека основан на исследовании
1) хромосом 2) родословной
3) свойств гибридов 4) особенностей обмена веществ
18. Модификационная изменчивость отличается от мутационной тем, что
1) носит индивидуальный характер
2) связана с изменением в хромосомах
3) передаётся по наследству
4) не передаётся по наследству
19. Признак, внешне не проявляющийся у потомства-
1) рецессивный 2) комплементарный
3) доминантный 4) гомозиготный
20.Модификационная изменчивость отличается от мутационной тем, что
1) проявляется у всех особей вида
2) индивидуальная
3) неопределённая
4) Связанная с изменениями в генах

21. Мутационная изменчивость отличается от модификационной тем, что
1) носит массовый характер
2) не связана с изменением хромосом
3) имеет приделы изменчивости признака
4) носит необратимый характер
22. Хромосомное заболевание человека, связанное с изменением числа хромосом-
1) гемофилия 2) шизофрения
3) гастрит 4) синдром Дауна
23. Совокупность генов в диплоидном наборе хромосом организма человека-
1) генофонд 2) генотип
3) кариотип 4) фенотип
24. Заболевание, наследования которого сцеплено с полом-
1) шизофрения 2) дальтонизм
3) гастрит 4) синдром Дауна

Критерии:
24-22 – отлично
21-19 – хорошо
18-16 – удовлетворительно
Менее 15 – плохо

Определение вероятности рождения потомства с искомыми признаками
Задача 1:
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Решение:
Мужчина и женщина здоровы, следовательно, они несут доминантный ген А.
У каждого из них один из родителей нес рецессивный признак шизофрении (аа), следовательно, в их генотипе присутствует также рецессивный ген а, и их генотип – Аа.

Схема брака
P
·Aa Ч
·Aa
здорова здоров
гаметы

F1 AA Aa Aa aa
здоров здоров здоров болен
25% 25% 25% 25%
Вероятность появления больного ребенка равна 1/4 (число событий, при котором появляется генотип аа, равно 1, число всех возможных событий равно 4).
Ответ
Вероятность рождения ребенка, больного шизофренией, равна 25% (1/4).

Задача 2:
Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
Ответ
Вероятность рождения больного ребенка равна 0.


Определение доминантности или рецессивности признака
Задача 3:
От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства
Решение
У коров все предки несли тот же признак, значит, они принадлежат к чистой линии и являются гомозиготными.
Потомство F1 не является единообразным, следовательно, в скрещивании участвовали одна или несколько гетерозиготных особей. Поскольку коровы гомозиготны, то гетерозиготным является бык.
Гетерозиготные организмы при полном доминировании несут доминантный признак, следовательно, таким признаком является комолость.
Запись скрещивания
А – комолость, а – рогатость.
Р
·aа Ч
·Aа
рогатые комолый
гаметы

F1 Аa аa
комолые рогатые
50% 50%
Ответ
Доминантным является признак комолости. Генотип быка – Аа, коров – аа, телят – Аа и аа.
Задача 4:
Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?
Ответ
Доминантным является признак пурпурной окраски цветов. При самоопылении F1 примерно половина особей не даст расщепления.

Наследование по типу множественных аллелей
Задача 5:
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0
Группа
Генотип

I (0)
j0j0

II (A)
JAJA, JAJ0

III (B)
JBJB, JBJ0

IV (AB)
JAJB

Решение
Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Ответ
У родителей II и III группы крови.
Задача 6:
Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

Задачи, иллюстрирующие закон независимого наследования
Задача 7:
У морских свинок ген черной окраски шерсти W доминирует над аллелем w, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном L, а длинношерстность его рецессивным аллелем l. Гены окраски и длины шерсти наследуются независимо. Гомозиготное черное короткошерстное животное было скрещено с гомозиготным белым длинношерстным. Какое потомство получится от возвратного скрещивания свинок из F1 c родительской особью?
Ответ
От скрещивания потомков F1 с родительской особью, имеющей два доминантных признакa, в F2 получается единообразное по фенотипу потомство (черная короткая шерсть). От скрещивания потомков F1 c другой родительской особью (wwll) получится:
25% свинок с черной короткой шерстью (WwLl),
25% свинок с черной длинной шерстью (Wwll),
25% свинок с белой короткой шерстью (wwLl),
25% свинок c белой длинной шерстью (wwll).
Сцепленное наследование. Определение типов гамет.
Задача 8:
Какие типы гамет будут образовывать организмы с генотипами:
а) АB б) Ab
ab ; aB ?
Ответ
а) Будут образованы гаметы AB и ab ;
б) будут образованы гаметы Ab и aB .

Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой
Задача 9:
Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.
Решение
Генотип мужчины – ХYА, так как он несет ген перепончатопалости (ген можно обозначать и заглавной, и строчной буквой, так как понятие доминантности или рецессивности в данном случае не имеет смысла).
Генотип женщины – ХХ, поскольку у нее отсутствует Y-хромосома, содержащая ген перепончатопалости.
Схема брака
Р
·XX Ч
·XYА
нормальная перепончатопалый
гаметы

F1
·XX
·XYА
нормальная перепончатопалый
Ответ
Все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми.
Наследование, зависимое от пола
Задача 10:
Облысение, начинающееся со лба, является признаком, доминантным у мужчин и рецессивным у женщин (поэтому лысые мужчины встречаются чаще). Признак кодируется аутосомным геном. Облысевший мужчина (гетерозиготный по гену лысости) женился на женщине с нормальными волосами, мать которой была лысой. Определить возможные генотипы потомства.
Ответ
Все мальчики и половина девочек будут склонны к облысению. Если отвлечься от признака пола, то расщепление в потомстве будет соответствовать менделевскому (3:1).

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6. Кол-во часов: 4 ч
Тема: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Подготовить презентацию по теме:
Основы селекции.
Методы селекции
Селекция растений и животных
Н.Вавилов – основы селекции
Селекция в биотехнологии
Генетика как наука
Развитие генетики
Генномодифицированные продукты
Генная инженерия
Открытия в генетике
Студенты заранее получают тему и, следуя алгоритму, составляет презентацию и мини доклад по теме. Работа лучше осуществляется в малых группах или парах.
Как правильно составить презентацию
Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.
Мультимедийная компьютерная презентация – это: - динамический синтез текста, изображения, звука; - яркие и доходчивые образы; - самые современные программные технологии интерфейса; - интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом; - мобильность и компактность информационных носителей и оборудования; - способность к обновлению, дополнению и адаптации информации
В чем достоинство презентаций?
Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему классу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.
Конспект. Презентация это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера.
Мультимедийные эффекты. Слайды презентации не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.
Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.
Некоторые правила организации материала в презентации:
Начало – главная информация
Заголовок – тезис слайда
Анимация – метод передачи информации, средство привлечения и удержания внимания
Логическое построение слайдов
Если что-то устроено просто, рисовать надо еще проще
Визуальная привлекательность и эмоциональность
А также:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И последнее: Хорошее исполнение это ключ к вниманию и пониманию, уважение к аудитории, приятные впечатления от просмотра

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7. Кол-во часов: 3 ч
Тема: Эволюционное учение.
Пройдите тест « Эволюционное учение»
Первое определение в науке понятию «вид» дал:
а) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж.. Б . Ламарк г)Ч. Дарвин
2. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:
а) наследственность б) изменчивость в) естественный отбор
в) борьба за существование
3. Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая б) внутривидовая в) с условиями неорганической природы
г) межвидовая и внутривидовая
4. Элементарная единица эволюции:
а) отдельный вид б) совокупность видов, объединенных родством
в) отдельная популяция какого-либо вида
г) отдельная особь
5. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к:
а) расселению особей на новые территории,
б) уменьшению или увеличению численности популяции
в)обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции
г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций
6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:
а) географическая б) генетическая в) экологическая г) этологическая
7. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:
а) Ч. Дарвин б) А. Северцов в) И. Шмальгаузен г) С. Четвериков
8. Пример покровительственной окраски:
а) зелёная окраска кузнечика б) зеленая окраска листьев у большинства растений
в) ярко- красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы
9. Пример маскировки:
а) зеленая окраска кузнечика б) сходство окраски осы и мухи – журчалки
в) ярко-красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком
10. Микроэволюция приводит к :
а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлении популяций
б) формированию родов, семейств, отрядов
в) изменению генофонда популяций и образованию новых видов
г) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас
11. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых:
а) хромосомным набором б) перьевым покровом в) способностью к полету
г) интенсивным обменом веществ
12. Приспособленность организмов к среде обитания результат:
а) стремления особей к самоусовершенствованию
б)деятельности человека в) модификационной изменчивости
г) взаимодействия движущих сил эволюции
13. Отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют
а) стабилизирующим б) движущим в) искусственным г) методическим
14. При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий
а) генетический б) географический в) морфологический г) физиологический
15. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
А)искусственный отбор б) естественный отбор в) наследственная изменчивость
Г) борьба за существование
16. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:
А) дрейфа генов б) движущей формой отбора в) стабилизирующей формы отбора
Г) мутационногопроцесса.

17.Установите соответствие между причинами и способами видообразования
Причины видообразования Способы видообразования
------------------------------------------------------------------------------------------------
расширение ареала исходного А) географическое
вида
стабильность ареала исходного Б) Экологическое
вида
3. разделение ареала вида
различными преградам
4.многообразие изменчивости
особей внутри ареала
5. многообразие местообитаний
В пределах стабильного ареала

1
2
3
4
5










1.БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

В первом отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе,
Может быть совсем сухое.
Вместе всё - он зверь лесной,
Просыпается весной,
Он в норе своей живёт,
Ест он все, что лишь найдёт.
Ловко землю он копает,
А, уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.
(Бар + Сук = Барсук)
Первый в бутылку легко залезает,
Тщательно стенки её отмывает.
А за вторым на рыбалку идём,
Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
(Ёрш)
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф)
С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
(Страус - Штраус)
С «Л» - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)
Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол)
Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки.
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть.
(Сарай - сайра)

Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом.
(Конёк)
С «Б» - он в атаку солдат поднимает,
В дальней Австралии с «В» обитает.
(Комбат - вомбат)
С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
(Робот - хобот)

C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)





ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова, и названия тех зверей, которые из них «убежали».
ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)
_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)
Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)
БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)
ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)
_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)
_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)
ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)
Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ
С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных. (Череда)
Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня. (Чехлик)
Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля. (Узел)
Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения. (Рубец)
Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета. (Бархотка)
Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит. (Борец)
Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые. (Мушки)
Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза. (Коромысло)
Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак. (Грифон)
Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель. (Водолаз)
Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл. (Тур)
Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками. (Секрет)
Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки. (Телескоп)
Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. (Клетка)
Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые. (Немки)
Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава. (Вахта)
Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок. (Юла)
Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь. (Волчок)
Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба. (Шип)
Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц. (Перевязка)
Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых. (Топорик)
Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев. (Портниха)
Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение. (Кабачок)
Не только шоколадные конфеты, но и грибы. (Трюфели)
Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги. (Стопа)
Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета. (Таз)
Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины. (Лопатка)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8. Кол-во часов: 3 ч
Тема: Эволюционное учение.
Составьте историческую справку.
К.Линней, Ж-Б Ламарк, Ч.Дарвин, С.С.Четвериков, И.И. Шмальгаузен
Порядок выполнения:
1. План описания жизни и деятельности исторической личности
1. Годы жизни .
2. Этапы жизни и деятельности (кратная биография).
З. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
5. Историческое значение данной личности.

2.Характеристика исторического деятеля
1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития науки.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие неодобрение?

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9. Кол-во часов: 4 ч
Тема: История развития жизни на Земле.
Составьте свою родословную
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
Выражение «моя родословная» уже прочно вошло в наш лексикон. Но совсем недавно многие люди, как будто очнувшись после тяжелого сна, в котором предавалась память о предках, решили восстановить, или создать заново историю своей семьи, своего рода. Замечательно, что среди новых генеалогов, а именно так называют ученых, изучающих генеалогию - одну из древнейших наук, специальную историческую дисциплину, занимающуюся изучением происхождения, истории и родственных связей родов и семей, составлением родословных, немало юных исследователей. Почти всегда им помогают близкие и дальние родственники (родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти и т.п.). Часто составление и изучение родословных становится общим делом семьи, помогающим найти контакт между старшим и младшим поколениями.
Одновременно следует знать, что у генеалогии, как и у любой науки, есть свой язык (терминология), свои правила и законы. Их надо соблюдать, чтобы другие исследователи могли разобраться в ваших трудах. Итак, занимаясь практикой составления родословных, не забывайте о теории, которая поможет в вашем нелегком труде.

Память о своих предках люди хранят с доисторических времен. Когда-то имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, отсюда и пошло название «Родословное или генеалогическое древо», которое, по сути, было прообразом родословных таблиц. Затем все данные о родственниках начали заносить в родословные росписи.
Процесс проведения исследования является самым сложным и интересным действием, полным открытий, соприкосновений с неизвестным, осознанием своего места в науке. Введение учащегося в научный мир лучше всего начинать с того, что ему близко, с изучения своей родословной
Проведение исследования своей родословной включает три основных этапа:
1.Получение информации от родственников, через беседы, интервью, переписку; составление родословной схемы (таблицы, росписи);
2.Изучение документов домашнего (семейного) архива;
3.Поиск и изучение документов в государственных и ведомственных архивах, библиотеках и музеях.
Работу на первом этапе следует начать с написания своей подробной автобиографии, записи своих воспоминаний, составления списка известных вам родственников (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья и сёстры и др.) У них необходимо узнать: кого из предков они помнят, какие события из истории семьи (семейной, родовой хроники) сохранились в памяти. Помочь в этом опросе сможет «Генеалогическая карточка», которая составляется на каждого живущего и умершего члена семьи, рода. Она может заполняться постепенно, по мере появления новых источников информации. Генеалогические карточки, наряду с письмами, записями бесед и интервью станут основой банка собственных исследовательских материалов (архива исследователя).
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
1.Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
2.Имя, отчество (если изменялись, указать какие были раньше).
3.Дата и место рождения.
4.Дата и место смерти
5.Национальность.
6.Фамилия, имя, отчество отца.
7.Фамилия, имя, отчество матери.
8.Место или места жительства, с указанием дат.
9.Имена и даты рождения братьев и сестёр.
10.Образование, что окончил.
11.Место (места) работы или службы, должности.
12.Участие в войнах, каких, где.
13.Награды, звания.
14.ФИО жены (мужа).
15.ФИО детей, их даты рождения.
16.Дата заполнения.
Полученные данные являются основой для составления родословной. Классическая родословная состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по коленам. Родословные принято оформлять в виде родословной схемы (таблицы, древа). Они классифицируются:
По типу:
восходящие (от потомка к предкам),
нисходящие (от предка к потомкам),
синхронистические (свойственные отношения, сочетающие элементы как нисходящего, так и восходящего родословия);
По гендерному подходу:
родословные мужские, т.е. включающие только мужчин, прямых наследников рода;
женские;
смешанные, в которых присутствуют и мужчины и женщины;
По графическому изображению:
вертикальные,
горизонтальные,
круговые.
По информационному отношению:
именные (содержатся только имена)
биографические (содержатся данные, необходимые для идентификации человека: годы жизни, род занятий или профессия, должность, чин и др.).
На втором этапе исследования происходит изучение документов, писем, дневников, фотографий, рукописей и других материалов, составляющих домашний (семейный) архив. Если он не систематизирован, то в процессе изучения рекомендуется разложить все имеющиеся материалы по персоналиям и датам. На каждое лицо следует завести одну или несколько папок. Каждый документ необходимо положить в отдельный конверт или файл, а затем сделать опись на все материалы. Все документы и фотографии следует располагать в хронологическом порядке
К документам домашнего архива относятся:
1.Биографические документы.
2.Дневники и воспоминания.
3.Материалы служебной и общественной деятельности.
4.Творческие материалы.
5.Переписка.
6.Имущественно-хозяйственные материалы.
7.Изобразительные материалы, фотографии.
8.Коллекции документов, собранные архивообразователем

Третий этап исследования, связан с поиском и изучением источников в государственных и ведомственных архивах, библиотеках и музеях. Он является наиболее сложным. Самое доступное из этих учреждений - библиотека, в которой можно найти публикации по интересующей теме, статьи и книги родственников, имеющих печатные труды. В музейных собраниях также могут отложиться какие-либо материалы о родных, связанные с их профессиональной деятельностью. В этом случае могут быть полезны ведомственные и историко-краеведческие местные музеи. С архивами можно взаимодействовать по двум линиям: 1) направление запросов по интересующим родственникам; 2) личная работа с материалами в архиве. Учитывая, что в государственные архивы, как правило, допускаются граждане, достигшие 18-летнего возраста, то там, в лучшем случае, смогут работать родственники или педагоги учащегося. Тем более что для работы с архивными документами нужна специальная подготовка.
При изучении родословной необходимо знание терминологии и особенно таких понятий, как «семья», «род», «фамилия», значения которых иногда подменяются в исследованиях. Термин «фамилия», обозначающий ряд поколений, носящих одно наследственное наименование и имеющих одного предка, может относиться и к семье, и к роду. Под термином «семья» подразумевается ограниченное число лиц, состоящих в родстве, не обязательно кровном (муж, жена, дети и другие близкие родственники), чаще всего - это одно-три поколения, проживающие вместе. Семья включает в себя представителей разных родов. В этом можно убедиться при составлении восходящей родословной таблицы: в первом колене (поколении) - одна фамилия (человек, для которого строится родословная), во втором колене - две фамилии (рода), в третьем - четыре, в четвертом - восемь и т.д. Род - наиболее крупная генеалогическая единица, ряд поколений, происходящих от одного предка, связанных узами кровного родства. Род можно представить как цепочку семей, образующихся в каждом новом поколении для его продолжения.
Шаблоны для оформления:



Генеалогическое дерево А.С.Пушкина.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 10. Кол-во часов: 3ч
Тема: Основы экологии.
Подготовить реферат, используя методические рекомендации, по одной из тем. Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов.
ДЛЯ СТУДЕНТА:
Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражать

·        знание современного состояния проблемы;

·        обоснование выбранной темы;

·        использование известных результатов и фактов;

·        полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

·        актуальность поставленной проблемы;

·        материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
1. Требования к оформлению и защите реферативных работ
1. Общие положения:
1.1. Защита реферата предполагает предварительный выбор студентом интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Выбор предмета и темы реферата осуществляется студентом в начале изучения дисциплины. Не позднее, чем за 2 дня до защиты или выступления реферат представляется на рецензию преподавателю. Оценка выставляется при наличии рецензии и после защиты реферата. Работа представляется в отдельной папке
1.2. Объем реферата – 15-20 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями.
1.3. В состав работы входят:
-         реферат;
-         рецензия преподавателя на реферат (представляет отдельный документ).
2. Требования к тексту.
2.1. Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).
2.2. Текст печатается обычным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).
2.3. Интервал между строками – полуторный.
2.4.          Текст оформляется на одной стороне листа.
3. Типовая структура реферата.
1.     Титульный лист.
2.     Содержание реферата.
3.     Введение.
4.     Основная часть.
5.     Заключение.
6.     Список литературы.
7.     Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
4. Требования к оформлению разделов реферата.
4.1. Титульный лист.
4.1.1. Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:
            - название образовательного учреждения;
            - тему реферата;
            - сведения об авторе;
            - сведения о руководителе;
            - наименование населенного пункта;
            - год выполнения работы.
4.1.2. .Верхнее, нижнее и правое поле – 1,5 см; левое – 2,5 см; текст выполняется полужирным шрифтом Times New Roman; размер шрифта – 14 кегель; размер шрифта для обозначения темы реферата допускается более 14 кегель.
4.2. Содержание.
Содержание реферата отражает основной его материал:
I. Введение .стр.
II. Основная часть (по типу простого или
развернутого)..стр.
III. Заключение...стр.
IV. Список литературы..стр.
V. Приложения...стр.
4.2.1. Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
4.2.2. Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать содержанию реферата (простому или развернутому) и указанным в содержании страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с содержанием, таким образом, имеет номер «2».
4.2.3. Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
4.2.4. Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
4.2.5. Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).
Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».
5. Рецензия преподавателя на реферат.
Рецензия может содержать информацию руководителя об актуальности данной работы, изученной литературе, проведенной работе учащегося при подготовке реферата, периоде работы, результате работы и его значимости, качествах, проявленных автором реферата. Рецензия подписывается преподавателем с указанием его должности, места работы.
6. Требования к защите реферата.
6.1.          Реферат действителен только с рецензией преподавателя.
6.3. Защита продолжается в течение 10 минут по плану:
актуальность темы, обоснование выбора темы;
краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата;
выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения.
Автору реферата по окончании представления реферата могут быть заданы вопросы по теме реферата.
 Примерные темы для рефератов:
Потенциальные возможности размножения организмов
Экологические факторы и общие законы зависимости от них организмов
Среды обитания. Особенности наземно-воздушной среды
Особенности почвенной среды
Особенности водной среды
Основные пути приспособления организмов к среде
Приспособительные ритмы жизни
Жизненные формы организмов
Влияние жизнедеятельности организмов на среду обитания
Популяции. Общее представление
Популяционная структура вида
Демографическая структура популяций
Регуляция численности особей популяций
Биогеоценоз и его устойчивость
Взаимодействие популяций разных видов
Биотические отношения
Законы организации экосистем
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебная:
Сивоглазов. В. И Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень 6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с
Беляев Д.К. , П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов .Общая биология 10-11 класс: учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе. С.Ю. Вертьянов, под ред. М.Г. Заречной. М.: Свято-Триоицкая Сергиева Лавра, 2005.
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.шк. с углубл. изуч. биологии/ А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев и др.; Под ред. А.О. Рувинского. - М.: Просвещение, 1993.
Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.
Методическая:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.
Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках. .Издатель: М.: ТЦ СФЕРА, 2009 г.
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. "Сборник задач по генетике с решениями", электронная версия учебника. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.
Н.И. Щеглов. Сборник задач и упражнений по генетике /с решениями/. МП «Экоинвест», 1991.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - архив учебных программ и презентаци








13PAGE 15


13PAGE 142015



а

A

а

A

а

A

а



X

X



Рисунок 3Root Entry