Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине ОП.08 Основы бухгалтерского учета
Министерство образования и науки Челябинской области
Брединский филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Карталинский многоотраслевой техникум»
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании цикловой комиссии Зам.директора по ТО
протокол № __ от «__» ___ 20__г. __________ __________
Председатель ЦК «__» _________ 20__г.
_____________ ______________
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
по специальности:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
по дисциплине
ОП.08 Основы бухгалтерского учета
Бреды 2014 г.
Разработчик:
Е.В. Анищук, преподаватель Брединского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский многоотраслевой техникум»
_________________________________________________________________
Эксперт:
__________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка...................... 4
Виды самостоятельных работ . 6
Тематика вопросов для самостоятельного изучения........................... 16
II. Указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы .................................................................................. 7
III. Список рекомендуемой литературы 25
«,,,Аналитики всегда правы,
но очень приблизительно.
Бухгалтеры всегда ошибаются,
зато с точностью до копейки»
« Кто не работает –
тот – не ошибается!»
( пословица )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые обучающиеся!
Курс дисциплины «Основы бухгалтерского учета» является фундамен-тальной научной основой прикладной бухгалтерии, формирующей и переда-ющей пользователям учетную информацию о состоянии хозяйствующего субъекта. Бухгалтерию справедливо считают «азбукой и языком» хозяйст-венной практики. Такая оценка бухгалтерского учета является признанием его значимости в информационной поддержке системы управления деятель-ностью предприятия.
Профессиональный бухгалтер должен быть грамотным специалистом в области налогового, трудового, административного, гражданского и финан-сового права. Особенно это актуально в современных условиях: постоянно выходят новые законы, положения, стандарты, инструкции, методические рекомендации по учету тех или иных объектов бухгалтерского учета.
Логична связь бухгалтерского учета с такими специальными дисциплинами, как анализ хозяйственной деятельности, аудит, экономико-математические методы и модели в учете, финансовый менеджмент, мар-кетинг, логистика и др.
Несомненна взаимосвязь бухгалтерского учета с общими математи-ческими дисциплинами: математикой, статистикой, математическим программированием.
Знание основ программирования позволит специалисту освоить и использовать программное обеспечение для компьютеризации бухгалтерс-кого учета.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта для подготовки бухгалтеров в средних профессиональных учебных заведениях по специ-альности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы рассчитаны на 40 часов. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Внимание!
Каждому заданию соответствует определенное количество баллов. Полу-ченные баллы суммируются. Обучающиеся, набравшие менее 9 баллов, к зачету не допускаются. Набрать недостающие баллы можно, выполнив дополнительные задания по этому же разделу. Контроль результатов внеа-удиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в пись-менной, устной или смешанной форме (участие в семинаре, минииссле-довании, НОУ). Результаты самостоятельной работы студентов учитываются преподавателем при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
Шкала оценивания заданий.
Задание
Количество баллов
Участие в НОУ
17
Мини-исследование
9
Презентация
3
Доклад
3
Реферат
1
Сообщение
1
Тест
2
Кроссворд, сканворд
2
План
1
Конспект
1
Выполнение схем
2
Сравнительная / тезисная таблица
2
Подготовка к контрольной работе
Оценка за контрольную работу
Критерии и показатели, используемые при оценивании
Критерии
Показатели
1.Правильность ответов на поставленные вопросы.
Максим.-4 баллов
- полнота раскрытия вопросов;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
2.Оригинальность и целостность выполнения задания.
Максим.-2 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по вопросам;
- привлечение новейших работ по дизайну и оформлению творческого задания (журнальные публикации, интернет-ресурсы и т.д).
3.Соблюдение требований к оформлению.
Максим.-3 баллов
- правильное оформление;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы.
4.Грамотность.
Максим.-3 баллов
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;
- отсутствие опечаток, сокращение слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Таблица перевода баллов в оценку
Количество баллов
Оценка
23-18
5 - отлично
17-13
4 - хорошо
12-9
3- удовлетворительно
Менее 9
2 - неудовлетворительно
Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Видами заданий
для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка мультимедиа - сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуа-ционных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Характеристика заданий
1. Написание реферата – это объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы обучающегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формули-ровке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием () с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характе-ристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимос ти выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о сте-пени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфа-витном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литератур -ного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источ-ника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источ-ника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, кото-рые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопублико-ванные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тема-тический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1". Нумерация страниц,
на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)).
Критерии оценки реферата
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
2. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с по-мощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч
Критерии оценки
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
3. Подготовка и презентация доклада. Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям ССУЗа и быть указаны в докладе.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ори-ентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение
самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
Докладом также может стать презентация реферата обучающийся, соответ-ствующая теме занятия.
Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. Примерный план публичного выступления
1. Приветствие
«Добрый день!»
«Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)
« Уважаемые присутствующие!»
2. Представление (Ф.И., группа, и т.д.)
«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...группы, техникума №..., города....»
3. Цель выступления
«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.
4. Название темы
«Название темы»
5.Актуальность
«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»
6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения
«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»
получены новые знания следующего характера:...,
выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,
определены новые проблемы (задачи)»
7. Благодарность за внимание
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»
8. Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос...
А) Мой ответ...
Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило
в задачи моего исследования.
9. Благодарность за интерес и вопросы по теме
«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго»
Факторы, влияющие на успех выступления
До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.
Внешний вид докладчика
Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.
Прическа – аккуратная.
Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.
Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.
Речь
Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Критерии оценки доклада
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления доклада требованиям.
4. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конс-пектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
5. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть определения, структурные схемы.
Основные требования к содержанию опорного конспекта
Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
Логически обоснованная последовательность изложения.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен ( иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, выводы, и т.д.
Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
6. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
7. Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 9). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.
Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
8. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
9. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей, выполнение практических работ – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Выполнение практических работ проводится согласно описанию хода работ (приложение 9). Готовая модель или результаты практической работы демонстрируются на занятиях с кратким пояснением либо представляются студентом в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.
Затраты времени на выполнение практической работы, составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одиночной модели или выполнение практической работы – 2 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
творческое исполнение задания;
практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;
эстетичность оформления;
работа представлена на контроль в срок.
Тематический план
внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОП.08 Основы бухгалтерского учета
№
Тема для внеаудиторной работы
Вид самосто-ятельной внеаудитор-ной работы
Сроки выполнения
Кол-во часов
Кол-во бал-лов
Форма отчетности
Тема 1.1 Хозяйственный учет
1
- Изучение лекси ческих единиц по теме: хозяйствен-ный учет; опера-тивный, статист-ический, бухгал-терский учет; натуральные, трудовые и денежные измерители; финансовый, управленческий, налоговый учет; внутренние и внешние пользователи
- написать
опорный
конспект
5 дней
после темы 1.2
4
1
Письменный отчет
Тема 1.3 Общая характеристика бухгалтерского учета в РФ
2
Работа с информационными источниками: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
- написать
опорный
конспект
5 дней
после темы 2.1
2
1
Письменный отчет
3
Национальная система нормативного регулирования
написать
- реферат
5 дней
после темы 3.1
4
1
Письменный отчет
Тема 3.2. Двойная запись операций на счетах
4
Составление бухгалтер ских проводок по хозяй ственным операциям
выполнить
контрольную
работу
5 дней
после темы 3.2
2
Оцен-ка за к/ра-боту
Письменный отчет
Тема 4.1. Учет процесса снабжения
5
Составление бухгалтер-ских проводок по учету процесса снабжения с использованием счета 10; счетов 15, 16 с указа-нием хозяйственных операций по ним
-подготовить
презентацию
5 дней
после темы 4.2
4
3
Демон-страционный материал
Тема 4.2. Учет процесса производства
6
Составление алгоритма расчета фактической производственной себестоимости готовой продук-ции и оформление бухгалтерс-ких проводок
- составить
схемы
5 дней
после темы 4.3
4
2
Письменный отчет
Тема 4.3. Учет процесса продажи
7
Учет хозяйственных процессов
выполнить
контрольную
работу
5 дней
после темы 5.1
2
Оцен-ка за к/ра-боту
Письменный отчет
Тема 5.2. Инвентаризация
8
Порядок проведения
инвентаризации
написать
- реферат
5 дней
после темы 5.2
4
1
Письменный отчет
Тема 6.1. Учетные регистры
9
Бухгалтерские документы» и «Учетные регистры
-составить
кроссворд
5 дней
после темы 6.2
4
2
Письменный отчет
Тема 6.2. Формы бухгалтерского учета
10
Формы бухгалтерского учета
-подготовить
презентацию
5 дней
после темы 6.2
2
3
Демон-страционный материал
Тема 7.1. Понятие и виды отчетности
11
Международные стандарты финансовой отчетности
написать
- реферат
5 дней
после темы 7.2
4
1
Письменный отчет
12
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
- подготовить
доклад
10 дней
после темы 7.2
6
3
Письменный отчет
Всего часов:
40
УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы.
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
2.Положения по ведению бухгалтерского учета.
3.Методическая основа бухгалтерского учета.
4.Направления реформирования системы бухгалтерского учета в России.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс.
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4.Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета.
5.Международные стандарты учета.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде опорного конспекта, защита устно в течение 5 дней.
Тема 1.3 Общая характеристика бухгалтерского учета в РФ
Цель: Закрепление и систематизация знаний
Форма работы: Чтение дополнительной литературы.
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
2.Положения по ведению бухгалтерского учета.
3.Методическая основа бухгалтерского учета.
4.Направления реформирования системы бухгалтерского учета в России.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Брыкова Н.В.Теория бухгалтерского учета: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 80 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется на листах А 4 в виде реферата, защита устно в течение 5 дней
Тема 3.2. Двойная запись операций на счетах
Цель: Закрепление и систематизация знаний
Форма работы: выполнить контрольную работу
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
Сущность двойной записи.
Понятие корреспонденции счетов.
Проводки простые и сложные. Синтетический и аналитический учет.
Оборотные ведомости.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Брыкова Н.В.Теория бухгалтерского учета: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 80 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: проверка рабочей тетради
Тема 4.1. Учет процесса снабжения
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Творческое задание: «Составление бухгалтерских проводок по учету процесса снабжения с использованием счета 10; счетов 15, 16 с указанием хозяйственных операций по ним».
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1. Понятие процесса снабжения, его отражение бухгалтерскими записями в учете. Фактическая себестоимость приобретенных материальных ценностей.
2.Счета активные и пассивные.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Брыкова Н.В.Теория бухгалтерского учета: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 80 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде презентации.
Тема 4.2. Учет процесса производства
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы. Составить основные бухгалтерские проводки по учету процесса производства
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1. Модель учета процесса производства.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде выполнения схем
Тема 4.3. Учет процесса продажи
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы. Составить бухгалтерские проводки по учету процесса продажи, выполнить контрольную работу.
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1. Понятие процесса продажи продукции (работ, услуг), его отражение бухгалтерскими записями в учете.
2. Финансовый результат от продажи продукции и методика его расчета
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: проверка рабочей тетради
Тема 5.2. Инвентаризация
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы. Реферативная работа на тему: «Порядок проведения инвентаризации»
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
Понятие и виды инвентаризации.
Порядок проведения и оценки результатов инвентаризации.
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс.
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде реферата, защита устно в течение 5 дней.
Тема 6.1. Учетные регистры.
Цель: Закрепление и систематизация знаний.
Форма работы: Творческое задание: «Составление кроссвордов по темам «Бухгалтерские документы» и «Учетные регистры».
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1.Бухгалтерские документы
2. Учетные регистры
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
4. Брыкова Н.В.Теория бухгалтерского учета: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 80 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется на листах А 4 в виде кроссворда.
Тема 6.2. Формы бухгалтерского учета
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы. Составить презентацию на тему: «Формы бухгалтерского учета»(на выбор).
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
1.Мемориально-ордерная форма учета
2.Форма учета «Журнал-Главная»
3.Упрощенная форма бухгалтерского учета
4.Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях
5.Журнально-ордерная форма учета
6.Автоматизированная форма учета
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс.
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде презентации на CD-R диске, защита устно в течение 5 дней.
Тема 7.1. Понятие и виды отчетности
Цель: Изучение нового материала. Поиск информации по теме.
Форма работы: Чтение дополнительной литературы. Реферативная работа на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности».
Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:
Понятие и состав бухгалтерской отчетности. Виды бухгалтерской отчетности.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности
Список рекомендуемой литературы:
1. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Интернет-поисковая система Яндекс.
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Основы бухгалтерского учета. : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования . – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
Порядок проверки, защиты самостоятельной работы: работа оформляется в виде реферата, защита устно в течение 5 дней.
Лист согласования
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся по специаль-ности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине ОП. 08 Основы бухгалтерского учета
на 2013-2014 учебный год.
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям по неауди-торной самостоятельной работе обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине ОП.08 Основы бухгалтерского учета на 2013-2014 учебный год.
Внесены следующие изменения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения обсуждены на заседании МК
_____________________________________________________________________
«_____» _____________ 20___г. (протокол №)
Председатель МК _____________/________________/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственные стандарты
1. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи
Нормативная литература
Налоговый кодекс РФ
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
Конституция Российской Федерации от 12.12.2006 г. // Рос. газ. – 2003г. - 25 дек. - № 237.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2007 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008г. - № 1 (ч. 1). - ст. 22.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (ч.1) от 30.11.2008 г. // Собрание законодательства. – 1994г. - № 32. - ст. 420.
Учебная литература
1. Астахов В.А. Бухгалтерский и финансовый учет. – Р-н/Д: МаРТ, 2002г.
2. Астахов В.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: ИКЦ, МаРТ, 2001г.
3. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. – М.Юнити, 2002.
4. Брыкова Н.В.Теория бухгалтерского учета: раб.тетрадь: учеб. пособие для
нач.проф.образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010, - 80 с.
5. Безруких П.С. «Бухгалтерский учет», М. Бухгалтерский учет, 2006 г.
6. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета. – М,: Издательство «Экзамен», 2002г.
7. Гиляровская Л.Т. Бухгалтерское дело. Учебное пособие.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
– 382с.
Гомола А.И. «Практические задания и тесты по теории бухгалтерского учета» изд.
«Мастерство», 2005 г.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет – М.: Финансы и статистика, 2002г
9. Кондраков Н.П.. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- М.:ИНФРА – М,2003г
10. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. – М.:Финансы и статистика, 2000г.
11. Снитко К.Ф. , Борисевский П.Е. , Глотова Л.В. Сборник задач по теории
бухгалтерского учета. Минск, ООО «Мисанта», 2007г.
13PAGE 141115
15