Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по химии
Рассмотрено и одобрено на МК
Протокол №1 от «03» сентября 2013 г.
Председатель МК
_____________ И.Н. Патрушева
Утверждаю:
Директор ОГАОУ НПО ПУ№50 п.Залари ___________А.В. Козьмин
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
На 2013 /2014 учебный год
Технический профиль
По учебной дисциплине: ОДБ. 06.Химия
Профессия: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Группа: №35
Курс: 1
Количество часов: 47
Преподаватель: Куль Татьяна Николаевна
Составлена в соответствии с рабочей программой, утвержденной директором ОГАОУ НПО ПУ№50 п.Залари А.В. Козьминым
«_04___» _____сентября____ 2013____г.
Содержание
№ п/п Пояснительная записка
Критерии оценивания
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы по профессии «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Общая и неорганическая химия
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа №2
Самостоятельная работа №3
Самостоятельная работа №4
Самостоятельная работа №5
Самостоятельная работа №6
Органическая химия
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа №2
Самостоятельная работа №3
Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового ФГОС НПО все более актуальной становится задача организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность и является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.
Внеаудиторная самостоятельная работа (далее ВСР) обучающихся по химии разработана в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Химия» и составляет 50% от общего количества часов по плану. Всего часов по химии 95 часов. Из них внеаудиторная самостоятельная работа – 47 часов.
Выполнение ВСР является обязательным для каждого обучающегося во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками по дисциплине химия.
В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине химия у обучающихся формируются:
• умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
• навыки учебного исследования;
• самостоятельность, ответственность;
• творчество, инициативность, уверенность;
• навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Самостоятельная познавательная внеаудиторная деятельность обучающихся вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентирования в потоке информации при решении новых познавательных, учебных задач.
Руководство преподавателя ВСР заключается в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Поэтому обучающиеся сами отыскивают способы решения, при этом логика рассуждений обучающегося может быть своеобразной, нетождественной системе размышлений, предлагаемой преподавателем или описанной в учебном пособии.
Для достижения наилучшего результата преподаватель проводит групповые и индивидуальные консультации по выполнению самостоятельной работы в субботние дни, которые заранее сообщаются преподавателем и вывешиваются в учебной части.
Критерии оценивания
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия» являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценивания
Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".
Критерии оценки результата индивидуальных образовательных достижений по результатам выполнения ВСР производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
Критерии оценки результата решения расчетных задач
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении
Критерии оценки результата письменных упражнений
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибкаОтметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.Отметка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Критерии оценки результата заданий в тестовой форме
Оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы на 90-100 процентов заданий, оценка 4 «хорошо» за правильные ответы на 80-89 процентов заданий, оценка 3 «удовлетворительно» за правильные ответы на 70-79 процентов заданий, оценка 2 «неудовлетворительно» за правильные ответы на 69 процентов заданий и менее.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 30 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 28-30 правильных ответов, «4» - 24-27, «3» - 20-23, «2» - менее 20 правильных ответов.
Критерии оценки результата тематического конспекта
Уровни освоения Характеристика уровня
1 допустимый Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения.
2 высокий Конспект выполнен в соответствии с требованиями к оформлению: записи краткие, логичные, последовательные. Приведены примеры задания множеств разными способами. Не приведены примеры на выполнение операций над множествами.
3 оптимальный Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Приведены примеры задания множеств разными способами, на выполнение операций над множествами.
Критерии оценки результата реферативного сообщения
Уровни освоения Характеристика уровня
1 допустимый Реферативное сообщение частично соответствует заявленной теме. Отсутствует собственное мнение. Тезисное представление содержания материала.
2 высокий Реферативное сообщение соответствует заявленной теме. Частично представлено собственное мнение. Частично допущено тезисное представление содержания материала.
3 оптимальный Реферативное сообщение соответствует заявленной теме. Четко представлено собственное мнение. Высказанные мысли, суждения подкреплены цитатами, фактами.
Критерии оценки результата таблицы
Уровни освоения Характеристика уровня
1 допустимый В таблице представлено менее 50% заполнения. Заполнения расположены без соблюдения заданных параметров.
2 высокий В таблице представлено менее 75% потребностей заполнения. Заполнения расположены в соответствии с заданными параметрами.
3 оптимальный В таблице представлены все заполнения. Заполнения соответствует заданным параметрам.
Критерии оценки результата презентации
Критерии оценки Содержание оценки
1. Содержательный критерий правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет
2. Логический критерий стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность
3. Речевой критерий использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.4. Психологический критерий взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентацииКритерии оценки результата реферата
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Обучающийся должен выполнить работу за определенное время. Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, сообщения, доклада, реферата, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач. Отчет о проделанной работе следует делать в тетради для самостоятельных работ.
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы по профессии «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»
№ Раздел / Тема Кол-во часов Вид работы Цель Контроль Рекомендуемая литература
Интернет-ресурсы
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 7 Подготовка и написание реферата «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева» Развитие творческих способностей обучающихся Выступление на семинаре http://www.webelements.narod.ru/elements/Mendeleev/biography.htmlhttp://to-name.ru/biography/dmitrij-mendeleev.htmhttp://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.htmlСтроение вещества 2 Решение задач Выполнение заданий по предложенному алгоритму и применение полученных знаний на практике Проверка преподавателем и обсуждение в группах Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия .Учебник для 10класса.-М.:Просвещение,2006.
Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов
Электронный учебник Органическая химия
Химические реакции 2 Решение задач Выполнение заданий по предложенному алгоритму и применение полученных знаний на практике Проверка преподавателем и обсуждение в группах Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия .Учебник для 10класса.-М.:Просвещение,2006.
Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов
Электронный учебник Органическая химия
Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы 2 Конспект Углубление изученного материала и применение полученных знаний на практике Проверка преподавателем Габриелян О.С. Химия 11 класс Базовый уровень:учеб.для общеобр.учреж./О.С. Габриелян.-2-е изд.-М:Дрофа, 2012
Классификация веществ. Простые вещества 5 Создание мультимедийной презентации «Коррозия металлов» Углубление изученного материала и применение полученных знаний на практике Выступление на уроке http://rushkolnik.ru/docs/239/index-46616.htmlЭлектронный учебник Органическая химия
Электронный учебник Интересное в химии
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
Основные классы неорганических и органических соединений 2 Выполнение заданий в тестовой форме Повторение и закрепление ЗУН Проверка преподавателем Индивидуальное задание
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений 6 Подготовка реферата «Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова» Углубление изученного материала и применение полученных знаний на практике Выступление на семинаре http://www.biografguru.ruhttp://www.tatar.museum.ru/univer/butlerov.htmhttp://to-name.ru/biography/aleksandr-butlerov.htmhttp://www.piplz.ru/page-id-390.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Этиленовые и диеновые углеводороды 1 Решение задач Выполнение заданий по предложенному алгоритму и применение полученных знаний на практике Проверка преподавателем и обсуждение в группах О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия СПО. 2006. Стр.205 №4, №8
Ацетиленовые углеводороды
1 Моделирование алканов. Выполнение заданий по предложенному алгоритму Проверка преподавателем Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г.
Ароматические углеводороды 2 Составление уравнений Генетическая связь по теме: Непредельные УВ. Выполнение заданий по предложенному алгоритму и применение полученных знаний на практике Проверка преподавателем Г.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г. стр.234 Упр.3
Природные источники углеводородов 7 Создание мультимедийной презентации «Переработка нефти» Углубление изученного материала и применение полученных знаний на практике
Выступление на семинаре http://www.ngfr.ru/ngd.html?neft21http://www.krugosvet.ru/enc/naukaГ.Е. Рудзитис. Ф.Г. Фельдман. Химия. Москва, 2006г. Стр. 239-242
Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Уфа: «ГИЛЕМ», 2002. – 671с
Электронный учебник Органическая химия
Электронный учебник Интересное в химии
Гидроксильные соединения 6 Создание мультимедийной презентации «Влияние алкоголя на организм человека» Углубление изученного материала и применение полученных знаний на практике Выступление на семинаре http://ru.wikipedia.org/wikihttp://alcofact.org.ua/publ/1-1-0-4
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54239/http://nan-ufa.ru/alcoholizm/vliyanie-alkogolya-na-organizm-cheloveka/http://www.pohmelya.net/avt_kol2/2918.html
Карбоновые кислоты и их производные 2 Название веществ по систематической номенклатуре Выполнение заданий по предложенному алгоритму Проверка преподавателем Индивидуальное задание
Углеводы 2 Заполнение таблицы «Углеводы» Обобщение изученного материала Проверка преподавателем Таблица
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия СПО. 2006.
Стр. 284-295
Итого:
47
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по выполнению рефератаВнеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата Количество страниц
Титульный лист 1
Содержание (с указанием страниц) 1
Введение 2
Основная часть 15-20
Заключение 1-2
Список использованных источников 1-2
Приложения Без ограничений
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Методические рекомендации по подготовке сообщенияРегламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: до коммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Методические рекомендации по подготовке презентацииКомпьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Методические рекомендации по составлению кроссвордовКроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Классификация кроссвордов
по форме:
кроссворд - прямоугольник, квадрат;
кроссворд-ромб;
кроссворд-треугольник;
круглый (циклический) кроссворд;
сотовый кроссворд;
фигурный кроссворд;
диагональный кроссворд и т.д.
по расположению:
-симметричные;
асимметричными;
с вольным расположением слов и др.
по содержанию:
тематические;
юмористические;
учебные;
числовые.
по названию страны:
скандинавские;
венгерские;
английские;
немецкие;
американские;
эстонские;
итальянские.
Общие требования при составлении кроссвордов
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Составление условий (толкований) кроссворда:
Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
5. Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.
Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.
Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.
Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка-алгоритм для составления схем.
Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.
Прочти текст.
Выдели главную идею текста, раздели текст на части.
Подбери факты для составления схемы.
Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
Установи связи, последовательность.
Выбери систему условных обозначений.
Продумай пространственное расположение схемы на листе.
Зафиксируйте схему на листе.
Памятка-алгоритм составления рецензии ответа.
Выслушай ответ товарища.
Фиксируй услышанную информацию в таблицу:
тезисы выступления
собственное отношение к информации
Определи собственное отношение по параметрам:
владение содержанием (глубина, краткость),
полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий,
доступность, логичность и последовательность
выделение ключевых понятий, объяснение новых исторических терминов,
использование дополнительной литературы, карты, цифровых данных,
наличие собственного мнения,
выводы и обобщения,
использование аргументов и фактов при выводах,
язык и стиль изложения.
Оцени ответ и прокомментируй оценку.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
Прочти текст.
Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.
Начерти таблицу с определенным количеством граф.
Запишите название признаков в графы.
Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.
Сделай вывод.
Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Памятка-алгоритм написания реферата.
Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).
Изучи состояние проблемы по данной теме.
Подбери литературу, составь список используемой литературы.
Составь план.
Определи цель и задачи работы.
Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
Покажи разные точки зрения на проблему.
Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.
Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.
Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда.
Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть, разделенная на 3-5 глав
Заключение
Список литературы
План рецензии реферата:
Предмет анализа.
Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).Актуальность.
Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.
Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
Прочитать текст, продумать прочитанное.
Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.
В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.
Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
Чтение и анализ.
Сопоставительный анализ источника и мнения.
Анализ и аргументация автора.
Постановка вопросов к тексту.
Сравнительный анализ.
Отбор материала.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.
Конспектированию предшествует составление плана.
В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.
Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
В конспекте можно использовать цитаты.
При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Памятка-алгоритм написания эссе.
Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).
В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.
В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.
Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.
В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.
Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:
если дается информация об авторе высказывания,
если упоминаются его предшественники или научные противники,
если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.
если указывается значение используемых понятий и терминов.
Памятка-алгоритм решения задач
Химическая учебная задача – модель проблемной ситуации, решение которой требует от обучающихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление знаний и развитие химического мышления.
Внимательно прочитать текст задачи
Выполнить химическую часть решения, записать условие задачи и наметить план решения
Выбрать рациональный способ решения
Произвести необходимые расчеты
Записать ответ в задаче
Провести проверку полученного результата
Памятка-алгоритм подготовки презентации
Не перегружать слайды текстом
Наиболее важный материал лучше выделить
Не следует использовать много мультимедийных эффектов анимации. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, побуквенное появление текста. Оптимальная настройка эффектов анимации – появление, в первую очередь, заголовка слайда, а затем текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране.
Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта.
Текст презентации должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок.