Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теоретические основы социальной работы» как фактор повы-шения конкурентоспособности выпускников техникума по про-фессии социальный работник/специальности Социальная работа


Е.Н. Имамиева
ГАПОУ СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса», г. Нижний Тагил
E-mail: licey@tagiltelecom.ruВнеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Теоретические основы социальной работы» как фактор повышения конкурентоспособности выпускников техникума по профессии социальный работник/специальности Социальная работа
Изменение социально-экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Достижению выше перечисленных результатов призван компетентностный подход в образовании, с позиции которого смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых навыков самостоятельности.
Требования ФГОС третьего поколения  диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров  производственного обучения.
Исходя из цели Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса – обеспечение выпускникам условий успешной профессиональной и социальной карьеры на основе овладения профессией (специальностью), востребованной на рынке труда – целью собственной педагогической деятельности является создание условий, направленных на развитие системы компетенций обучающихся в процессе профессиональной подготовки по профессии социальный работник/специальности Социальная работа, формирование нравственных ценностей личности квалифицированного специалиста и способности адаптироваться к жизни в обществе.
Педагогическая деятельность преподавателя общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей организуется в соответствии с Программой развития техникума и основной методической целью техникума.
Решить эти цели возможно в условиях техникума через взаимодействие общего и профессионального образования, через взаимопроникновение образовательных дисциплин, что отражено в Модельной характеристике специалиста техникума:
владеет профессиональными и общими компетенциями, умеет трансформировать знания в инновационные технологии профессиональной сферы, обладают мобильностью;
знает, как получить доступ к глобальным источникам информации, владеет современными информационными технологиями;
имеет мотивацию к обучению, обладает навыками саморазвития, способностью к планированию своей профессиональной карьеры;
характеризуется ответственностью, организованностью, самообладанием в нестандартных ситуациях, коммуникативными навыками, умением работать в команде;
готов к предъявлению себя как профессионала на встречах с работодателями, владеет методиками трудоустройства;
разделяет ценности, необходимые для жизни в условиях демократического общества, разделяет корпоративные ценности профессиональной сферы.
Нормативно – правовую основу организации самостоятельной работы обучающихся техникума составляют:
- Положение о самостоятельной работе обучающихся в техникуме;
- Методическое пособие «Организация самостоятельной работы обучающихся в техникуме»
- Материалы «Управление самостоятельной работой обучающихся» по дисциплинам и модулям общепрофессионального и профессионального циклов ППКРС 39.01.01 Социальный работник.    
      Согласно методическим рекомендациям по «Организации самостоятельной работы студентов в техникуме» и подходам, принятым в НТТМПС -
под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Учебная дисциплина "Теоретические основы социальной работы " представляет собой дисциплину, систематизирующую знания, которые рассматривают: социальную работу как область познания; формы социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни; субъекта изменения социальной реальности, то есть социального работника; объекты социальной работы и факторы, приводящие к изменениям их жизненной ситуации людей; методы и принципы социальной помощи объектам социальной работы.Поэтому дисциплина в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе.
Самостоятельная работа по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативно - правовую, справочную и специальную литературу, интернет - источники;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
Управление самостоятельной работой обучающихся включает: планирование видов, форм и тематики самостоятельной работы обучающихся, организацию самостоятельной работы и систему контроля за самостоятельной работой обучающихся.
Организация самостоятельной работы по дисциплине выстраивается в логике по алгоритму:
Планирование
Создание положительно-эмоционального отношения у студента к дисциплине, к себе и к своей деятельности.
По учебному плану на самостоятельную работу по ОПД.01 отводится до 40% времени. Разрабатывается методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся: составляется перечень форм, тематика, вид самостоятельных работ, формулируются цели и задачи каждого из них, разрабатываются инструкции, подбирается учебная, справочная литература, отраслевые профессиональные Интернет – источники, учебно-методические пособия для обучающихся по дисциплине (План – управление самостоятельной работой - Приложение А)
Организация
Педагог создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки обучающихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
При выдаче заданий для самостоятельной работы используется дифференцированный подход к обучающимся с учетом их опыта, отношений, способов мышления, ценностных ориентации. Перед выполнением обучающимися самостоятельной аудиторной или внеаудиторной работы проводится инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Важную роль в обучении играет контроль знаний и процедуры аттестации на каждом его этапе: текущий, промежуточный. Для проведения контроля по дисциплине разработана система заданий: тестовые задания, система семинаров, практических работ (работа с первоисточниками – законодательными актами социальной политики государства, проблемно – аналитическими материалами).
Контроль
Формы контроля самостоятельной работы:
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
Обсуждение результатов выполненной работы на практическом занятии, семинарах.
Тестирование.
Письменный/ устный опрос.
Индивидуальное или групповое собеседование.
Дифференцированный зачет
Критерии оценивания самостоятельной работы студентов техникума разработаны методической службой и приняты научным советом техникума, коллективом на педагогическом совете.
Например: отлично ставится обучающемуся по результатам внеаудиторной работы, если –
Содержание самостоятельной работы соответствует заданию.
Задание выполнено в полном объёме.
Обучающийся продемонстрировал умения применять знания для выполнения практических задач.
Продемонстрированы умения:
соблюдать логику изложения, составлять план конспекта;
выделять цели, задачи, планировать деятельность; материала;
выделять главные аспекты, делать выводы;
использовать информацию из различных источников;
использовать профессиональную терминологию;
излагать материал без грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок;
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
С критериями обучающиеся знакомятся на этапе организации самостоятельной работы преподавателем, при предъявлении результатов работы, обучающиеся проводят самооценку своих компетенций.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ, РУКОВОДСТВА И КОНТРОЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.01.
Вид самостоятельной работы обучающихся техникума Способы руководства со стороны преподавателя Формы контроля
Проработка конспектов лекций Составление электронных конспектов, презентаций лекций Устный опрос, письменные работы (системы логических заданий, решение ситуаций)
Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний, перечня вопросов Семинар
Реферирование дополнительной литературы, обзор литературы, отраслевых журналов и электронных источников информации по индивидуально заданной теме (проблеме) Разработка тем сообщений, рефератов, подбор литературных источников Защита реферата
Поиск информации по теме Составление списка литературы Доклад, письменное оформление, использованные для решения поставленной проблемыСистематизация примененных знаний и наглядное их представление Консультация Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации
Выполнение индивидуальных домашних заданий Разработка вариантов заданий, консультация Проверка
Моделирование разных видов профессиональной деятельности: (разработка Программ индивидуального социального взаимодействия с объектом профессионального поля) Консультация Оценка выполнения практического задания
Подготовка к практическим занятиям, семинарам (промежуточному, текущему контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач
Выполнение творческих работ:
- исследовательская работа, создание web - квестов и участие в научно – практических конференциях, семинарах, олимпиадах. Разработка рекомендаций Экспертная оценка презентации работы
В педагогической практике часто использую организацию семинарских занятий как активный метод обучения, в применении которого преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов.
Семинар (от лат. Seminarium – рассадник знаний) – один из основных методов обсуждения учебного материала. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы (история социальной работы, психологические и экономические основы социальной работы) с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации. Формируется и развивается мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение (развитие коммуникации). Основная цель семинара – развитие творческого мышления, самостоятельности в преодолении познавательных трудностей.
Семинары – эффективное средство воспитания трудолюбия у студентов. Одновременно это одна из форм контроля качества усвоения студентами учебного материала. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара пробелы в знаниях студентов и своевременно корректировать усвоение материала.
Удачной и очень интересной на наш взгляд, формой организации самостоятельной работы студентов является Кейс-метод (предлагается в качестве зачетной работы по дисциплине).
Метод кейсов (кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать конкретную жизненную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Для достижения целей обучения дисциплине «Теоретические основы социальной работы» наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Общие требования к кейсам, используемым в обучении, заключаются в: правдоподобности описания ситуации; полноте фактов, достаточной для понимания ситуации; минимальности описания ситуации, отсутствии избыточных сведений и подсказок.
Например: группе обучающихся предлагается конкретная ситуация –
Мартынов Иван Петрович – пенсионер 78 лет. Овдовел. Имеет частичную степень самообслуживания. Не может самостоятельно ухаживать за домом, готовить еду, ходить, плохо ориентируется в пространстве.
Задание: разработайте индивидуальную Программу взаимодействия.
Чтобы решить такую ситуацию, каждому обучающемуся в подгруппе «придётся взяться» за реализацию 1 общей/частной социальной технологии. А именно, определить методы социальной диагностики на начальном этапе, другому надо будет разработать мероприятия по социальной адаптации и реабилитации. Третий будет анализировать возможные варианты посредничества, консультирования, обеспечения, выбор учреждения по преобразованию ТЖС и т.д. в том числе с учётом инновационных технологий (их 13 –необходимо конструировать, т.е. подбирать и комментировать, разрабатывать Кейс – минипрограммы, сочетание которых станет одной общей по преодолению трудной жизненной ситуации этого человека)
При использовании Кейс-метода студенты наряду с профессиональными знаниями приобретают навыки взаимодействия, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Кроме этого, формируется сознание принадлежности коллективу, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам; развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет.
При таком подходе к организации самостоятельной работы по формируются общие компетенции обучающихся:
понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Происходит формирование у студентов умений профессиональных компетенций. Например: ПК 1.3. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-психологических услуг, оказывать первичную психологическую поддержку, ПК 1.4. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-экономических услуг в части проектирования социального взаимодействия с объектами профессионального поля,
Результатами такой деятельности являются: второе место в областном конкурсе студенческих исследовательских работ, призовые места на научно – практических конференциях различного уровня, защита письменных экзаменационных работ на ГИА на 4 и 5, стабильные результаты качества образования.
Таким образом, самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний студентов по дисциплине, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала, связи с будущими работодателями, становлении личности будущих специалистов. Проводимая в техникуме в рамках реализации требований ФГОС работа по организации обучения, основанного компетентностном подходе, является важным шагом по формированию новой образовательной среды.
Список используемой литературы:
Балясникова Т.С Организация самостоятельной работы обучающихся в техникуме. Методическое пособие, НТТМПС, Нижний Тагил. - 2012
Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2013. № 5. – С.18-26.
Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2014.- №8. – С.18-26.
Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности обучающихся // Народное образование. 2013.№5.
ФГОС среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 39.01.01 Социальный работник . Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30861)  
Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов //Методист.- 2014 - №1.- С.36-41.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.01»Теоретические основы социальной работы»
№ Наименование
разделов и тем Содержание и виды самостоятельной работы обучающихсяОбъем часов Форма контроля 1 2 3 4 5 36 Раздел I: Основы теории социальной работы 12 1 Тема 1. Цели и задачи социальной работы.
Объект и субъект социальной работы.
История социальной работы в России
Изучение тем, прослушанных на теоретических аудиторных занятиях.
Работа с нормативно – правовыми документами политики государства в социальной сфере. Задание: Подготовить сообщения по темам:
1) Социально незащищённые слои населения;
2) Содержание изменений социальной политики государства
3) Развитие благотворительной деятельности в советской Росси, СССР.
4) Составить схему – хронологическую таблицу «Развитие социальной работы в России».
Изучение дополнительных информационных источников для подготовки к семинару «История социальной работы» Семинары
К.т. №1
Зачёт № 1 ИСР
Раздел II Основные направления и методы социальной работы 12 Тема 2.
Основные понятия и категории социальной работы
Принципы и методы социальной работы Подготовка сообщений по темам: отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом. Модели.
Характеристика социальной работы как вида профессиональной деятельности
Выполнение текущего домашнего задания
Изучение тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение:
Разработка электронной презентации, пособия по одной из изученных самостоятельно тем.
Изучение теоретической части способа определения категории объектов с целью подготовки к практикуму по решению профессиональных задач.
Изучение дополнительных информационных источников по темам раздела с целью подготовки к собеседованию
Подготовка индивидуального или группового выступления по разделу «Основные направления и понятия социальной работы» К.т. № 2
Собеседование Раздел II Общие и частные технологии социальной работы 12 Тема 3.
Технологии социальной работы
Подготовка к практикумам по общим технологиям. Выполнение домашнего задания:
1.Изучение методов диагностики. Выбор. Разработка вопросов для анкетирования (к практикуму). Подготовка «своего» проекта с обоснованием
2.Разработать план мероприятий по профилактике девиации (на выбор)
3.Разработка планов реабилитации (изучить ИПР) инвалида. Подготовить проект к защите
4. Провести самоанализ психологических качеств. Определить пути коррекции.
5. Разработать план посредничества. Разработать графики: № 1- Дни посещений; № 2- количество социальных услуг по теме «Социальное посредничество» (подготовиться к практикуму);
6. Определить принципы консультирования. Разработать «сценарий». Подготовиться к практикуму.
7. Подготовить дополнительную информацию по теме «Социальные льготы», изучить информацию. На основании изученного, памятки для льготников, составить и заполнить таблицу «Льготы» с определением категорий льготников, видов льгот.
7. Подобрать информацию к сообщению «Инновации в социальной сфере»
Повторение разделов программы с целью подготовки к дифференцированному зачету. Практикумы по решению ситуаций
К.т. №3
Дифференцированный зачёт
по выявлению освоенных умений, навыков самостоятельной деятельности ИТОГО по учебной дисциплине 36