Разработка тренинга по самопознанию Поверь в себя. Модель успешной жизни
Тема: Поверить в себя. Успешная модель жизни
Цели:
Диагностировать потребность в достижении успеха в жизни
Формировать навыка построения позитивных жизненных целей
Помочь сформулировать свою успешную модель жизни, выделить важнейшие жизненные принципы
Оборудование: презентация, видеоролики
Форма занятия: тренинг
Эпиграфы занятия:
«Истинная свобода человека – это свобода его целеполагания» (К.Маркс)
«Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе» (Дж. Рейнуотер)
«Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать – надо еще и верить» (А.Франс)
Ход занятия:
Титульный слайд
1. Приветствие и вступительное слово преподавателя
Разминка
Упражнение «Построиться по…»
Группу разделить на три подгруппы. Учащиеся в группах должны выполнять задание, не произнося ни слова.
- постройтесь по росту
- постройтесь по цвету волос: от самого светлого до самого темного
- постройтесь по алфавиту (имена)
- постройтесь по дням рождения (по месяцам)
Предлагаю вам ролик, очень позитивный, про лошадку
Попробуйте определить основную тему нашего сегодняшнего разговора.
(ролик «Про лошадку»)
Упражнение «Заверши фразу»
Каждый должен вслух завершить фразу «Успех для меня – это…»
Слайд 3
Давно известно, что составляющими успеха являются желание – вера – ожидание. Но хорошо ли мы понимаем, о каком успехе мечтаем?
Каждый человек желает быть успешным и счастливым. Однако, надо понимать, что успех зависит от точности программирования. Все имеет свою цену, и успех в том числе.
Вера в возможность достижения своей цели является залогом успеха. Вера – это понимание и знание собственных возможностей.
Однако, ожидание не должно быть пассивным. Необходимо действие, ведь все-таки человек сам является главным элементом всех планируемых изменений. Человек постоянно что-то планирует или ставит цели.
2 слайд
Обратимся к нашим первому и второму эпиграфам урока.
Как вы можете прокомментировать каждый из них?
2. Целеполагание
Человек постоянно что-то планирует или ставит цели. Когда есть цель, легче жить, есть к чему стремиться. Постановка цели – это крайне сложная задача. На сегодняшнем уроке мы попробуем поставить цели для того, чтобы построить успешную модель жизни.
4-12 слайды
3. Диагностика потребности в достижении успеха
Тест
Для определения уровня вашей активности и настойчивости предлагаю вам ответить на вопросы теста «Да» или «Нет».
Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета
Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня всякий смысл
В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат
Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими
По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими
В жизни у меня было больше успеха, чем неудач
Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные
Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности
Мои близкие считают меня ленивым
Дума, что в неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам
Терпения во мне больше, чем способностей
Мои родители слишком строго меня контролировали
Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений
Думаю, что я уверенный в себе человек
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу
Я усердный человек
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается
Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях
Мои близкие обычно не разделяют моих планов
Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей
Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей
Ключ:
да 2 6 7 8 14 16 18 19 21 22 1 балл
нет 1 3 4 5 9 10 11 12 13 15 17 20 1 балл
Интерпретация результатов
16-21 балл
Высокий уровень мотивации достижения. Вы активны, упорны, настойчивы. Сможете стать хорошим специалистом в любой профессии. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов ваша самооценка повышается, и вы становитесь более уверенными в своем стремлении к жизненному успеху.
12-15 баллов
Средний уровень мотивации достижения. Вам необходимо активизировать себя. Если вы хотите стать преуспевающим человеком, работайте над собой, вырабатывайте уверенность в себе и целеустремленность.
2-11 баллов.
Низкий уровень мотивации достижения. Для вас любая профессия покажется трудной. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше шансов у вас появиться достичь успеха в этой области.
Обсуждение и рекомендации
Кто желает поделиться своими результатами тестирования?
Вернуться ко 2 слайду
Для тех, у кого низкая мотивация к достижениям, хотела бы предложить прочитать наш третий эпиграф.
Диагностика «Мои предпочтения»
Чтобы лучше понять, чего вы хотите в этой жизни либо причины того, почему вы не можете чего-то достичь, нужно заглянуть внутрь себя. А какие вы люди? Какие у вас предпочтения в этой жизни? Может быть, что-то вы в себе еще не разглядели.
Предлагаю выполнить упражнение, которое, возможно, поможет вам определиться в своих ориентирах и предпочтениях.
Упражнение
Задумайте свой любимый цвет. Запишите его и напишите рядом три его характеристики. (например, «синий» - прохладный, отстраненный, расслабляющий)
Если бы у вас в зоопарке представилась возможность сфотографироваться с любым животным, кого бы вы выбрали? Теперь также дайте этому животному три характеристики. (например, «тигр» - сильный, опасный, гордый)
Ваш любимый город? И три его характеристики. (например, Москва – большой, шумный, современный)
Результат
три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
три характеристики животного – какими вы видите сами себя в общении с окружающими;
три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Вопросы для обсуждения результатов
- Что вы думаете о результатах этого упражнения?
- В какой степени результаты упражнения могут дать полное представление о себе?
Выступление преподавателя
Думаю, никто не будет отрицать, что люди, достигшие наибольшего успеха, всегда обладают целеустремленностью. Наш выдающийся соотечественник Павлов говорил: «Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель».
Для многих постановка цели является крайне сложной задачей, многие никогда не задумывались о каких-либо формулировках. Когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, это нормально. Ясность и количество мыслей о будущем может послужить надежным показателем психологического благополучия людей вашего возраста.
Правильно сформулированная цель должна содержать как можно больше полезной информации, что именно вы хотите достичь, с наибольшим количеством оговоренных деталей. Мы привыкли отталкиваться от противного, поэтому часто формулируем цели исходя из того, от чего хотим избавиться. Но просто избавляясь, мы ничего не достигаем.
Сегодня мы проведем тренинг и поучимся ставить перед собой цели, может быть даже составим программу на ближайшее будущее, т.е. начнем составлять для себя успешную модель жизни.
Предлагаю посмотреть видеоролик «Секрет успеха». Послушайте внимательно, и определите рецепт секрета успеха, который предлагает автор
Выступление преподавателя
Чтобы правильно поставить для себя цели и успешно их добиваться, существуют несколько условий. Они укладываются в три слова:
13 слайд
ХОЧУ
МОГУ
НАДО
Что это означает, по-вашему?
14 слайд
ХОЧУ – будущая деятельность по достижению цели должна быть в радость, а не в тягость.
МОГУ – необходимо обладать набором необходимых качеств: интеллектуальных, физических, психологических, духовных
НАДО – деятельность должна приносить пользу не только себе, но и окружающим.
К сожаленью, полное совпадение всех трех составляющих редко, но именно такое совпадение приносит достойное вознаграждение от деятельности, приносящей удовольствие.
Что чаще всего из трех пунктов преобладает при постановке даже самых небольших целей?
При составлении целей надо стараться учитывать все три пункта.
Потренируемся это делать.
15 слайд
Цели должны быть:
- конкретность (я хочу купить дом – конкретно; хочу быть счастливым – неконкретно)
- с ясным представлением о конечном результате (что вы будете иметь по достижению цели – н-р, диплом, работу, семью и т.д.)
- реалистичность (должны соответствовать вашим возможностям – физическим, возрастным, интеллектуальным и т.д.)
- позитивность («Я хочу…», «Я могу…», «Я буду…»)
- ограниченность по времени (должно осуществиться к намеченному сроку)
- приносить пользу и вам, и людям
16 слайд
И перед тем, как вы начнете составлять свою программу действий, хочу вам зачитать слова французского писателя и философа Ларошфуко:
«Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
17 слайд
«Моя программа успешной жизни»
Используя памятку, а также всю ту информацию, которую вы получили о себе, о своих предпочтениях, достижениях, недостатках, опираясь на изображение «сферы» жизни, сформулируйте цели по созданию успешной модели жизни. Распределите цели по трем колонкам:
Цели на ближайшую неделю Цели на ближайший месяц Цели на ближайший год
Кто желает рассказать о своих целях?
- Легко ли сейчас после полученной информации было составлять целевую программу?
Ролевая игра «Прием на работу»Ход игры:
1. Распределение ролей. Исходя из того, с учащимися какого колледжа проводится занятие, нужно определить, в какое учреждение происходит прием на работу (школа, фирма, предприятие и т.д.). Учащимся предлагается написать на небольших листках бумаги название роли: член комиссии по приему на работу (директор фирмы, предприятия, школы..., заместитель по кадрам, завуч, главный инженер, специалист по маркетингу...), претендент на должность (какая должность), эксперты. Листки собираются и перемешиваются, затем каждый участник берет себе один из листков, определяя таким образом свою роль.
2. Подготовительный этап. Участникам дается 2-3 минуты, чтобы придумать вопросы претенденту. Вопросы должны выявлять качества (либо отсутствие таковых) претендента, необходимые для занятия должности.
3. Основной этап. Собеседование. Претендент садится напротив комиссии и отвечает на вопросы. Комиссия выносит решение, принимается претендент на предлагаемую должность или нет, и обосновывает его.
4. Эксперты дают заключение о качестве вопросов комиссии (насколько они соответствовали цели собеседования, корректно ли были составлены) и ответов претендента.
18 слайд
Рефлексия
Выберите смайлик, который подходит под ваше настроение на конец урока.
(урок заставил задуматься)
(устал сильно)
(я все понял!)
(ничего не понравилось!)
(было здорово!)
И чтобы вы ушли отсюда несмотря ни на что с позитивным настроением – предлагаю видеоролик «Никогда не сдавайся»