Аудирование один из основных видов речевой деятельности


АУДИРОВАНИЕ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Аудирование – это активный мыслительный процесс, направленный на восприятие узнавание и понимание новых речевых сообщений, что предполагает творческое комбинирование навыков и их активное применение, соответственно изменившейся ситуации.
Хорошо развитые навыки смыслового восприятия речи свидетельствует о достижении уровня свободного продуцирования речи. И наоборот, слабые неразвитые навыки восприятия речи на слух показательны для репродуктивного владения речи. В традиционной методике и практике обучения аудированию обычно акцентируются приемы слухового подражания механического повторения и метод «моделей». Важность и обязательность этих приемов для развития навыков аудирования несомненны, но это не исключает их вспомогательной роли. Дополнительные трудности создает ослабленная возрастная способность учащихся к «механическому» запоминанию. Поэтому, можно сделать вывод что при обучении языку в учебных группах основную роль играет не «механическая»память, а сознание и внимание. При обучении аудированию необходимо основной упор уделять не подражанию и повторению отдельных языковых моделей, а сознательное аналитическое понимание учащимися этих моделей, их правильное использование, их структура и место в языковой модели языка.
Для эффективного развития навыков аудирования предполагается использование следующих методических установок:
-приступить к развитию навыков аудирования на материале монологической речи:
-предъявляемые аутентичные тексты на аудирование по объему должны быть небольшими, а по тематике должны отражать проблемы, касающиеся интересов учащихся;
-по мере достижения реальных ощутимых результатов по аудированию текстов необходимо- расширять вокабуляр учащихся с последующим использованием усвоенной лексики в устной речи;
-предъявлять к аудированию тексты с общей социальной тематикой и диалоги на разговорно-бытовые темы, следует убедившись в том, что литературные тексты воспринимаются учащимися на слух легко и быстро;
-при подборе текстовых отрывков для аудирования, следует руководствоваться методическими принципами заинтересованности и мотивации учащихся. Тексты должны быть информативными.
-обучение языковым и речевым моделям следует проводить не путем механических повторений и подражания, но непременно в сочетании с языковыми правилами и в сопоставлении с родным языком:
-сочетать приемы подражания и повторения с аналитическим объяснением системы изучаемого языка в целом, и с определением структуры данной языковой категории в частности т.к.решающую роль играет понимание.
Важным для оптимизации процесса обучения аудированию является –регулярность, последовательность и рациональность использования современных компьютерных средств обучения иностранным языкам.Последовательность и взаимодействие применения современных средств обучения, с их правильным варьированием в процессе организации упражнений в аудировании.
Следует иметь в виду, что как подготовительные так и речевые упражнения, должны использоваться при обучении аудированию одновременно,н о процентное соотношение их в зависимости от периода обучения и уровня сформированности навыка будет меняться. На начальном этапе обучения, большой процент должны составлять подготовительные упражнения позднее постепенно их количество уменьшается так ,что в соответствии с этим на продвинутом этапе больший процент упражнений на аудирование должны составлять речевые упражнения .Речевые упражнения выполняются с самого начала обучения аудированию на материале связного текста. Постепенно с помощью аудиоматериалов формируются такие сложные умения как: расчленение высказывания на смысловые группы: понимание основной мысли на уровне смысловых отрывков : понимание предмета высказывания и понимание главной мысли сообщения. Одной из важной составляющих обучения процессу аудированию является- регулярность, последовательность и рациональность аудио и аудиовизиальных информационных средств. Последовательность и взаимодействие применения данных информационных средств связаны с их правильным варьированием в процессе обучения аудированию. Следует принять во внимание, что как подготовительные, так и речевые упражнения должны использоваться при обучении аудированию одновременно, но процентное соотношение их в зависимости от периода обучения и уровня сформированности навыка будет меняться. На начальном этапе обучения больший процент должны составлять подготовительные упражнения , позднее постепенно количество их уменьшается так, что в соответствии с этим на продвинутом этапе обучения аудированию больший процент упражнений должны составлять речевые упражнения. Овладение языковым материалом и речевыми навыками одновременно и параллельно в одном и том же коммуникативном задании, наряду с решением коммуникативной задачи поскольку только речевой навык прочен и способен к переносу новых ситуаций общения .Усвоенные речевые образцы служат материалом общения при монологической и диалогической модели общения. Речевые образцы накапливаются и являются материалом для анализа и обобщения языкового ситуативного материала, формируют системное знание о языке его грамматике и словообразовательных средствах. Следует обеспечить овладение навыками, умениями, знаниями по предмету- обучать общению на языке развивать память ,внимание, мышление обучаемых, формировать умение, делать выводы и обобщения, расширить кругозор, повысить культурный уровень .Предусмотренные современные средства обучения направлены на развитие всех видов коммуникативной деятельности: аудирования, говорения (развитие монологической и диалогической речи) чтения и письма. Обучение всем видам коммуникации осуществляется в тесной взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к формированию каждого из них.
Аудирование составляет основу общения, так как с него начинается овладение устной коммуникацией. Формирование умения понимать на слух иноязычную речь начинается с введения текстов –полилогов и продолжается пронизывая весь учебный процесс. Развитию диалогической речи способствует, как характер основных текстов –полилог, так и организация всего учебного процесса через общение. Монологическое высказывание, как правило являются частью диалога и поэтому контекстуально и ситуативно -обусловлены и ограничены по видам речевой деятельности и упражнений. Все монологические высказывания являются органичными и естественными компонентами диалога. Речевые ситуации с точки зрения восприятия и понимания можно поделить на:
Ситуация, на основе увиденного и услышанного непосредственно:
Ситуации, связанные с каждодневным опытом обучаемых :Ситуации, основанные на жизненной практике обучаемых:
Ситуации ,которые не опираются на жизненный опыт обучаемых и
воспринимаются ими благодаря воображению.
Создание и использование коммуникативной ситуации предусматривает, в первую очередь, активизацию речевой деятельности учащихся, мобилизацию их на осуществление речевого контакта в определенных ситуациях.В связи с этим основной задачей учителя при реализации коммуникативной задачи- является умение управлять речевым общением, оказывать обучаемым речевую поддержку, которая заключается в конкретизации общения и обеспечении учеников необходимым лексико-грамматическим материалом и навыками использования их в речи. Это и является целью первого этапа обучения аудированию и говорению.
Известно, что различные лексико-грамматические темы и синтаксические конструкции легко совмещаются с теми или иными разговорными ситуациями .Поэтому, целесообразнее работать с лексикой по аудированию через знакомые речевые ситуации. Речевые ситуации, как один из стимулов речевой деятельности, все чаще находит свое применение в постановке одних и тех же, как учебных так и жизненных задач .Учебно-речевые ситуации, как один из стимулов речевой деятельности учащихся находит свое применение в работе с аудированием и ставит учащихся в условия однотипные с естественными, стимулирующие подобные речевые реакции. При этом, речевые высказывания максимально приближаются к естественному акту коммуникации. Неподготовленное высказывание является управляемым процессом, так как создавая воображаемую ситуацию учитель прогнозирует возможную речевую ситуацию. Так при прослушивании текста для учеников 6 класса ; « А ваrking dog doesn’t bite» после прослушивания текста и ответов на вопросы по тексту, отработки ключевых слов и выражений по данному тексту необходимых для пересказа, можно предложить задания типа:’ Какая пословица на русском языке подходит к данному рассказу?» или предложить следующие задания : Как ты поступишь в данной ситуации?- опиши твою реакцию. Слова твоего папы в данной ситуации? Подберите 3-4 пары словосочетаний по формуле прилагательное плюс существительное.
Text for audition: A barking dog doesn’t bite.
Sam is a little boy .He is only 5 years old .He likes to go for a walk with his father. Once on Sunday his father says:’’ Sam, put on your cap and coat .We go for a walk.’’ Sam is happy. In a moment he says:’’ Daddy ,I am ready.’’ They go out into the street .Suddenly they see a big black dog .The dog begins to bark .Sam is afraid of the dog and wants to run home. But his father stops him and says:’’ Don’t be afraid Sam! Don’t you know the proverb: A barking dog doesn’t bite?’’ ‘’Yes,’’- says Sam:’’ I know the proverb, you know the proverb. But does the dog know this proverb too?’’
Key-words and expressions to the text.
1 .to go for a walk
2. to go out
3. to put on cap and coat
4. to bark
5. to bite6 .a proverb
Some questions to the text.
1 .What can you tell about Sam?
2 .What does Sam’s Father says once on Sunday?
3 .Where do Sam and his father meet a big black dog?
4 .What proverb does father ask his son?
5 .What is Sam’s reaction ?Стимулируя речевую реакцию учеников, учебно-речевые ситуации развивают мышление, будят воображение, учат их выражать свои мысли на иностранном языке, т.е. способствуют формированию самостоятельной умственной деятельности.Обучение в связи с заданной ситуацией способствует формированию устойчивых и действенных познавательных процессов .Еще одно важное качество речевых ситуаций :способность формировать умение, логически правильно излагать мысли, что обеспечивается в результате определенной последовательной подачи ситуаций и их логической взаимосвязью.Речевые ситуации должны развивать навыки и умения, использовать изученный лексико-грамматический материал. Ситуации должны быть подобраны таким образом, чтобы они обеспечивали перенос навыков и умений в новые речевые условия, то в процессе самостоятельного высказывания происходит дальнейшее непроизвольное запоминание языкового материала .Широкое использование ситуаций в целях развития речевой и языковой компетенции способствует формированию мотивации речевой деятельности, воспитывает навыки группового общения, делает учеников инициативными и уверенными в своих знаниях и способностях.
.
Л И Т Е Р А Т У Р А.
1.Арнольд И.В.Стилистика: Современный английский язык.М,2002,-247 с.
2.Абрамова Л.П.Оптимизация процесса обучения в неязыковом вузе.. Сборник научных трудов.Ташкент-1996 г.
3.Зимняя И.Я.Педагогическая технология.-Ростов-на-Дону.:Феликс.1997- 47 с.
4.Перевод в современном мире [Электронный ресурс]:В.А.Бирюков и др.-
М.:РУДН.2012.-1 опт .диск.

-


рас