Описание опыта профессиональной деятельности участника номинации Фестиваля, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».
Волчанова Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 12
г. Новоалександровск
«Эффекты повышения мотивационной деятельности
учащихся на уроках истории »
В современных условиях модернизации российского образования, с введением ФГОС в основную школу изменяются цели и задачи, стоящие перед школой. Изменилась роль учителя в образовательном процессе. На смену авторитарному педагогу, требовавшему беспрекословного подчинения и строжайшей дисциплины, приходит учитель-наставник, учитель - мудрый собеседник, учитель – мастер. Его задача формировать культуру личности, развивать интеллект и способности к саморазвитию, обеспечивающие социальную успешность.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В разделе “Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования” ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этно - национальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно- национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Новые Стандарты усиливают ориентацию на результаты образования, объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам - личностным, метапредметным и предметным. В изменившихся условиях образовательного процесса эффекты мотивации деятельности приобретают особо острую значимость.
На вооружении у современного учителя — большое количество педагогических инновационных методик и технологий. К числу основных инновационных технологий относятся:
– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала,
а также элементы других инновационных технологий:
– технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучения в сотрудничестве (командная и групповая работа);
– интерактивные методы.
Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять.
На своих уроках я часто использую один из методов технологии проблемного обучения - метод открытых вопросов и “кейс-метод” (метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации). При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы.
Данный метод:
– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.
При подготовке к ОГЭ, при обобщении материала на уроках используется один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:
П – предположение (Я считаю, что…).
О – обоснование (Потому, что…).
П – пример (Я могу доказать это тем, что…).
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.
Занимаются научно-исследовательской деятельностью.
С каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы. Историческая наука, как одна из немногих наук, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных ресурсов, посвященных историческим событиям, существенно «расцветило» работу учителя. Только с помощью медиа - и компьютерных технологий появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.
Для меня высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности является научно-исследовательская работа учащихся. Желание детей вести собственное исследование - главный показатель того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Опыт, приобретенный в процессе проектной и исследовательской деятельности, базируется на интересах учащихся. Как показывает практика, возрастает интерес к предмету, а с интересов улучшается успеваемость. Главный показатель то, как ученики бегут на урок, как светятся их глаза, как они отвечают наперебой…
Общеизвестно, что историческая наука неспособна функционировать без терминов и понятий. В моём понимании, работа с понятиями исходит из того, что ребята должны уяснить значение дефиниции с научной, а не с обыденной точки зрения. Без этого изучение предмета не будет успешным. По мере развития науки значение одного и того же понятия меняется. Из этого следует, что учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий, а подходить к их значению с позиции исторической науки.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях.
Применение такого вида деятельности, как игра, в процессе современного образования опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того чтобы заинтересовать ребенка, необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока.
Я считаю, что умение планировать и составлять публичные речи, вести дискуссию, отвечать на вопросы развивает логические способности ребят. Мне нравится такая форма работы, как урок-суд. Это, конечно, не универсальная форма, но вносящая разнообразие в учебный процесс. За мою практику мне приходилось в такой форме повторять материал об итогах правления Ивана Грозного, о Лжедмитрии I, о Борисе Годунове. Задача всех таких уроков - мотивировать познавательную деятельность учащихся, так как они работают над своими ролями, ищут материал, факты, стараются анализировать документы
Таким образом, использование инновационных образовательных технологий решает проблему повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:
• мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Критериями оценки качества и результативности деятельностиучителя являются: достижение обучающимися более высокихпоказателей обучения по сравнению с предыдущим периодом;результаты учебной деятельности школьников, полученные в ходемониторинга; эффективность участия школьников в олимпиадах и научно – практических конференциях по предмету.