Урок по технологии 5 класс в соответствие с ФГОС Материаловедение. Производство текстильных материалов. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Определение направления долевой нити в ткани.


Урок по технологии в 5 классе в соответствие с ФГОС
Тема : «Материаловедение. Производство текстильных материалов
Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.
Определение направления долевой нити в ткани»
Разработала
учитель технологии МБОУ г. Астрахани «СОШ №64»
Волкова А.Г.
2015г.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Тема урока Материаловедение. Производство текстильных материалов. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, определение направления долевой нити в ткани.
Цель урока Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов
Тип урока Урок «открытия нового знания»
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Задачи урока Образовательные : сформировать понятия : волокна растительного происхождения, прядильное, ткацкое, отделочное производство,
Научить: определять направление долевой, уточной нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани
Межпредметные связи География, биология,химияОсновные понятия и термины Волокна растительного происхождения(хлопок, лён), пряжа, прядение, долевая нить(основа), поперечная нить(уток),кромка, ткацкий рисунок, раппорт, ткач, прядильщик, переплетения, полотняное ,сатиновое, саржевое, атласное, отбеливание, крашение, печатание
Образовательные ресурсы www.youtube.com/watch?v=9jFuxsNOsWAhttp://www.youtube.com/watch?v=iufTnmqvWQUНаглядно-демонстрационный материал УМК Технология (технология ведения дома) Н.В.Синица, В.Д.Симоненко Иц. «Вентана-Граф» коллекция волокон, образцы ткани, ниток
Материально-технической обеспечение Ткань, портновский мел, ножницы, клей, рабочие тетради, лупа
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать- волокна растительного происхождения
прядильное, ткацкое, отделочное производство
уметь- определять напрвление долевой и уточной нити
- определять лицевую и знаночную стороны ткани
- выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани
Личностные: будут сформированы :интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике ,получат возможность для формирования способности к самостоятельным действиям, проявлению технико-технологического и экономического мышления.
метапредметныепознавательные – научатся осуществлять анализ , выбирать способы решения задачи, сопоставлять, искать информацию, строить логическую цепь рассуждений, строить общение в устной форме
коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения, обмениваться мнениями по изученному материалу
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1. Организацион-ный момент
(1-2 мин) Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.
Организовывает актуализацию требовании к обучающимся со стороны учебной деятельности Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, организовывают своё рабочее место Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм
Самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Постановка учебной задачи
Мотивация учебной деятельности
(4-5 мин)
Эмоционально –психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению материала.
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Слушают учителя
Отвечают на вопрос, формулируют цель и задачи урока Готовность обучающихся к учебно-познавательной деятельности Принимают и сохраняют учебную задачу
3. Актуализация знаний
(3мин)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
- Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей?
- На доске термины к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным?
- Как вы думаете, что изучает наука «материаловедение»? Отвечают на вопросы, в ходе разрешения проблемной ситуации, выводят понятие «материаловедение», которое является названием раздела, который они будут изучать на протяжении нескольких уроков. На доске термины по материаловедению. Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия Познавательные:
-осуществлять расширенный поиск информации;
-определять значение и смысл термина;
-переводить информацию в разные формы предъявления;
-создавать творческий продукт.
4. Освоение новых знаний
(25мин)
Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов»
Рассказ о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения Работа с учебником . ( стр 82)Просмотр информации на электронных носителях
www.youtube.com/watch?v=9jFuxsNOsWA
http://www.youtube.com/watch?v=iufTnmqvWQUПр.работа№1 :Определение в ткани направления нитей основы и утка Пр.работа№2
«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Порядок выполнения:
Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль- основа, поперёк-уток (учитель помогает заполнить колонку)
Возьмите лупу и сравните Что вы заметили?
Запишите в тетрадь. Рассмотрите и ответьте на вопросы, Какая из них тонкая, а какая толстая? Какая пушистая, а какая гладкая? Какая ровная, а какая извитая? Какая тянется, какая нет? Ответы запишите в таблицу. Сравните стороны у образцов ткани , определите разницу. (лицо,изнанка) Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на электронных ресурсах. Рассматривают
образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями
Заполняют таблицу.
« Определение лицевой и изнаночной сторон ткани), приклеивают образцы в тетрадь.
Таблица» Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» Усвоение новых знаний на уровне восприятия, осмысления, запоминания знаний
Самостоятельное выполнение заданий , требующих знаний в знакомой и изменённой ситуации.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентироваться в учебнике
Коммуникативные : обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания,задают вопросы
Личностные: соблюдениё правил поведения и т/б , формирование бережливости при выполнении трудовых приёмов
Регулятивные: вносят необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального действия, результата.
Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций
Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе
5. Практическая деятельность обучающихся
(35мин) 6. Закрепление знаний . Контроль знаний ,умений, навыков.
(5мин)
Создаёт условия для самооценивания результатов деятельности обучающихся, помогает формулировать, затруднения, осуществляет коррекцию Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам(самооценивание, оценивание деятельности товарищей),формулируют затруднения, и осуществляют коррекцию самостоятельно Исправление типичных ошибок и неверных представлений. Познавательные : анализ, обобщение, формулирование и структурирование знаний( алгоритм)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(5мин) Предлагает разноуровневое д/з , проводит инструктаж по его выполнению
§14 учебника Обучающиеся выбирают задание из предлагаемых учителем с учётом индивидуальных возможностей. Выполнить дома работу по выбору:
Составит и оформит коллекцию тканей
Темы коллекций могут быть разными:
«Разновидности тканей по волокну»
«Разновидности тканей по способу отделки»
«Разновидности тканей по назначению»
Подготовить интересные сообщения по данной теме Подобрать загадки, пословицы, поговорки о тканях. Мотивация на выполнение д/з ,определённого учителем. Самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения на основе информации, полученной в результате
Самоконтроля и самооценки Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Познавательные : умение сформулировать алгоритм действия, выявление ошибок и обоснование их исправления., обоснование качества конечных результатов.
8. Рефлексия , подведение итогов (10мин) Организует беседу по вопросам: Из каких растений получают волокна и ткани? Каковы способы получения тканей из волокон растительного происхождения? Как классифицируют текстильные волокна?
Какие основные профессии на ткацкой и прядильной фабриках?
Что находится по краям ткани? Рассматривают итоги практических работ, оценивают их Получение обучающимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности Личностные : умение провести самооценку и организовать взаимооценку.
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.