Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Самоанализ
педагогической деятельности
за 2013-2014 учебный год
учителя начальных классов
Плешаковой Людмилы Ивановны
402209025400
54571904311650
64249304150360
В 1991 году окончила Каменское педагогическое училище, в 2004 году – Ростовский государственный педагогический университет , имею высшую квалификационную категорию. И уже более двадцати лет работаю в родной школе учителем начальных классов.
Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья - это, прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.
Главная моя задача – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене, помочь раскрыться маленькой личности.
Во время обучения ребенка в начальной школе важно не упустить время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. И на учителя начальных классов в этом плане ложится колоссальная ответственность.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России» (под руководством А. А. Плешакова), который позволяет формировать у учащихся познавательную мотивацию к учебе, создавать современные представления об окружающем мире.
Процесс обучения выстраиваю по принципу «Уча детей, я учусь сама». Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования. С теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к учению, заниматься на более высоком уровне. Слабоуспевающим оказываю своевременную помощь с целью повышения успеваемости.
Методическая тема, над которой работает коллектив школы, - «Совершенствование процедуры мониторинга с целью повышения воспитанности и качества образования»
В соответствии с темой составлен учебно-воспитательный план работы школы, МО классных руководителей, методического совета. По данной теме проводятся педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей.
Моя тема самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время как условие развития личности ребёнка»
На протяжении нескольких лет работаю на спаренных классах, где специфика урока отлична от урока с одним классом. Учителю необходимо построить эффективно учебный процесс, повышать качество обучения на основе внедрения разноуровневой дифференциации на всех этапах урока, восполнять пробелы в знаниях учащихся, учитывая личностно-ориентированный подход, разную подготовку учащихся, развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся. Это требует от учителя большей профессиональной подготовки, использования определённых методов и приёмов на уроке, использования новых образовательных технологий , повышающих учебную мотивацию, внимания, сосредоточенности.
В своей работе на уроках и внеурочной деятельности осваиваю и внедряю элементы таких педтехнологий, как здоровьесберегающие, ИКТ, проблемного обучения, проектная задача.
Для активизации детей на протяжении всего учебного занятия применяю разнообразные формы и методы обучения. Например, использую приемы, которые соответствуют частично-поисковому методу: задания на обобщение фактов, на поиск ошибки в рассуждениях. Практикую приемы, характерные для проблемного метода обучения (составление плана, предъявление учащимся конфликтного выражения). Выбор методов осуществляю в соответствии с темой урока. Стараюсь рационально использовать все этапы урока и приучаю детей дорожить рабочим временем.
Организую индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору, всевозможные тренинги.
На уроках и дополнительных занятий применяю «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».
При организации домашней работы провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаю (при необходимости) карточки-консультации. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
На протяжении обучения учащихся провожу анализ усвоения учебного материала. По результатам ввожу задания в зависимости от уровня обученности детей. Таким образом, дифференцированный подход в обучении позволяет задействовать каждого учащегося на каждом уроке.
Наглядные пособия, карточки-сигналы, перфокарты, технические средства обучения в сочетании с различными методическими приемами помогают мне в развитии творческого потенциала детей. Например, используя технические средства в процессе обучения детей математике, русскому языку, литературе, а также основываясь на жизненный опыт детей, даю толчок к тому, чтобы учащиеся самостоятельно получали новые знания. На уроках литературы при знакомстве со сказами П.Бажова учащиеся знакомились с мультипликационной версией произведения «Серебряное копытце». Таким образом, младшие школьники сравнили литературные образы героев сказа с образами анимационного фильма, выявили сходства и различия, придумывали продолжение истории, развивали свое творческое воображение, логическое мышление. На уроках обучения грамоте дети развивали свои речевые способности с помощью упражнений из фонотеки В. Волиной «Занимательная Азбука». Во внеурочной деятельности использование технических средств обучения помогает выявить и развить творческие наклонности детей, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, здоровье. Так, готовясь к внеклассным мероприятиям, учащиеся отрабатывают танцевальные номера, поют под караоке. С применением новой аппаратуры уроки стали более насыщенными, интересными, появились новые возможности в овладении знаниями.
Использую нестандартные технологии в обучении, в том числе и информационные. Так, включенные в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. С помощью информационных технологий самостоятельно разработала и провела комплекс внеклассных занятий по предметам «Математика», «Русский язык», («Развивающие игры для младших школьников», «Занимательный русский язык»…). Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
Хороший уровень мотивации обучающихся косвенно доказывается и показателями результативности моей деятельности, как учителя.
Качество обученности детей по предметам составляет от 60 до 80% при 100%-м освоении стандартов.
Ребята в этом году стали участниками школьных олимпиад по математике, призёрами конкурсов чтецов, рисунков, спортивных конкурсов, были участниками предметных недель, а также Всероссийских конкурсов и викторин. Получили дипломы, сертификаты, грамоты.
Участие в районном конкурсе художественной самодеятельности «Минута славы» (Долгополова А.,Овечкина Е., Мотузкова Р.);
Участие в детском танцевальном объединении «Горошинки» (Долгополова А., Овечкина Е., Мотузкова Р.) – грамота
Участие в районном конкурсе детского рисунка «Пасхальная радость» (Мотузкова Р., Долгополова А.) - грамота
Участие в 3 Всероссийском конкурсе художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение» (Сазонов А., Мотузкова Р., Овечкина Е.) Центр гражданского образования «Восхождение» (Сертификат участника)
Участие во Всероссийской исторической викторине «Поехали» Центр всероссийских дистанционных олимпиад «Летописец» (Долгополова А.- диплом 1 степени
Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках литературного чтения по данному направлению явились доклады «Е. И. Чарушин», «А.С.Пушкин», «М.Ю.Лермонтов», содержащие биографические сведения об авторах художественных произведений. Работаем над проектами «Что в имени твоём», «Числа в загадках», «Математические сказки» и др.Учащиеся, увлеченные темами, самостоятельно подбирали материал, готовили сообщения. Следствием этого является повышение качества творческих работ по предметам.
В работе создаю специальные ситуации успеха. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности. Для повышения учебной мотивации использую поощрение детей, одобрение, похвалу, фишки, смайлы, наглядность, показ презентаций, уголок «Наши достижения», провожу различные виды уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-КВН.Как классный руководитель работаю над проблемой «Воспитание здорового образа жизни через совместную работу учителя и родителей». При организации учебно – воспитательного процесса руководствуюсь соответствием учебной нагрузки учащихся. В течение дня организую режим занятий с учетом динамики умственной работоспособности, поддерживаю двигательную активность детей. Например, провожу на уроках физкультурные паузы, в которых есть элементы гимнастики для рук, глаз, упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры на переменах, благодаря чему снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. А также классные часы по ЗОЖ (профилактика вредных привычек, правильное питание и др.), весёлые старты, игры на воздухе.
Конкурс чтецов «Читаем классику» 2013
Ко Дню Конституции
Концерт ко Дню матери
Новый год Классный час «Если хочешь быть здоров»
Урок Мужества Весёлые старты
Профессиональное мастерство.Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (Курсы повышения квалификации учителей математики по проблеме «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в образовательном процессе при обучении математике с использованием ИКТ» 2013-2014г.г в ГБОУ ДПО РОРИПК и ППРО и Обучение по курсу «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» по программе «Intel Обучение для будущего»), на районных семинарах, и МО, где мною было представлено выступление по теме «Система работы учителя начальных классов по поиску, поддержке и сопровождению талантливых детей, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Участвую в общешкольных мероприятиях «КВН», «Новогодний балл».
Я продолжаю распространять свой профессиональный опыт и в сети Интернет на сайте про Школу.ру, на сайте МБОУ Греково –Степановская СОШ, на Завуч. Инфо. Являюсь членом сетевого сообщества учителей-предметников «Школа цифрового века» (сайт –Издательский дом «1 Сентября», слушателем онлайн-вебинаров.
Всероссийский педагогический конкурс «Лучшая презентация к уроку» Центр дистанционной поддержки учителей Академия
Педагогики Диплом
лауреата
№ SH- 4740/2013
Всероссийский педагогический конкурс разработок внеклассных
мероприятий «Новые идеи» Центр дистанционной поддержки
учителей Академия Педагогики
Диплом
лауреата
№ SH- 4598/2013
Всероссийский конкурс методических материалов для организации контроля и диагностики образовательных достижений обучающихся «Дидактическая находка» (журнал «Национальное образование») Сертификат
участника
Всероссийского конкурса «Портфолио учителя» (СМИ « ЗАВУЧ. ИНФО»)Сертификат
участника
За подготовку участников Третьего Всероссийского конкурса художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение» (Сазонов А., Мотузкова Р., Овечкина Е.) Центр гражданского образования «Восхождение» Сертификат
Участник вебинара «Достижение планируемых результатов при обучении математике в 5-6 классах и геометрии в 7-9 классах» Сертификат
участника
Участник вебинара «Мой портфолио: методика работы с комплектом» Сертификат
участника
Участник вебинара «Программа «Преемственность». Взаимодействие с семьёй в период подготовки к обучению в школе» Сертификат
участника
В связи со всеми переменами в профессиональной деятельности учителя существует и ряд трудностей:• много времени тратится на оформление различной документации,
• специфически подбор учащихся в связи с программой реструктуризацией сельских школ;• невозможность организовать дополнительные занятия для всех учащихся в связи с расписанием школьного автобуса.