самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Жарынская средняя (полная) общеобразовательная школа»
педагогической деятельности
Осипенковой Елены Викторовны, учителя начальных классов первой квалификационной категории
2014 г
«Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»
В. Сухомлинский
Я, Осипенкова Елена Викторовна, работаю учителем начальных классов в МБОУ Жарынской средней школе с 1996 года, имею высшее педагогическое образование: в 1997 году закончила СГПИ по специальности «Учитель начальных классов» .
Последнюю аттестацию проходила в 2010 году на подтверждение первой квалификационной категории. Общий педагогический стаж 21 год.
Программа развития школы «Путь к успеху»
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников.
Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
Создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.
Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов «Инновационная начальная школа»:
Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Математика М. И. Моро.
Русский язык О. Л. Соболева.
Окружающий мир А. А. Плешаков.
Трудовое обучение Т. М. Геронимус.
Музыка Е. Д. Критская.
Изобразительное искусство Б. Н. Неменский.
Физическая культура В. И. Ковальчук.
В реализации программы развития образовательного учреждения особое фундаментальное место занимает роль учителя начальных классов.
Начальное звено обучения и воспитания в школе – это основа для последующего продолжения образования школьника.
Поэтому так очевидна ответственность учителя начальных классов за плоды и результаты труда.
На протяжении всей своей педагогической деятельности на должности учителя начальных классов работала по традиционной системе обучения, сейчас «Инновационная начальная школа».
С ноября 2005 года я принимала участие в работе семинаров в АКИПКРО по новому образовательному проекту «Школа Соболевой О. Л.». Знакомство с инновационной технологией обучения русскому языку в начальной школе, живое общение с автором проекта Соболевой О. Л., с коллегами по педагогической деятельности, с результатами внедрения в учебный процесс, подвигло на принятие решения применить на практике работу по обучению детей русскому языку по школьным учебникам Соболевой О. Л.
Чем же привлекает этот проект? Во-первых, учебники созданы на основе органического соединения двух подходов – логического и ассоциативного. Такое соединение называется адаптивной методикой. Обучение построено на психологии восприятия, большом количестве творческих работ, развитии орфографической интуиции, мини-наглядности, схемах, вариативности в обучении, принципе добровольности учебного действия, игре и сюжетности, нестандартных вопросах и альтернативных заданиях, созидательной энергии добра.
Адаптивная методика адресована творческому учителю. Все знают, что школьник должен учиться. Знает это он и сам. Это знание убивает в нём половину желания учиться. Большая часть заданий и упражнений организована так, что ставится в ситуацию, когда ученику надо одновременно сочинять или размышлять над проблемой, решать орфографическую задачу или грамотно переписывать, думая над грамматической проблемой. Многие задания носят комплексный характер, в них спаяны грамматика, орфография и развитие речи. В учебниках очень много картинок, грамматическое правило усваивается и запоминается легче через зрительно воспринимаемую аналогию. Приоритетное положение занимает развитие речи.
В комплекте Соболевой О. Л. нет ни одного задания, которое заставляло бы детей что-нибудь заучивать, зубрить, запоминать. Обучение идёт не через механическое запоминание, а через опыт переживания событий, взаимоотношений, размышлений, разговоров.
В основе преподавания русского языка по комплекту О. Л. Соболевой построенному на адаптивной методике качественно меняется процесс и результат обучения: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков.
Использую современные образовательные технологии:
дифференцированное обучение;
личностно-ориентированное;
развивающее обучение;
Работу на уроке осуществляю в 3-х направлениях:
восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
осознанное «разгадывание» ассоциаций в изучаемой области;
создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.
Учиться так детям легко и интересно.
В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся.
При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения.
Словесный метод – для формирования теоретических и практических знаний.
Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания.
Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества.
Индуктивный – для умения обобщать и анализировать.
В своей работе стараюсь проводить разнообразные типы уроков: урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-игра.
Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.
Для получения новых знаний необходимо время, которое нужно эффективно использовать на уроке и вне урока. Поэтому каждая минута на уроке должна быть учтена. Важно чётко и точно спланировать и организовать урок, продумать каждый его этап, формы организации учебной деятельности школьников и тогда время урока будет использоваться эффективно и с пользой. Для экономии времени применяю групповую форму работы, которую дети очень любят. Например, для проверки или взаимопроверка самостоятельной или домашней работы.
Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками, так как в последние годы уровень готовности детей к обучению в школе резко снизился. Причина в социально-экономической обстановке на селе, безработице.
Дети, идущие в школу плохо ориентируются в окружающем мире, имеют слабое здоровье и ряд хронических заболеваний, задержку речевого и психического развития.
Только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.
Название предмета
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Русский язык
Математика
Чтение
Природоведение
Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.
Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.
Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе, они уважают и любят своего учителя. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение.
Степень удовлетворенности школьной жизнью учащихся
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Я считаю высоким уровень познавательного интереса у своих учеников. Для развития и поддержания интереса к изучаемым предметам использую дополнительный занимательный материал, дидактические и обучающие игры, элементы драматизации, сказочные персонажи, работу с ребусами и кроссвордами и т. д. Это оживляет материал урока, делает его более привлекательным и интересным, создаёт положительную мотивацию у учащихся.
В своей работе я использую различные методы оценки деятельности учащихся:
индивидуальный подход в оценке знаний: выставление отметок и обоснование оценки смысл вижу в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа, указать на отрицательные моменты и пути их исправления. Главное в индивидуальном подходе – поддержка с помощью оценочных суждений малейшего успеха ученика. Возможность дать любому ученику, даже самому отстающему, что он может хорошо учиться, что он способный.
Коллективное обсуждение работы на уроке этот метод способствует формированию у учащихся умений анализировать деятельность других, видеть правильные ответы, замечать недостатки, высказывать собственное мнение. В ходе этого метода дети получают большой опыт (обсуждение, решение задач, чтение, природ.).
Применение разноуровневых заданий на заданную оценку. Позволяет сформировать правильную самооценку у учащихся. Если ученик выбрал задание на «5» и не справился, он в следующий раз подумает, что ему выбрать.
Оценивание осуществляется на основе норм оценивания учащихся начальной школы.
Взаимодействие с классом на занятиях и вне его нельзя осуществлять без знаний индивидуальных особенностей каждого школьника.
Взаимодействие строго на полном взаимопонимании между учителем и учащимися, на взаимопомощи и взаимопереживании. Я стараюсь гуманизировать отношения между детьми в классе, воспитательные задачи способствуют формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, создаю ситуацию защищённости и эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка. Это необходимо для создания партнёрских, доверительных отношений, которые в значительной степени влияют и на качество усвоения школьниками знаний.
Результатом такого сотрудничества является 100 % активность детей в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, а в учебной деятельности нет пропусков занятий без уважительных причин.
Логическим продолжением моих уроков является проведения внеклассной работы по предмету. Развитие творческих способностей детей с отличающимися возможностями и склонностями происходит не только в учебно-познавательной деятельности.
Одним из видов работы является подготовка и участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В последние годы наметилась тенденция роста количества детей, участвующих в конкурсах и олимпиадах:
Ежегодно мои дети участвуют в международном конкурсе-игре «Медвежонок» по русскому языку (12.10.2009) и в математическом конкурсе «Кенгуру» (19.03.2009). Школа и дети награждены сертификатами за активное участие в конкурсах.
?
Я горжусь своими детьми, в их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и подведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
В районе открыта экспериментальная площадка по практической реализации инновационной технологии формирования грамотности и развития речи младших школьников на уроках русского языка по учебному комплекту О. Л. Соболевой. Я являюсь участником экспериментальной площадки, руководителем школьного МО учителей начальных классов. Стараюсь постоянно повышать уровень профессионального мастерства через курсы повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях, чтение и изучение специальной литературы, интернет-форумов.
Тема самообразования «Развитие речи младшего школьника как средство развития личности». Строю свои занятия с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей школьного возраста. Для каждого класса создаю раздаточный и наглядный материал, который позволяет детям эффективно усваивать учебный материал.
С первых дней учёбы ребёнка в стенах школы веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи. Учу выступать детей на уроках устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи.
Детям очень нравятся уроки развития речи, они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ.
Работу по развитию речи веду с учётом современных требований, владею формами и методами активного обучения, использую на уроках групповую и индивидуальную форму работы. Дети овладевают различными видами речевой деятельности: монолог, диалог. Они могут выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог, выступать в роли читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя.
По результатам опроса из 8-ми учащихся все дети с удовольствием работают на уроках развития речи, им эта работа нравится. На уроках они чувствуют себя комфортно.
Развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению.
1991 год – курсы повышения квалификации в БПУ № 1 (150 часов), удостоверение.
1994 год – спецкурс по программе «Дидактические принципы и психологические основы развивающего обучения» в БВПУ (48 часов), справка.
1999 год – курсы в АКИКПРО по теме «Содержание регионального компонента» (72 часа), удостоверение.
2005 год – курс лекций по теме «Двуполушарный подход к обучению: практическая реализация в школьных учебниках О. Л. Соболевой» (27 часов), справка.
2006 год – курс лекций по теме «Инновационные технологии развития речи и формирование грамотного письма» (27 часов), справка.
2006 год – курс лекций по теме «Новый букварь», издательство «Дрофа», для дошкольников и младших школьников О. Л. Соболевой (9 часов), справка
2007 год – курс лекций по теме «Инновационные технологии формирования грамотности при обучении младших школьников по учебникам Соболевой О. Л,», справка
2009 год – курсы «Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях малокомплектной школы» (144 часа), удостоверение.
Доклад «Методика преподавания русского языка по методическому комплекту О. Л. Соболевой», районный семинар директоров школ (9 февраля 2007 года).
Доклад «Двуполушарный подход в обучении русскому языку», школьное МО учителей начальных классов (12 декабря 2008 года).
Открытый урок по русскому языку по теме «Непроизносимые согласные», на МО начальных классов школы (15 января 2009 года»).
Доклад «Методика преподавания русского языка по методическому проекту Соболевой О. Л.», МО школы (9 апреля 2009 года).
Открытый урок по русскому языку по теме «Имя числительное», на МО школы (октябрь 2009 года).
Доклад «Компетентностный подход в обучении», МО школы (октябрь 2009 года).
Доклад «Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника», районная научно-практическая конференция (17 апреля 2009 года).
Участие в регионально образовательной выставке «Инновационная деятельность как условие реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования» (апрель 2009 года).
Открытый классный час «Если добрый ты – это хорошо», на МО школы (30 октября 2009 года).
В коллективе нашей школы между учителями сложились хорошие отношения. Особенно тесный контакт у меня с коллегами начальных классов. Мы очень часто общаемся, обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу в проведении открытых уроков, методических объединений, праздников, делимся своими наработками. Так сложилось, что работаем мы вместе почти 20 лет и наряду с деловыми и рабочими проблемами, нас связывают и дружеские отношения.
Главное в работе учителя не количество применяемых методических приёмов и методик, а его постоянная неуспокоенность, стремление преподавать нешаблонно и искать новые пути повышения качества обучения и воспитания школьников.
В нашу жизнь вошли компьютеры, видео, интернет – это замечательно. Но дети стали больше сидеть у монитора, чем читать книги. В сельской и школьной библиотеке детской литературы очень мало. Книга в магазинах для сельского жителя дорогая, поэтому родители покупают её очень редко.
Хочу добиться в своей педагогической деятельности высокого уровня начитанности и качества чтения детей, расширить их читательский кругозор.
Для своей профессиональной деятельности мне необходимо в совершенстве овладеть ИКТ.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
настроение в школе тревожное
настроение в школе спокойное
настроение в школе радостное
не люблю свою школу
уважаю свою школу
люблю свою школу
не хочу,тяжело учиться
надо учиться
люблю учиться
2013-2014
2012-2013
2011-2012
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Arial BlackФиолетовый узор Внеклассная работа по
предметамArial BlackБумажный пакетArial BlackБумажный пакетСистематичность повышения
квалификацииArial BlackБумажный пакетОбобщение и распространение
опыта работыArial BlackБумажный пакетВзаимоотношения в коллективеArial BlackБумажный пакетПланы на будущееArial BlackБумажный пакет15