Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка МБОУ Лицей 126 Фаткуллиной Елены Николаевны


Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка
МБОУ Лицей 126 Фаткуллиной Елены Николаевны
Я, Фаткуллина Елена Николаевна, работаю учителем английского языка в с 1999 года. Общий педагогический стаж 14 лет. Образование высшее. В 1999 году окончила Новосибирский Педагогический колледж по специальности учитель начальных классов и английского языка. В 2004 закончила филиал Московского Государственного Университета, после чего мне была присвоена квалификация учитель иностранного языка. В 2001 года была присвоена 2 категория. Постоянно повышаю свою квалификацию, посещая различные семинары, открытые мероприятия. С 2010 по 2012 год была руководителем ШМО учителей английского языка в МБОУ Лицей 126.
Свою работу я начала с преподавания английского языка в начальной школе. В своей работе я постоянно сталкиваюсь с трудностями в обучении чтению учащихся начальной школы и с бесконечными фонетическими ошибками учеников. Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранного языка. Существует множество методов обучения чтению на английском языке, разработанных, как российскими, так и зарубежными методистами. Наиболее интересным считаю Майкла Уэста. Чтение по методу Уэста является не только целью, но и средством обучения, особенно на начальном этапе.Основная заслуга Уэста состоит в том, что он создал серию учебных пособий, представляющих собой тексты, составленные на ранее отобранных лексических единицах с учетом постепенности введения новых слов и повторяемости их.
Методическая тема, которую я выбрала для изучения - Личностно ориентированный подход при обучении чтению на начальном этапе обучения английскому языку.
Основная цель моей работы – формирование у младших школьников способности к чтению аутентичных текстов на неродном языке.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1.Определить уровень обученности учащихся начальной школы.
2. Прогнозирование результатов на каждой ступени обучения чтению.
3.Подбор методов и приемов при обучении чтению.
4. Формирование социальной компетенции учащихся начальной школы.
В работе для начальной школы использую УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English».Учебник в новой редакции включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Он обеспечивает преемственность между различными этапами обучения АЯ. Учебник «Enjoy English» написан в русле одного из ведущих современных методических подходов – коммуникативно-когнитивного и ориентирован как на развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, так и на развитие детей средствами АЯ.
Содержание каждой темы данного учебника и структура построения занятий позволяет использовать мне на каждом занятии слуховую наглядность – аудиозапись. Из практики работы с данным УМК можно отметить, что слуховая наглядность эмоционально и сюжетно окрашена и вместе с тем обеспечивает доступность и посильность обучения. Она позволяет осуществлять обучение на уровне возможностей детей, чтобы они не испытывали непреодолимых или с трудом преодолимых трудностей. Доступность обеспечивается как самим материалом, его организацией, так и методикой работы с ним на уроке.
Немаловажную роль в успешной работе играют условия, в которых происходит овладение иностранным языком. Реализация коммуникативного подхода намного усложняется, если не уделять внимания некоторым техническим аспектам методики обучения английскому языку. Естественно, что для успешного обучения, помимо всего прочего, должна иметься определенная база технических средств. Для кабинета приобретена новая мебель, телевизор, компьютер с подключенным интернетом.
В кабинете имеются иллюстрационные материалы по всем основным темам, грамматический материал в виде опорных схем и таблиц, большое количество дисков как к учебникам, по которым мы работаем, так и к аутентичным.
Кроме того в кабинете есть коллекция художественных и мультипликационных фильмов, которые мы используем в качестве обучающих. Также собираем медиотеку с презентациями по различным учебным темам.
Большое внимание уделяется оформлению кабинета. Главный принцип- постоянное обновление. Материалы меняю раз в месяц, в зависимости от изучаемой тематики.
Свою работу начинаю с определения уровня обученности детей на каждой ступени. В каждом классе были разработаны входящие и итоговые тесты, позволяющие определить уровень представления о работе с текстом. Результаты тестов учащихся вторых классов показали, что у детей не систематизированы представления о методах работы с текстом. Планирую свою работу так, чтобы к концу второго класса учащиеся могли:
- читать и понимать отдельные слова и словосочетания
- читать не большие тексты
- уметь выделять главную мысль.
Анализируя входящую диагностику учащихся 3 классов, пришла к вывод, что у 47% обучающихся сформированы основные навыки работы с текстом, а у 12% учащихся диагностика показала высоко развитые компетенции. Исходя из этого к концу 3 класса считаю необходимыми навыками следующие:
- выразительно читать вслух небольшие тексты
- узнавать знакомые слова
- зрительно воспринимать текст
- находить в тексте необходимую информацию.
В четвертом классе у 57% учащихся имеют четкое представление о работе с текстом. На данном этапе обучения работаю над зрительным восприятием текста с целью узнавать слова, грамматические явления и понимать основное содержание.
Постоянная диагностика обученности и планирование результатов обучения на каждой ступени помогает мне при планировании работы с детьми с разноуровневой подготовкой, помогает дифференцировать задания учитывая особенности каждого класса или группы детей. При обучении чтению необходимо учитывать индивидуальные и типические особенности учащихся, их познавательные возможности, влияющие на успешность усвоения материала.
В своей преподавательской деятельности за основу я взяла мультисенсорный подход в обучении чтению на английском языке в начальной школе. Все здоровые люди получают информацию из внешнего мира по четырем каналам каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому (чувственному) и дискретному( воспринимает информацию через логическое осмысление).У каждого человека имеется свой предпочитаемый канал. Работая совместно с психологом нашего лицея, мы провели тестирование, в котором разбили детей на 4 группы, и определили, что практически в каждом классе есть дети с различными ведущими модальностями (предпочитаемый способ получения информации).
Для того чтобы процесс обучения в таком полимодальном классе был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для детей с визуальным каналом восприятия я использую красочные иллюстрации,интерактивную доску , т.к. большую часть информации они воспринимают с помошью зрения. Для аудиалов добавляются упражнения, которые помогают им получить информацию через слуховой канал ( послушайте, повторите и т.д.) Излагая учебное содержание я обращаю взоры учащихся на иллюстрации, активно использую слуховую наглядность, разные способы презентации одного и того же языкового материала, где детикинестетики узнают вещества или предметы по характерному внешнему виду, на ощупь и запаху. Учащиеся таким образом информацию видят, слышат, чувствуют. Это делает занятия наиболее запоминающимися для учеников с различными репрезентативными системами, а также укрепляет уже имеющиеся знания, так как чем больше информационных каналов задействовано на занятии, тем большей частью учеников будет усвоен изучаемый материал.
Методы, которые я использую при обучению детей чтению (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемно-исследовательский, метод проектов), требуют объединения двух подходов.
С одной стороны, коммуникативного, ориентированного в конечном счете на развитие речевых умений, С другой стороны, познавательного, направленного на стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Для репродуктивно-исполнительской деятельности (по готовым образцам) я по всем грамматическим темам сделала опоры в виде статичных ориентиров. Они устанавливаются на магнитной доске. При необходимости карточки можно переставлять, добавлять. Это задания, связанные с объяснением и заучиванием готовых правил, речевых образцов.
Далее переходим к частично-поисковой деятельности (с широким использованием опор и ориентиров). Учащиеся выполняют инициативные действия по извлечению содержательной информации из прослушанного или прочитанного текста ( например, составьте диалог, включите в него информацию о…, смотри схему- модель вопросительных и утвердительных предложений ). Характер мыслительной операции меняется: на первый план выдвигается прогнозирование грамматической информации по начальному элементу структуры, переход к автоматизированному восприятию конструкции с ориентированностью внимания на смысловое содержание предложения (с постепенным свертыванием ориентиров, доведением их до нуля).
Особое внимание я уделяю подбору текстов. Текст представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, возраста, сферы общения, Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. С учётом этого можно специально в учебных целях моделировать такие тексты, которые не только были бы образцами англоязычного общения, но и управляли процессом овладения и практикой англоязычного общения. Тексты должны не только развивать умения и навыки, но и при работе над ними должны решаться определённые проблемные задачи, чтобы учащиеся могли не только изложить текст, но и дать собственный комментарий. Такие тексты заслуживают особого внимания с точки зрения развития мышления.
Так при изучении темы «Степени сравнения прилагательных» используем тексты: « I want some bigger teeth…»,«Which is the biggest animal in the world?», «What is the Moon made of?», где данная грамматическая форма встречается и несёт важную смысловую нагрузку. Главное на этом этапе – замотивировать на текст, сосредоточить внимание класса. После детальной отработки структуры работаем с текстами-сказками, притчами, где сами названия содержат постановку проблемы : «Who is stronger?»,« Тhe most important man in the world»,«Which heart is better?», «What is more useful?».
Большую роль перед работой над текстами играют наглядные изображения. Например, перед работой над текстом«Independence Day»я показываю фото Т. Джефферсона и Статуи Свободы. Спрашиваю, почему, перед тем как читать о Дне Независимости, они видят эти фото. Говоря о Рождестве, показываю открытку с изображением пещеры, пастухов и Вифлеемской звезды, о Новом годе – изображение бога Януса.
При работе с текстами, расширяющими фоновые знания, помогают ресурсы интернета. Так мы создали презентации при работе над текстами:“A typical English house”,(4класс), Му day ( 3 класс), My friend ( 2 класс). Наличие изображений плюс ключевые фразы или слова делают работу над текстами интересной и эффективной. После такой работы учащиеся лучше составляют монологические высказывания по прочитанному, глядя на меняющийся ряд слайдов.
Далее переходим к самостоятельной и творческой деятельности (без опоры на ориентиры). Это задания, связанные с интерпретацией текста, его преобразованием, подготовка сообщений по самостоятельно подобранному материалу (проекты), учебные и ролевые игры, дискуссии, ситуативно-обусловленные высказывания с широким использованием средств наглядности (например, коллажи).
На данном этапе при изучении некоторых тем я использую пословицы.
Подбираю8-10 пословиц, где встречается данная грамматическая конструкция, разрабатываю ряд упражнений для работы с ними. Знание пословиц обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память. После выполнения ряда разнообразных упражнений ребята составляют рассказ или рисованный фильм, где пословица является названием или концовкой.
Успешное иноязычное общение невозможно без сформированной социальной компетенции, т.е. сформированного желания взаимодействия с другими и уверенности в себе.
Таким образом, сформировать социальную компетенцию- значит научить учащихся взаимодействовать с друг другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи.
Для реализации этой цели я использую парную ( для тренировки языкового материала) и групповую работу. Групповая работа имитирует реальное общение, создает эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации. Повышается чувство ответственности и самостоятельности учащихся. Очень важно определить оптимальное количество членов группы и степень их подготовленности, правильно выбрать лидера. Виды групповой работы, которые я использую на уроках:
- интервью
- ролевая игра
- турнир
-квн- путешествие.
Большую роль играют проектные работы, которые используем на заключительном этапе работы над темой.
Обучение иностранному языку на начальном этапе я строю на устном опережении, то есть необходимый для обучения чтению языковой материал первоначально усваивается в устной форме. Так как овладение учебным материалом начинается либо с чувственного восприятия, либо с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте, то наглядность призвана выполнять очень важную роль в обучении.
С помощью различных средств наглядности я создаю естественные условия для проявления коммуникативной функции языка, для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися. Наглядность мобилизует психическую активность учащихся: вызывает интерес к занятиям иностранным языком, переводит произвольное внимание в после произвольное, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс учения.
В целях создания зрительных представлений усваемого на начальном этапе материала мною широко используется зрительная наглядность (WCs – картинки в сочетании с PCs – слова). Методы работы со зрительной наглядностью я осуществляю через игру. Например, детям очень нравиться игра « Промелькнувшая карточка», учитель держит карточку со словом изображением к себе , затем быстро показывает учащимся и снова поворачивает к себе, дети угадывают и называют слово. Учащимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов. Для проведения следующих игр понадобиться индивидуальные комплекты карточек.
Memory. = "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".. Игровые технологии повышают не только активность учеников, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность, т.к. в играх можно показать свое знание языка и общую эрудицию. Мне они помогают проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме. Именно в игре и через игру ребёнок может выразить свою индивидуальность, свои способности и возможности, так как в процессе самой игры большая часть психологических барьеров и комплексов преодолеваются самим субъектом.
Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-проект, урок-викторина, экскурсия, КВН, урок-концерт, урок-праздник. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения предмета, так как нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения. Они являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь - важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Ребёнок в игре получает больше возможности испытывать эмоциональное переживание успеха, так как игра – такой вид деятельности, от которого ребёнок получает настоящее удовольствие.
Сочетание наглядности с игровой формой работы позволяет мне развивать творческие способности учащихся, воображение, фантазию, мышление, улучшать память, а, кроме того, вовлекать в процесс обучения так называемых пассивных учеников, предоставляя им возможность самовыразиться. Всё это обеспечивает прочность усвоения, путём яркого преподнесения материала при ознакомлении с ним учащихся, когда у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации.
Ребёнок в игре получает больше возможности испытывать эмоциональное переживание успеха, так как игра – такой вид деятельности, от которого ребёнок получает настоящее удовольствие.
Благоприятные условия для повышения мотивации у учащихся к обучению иностранного языка в школе также и создает внеклассная работа. В рамках внеурочной деятельности во второй половине дня веду кружок « Развлекательный английский» для учащихся первых классов, в которых реализуется ФГОС НОО. Занятия в кружке дают возможность повысить интерес учащихся к английскому языку, расширяют их кругозор, сообщают дополнительные сведения о языке, дают возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно. Яркие костюмы, декорации, музыка, исполнение песен на изучаемом языке создают атмосферу незабываемого праздника и вызывают у детей желание изучать английский язык.
Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Я забочусь о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.
Я проводила мониторинг с целью изучения мотивации младших школьников и их удовлетворённости учебной деятельностью на уроках английского языка во 2 а затем в и 4 классах и выявила положительную динамику.
К окончанию 2 класса 63% учащихся с удовольствием посещают уроки английского языка, у 27% средняя мотивация, 10% учащихся, к сожалению, имеют низкую мотивацию к изучению английского языка.
Соответственно, моей задачей в 3 и 4 классах, является повышение мотивации в целом и выявление причин низкой мотивации у отдельных учащихся. Итоговый мониторинг учащихся 4 классов показывает, что использование разнообразных методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям с низкой мотивацией дает положительную динамику: 71% учащихся имеет высокую мотивацию, у 25% средняя мотивация и только 4% учащихся остаются с низкой мотивацией к изучению иностранного .Я регулярно посещаю родительские собрания, знакомлю родителей с методикой работы, провожу индивидуальные консультации по их желанию. В нашей школе создана доброжелательная атмосфера, способствующая профессиональному росту учителя, развитию его творческих способностей, самообразованию. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень через чтение методической литературы, через участие в работе школьных методических объединений, городских семинаров. Посещаю открытые уроки учителей своей школы и школ города. Выступаю на методических объединениях, систематически даю открытые уроки для коллег, родителей. В марте 2012 года участвовала в семинаре для заместителей директоров по организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС НОО. в марте 2012 года прошла обучение в лингво- страноведческой школе ФИЯ " Инновации в обучении иностранным языкам"
Работая в СКК я передаю свой опыт. Среди учащихся были выбраны группы детей с разным уровнем владения чтением на английском языке. В течение четверти я проводила индивидуальную и коллективную работу с учащимися. Сравнивая
Результативность моей педагогической деятельности.
Год Название мероприятия Уровень Форма Тема
2009-2012 Конкурс « Британский Бульдог»(школьный организатор). всероссийский 2010 Награждена грамотой за творческий и добросовестный труд. школьный 20012 семинар районный Круглый стол Конфликты между учеником и педагогом.
2012 Курсы повышения квалификации Инновации в обучении иностранным языкам
2012 Круглый стол для заместителей директоров по УВР городской Мастер- класс Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
2012 Курсы повышения квалификации городской Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете реализации ФГОС.
2012 Участие в семинаре городской Отражение ФГОС в УМК нового поколения.
2010-2012 Руководитель ШМО учителей английского языка 2013 Участие в семинаре городской Мастер класс Формирование метапредметных компетенций через реализацию командной работы педагогов класса, реализующего ФГОС

Участие детей в мероприятиях различного уровня.
Год ФИО Уровень Результаты
2008 Группа детей 9 класса районный Второе место
2011 Прокопьев Евгений районный Второе место
2011 Геращенко Анастасия Муниципальный этап олимпиады участник
2011 Паращенко Муниципальный этап олимпиады участник
2012 Прокопьев Евгений школьный 2 место
2012 Сафронов Борис районный участник
2012 Прокопьев Евгении городской 1 место
2012 Тайлаков Александр Всероссийский конкурс « Молодежный чемпионат» 4 место в регионе, 2 место в городе.
2012 Паращенко Роман Муниципальный этап олимпиады участник
2012 Кирьянова Настя Школьный этап олимпиады победитель
2012 Сафронов Борис Школьный этап олимпиады победитель
2012 Бочкарев Илья Школьный этап олимпиады победитель
2012 Прокопьев Евгении Школьный этап олимпиады призер
2013 Бочкарев Илья Научно- практическая конференция
« Интерра 2013» 2 место
2013 Боброва Катя Награждена грамотой за хорошие результаты в международном конкурсе
«Британский Бульдог» В 2013 году учащиеся 11 класса сдавали ЕГЭ по английскому языку со следующими результатами:
Паращенко Рома 78 баллов
Хмылева Лира 67 баллов