Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Матвейчук Юлии Юрьевны


Самоанализ работы
учителя русского языка и литературы
Матвейчук Юлии Юрьевны
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Зерновская средняя школа» работаю с 2001года.
Стаж педагогической работы – 14лет.
Образование высшее, в 2006 году окончила Национальный государственный педагогический университет им. М.П. Драгоманова квалификация – учитель украинского языка и литературы. Имею квалификационную категорию.
Основная задача обучения русскому языку и литературе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений по орфографии, пунктуации, развитию речи. Нельзя ограничивать обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных результатов. Важно стремиться к более полному раскрытию способностей школьников. Развитие интереса к предмету является важнейшей целью учителя.
В методике преподавания накоплен богатейший опыт, разработано и проверено на практике множество методов и приёмов обучения: проблемно-поисковый, беседа, работа с книгой, лекции, семинары, игровые ситуации. Следовательно, учитель может для конкретной ситуации, сложившейся в данном классе, подобрать эффективную совокупность методов и приёмов обучения. При этом он учитывает возможности свои и своих учеников, особенности своего стиля работы. В своей работе перед каждым учеником я ставлю основную задачу – не просто пройти программу, а научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. Ведущей педагогической идеей в своей работе я считаю более полное раскрытие способностей каждого ученика. В этом смысле уровень обязательной подготовки определяет нижнюю границу, на базе которой должно осуществляться дальнейшее развитие учащихся.
Эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной деятельности учащихся. Для активизации мыслительного процесса учащихся на уроке, применяю метод «проблемная ситуация». Ведь мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется на уроках русского языка и литературы и вовлечение личности школьника в мыслительный процесс. Моя задача – развивать на уроках качества, способствующие этому (внимание, память, мышление), умело активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления моих учеников. Эффективность и качество обучения русскому языку и литературе определяются не только глубиной и прочностью овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их умственного развития. У учащихся должны быть сформированы определённые качества мышления, развит познавательный интерес.
Основной формой организации учебной деятельности является урок. Каждый урок имеет образовательную, воспитывающую и развивающую цель. На уроках вся моя деятельность подчинена проблемам знаний, умений, навыков по орфографии, пунктуации, развитию речи учащихся, для этого нужно прививать интерес к предмету, так как знания, усвоенные без интереса, не станут достоянием человека. Я использую различные типы уроков:
-урок усвоения новых знаний,
-урок усвоения навыков и умений,
-урок комплексного применения знаний, умений, навыков,
-урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков,
-комбинированный урок.
Использую принцип развивающего повторения. Это может быть и выборочная проверка, и взаимопроверка, и самопроверка.
Уроки стараюсь строить по следующему плану:
-проверка домашнего задания,
-объяснение нового материала,
-формулирование выводов, правил, определений,
-закрепление материала,
-домашнее задание к следующему уроку.
В своей работе использую следующие формы работы на уроке: фронтальную, коллективную, индивидуальную.
При фронтальной форме деятельности учащихся на уроке перед всеми учащимися одновременно ставится некоторая учебная цель; задание по содержанию одинаково для всех. В основе этой формы деятельности лежит совместная работа учителя и учащихся; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя в виде общих указаний без учёта индивидуальных особенностей каждого; руководство по выполнению задания осуществляется полностью учителем; подводятся итоги деятельности некоторых учащихся. Эту форму деятельности я часто использую на уроках русского языка при объяснении новой темы.
При коллективной форме деятельности учащихся на уроке перед всеми учащимися одновременно ставится общая цель. Задание по содержанию одинаково для всех. В основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся класса; всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя и взаимопомощь со стороны самих учащихся; руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся; подводятся итоги работы учащихся класса в целом, как общий достигнутый результат всех учеников. Такую форму деятельности я использую обычно на уроках во время устного опроса.
При индивидуальной форме деятельности учащихся на уроке перед всеми учащимися одновременно ставится некоторая цель как индивидуальная, личная цель деятельности; содержание задания либо дифференцированно, либо индивидуально; в основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная деятельность каждого учащегося; отдельным учащимся оказывается помощь в виде конкретных указаний с учётом их уровня знаний и умений; выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно; подводятся итоги деятельности каждого учащегося. Эта работа осуществляется во время письменного и устного контроля, когда учащиеся получают дифференцированные задания.
Применение этих форм учебной деятельности на уроке позволяет не только повысить эффективность и качество обучения русскому языку, но и способствует максимальному развитию личности каждого учащегося.
Особое внимание на уроках заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся лёгкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти учащихся; оказывают существенную помощь в изучении и закреплении нового материала.
Известно, что обучение есть постижение неизвестного с опорой на известное. В этом процессе существенную помощь оказывают несложные устные упражнения. Например, приступая к изучению имени существительного в 6 кассе, повторяем изученное ранее по этой теме: морфологическую и синтаксическую роль.
Опыт работы показывает, что устные упражнения при умелом их использовании играют немаловажную роль в повышении эффективности урока. Здесь имеет значение,какие упражнения подбираются для каждого конкретного урока, в какой момент они предлагаются и т. д. Устные упражнения я провожу в быстром темпе, если речь идёт об отработке навыков, но если они используются с целью закрепления только что изученного, то нецелесообразно торопить учащихся. Чем осознаннее будут их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет его усвоение. Не следует при выполнении устных упражнений часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников. Я не сразу подтверждаю правильность полученного ответа, а стремлюсь выяснить, нет ли других ответов, хотя бы и неправильных. Устные упражнения помогают добиться оптимального решения педагогических задач на всех этапах обучения.
Основным способом определения уровня знаний считаю индивидуальный опрос, уплотненный опрос. Использую карточки, учет знаний осуществляю с помощью контрольных, самостоятельных, проверочных, тестовых работ.
Изучение нового материала начинаю с объяснения, затем закрепляю полученные знания с помощью чтения теоретического материала, выполнения упражнений из учебника.
Для углубления знаний пишу объяснительные диктанты, «Проверяю себя», распределительный диктант (например, «запишите слова в два столбика, выделяя части слова, 1) с гласной ё в корне; 2) с гласной о в окончании»).
Работаю над развитием связной речи учащихся, провожу свободные, творческие диктанты, мини-изложения, мини-сочинения. Формой контроля является изложение (подробное или сжатое), сочинение.
Уделяю внимание лексико-орфографической работе. Записываем слова, их лексические значения, так как ограниченность словарного запаса у учащихся – одна их причин низкой орфографической грамотности. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу его произношения и правописания.
С целью развития информационно-поисковых навыков использую различные словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, словарь синонимов, словарь омонимов, орфоэпический словарь, орфографический словарь и другие. Это позволяет расширить словарный запас учащихся, учит ориентироваться в словарях разных типов. Однако освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста.
Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, работа по расширению словарного запаса учеников основной школы становится всё более актуальной сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге.
Для углубления знаний и привития любви к русскому языку использую материалы по занимательной грамматике, нестандартные уроки.
Накоплен разнообразный дидактический материал: карточки, в том числе изготовленные самими ребятами, тестовые задания, таблицы. Воспитание любви к языку – неотъемлемая часть патриотического и нравственного воспитания.
При составлении плана урока использую материал, реализующий межпредметные связи, в частности, с историей, иностранным языком, музыкой.
Главная цель уроков литературы - способствовать духовному становлению личности, формировать нравственные позиции, эстетический вкус, совершенствовать владение речью. Осваивая произведения, ученик накапливает солидный читательский опыт, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием. Они реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
-сформулировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных литературных произведений;
-овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.
На уроках литературы работаю над тем, чтобы изучить творчество писателей и поэтов, рекомендованных программой. Считаю главной своей целью – привить любовь к художественной литературе, чтению и изучению произведений.
Результатом работы стали доклады, сообщения, рефераты учащихся. Сама составляю лекционный.Анализ произведения начинаю с определения темы, идеи, композиции, сюжета, художественных средств, характеристики героев, определяю роль пейзажа в произведении, знакомлю с критическими материалами по прочитанному произведению, обучаю конспектированию.
В среднем звене при изучении произведения ребята учатся составлять план, так как это важный активный способ работы над произведением.
Одним из важнейших методов анализа художественного произведения считаю пересказ:
-близкий к тексту;
-с изменением лица;
-выборочный пересказ.
После изучения литературного произведения провожу письменные работы, даю тестовые задания.
Использую в работе творческие способности учащихся: они рисуют иллюстрации к прочитанному, комментируют, используя знание текста.
Проверкой знания текста является составление кроссворда к изученному произведению. Разгадывание кроссворда проходит в форме игры. Это и интересно и познавательно для учащихся.
Большое внимание уделяю обучению выразительному чтению стихотворного и прозаического текста.
При подготовке к сочинению провожу упражнения по стилистике. Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово, точно характеризующее предмет или героя.
Помогает развивать речь учащихся работа над художественными средствами языка.
Литература отражает действительность, жизнь, воспитывает подрастающее поколение, поэтому, заканчивая работу над произведением, задаю учащимся вопросы о нравственном и о воспитательном значении произведения, о его связи с современностью.
Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы на уроке как всего класса в целом, так и отдельных учащихся. Большое значение имеют различные виды самостоятельных работ. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, я в своей практике провожу следующие: обучающие, закрепляющие, повторительные. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ – развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления. Очень важны повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
Самостоятельные работы являются необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности, привития навыков учебного труда.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, за развитие самостоятельности в овладении знаниями я в своей работе применяю зачётные формы организации контроля знаний. На зачётном уроке сочетаются индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Материалы к зачётам содержат основные теоретические вопросы программы, задачи на уровне обязательных результатов обучения. Формы работы зависят от состава класса, активности учащихся, уровня их подготовки, индивидуальных качеств учащихся. Для того, чтобы учащийся мог работать в индивидуальном для него темпе, содержание зачёта подразделяю на две части: обязательная часть и дополнительные задания. Опыт проведения зачётов показал, что учащиеся стали более ответственно подходить к изучению русского языка, заранее готовиться к зачёту. Я думаю, что можно надеяться, что систематическая организация контроля знаний в форме зачёта приведёт к повышению качества знаний, умений и навыков.
Общение и диалог – это составляющие хорошего современного урока. Слово обеспечит понимание ценности созидательной силы, мысли и деятельности, даст ребенку представление о природе творчества, о возможности совместно участвовать в решении практических задач и ученика, и учителя. Ни один компьютер не передаст всю гамму ощущений, радости открытия, пережитых на уроке. Оно передаётся только Словом Учителя. Роль жеста, взгляда, интонации учителя и ученика приобретут особое содержательное, а не только внешнее значение. Велика и нравственная природа Слова! В. А. Сухомлинский писал: «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, умение говорить, обращаясь к человеческому сердцу». На своих уроках я обращаюсь к ученикам с искренностью и доверием, стараюсь понять точку зрения ученика. Каждый учащийся хочет быть участником общей работы, так как видит, что его мнение часто определяет ход урока. Поэтому и старается каждый быть искренним, хорошо подготовленным, эрудированным собеседником.
Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации.
За последний год классы, где я веду уроки русского языка и литературы имеют следующие показатели:
учебный год : результативность, качество знаний по русскому языку –, по литературе -
Психологическая атмосфера в классе – это один из важнейших факторов, влияющих на усвоение материала, сохранение познавательного интереса и желания общаться со сверстниками и учителем на уроке. Из опыта работы знаю, что прежде всего, чтобы добиться доброй, доверительной обстановки в классе, нужно уважать каждого ребенка как личность. Не сравнивать его достоинства и недостатки с другими учащимися, не ставить в неловкое положение. Нужно постараться внушить каждому, что он – талантлив, умен, и если захочет, справится с любыми проблемами сам. А если потребуется помощь, то мы ему поможем. Вообще – в нашей школе редко наблюдаются такие отклонения, как замкнутость, недоверие, моральное давление между сверстниками. Чаще наблюдается сплоченность, взаимовыручка, защита сильными слабых.
Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудить в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы.
В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.
Важным условием для достижения высокого педагогического мастерства является постоянное пополнение знаний по предмету. Чтобы идти в ногу с современными требованиями к уроку, использую все возможные и доступные для меня методы: приобретаю и изучаю методические пособия, постоянно пополняю копилку дидактического материала, работаю над изучением и дальнейшим применением ИКТ, общаюсь с коллегами из других школ.
Основными задачами, на данный и последующий учебные годы, считаю:
·  активное использование новых информационных и коммуникационных технологий при проведении уроков;
·  целенаправленную работу по отработке навыков и умений, необходимых при сдаче ГИА и ЕГЭ;
·  использование всех видов заданий ГИА и ЕГЭ в учебном процессе как в обучающей, так и в контролирующих функциях