Рабочая программа по дисциплине Введение в профессию: общие компетенции профессионала для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Введение в профессию:
общие компетенции профессионала
г.о. Самара, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) 2014 г. и программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) 39.02.01. Социальная работа (углубленная подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ «ССПК»
Разработчик: Шарафутдинова Т.А., преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 11 от 19 мая 2016 года
Председатель ПЦК ______________ Кожанова О.А.
Содержательная экспертиза от 25 апреля 2016 г.
Эксперт:
Кожанова О.А. /_____________________
Техническая экспертиза от 20 апреля 2016 г.
Эксперт:
Шарафутдинова Т.А. /_____________________
Актуализация:
__________________________________________________________/ 2017г.
__________________________________________________________/ 2018г.
___________________________________________________________/ 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
12
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию: общие компетенции профессионала
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Концепцией вариативной составляющей программы подготовки специалистов среднего звена начального и среднего профессионального образования в Самарской области по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» принадлежит к общему гуманитарному социально-экономическому циклу (вариативная часть).
Разделы 1-4 реализуются в рамках общепрофессионального цикла ППССЗ НПО (вариативная часть).
Разделы 1-7 реализуются в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ СПО по всем специальностям СПО, получаемым на базе основного общего образования (вариативная часть).
Разделы 4-7 реализуются в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ СПО по всем специальностям СПО, получаемым на базе среднего (полного) общего образования (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
РАЗДЕЛЫ 1-3
получить и проанализировать опыт деятельности в соответствии с требованиями уровней 1-4:
- анализ ситуации,
- планирование деятельности,
- планирование ресурсов,
- осуществление текущего контроля деятельности,
- оценка результатов деятельности,
- поиск информации,
- извлечение и первичная обработка информации,
- обработка информации,
- работа в команде (группе),
- устная коммуникация (монолог),
- восприятие содержания информации в процессе устной коммуникации,
- письменная коммуникация.
РАЗДЕЛ 4
знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
- оценки социальной значимости своей будущей профессии,
- типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).
РАЗДЕЛЫ 5-7
получить и проанализировать опыт деятельности в соответствии с требованиями уровня IV:
- анализ ситуации,
- принятие ответственного решения,
- определение методов решения профессиональных задач,
- планирование деятельности,
- оценка результатов деятельности,
- поиск информации,
- извлечение и первичная обработка информации,
- обработка информации,
- работа в команде (группе),
- устная коммуникация (монолог),
- восприятие содержания информации в процессе устной коммуникации,
- письменная коммуникация.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (на базе среднего (полного) общего образования):
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 136 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 82 часа; самостоятельной работы обучающегося - 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы
Объем часов
о/о
з/о
Максимальная учебная нагрузка (всего)
136
136
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
82
14
в том числе:
практические занятия
78
10
теоретические занятия
4
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
122
Итоговая аттестация в форме зачета по итогам выполнения комплексного компетентностно-ориентированного задания
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Компетенции в сфере работы с информацией
Тема 1.1. Поиск информации
Введение: цели, задачи курса. Определение понятий «общие и профессиональные компетенции».
1
Практические занятия
13
1
Определение недостатка в информации для решения задачи.
2
2
2
Оценка источника информации.
4
2
3
Проведение оценочной экспертизы анкет разных видов.
7
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
1
Поиск заданного источника информации по алфавиту.
1
2
Поиск заданного источника информации по электронному каталогу.
1
3
Составление характеристики видов источников информации.
4
4
Подготовка устного сообщения по представлению своего опыта поиска информации.
4
Тема 1.2. Извлечение и первичная обработка информации
Практические занятия
7
1
Определение оснований для извлечения информации в соответствии с задачей деятельности.
3
2
2
Извлечение информации по одному основанию.
2
2
3
Извлечение информации по нескольким основаниям.
1
2
4
Выполнение контрольной работы по теме 1.2.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
8
1
Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформированным основаниям.
2
2
Составление денотатного графа.
2
3
Составление коллажа, отражающего специфику специальности.
2
4
Составление коллажа на свободную тему.
2
Тема 1.3. Обработка информации
Практические занятия
17
1
Определение видов высказываний.
4
2
2
Определение типа и анализ умозаключений.
3
2
3
Проведение причинно-следственного анализа.
5
2
4
Рассуждение по аналогии.
5
1
Самостоятельная работа обучающихся
16
1
Изучение текста «Конкурентоспособность профессий и специальностей» и составление выводов по тексту.
2
2
Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев.
2
3
Извлечение информации из источника, содержащего противоречивые описательные высказывания.
2
4
Извлечение информации из источника, содержащего противоречивые оценочные высказывания.
2
5
Изучение предложенных источников, извлечение и обработка информации.
5
6
Извлечение и обработка информации.
3
Раздел 2. Компетенция в сфере самоорганизации и самоуправления
Тема 2.1. Планирование деятельности
Различные подходы к понятию «деятельность».
1
Практические занятия
6
1
Составление плана-графика своей занятости на 1 рабочий день
3
1
2
Планирование деятельности: построение критического пути.
3
2
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Постановка задач на основе общей информации рекомендательно-инструктивного характера.
2
2
Составление перечня ресурсов, необходимых для открытия книжного магазина.
1
Тема 2.2. Принятие решения
Определение проблемы.
1
Практические занятия
16
1
Формулирование проблемы. Анализ ошибок в постановке проблемы.
4
2
2
Анализ причин и последствий существования проблемы.
4
2
3
Планирование рисков и допущений.
4
2
4
Планирование критериев для оценки продукта на основе требований заказчика.
3
2
5
Выполнение контрольной работы по теме 2.2.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
9
1
Анализ ситуации в соответствии с заданным эталоном.
3
2
Определение проблемы в модельной ситуации.
2
3
Построение «дерева проблем».
2
4
Выполнение цикла принятия решений в модельной ситуации.
2
Раздел 3. Компетенция в сфере коммуникации
Тема 3.1. Работа в команде (в группе)
Практические занятия
14
1
Подготовка процедуры обсуждения по заданным вопросам.
3
2
2
Составление рекомендаций по организации групповой работы.
3
2
3
Решение тупиковых ситуаций в процессе группового обсуждения.
3
2
4
Выполнение контрольной работы по теме 3.1.
1
2
5
Планирование работы группы
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1
Описание ситуаций и поиск для них альтернативных ресурсов.
1
2
Подбор коммуникативных игр.
3
3
Оформление продукта письменной коммуникации сложной структуры, содержащего различные позиции.
2
Тема 3.2. Эффективное общение: монолог, диалог
Практические занятия
5
1
Использование наглядности в процессе выступления.
3
2
2
Публичное выступление в модельной ситуации.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Презентация наглядности для публичного выступления.
1
2
Создание электронной презентации по теме выступления.
1
Промежуточная аттестация: зачет
1
Всего:
136
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях.
Технические средства обучения: библиотека с карточным и электронным каталогом, компьютеры с выходом в Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. – 80 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. – 40 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. – 36 с.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 5: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. – 64 с.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 7: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. – 56 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения итоговой аттестации.
РАЗДЕЛ 4.
Результаты обучения (способы деятельности)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Общая компетенции
Аспект обшей компетенции
Уровень 2-4
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- объясняет сущность деятельности в рамках своей будущей специальности,
- воспроизводит оценки социальной значимости своей будущей специальности и объясняет основания для этих оценок,
- называет не менее трех возможностей горизонтальной и вертикальной карьеры в рамках будущей специальности
Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания
РАЗДЕЛЫ 5-7
Результаты обучения (способы деятельности)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Общая компетенции
Аспект обшей компетенции
Уровень 2-4
Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания
ОК 2
ОК 2.1.
Планирование деятельности
планирует деятельность на изменении параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту
(комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно)
ОК 2.3.
Определение методов решения
профессиональных
задач
выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
ОК 3.4.
Принятие ответственного решения
задает критерии для определения способа разрешения проблемы
прогнозирует последствия принятых решений
называет риски на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации
предлагает способы предотвращения и способы нейтрализации рисков
ОК 4
ОК 4.1.
Поиск информации
предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности
ОК 4.2.
Извлечение и первичная обработка информации
извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы из одного или нескольких источников, содержащих информацию, прямо или косвенно соответствующую задаче информационного поиска \ избыточную, информацию \ противопоставляемую или противоречивую информацию
ОК 4.3.
Обработка информации
делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных
Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания
ОК 6
ОК 6.1.
Работа в команде
(группе)
при групповом обсуждении фиксирует особые мнения;
использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения
дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы
ОК 6.2. Эффективное общение: монолог
самостоятельно готовит средства наглядности; самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории
ОК 6.3.
Эффективное общение: диалог
выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения
Дата изменения
№
страницы
Было
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Стало
Основание
Подпись лица, внесшего изменения
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально – педагогический колледж»
(ГБПОУ «ССПК»)
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
ППССЗ 39.02.01 Социальная работа
Редакция № 1
К учебному плану 2016 г. (утвержден 02.06.2016)
Страница 13 PAGE 141115 из 13 NUMPAGES 141915
Рисунок 1Заголовок 115