Рабочая программа по дисциплине Введение в профессию: общие компетенции профессионала для специальности 39.02.01 Социальная работа




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Введение в профессию:
общие компетенции профессионала









г.о. Самара, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) 2014 г. и программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) 39.02.01. Социальная работа (углубленная подготовка).

Организация-разработчик: ГБПОУ «ССПК»

Разработчик: Шарафутдинова Т.А., преподаватель

Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 11 от 19 мая 2016 года
Председатель ПЦК ______________ Кожанова О.А.


Содержательная экспертиза от 25 апреля 2016 г.
Эксперт:
Кожанова О.А. /_____________________

Техническая экспертиза от 20 апреля 2016 г.
Эксперт:
Шарафутдинова Т.А. /_____________________


Актуализация:

__________________________________________________________/ 2017г.
__________________________________________________________/ 2018г.
___________________________________________________________/ 2019г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


7

12


14










1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию: общие компетенции профессионала
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с Концепцией вариативной составляющей программы подготовки специалистов среднего звена начального и среднего профессионального образования в Самарской области по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» принадлежит к общему гуманитарному социально-экономическому циклу (вариативная часть).
Разделы 1-4 реализуются в рамках общепрофессионального цикла ППССЗ НПО (вариативная часть).
Разделы 1-7 реализуются в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ СПО по всем специальностям СПО, получаемым на базе основного общего образования (вариативная часть).
Разделы 4-7 реализуются в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла ППССЗ СПО по всем специальностям СПО, получаемым на базе среднего (полного) общего образования (вариативная часть).

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
РАЗДЕЛЫ 1-3
получить и проанализировать опыт деятельности в соответствии с требованиями уровней 1-4:
- анализ ситуации,
- планирование деятельности,
- планирование ресурсов,
- осуществление текущего контроля деятельности,
- оценка результатов деятельности,
- поиск информации,
- извлечение и первичная обработка информации,
- обработка информации,
- работа в команде (группе),
- устная коммуникация (монолог),
- восприятие содержания информации в процессе устной коммуникации,
- письменная коммуникация.
РАЗДЕЛ 4
знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
- оценки социальной значимости своей будущей профессии,
- типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей профессией).

РАЗДЕЛЫ 5-7
получить и проанализировать опыт деятельности в соответствии с требованиями уровня IV:
- анализ ситуации,
- принятие ответственного решения,
- определение методов решения профессиональных задач,
- планирование деятельности,
- оценка результатов деятельности,
- поиск информации,
- извлечение и первичная обработка информации,
- обработка информации,
- работа в команде (группе),
- устная коммуникация (монолог),
- восприятие содержания информации в процессе устной коммуникации,
- письменная коммуникация.




1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (на базе среднего (полного) общего образования):
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 136 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 82 часа; самостоятельной работы обучающегося - 54 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы
Объем часов


о/о
з/о

Максимальная учебная нагрузка (всего)
136
136

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
82
14

в том числе:



практические занятия
78
10

теоретические занятия
4
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54
122

Итоговая аттестация в форме зачета по итогам выполнения комплексного компетентностно-ориентированного задания








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Компетенции в сфере работы с информацией




Тема 1.1. Поиск информации
Введение: цели, задачи курса. Определение понятий «общие и профессиональные компетенции».
1



Практические занятия

13



1
Определение недостатка в информации для решения задачи.
2
2


2
Оценка источника информации.
4
2


3
Проведение оценочной экспертизы анкет разных видов.
7
2


Самостоятельная работа обучающихся
10



1
Поиск заданного источника информации по алфавиту.
1



2
Поиск заданного источника информации по электронному каталогу.
1



3
Составление характеристики видов источников информации.
4



4
Подготовка устного сообщения по представлению своего опыта поиска информации.
4


Тема 1.2. Извлечение и первичная обработка информации

Практические занятия
7



1
Определение оснований для извлечения информации в соответствии с задачей деятельности.
3
2


2
Извлечение информации по одному основанию.
2
2


3
Извлечение информации по нескольким основаниям.
1
2


4
Выполнение контрольной работы по теме 1.2.
1
2


Самостоятельная работа обучающихся
8



1
Извлечение и первичная обработка информации по самостоятельно сформированным основаниям.
2



2
Составление денотатного графа.
2



3
Составление коллажа, отражающего специфику специальности.
2



4
Составление коллажа на свободную тему.
2


Тема 1.3. Обработка информации
Практические занятия
17



1
Определение видов высказываний.
4
2


2
Определение типа и анализ умозаключений.
3
2


3
Проведение причинно-следственного анализа.
5
2


4
Рассуждение по аналогии.
5
1


Самостоятельная работа обучающихся
16



1
Изучение текста «Конкурентоспособность профессий и специальностей» и составление выводов по тексту.
2



2
Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно определяемых критериев.
2



3
Извлечение информации из источника, содержащего противоречивые описательные высказывания.
2



4
Извлечение информации из источника, содержащего противоречивые оценочные высказывания.
2



5
Изучение предложенных источников, извлечение и обработка информации.
5



6
Извлечение и обработка информации.
3


Раздел 2. Компетенция в сфере самоорганизации и самоуправления




Тема 2.1. Планирование деятельности
Различные подходы к понятию «деятельность».
1



Практические занятия
6



1
Составление плана-графика своей занятости на 1 рабочий день
3
1


2
Планирование деятельности: построение критического пути.
3
2



Самостоятельная работа обучающихся
3



1
Постановка задач на основе общей информации рекомендательно-инструктивного характера.
2



2
Составление перечня ресурсов, необходимых для открытия книжного магазина.
1


Тема 2.2. Принятие решения
Определение проблемы.
1



Практические занятия
16



1
Формулирование проблемы. Анализ ошибок в постановке проблемы.
4
2


2
Анализ причин и последствий существования проблемы.
4
2


3
Планирование рисков и допущений.
4
2


4
Планирование критериев для оценки продукта на основе требований заказчика.
3
2


5
Выполнение контрольной работы по теме 2.2.
1
2


Самостоятельная работа обучающихся
9



1
Анализ ситуации в соответствии с заданным эталоном.
3



2
Определение проблемы в модельной ситуации.
2



3
Построение «дерева проблем».
2



4
Выполнение цикла принятия решений в модельной ситуации.
2


Раздел 3. Компетенция в сфере коммуникации




Тема 3.1. Работа в команде (в группе)

Практические занятия
14



1
Подготовка процедуры обсуждения по заданным вопросам.
3
2


2
Составление рекомендаций по организации групповой работы.
3
2


3
Решение тупиковых ситуаций в процессе группового обсуждения.
3
2


4
Выполнение контрольной работы по теме 3.1.
1
2


5
Планирование работы группы
4
2


Самостоятельная работа обучающихся
6



1
Описание ситуаций и поиск для них альтернативных ресурсов.
1



2
Подбор коммуникативных игр.
3



3
Оформление продукта письменной коммуникации сложной структуры, содержащего различные позиции.
2


Тема 3.2. Эффективное общение: монолог, диалог
Практические занятия
5



1
Использование наглядности в процессе выступления.
3
2


2
Публичное выступление в модельной ситуации.
2
1


Самостоятельная работа обучающихся
2



1
Презентация наглядности для публичного выступления.
1



2
Создание электронной презентации по теме выступления.
1



Промежуточная аттестация: зачет
1



Всего:
136


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях.
Технические средства обучения: библиотека с карточным и электронным каталогом, компьютеры с выходом в Интернет.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 1: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. – 80 с.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 2: Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления. - Самара: ЦПО, 2011. – 40 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 3: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. – 36 с.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 5: Компетенции в сфере работы с информацией. - Самара: ЦПО, 2011. – 64 с.
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: рабочая тетрадь. – Разд. 7: Компетенции в сфере коммуникации. - Самара: ЦПО, 2011. – 56 с.





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения итоговой аттестации.

РАЗДЕЛ 4.
Результаты обучения (способы деятельности)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Общая компетенции

Аспект обшей компетенции

Уровень 2-4




ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- объясняет сущность деятельности в рамках своей будущей специальности,
- воспроизводит оценки социальной значимости своей будущей специальности и объясняет основания для этих оценок,
- называет не менее трех возможностей горизонтальной и вертикальной карьеры в рамках будущей специальности
Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания




















РАЗДЕЛЫ 5-7
Результаты обучения (способы деятельности)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Общая компетенции

Аспект обшей компетенции

Уровень 2-4

Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания

ОК 2

ОК 2.1.
Планирование деятельности

планирует деятельность на изменении параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту
(комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно)



ОК 2.3.
Определение методов решения
профессиональных
задач
выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности




ОК 3.4.
Принятие ответственного решения
задает критерии для определения способа разрешения проблемы




прогнозирует последствия принятых решений




называет риски на основе самостоятельно проведенного анализа ситуации




предлагает способы предотвращения и способы нейтрализации рисков


ОК 4

ОК 4.1.
Поиск информации

предлагает источник информации определенного типа / конкретный источник для получения недостающей информации и обосновывает свое предложение




характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей деятельности




ОК 4.2.
Извлечение и первичная обработка информации

извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из понимания целей выполняемой работы из одного или нескольких источников, содержащих информацию, прямо или косвенно соответствующую задаче информационного поиска \ избыточную, информацию \ противопоставляемую или противоречивую информацию



ОК 4.3.
Обработка информации

делает вывод о причинах событий и явлений на основе причинно-следственного анализа информации о них делает обобщение на основе предоставленных эмпирических или статистических данных

Выполнение комплексного компетентностно-ориентированного задания

ОК 6

ОК 6.1.
Работа в команде
(группе)

при групповом обсуждении фиксирует особые мнения;
использует приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмирует причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения




дает сравнительную оценку идей, высказанных участниками группы, относительно цели групповой работы




ОК 6.2. Эффективное общение: монолог
самостоятельно готовит средства наглядности; самостоятельно выбирает жанр монологического высказывания в зависимости от его цели и целевой аудитории




ОК 6.3.
Эффективное общение: диалог
выделяет и соотносит точки зрения, представленные в диалоге или дискуссии























ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения
Дата изменения

страницы
Было
















































ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Стало
Основание
Подпись лица, внесшего изменения

















































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально – педагогический колледж»
(ГБПОУ «ССПК»)


Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
ППССЗ 39.02.01 Социальная работа

Редакция № 1
К учебному плану 2016 г. (утвержден 02.06.2016)
Страница 13 PAGE 141115 из 13 NUMPAGES 141915





Рисунок 1 Заголовок 115