Речь для защиты диплома.
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В настоящее время важно вооружить ребенка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одним из предметов, изучающихся на первой ступени общего образования, является «Окружающий мир», который обладает большим потенциалом в плане формирования УУД, в том числе и познавательных. Поскольку основной формой организации учебной деятельности обучающихся является урок, то учитывая актуальность заявленной проблемы и ее практическую значимость, была определена такая тема исследования, как: «Урок по предмету «Окружающий мир» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса».
(СЛАЙД 2 )Цель исследования - разработать и реализовать систему заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса на уроках по предмету «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
(СЛАЙД 3) Объект исследования – процесс обучения предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса на уроках по предмету «Окружающий мир».
(СЛАЙД 4) Гипотеза исследования: применение системы заданий, обеспечивающих формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир», будет способствовать повышению эффективности данного процесса.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи: (СЛАЙД 5) (не читать!!!)
выявить особенности урока, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы уточнить понятие «познавательные универсальные учебные действия», ознакомиться с их классификацией и средствами их формирования в процессе обучения предмету «Окружающий мир»;
изучить опыт работы учителей начальных классов по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир»;
разработать и апробировать систему уроков по предмету «Окружающий мир», обеспечивающих формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Планета знаний».
(СЛАЙД 6) Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, моделирование, обобщение), эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра, методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского, методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна), статистические.(СЛАЙД 7) Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы установили, что Андрей Викторович Хуторской считает, что современный урок – это: Урок самореализации ученика.
Урок открытия нового.
Урок создания образовательной продукции.
Урок развития компетентностей.
Урок коммуникаций.
Урок метапредметный.
Урок социального учета.
Значит, урок может считаться современным, если:
Учащиеся формулируют тему, цель и задачи.
Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, само- и взаимоконтроль, а также рефлексию
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
А изменение позиции учащихся на современном уроке влечет за собой изменение позиции учителя.
В ходе изучения литературы нам удалось выяснить, что (СЛАЙД 8) «познавательные универсальные учебные действия» - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Классификация познавательных универсальных учебных действий представлена на СЛАЙДЕ 9.
Следует учитывать, что при разработке системы заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, в основу должен быть положен принцип преемственности и учет возрастных особенностей обучающихся и использован целый арсенал средств, обеспечивающих их формирование.
В процессе иследования нами было проведено анкетирование педагогов ОУ Богучарского района на предмет формирования универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир» в первых-четвертых классах СЛАЙД 10. Из результатов анкетирования учителей начальных классов видно, что уровень готовности педагогов работать в соответствии с требованиями ФГОС НОО недостаточен и в значительной степени определяется желанием самого учителя, его стремлением к самообразованию, степенью активности по участию в различных формах методической работы, организуемой на базе школы района. Большинство учителей уделяют внимание формированию познавательных УУД на уроках по предмету «Окружающий мир»,(СЛАЙД 1 но данная работа не является систематической и чаще всего осуществляется от случая к случаю.
Также мы проанализировали информацию, представленную в методических журналах и на образовательных сайтах, где представлен опыт работы учителей России по формированию познавательных УУД, и пришли к выводу, что познавательные УУД могут формироваться на каждом уроке и на каждом этапе урока (слайд 11). С этой целью учителя применяют различные методы и приёмы для формирования познавательных учебных действий.
В педагогическом эксперименте принимали участие учащиеся 3 класса МКОУ «Радченская СОШ» (11 чел.) – экспериментальный класс и учащиеся 3 класса МКОУ «Варваровская ОШ (8 чел.) – контрольный класс в течение 2014–15 учебного года.
Целью констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности познавательных УУД.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (3 класс):
Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра.
Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского
«Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна
В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности логических операций, по которым опосредованно можно судить о сформированности познавательных универсальных учебных действий является в основном средним и у учащихся экспериментального класса несколько выше, чем у класса контрольного. (СЛАЙД 12)
С целью дальнейшего формирования познавательных УУД на базе экспериментального класса проводился формирующий эксперимент. Для этого было разработано 15 уроков по предмету «Окружающий мир» для раздела «О царствах живой природы» (слайд 13), для каждого из которых была разработана система заданий, обеспечивающих дальнейшее развитие познавательных УУД (загадки, «философские задачи», чтение дополнительных текстов, проведение опытов, выполнение творческих заданий, выполнение проектов и др.) Некоторые из них представлены на слайде 14.При выполнении приведённых выше заданий у учащихся формируются и отрабатываются все виды познавательных УУД. Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
В ходе контрольного эксперимента диагностические процедуры были проведены повторно.(Слайд 15) Выявлялись изменения в уровне сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования нашла наглядное подтверждение.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
(см. слайды 16,17 )В ходе проведенного исследования, установлено, что урок, обеспечивающий требования ФГОС НОО, должен воспитывать думающего ученика-интеллектуала, развивать у детей креативное мышление, содержать разные виды деятельности, ученику на уроке должно быть комфортно.
Уточнено, что познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Их классифицируют на общеучебные, в том числе и знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы.
Учителя начальных классов уделяют внимание формированию познавательных УУД, однако зачастую используют ограниченный набор приемов и заданий, обеспечивающих данный процесс, и данная работа не всегда носит системный характер.
Разработана и успешно апробирована система заданий по разделу «О царствах живой природы», способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 3 класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир», что позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу.
Благодарю за внимание! (слайд 18)