Методическая разработка «Методика обучения спортивным играм в общеобразовательной школе» (Для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа №1»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ИГРАМ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(Для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры)





Автор:
Задорожная Наталья Николаевна,
инструктор-методист


















Ростовская область
г. Константиновск

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc185245224" 14Введение 15
13 LINK \l "_Toc185245225" 14Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 15
13 LINK \l "_Toc185245226" 141.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 15
13 LINK \l "_Toc185245227" 141.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 15
13 LINK \l "_Toc185245228" 141.3. Методика урока физической культуры в школе 15
13 LINK \l "_Toc185245229" 141.4. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе 15
13 LINK \l "_Toc185245230" 14Глава 2. Основы обучения игры в футбол в системе школьного физического воспитания 15
13 LINK \l "_Toc185245231" 142.1. Спортивные игры в системе школьного физического воспитания 15
13 LINK \l "_Toc185245232" 142.2. Футбол как вид физической культуры и спорта 15
13 LINK \l "_Toc185245233" 142.3. Научно-методические основы обучения игре в футбол 15
13 LINK \l "_Toc185245234" 14Глава 3. Методика обучения игры в футбол в системе школьного физического воспитания 15
13 LINK \l "_Toc185245235" 143.1. Особенности организации и проведения занятий по футболу в школе 15
13 LINK \l "_Toc185245236" 143.2. Развитие физических качеств у школьников занимающихся футболом 15
13 LINK \l "_Toc185245237" 143.3. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболистов 15
13 LINK \l "_Toc185245238" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
13 LINK \l "_Toc185245239" 14СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ 15
13 LINK \l "_Toc185245240" 14ПРИЛОЖЕНИЕ №1 15
15 Введение

Актуальность темы исследования. Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.
Специалисты признают, что основой формирования техники игры в футбол является уровень развитие целевой точности движений у детей и подростков (Бабуджян С.С., 1978; Блащак И.М., 1991; Гинзбург Г.И., Медников Р.Н., 1992).
Однако до настоящего время отсутствуют практические научно обоснованные рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания.
Цель исследования. Разработка методики начального обучения технике игры в футбол школьников в спортивной секции общеобразовательной школы.
Гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что для повышения эффективности формирования техники передач и ударов по воротам в процессе начального обучения игре в футбол необходимо расширенное применение специальных физических упражнений, направленных на развитие целевой точности движений у начинающих футболистов.
Объект исследования. Методика технической подготовки юных футболистов.
Предмет исследования. Подвижные игры и комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации и формирование технических навыков игры в футбол, в занятиях с юными футболистами.
Задачи исследования.
1. Выявить особенности формирования технических навыков игры в футбол на начальном этапе подготовки юных футболистов.
2. Исследовать взаимосвязь целевой точности передач, ударов по воротам и уровень развития физических качеств у юных футболистов.
3. Экспериментально обосновать эффективность применения комплексов специальных физических упражнений и подвижных игр координационной направленности для развития целевой точности движении и формирования технических навыков игры у начинающих футболистов.
Методы исследования: анализа отечественной и зарубежной литературы, анкетирование, антропометрические измерения, спортивно-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия
Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:
практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятие это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:
1) «физическое воспитание»;
2) «физическая подготовка».
Физическое воспитание – вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:
крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.
Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.
Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.
Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.
Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.
Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека:
владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Система физического воспитания это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1.3. Методика урока физической культуры в школе
Понятие «методика» употребляется применительно к таким учебным предметам, как русский язык, физика, биология, математика, физическая культура. В педагогической литературе термин приводится в словосочетаниях «методика учебного предмета» и «методика обучения учебному предмету».
Методика учебного предмета это педагогическая наука, исследующая закономерности обучения по определенному учебному предмету и рассматриваемая как частная дидактика.
С учетом того что в состав многих учебных предметов могут входить основы различных отраслей соответствующей науки, различают общую методику учебного предмета и частные методики, или теории обучения определенному учебному предмету.
Методика обучения учебному предмету рассматривается как отрасль педагогической науки, представляющей собой частную теорию обучения и частную дидактику. В данной отрасли педагогической науки выдвигаются две задачи:
1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними закономерные связи;
2) на основе познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя (преподаванию) и познавательной деятельности учащихся (учению).
В содержании методики предусмотрены:
- значение предмета (познавательный, воспитательный, развивающий);
- его место в системе школьного образования;
- перечень задач обучения по данной дисциплине;
- выработка методических средств и организационных форм.
Методика учебного предмета в одном случае суживается до разработки и рекомендации учителем определенных систем учебных воздействий, которые находят свое выражение в содержании образования, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В другом случае объектом исследования служит процесс обучения той или иной учебной дисциплине, а предметом связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Содержание данной отрасли науки расширилось в результате дополнения его материалом о цели, задачах учебного предмета, содержании образования, взаимосвязи преподавания, учения, их взаимодействия.
Таким образом, в педагогике рассматриваются дисциплины, связанные с методикой урока: «Методика учебного предмета» и «Методика обучения учебному предмету». Вместе с тем не существует отрасли педагогической науки, именуемой методикой урока по учебному предмету.
В 19541955 гг. были опубликованы первые пособия по методике урока физической культуры. В них рассматривались такие вопросы, как: урок основная форма организации занятий, подготовка к уроку, построение урока, методика урока, планирование и учет (1955), воспитательная работа на уроке (1954). Раздел «Методика урока» наиболее объемный в обоих пособиях. В нем описывались части урока, их содержание, примерные схемы нескольких уроков, особенности их организации на открытом воздухе, описание использования методов обучения, рекомендации изучения отдельных тем, варианты планирования учебного материала и реализации учета успеваемости учащихся.
В 1950-1970-е гг. выходило учебное пособие «Уроки физической культуры», адаптированное к ступеням школы и освещавшее методику проведения уроков по разделам учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм.
Однако на целостную методику обучения по предмету «Физическая культура» эти пособия не претендовали, дисциплины «Методика преподавания предмета "Физическая культура"» или «Методика обучения по предмету "Физическая культура в школе"» в учебных планах не содержались, и будущие специалисты эти дисциплины не изучали. Этот пробел восполняли темы, посвященные учебной программе, уроку физической культуры, планированию и учету учебной работы по физической культуре в школе.
Таким образом, методика обучения предмету «Физическая культура» была сведена к формированию системы знаний о цели и задачах физического воспитания школьников (но не о цели преподавания предмета), учебной программе (но не о содержании образования), уроке как основной форме учебно-воспитательного процесса, планировании учебной работы, контроле за результатами учебно-познавательной деятельности, оценке и учете успеваемости) в курсе теории методики физического воспитания.
Одновременно у студентов формировались педагогические умения анализировать учебную программу по предмету; планировать программный материал на учебный год, учебную четверть; проектировать, организовывать, проводить и анализировать урок физической культуры, оценивать знания, двигательные навыки, умения школьников, вести учет их успеваемости.

1.4. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе
Реформа образования обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания. Так мы рассматриваем и педагогическую технологию, которая может быть представлена и как один из подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип организации, и как метод его реализации, и как идея построения обучения и воспитания одновременно. В зависимости от аспекта анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций. На вопрос, является ли педагогическая технология инновацией для отечественной педагогической мысли, отвечали по-разному. Одни подтверждали новизну, другие ее отрицали, третьи затруднялись ответить. Иные считали выражение «педагогическая технология» игрой слов, заменой понятий «методика» и «технология». Те, кто рассматривали педагогическую технологию как новый подход к образовательной практике, исходили из следующего.
1. Поколения педагогов 20-80-х гг. прошлого столетия не изучали подобную дисциплину в вузах и техникумах (училищах). Педагогическая технология не входила в число изучаемых вопросов в системе повышения квалификации учителей.
2. Технологический подход к педагогическим явлениям не освещался в педагогической литературе как метод или подход альтернативный или сопутствующий методике преподавания учебных дисциплин.
3. Проблемы педагогической технологии не обсуждались на научных, научно-теоретических, научно-практических или научно-методических конференциях, совещаниях, симпозиумах национального (всесоюзного, всероссийского) или регионального масштаба.
4. Традиционный методический подход к преподаванию учебных дисциплин и управлению системой образования рассматривался в качестве единственно возможного и безальтернативного.
Сторонники противоположного мнения, т.е. те, кто не рассматривают педагогическую технологию как инновацию, обосновывают свою позицию ссылками на труды известных советских ученых физиологов и психиатров А.А.Ухтомского, В.М. Бехтерева, И.П.Павлова, а также педагогов С.Т. Шацкого, А.С.Макаренко и др. Они утверждают, что в публикациях и рукописных материалах упомянутых и других ученых встречаются слова и их сочетания, отражающие технологичность педагогических процессов или содержащие идеи о педагогической технологии. Вспомним, как ратовал А. С. Макаренко за построение технологической логики педагогического производства. Такую логику он рассматривал как совокупность цели, средств, педагогического процесса, учета операций, конструкторской работы, нормирования, контроля коррекции и др.
Данную позицию можно подкрепить педагогическими трудами известных советских ученых. В их публикациях представлены основные идеи педагогической технологии, развиты элементы ее содержания, рекомендации по ее реализации в практике деятельности учреждений общего и профессионального образования.
Вместе с тем педагогическая технология, базирующаяся на соответствующих научно-теоретических концепциях в современном ее понимании, вплоть до конца 1970-х гг. в нашей стране не была известна. Отсюда педагогическую технологию как идею, направление, подход, принцип и метод организации и осуществления учебно-воспитательного процесса следует рассматривать в качестве педагогической инновации.
Познание сущности и содержания педагогической технологии становится очевидным лишь в результате определения обсуждаемого понятия «педагогическая технология». Рассмотрим определения и толкования термина технология.
Сущность данного понятия выражается как совокупность (знаний, операций, методов, приемов) и система (предписаний). Во-первых, в большинстве определений технологичность выражается во множестве чего-либо. Во-вторых, это множество в совокупности и взаимосвязи составляет процесс. В-третьих, элементы множества – не что иное, как действия, которые образуют компоненты деятельности по осуществлению данного процесса.
Таким образом, сущность технологии изначально отражает текучесть явлений, которые приводят к заранее определенным результатам. Процессы могут быть биологическими (биотехнология), химическими (технология нефтепереработки, виноделия), социальными, к классу которых и относятся педагогические процессы (педагогическая технология).
Технологичность педагогических процессов выражается в том, что они состоят из определенной совокупности действий учителя и учащихся, администрации общеобразовательных школ и педагогических коллективов администрации и ученических коллективов. Последовательность и взаимосвязь отмеченных действий обеспечивают смену состояния субъектов участников дидактического процесса, ведущую к достижению цели (результату). Эти действия составляют компоненты деятельности учителя (педагога) и учебной деятельности обучаемых, воспитываемых.
Однако проникновение идей технологичности педагогических процессов в теорию образования привело к тому, что за несколько лет возникло много аспектов применения этого термина и множество понятий, связанных с ним: «педагогическая технология», «технология образования», «технология учебного процесса», «технология учебно-воспитательного процесса», «технология воспитания», «компьютерные технологии», «технология педагогической деятельности», «технология профессионально-педагогической деятельности учителя», «технология обучения», «технология модульного обучения», «дидактические технологии» и т.д.
В связи с этим рассмотрим иерархию уровней функционирования процессов и явлений, сопричастных с технологией обучения, воспитания, развития.
В первом случае педагогическая технология дифференцируется на такие ее разновидности, как общепедагогическая, общедидактическая, частно-дидактическая. Во-втором возможно выделить уровни сфер использования технологического подхода: национальной системы образования в целом, подсистем субъектов Федерации, их территории, учреждений образования, ступеней и подразделений (начальная, основная, полная), а также временные интервалы (учебный год, семестр, триместр, четверть), система занятий, посвященных конкретным темам (урок, лекция, семинарские, практические, лабораторные и другие формы организации учебного процесса).
За каждой сферой использования терминов и понятий закреплены различные определения, толкования и иные сущностные характеристики. Аспекты функционирования педагогической технологии можно представить следующим образом.
Общедидактическая разработка проблемы охватывает учебно-воспитательный процесс в целом, без учета своеобразия учреждений образования и их структуры, конкретизируются методология разработки сущности явления, его содержание, принципы критериального аппарата, отличительные (от традиционного методического подхода) признаки и компоненты, его составляющие.
Общедидактический аспект содержит обоснование и указание на реализацию дидактической системы в образовательной практике без учета типов учреждений образования, подразделений, циклов дисциплин или отдельных учебных предметов. Частнодидактическое освещение проблем педагогической технологии мы представляем как обоснование и реализацию дидактической, а возможно, и педагогической системы конкретной учебной дисциплины, ее разделов, отдельных тем с учетом особенностей образовательного учреждения, его структурных подразделений, специфики самого предмета и условий его функционирования.
Неопределенность и разноречивость в этих вопросах свидетельствуют, с одной стороны, о незаконченности научно-теоретической разработки проблемы, с другой о широте возможностей прикладного характера технологического подхода к педагогическим явлением. В специальной литературе описано множество попыток определить понятие «технология» применительно к педагогическим процессам. Чаще используются слова, которые в одних случаях обозначают предметы или множество, в других явления или действия. В большинстве работ педагогическая технология рассматривается как система, реже как способ.
Под педагогической технологией в общепедагогическом ее аспекте следует понимать процесс разработки (обоснования) и реализации такой дидактической системы учебного предмета, которая обеспечивает безусловное достижение целей его преподавания.
Из данной дефиниции выводится определение понятия «технология обучения по предмету "Физическая культура"». Отметим, что это относительно новое направление модернизации учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре. Педагогическая технология, будучи адаптированной к этой дисциплине, нацелена на радикальное изменение характера дидактического мышления и практических действий педагогов и учащихся. Учитель физической культуры разрабатывает дидактическую систему каждого цикла технологии учебного процесса, где представлены в качестве инвариантного и одного из системообразующих элементов дидактические процессы.
Отсюда технология учебного процесса по предмету «Физическая культура» понимается как разработка и реализация дидактической системы, ориентированной на достижение цели и задач данной дисциплины.
В дефинициях сохранены двухаспектная сущность педагогической технологии и преемственность, заложенная в подходах отечественных ученых, занимающихся исследованием данной проблемы. Вместе с тем, обозначая этот вариант определения, мы не претендуем на исчерпывающую конкретизацию данного понятия.
Дидактическая система, о которой идет речь в определении, разрабатывается с учетом реальных условий конкретной общеобразовательной школы. Последующие действия своим содержанием, направленностью, последовательностью взаимодействий и взаимосвязью обеспечивают реализацию дидактической системы. Поскольку главным системообразующим элементом выступает цель предмета, дидактические процессы как целенаправленное и последовательное воплощение на практике процессов взаимодействия педагогов и учащихся в циклах технологии учебно-воспитательного процесса обусловливают достижение цели его преподавания.
Технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному предмету, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.
Подходов к разработке проблем педагогической технологии может быть множество. Однако независимо от видов и типов конкретных технологий, педагогических явлений и процессов в них должны быть выражены стержневые идеи, которые отличают технологию от традиционной методики и трансформируются в структуру содержания самой технологии.
Впоследствии элементы структуры, о которых идет речь, образуют компоненты педагогической технологии в различных аспектах ее интерпретации общепедагогическом, общедидактическом, частнодидактическом и др. Поиск ответа на вопрос, из каких элементов состоит педагогическая технология, вновь приводит к дефинициям данного понятия. В 22 % случаев указано, что технология это система. А вот по поводу того, какая эта система, мнения расходятся: «предписания», «средства», «воздействия», «знания», «процедуры», «действия», «указания» и др.
Те, кто в качестве ключевого применили слово «совокупность», выражают множество элементов педагогической деятельности: «приемов», «процедур», «знаний», «установок», «методов» и др.
Толкование родового понятия «технология» в словарях и энциклопедиях русского языка подтверждает корректность упомянутого понимания и интерпретации термина педагогическая технология. Большинство ученых едины в том, что технологичность выражается во множестве предметов и явлений, которые в совокупности и взаимосвязи составляют процесс. Множество, о котором идет речь, образовано в большинстве случаев из действий, приемов, процедур, установок элементов деятельности по осуществлению процесса, в данном случае учебно-воспитательного.
Таким образом, сущность технологичности образования и воспитания заключается в текучести явлений и их процессуальности, ориентированных на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности.
Поскольку процессы обучения, воспитания и управления ими необходимо рассматривать в их генезисе и диалектике, каждый из двух аспектов становится составляющей педагогической технологии. Первая составляющая разработка (обоснование) педагогической или дидактической системы учебно-воспитательного процесса учреждения в целом, отдельных областей общего образования или отдельных профессионально-образовательных программ, цикла дисциплин учебного плана образовательного учреждения, конкретных курсов или дисциплин из циклов, отрезка учебного процесса по периодам учебного года. Такая дидактическая или педагогическая система обязательно учитывает реальные условия функционирования учебного заведения (контингент учащихся, преподавателей, учебно-материальную базу). Вторая составляющая педагогической технологии деятельность по реализации педагогической системы.
Реализация разработанной педагогической системы учебного предмета относительно новое направление в деятельности педагога. Сначала он проектирует педагогическую систему, а потом разрабатывает стратегию и тактику ее применения на практике. Акцентируем внимание на словах «стратегия» и «тактика».
Технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса.
Под циклом технологии реализации дидактической системы понимаются ограниченные во времени повторяющиеся акты дидактического взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение цели данного отрезка (фрагмента) педагогической технологии.
Продолжительность одного цикла и количество циклов в «технологической цепочке» зависят от места и функций учебного предмета в структуре содержания общего или профессионального образования.
Место учебного предмета в содержании общего образования, его объем, распределение последнего по годам обучения, а также особенности организации учебного процесса в учебном году обусловливают потребность выделить технологические циклы двух разновидностей: больших и малых (условно макроциклов и микроциклов, которые, в свою очередь, будут дифференцированы на большие, средние и малые циклы).
Большим макроциклом можно назвать учебный процесс в течение всего периода преподавания физической культуры в общеобразовательной школе 11 лет (для лицеев и гимназий 12). Дифференцируясь по ступеням школы, он образует три больших мезоцикла (средних циклов): начальный (I IV классы), основной (VIX) и полный (XXII). Последние расчленяются на 11 (12) больших микроциклов в соответствии с годами обучения школьников.
Разработка структуры большого макроцикла завершается образованием 11 или 12 больших микроциклов, каждый из которых в дальнейшем будет именоваться малым макроциклом.
В терминах есть некоторое несоответствие общепринятым толкованиям слов макро-, мезо-, микро-, соответственно обозначающих «большой» «средний» и «малый». Использование этих терминов для обозначения выражений «большой большой», «большой средний», «большой малый» без иностранных слов, которые широко применяются в научной лексике, несколько искажает их сущность и становится неприемлемым для передачи необходимой информации.
Малые циклы отражают процессы, развертывающиеся в учебном году по его периодам и конкретным урокам физической культуры. В малых циклах выделены три уровня технологических процессов: малый макроцикл (учебный год), который в предыдущих циклах был представлен как большой микроцикл; малый мезоцикл, соответствующий учебным четвертям, триместрам, семестрам, и малый микроцикл конкретные уроки физической культуры.
Другую циклическую структуру имеет технология реализации дидактической системы предмета, который изучается на протяжении двух семестров и более. Однако любая из них интегрируется в «шаг» технологии универсальную единицу функционирования данного процесса. «Шаг» технологии наполнен конкретным содержанием. Он состоит из компонентов, отражающих структуру деятельности учителя физической культуры по управлению учебно-воспитательным процессом по своей дисциплине в школе. «Шаг» обусловливает последовательные изменения в состоянии субъектов дидактического взаимодействия, педагога и учащихся. «Шаг» технологии учебно-воспитательного процесса не может не соответствовать типовому «шагу» дидактических процессов по предмету «Физическая культура». Но вместе с тем в своих названиях и содержании элементы структуры «шага» технологии отличаются от типового «шага» дидактических процессов.
Типовой «шаг» технологии учебно-воспитательного процесса воспроизводит в общей структуре основные компоненты деятельности учителя в школе за весь период преподавания данной учебной дисциплины. В качестве основных составляющих содержания цикла технологии выделены компоненты: целеполагания, селекции, программирования, стимулирования и мотивации, оперативно-деятельностный, оценочно-аналитический.
Компонент целеполагания обусловливает изучение цели преподавания предмета «Физическая культура», которая указана в директивно-нормативных материалах органов исполнительной власти страны в сфере образования.
Содержанием такой работы может быть изучение цели, условий школы для ее достижения, включая факторы, о которых уже говорилось, а завершением адаптация цели к последним и формулировка конкретизированной целевой ориентации.
Селективный (отборочный)2 компонент предусматривает соотнесение конкретизированной цели с содержанием учебной программы. В процессе этой работы учитель должен учесть обязательно высокий уровень практической и методической подготовки.
Эти обстоятельства должны быть учтены учителем еще при целеполагании. А затем сообразно конкретизированной цели вновь с учетом ряда факторов он отбирает учебный материал, рациональные формы организации учебно-воспитательного процесса, средства воздействия на учащихся и методы их реализации.
Таким образом, сущность селективного компонента отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям содержания образования дидактических процессов со средствами, формами и методами их практической реализации.
Компонент программирования в работе учителя физической культуры это обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных форм организации учебно-воспитательного процесса, выбранных средств и методов его осуществления. Программирование завершается разработкой методических документов, устанавливающих последовательность реализации упомянутых форм в учебном году, четверти (триместре, семестре) и на уроках физической культуры для каждой параллели учебных классов.
Стимуляционно-мотивационный компонент это создание и реализация условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования по этому предмету.
Вместе с тем данный компонент не всегда входит в содержание цикла технологии учебно-воспитательного процесса. К примеру, при разработке содержания больших макро-, мезо- и микроциклов, а также малого мезоцикла учитель непосредственно не общается с учащимися. Поэтому формирование интереса, отношений, установки учащихся на усвоение содержания учебной дисциплины просто невозможно. Важное место занимает этот компонент в содержании малого микроцикла технологии учебно-воспитательного процесса урочного цикла.
Операционно-деятельностный компонент это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся, когда учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогические воздействия, регулирует их и добивается достижения цели каждого урока. В больших макро-, мезо- и микроциклах и малом мезоцикле этот компонент может быть реализован в опосредованном дидактическом взаимодействии, что выражается в разработке материалов методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по предмету.
Оценочно-аналитический компонент инвариантная составляющая технологии учебно-воспитательного процесса сквозного характера, которая служит элементом содержания любого цикла. Сущность компонента контроль за результатами дидактического взаимодействия с учащимися; получение конкретной информации, характеризующей ситуацию по итогам функционирования цикла; оценка полученной информации; анализ оценочных суждений; выделение позитивных и негативных сторон процесса; разработка рекомендаций для начала нового цикла технологии учебно-воспитательного процесса с учетом результатов предыдущего.
Описанные компоненты только в совокупности и во взаимосвязи составляют содержание циклов технологии учебно-воспитательного процесса. Эта структура циклов технологии преподавания физической культуры сформировалась в нашей стране и может иметь глобальный, т.е. приемлемый для преподавания предмета в других государствах, характер.




Глава 2. Основы обучения игры в футбол в системе школьного физического воспитания

2.1. Спортивные игры в системе школьного физического воспитания
Важным фактором, который следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе, является отношение учащихся к различным формам занятий физическими упражнениями [10. C. 112]. В научно-методической литературе приводятся данные, характеризующие различный интерес учащихся к содержанию физического воспитания [10. C. 112].
По результатам исследований установлено, что наиболее предпочтительными видами спорта, изучаемыми в школе, учащиеся считают волейбол, плавание, футбол, подвижные игры и др. Легкая атлетика и гимнастика признаются менее привлекательными. Анализируя результаты многочисленных исследований, можно заключить, что интерес учащихся к различным видам упражнений зависит от возрастно-половых особенностей, популярности физических упражнений среди населения, квалификации учителя и других факторов [9. C. 89].
В учебном процессе должна соблюдаться научно обоснованная последовательность овладения школьниками учебным материалом с 1 по 11 класс. Необходима преемственность в решении задач по укреплению здоровья, гармоническому развитию систем и функций организма, воспитанию стойкого интереса к здоровому образу жизни и занятиям спортом, трудолюбию, овладению умениями и навыками изучаемых видов физических упражнений, развитию двигательных способностей. Исходя из двигательной подготовленности школьников, спортивной базы школы, экологических условий местности и т.п., государственная Программа по физической культуре предлагает для изучения учебный материал, основанный на популярных видах спорта [8. C. 56].
По мнению специалистов, для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию в школе целесообразно применять уроки физической культуры с преобладанием в них элементов отдельных видов спорта [3. C. 53].
Игры в школьном возрасте позволяют эффективно решать задачи разносторонней физической подготовки, помогают развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие движения [5. C. 93].
В то же время, спортивные игры включены в Программу по физической культуре начиная с пятого класса [4. C. 56], хотя младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения технически сложным движениям [10. C. 74]. При этом наиболее эффективным методом признается игровой в комплексе с методами регламентированного упражнения, что способствуют успешному обучению технике упражнений и направленному развитию основных двигательных способностей [9. C. 132].
Начиная с пятого класса, Программа по физической культуре предписывает изучение элементов четырех спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол), причем в базовой школе рекомендуется изучать две из четырех игр (по усмотрению педагогического коллектива школы, исходя из спортивной базы, подготовленности педагога, желания учащихся), а в 10-11 классах - одну. Программой рекомендованы умения и навыки, которые должны формироваться по каждой спортивной игре как обязательные двигательные действия. Однако, на наш взгляд, авторами Программы не учтен тот факт, что, с одной стороны, спортивная игра может быть использована как дополнительная, а с другой, как основная, изучаемая с пятого по одиннадцатый классы. Тогда в государственной Программе следует предлагать педагогам два научно обоснованных варианта изучения каждой спортивной игры, поскольку должна достигаться цель - формирование техники игры. Очевидно, что она не реальна в базовой школе, когда изучаются одновременно две игры (по 40-50 часов на каждую игру за весь период обучения). Представляется целесообразным предложить наиболее эффективный во всех отношениях путь: начиная с пятого класса изучать лишь одну (из четырех) спортивную игру, основываясь на объективности существующих дидактических принципов, а в результате -дать школьникам достаточно полные знания, сформированные умения и навыки, способности применять их в данной игре. Что касается остальных игр, содержащихся в Программе, то следует научно обосновать методику внедрения их элементов в начальную школу (в целесообразности такого подхода не стоит сомневаться, так как каждый ребенок в возрасте 6-9 лет должен получить максимально полное представление о всех спортивных играх, содержащихся в школьной программе, с целью создания мотивации для занятий одной из них в общеобразовательной или спортивной школе). Предусмотрено лее в дошкольном физическом воспитании овладение элементами таких спортивных игр, как футбол, баскетбол, хоккей, гандбол, а вот в начальной школе их по непонятным причинам нет, что явно противоречит принципу систематичности и последовательности.
С уроками физической культуры связана внеклассная спортивно-массовая работа как одна из составных частей физического воспитания, школьного спорта. Ее содержание определено действующими учебными программами по физической культуре. При правильной организации занятий она способствует углублению знаний, формированию умений и навыков, получаемых на уроках физической культуры. Дополнительные физкультурные занятия, участие в спортивных соревнованиях позволяют учащимся укреплять здоровье, повышать уровень физической подготовленности, получать всестороннее физическое развитие. По содержанию и организации внеклассная работа должна соответствовать таким требованиям, как массовость, воспитательная и развивающая направленность, свободный выбор учащимися вида занятий, соответствующих уровню физического развития и подготовленности детей, стимулирование их двигательной активности. Среди многочисленных задач физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы должно иметь место развитие массовых видов спорта, повышение уровня физической подготовленности с целью отбора кандидатов в сборные команды по видам спорта [6. C. 122].
Планировать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия следует во внеурочные дни (по субботам), а также в учебные дни во внеурочное время [10. C. 74].
Во всех формах урочной и внеурочной работы по физическому воспитанию может быть представлен футбол как вид спорта, обладающий множеством позитивных факторов, влияющих на всестороннее развитие ребенка [4. C. 58].

2.2. Футбол как вид физической культуры и спорта
Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футболом в России занимается более 3 млн. человек.
Почему же эта игра так привлекательна и популярна среди людей всех возрастов и профессии? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Ведь футбол - игра многогранная. Наблюдая за действиями футболистов с трибун стадионов, болельщики восхищаются красотой и размахом этой игры. Участники футбольного матча получают удовольствие от напряженной борьбы с соперниками, от умения укрощать строптивый круглый мяч, от удачного взаимодействия с партнерами [2.С.92].
Футбол - это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем в тех или иных турнирах. Нередко бывает, что, проигрывая безнадежную встречу, команда вдруг преображается и на последних минутах матча вырывает у соперника победу. А команда-аутсайдер, проявив на финише турнира неиссякаемую волю, вдруг одерживает одну победу за другой и включается в борьбу за призовые места. За эти постоянные сюрпризы, за неповторимость поклонники любят футбол, игру в основе которой - мастерство футболистов, их импровизация, сыгранность, умение до конца бороться за победу.
У футбола есть еще одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия школьников футболом оказывают на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально-волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности [2.С.58].
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое исполнительское мастерство футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль у многих миллионов болельщиков.
Элементы футбола благодаря разнообразным проявлениям физических качеств и тактического мышления часто используются в других видах спорта как дополнительное средство подготовки.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания [7.С.61].
В общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях дети и подростки занимаются в секциях по футболу.
Подготовка квалифицированных футболистов проводится в секциях по футболу коллективов физической культуры, ДЮСШ, спортивных интернатах.
Футбол как учебный предмет включен в программу физической культуры в высших учебных заведениях в виде факультативных занятий.
Футбол широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях [10.С. 83].

2.3. Научно-методические основы обучения игре в футбол
Футбол имеет существенное отличие от трех спортивных игр, рекомендуемых Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами. Это, в свою очередь, имеет важное прикладное значение для учебной, бытовой, а в будущем и трудовой деятельности занимающихся (управление частным или государственным транспортным средством, военной техникой, специально оборудованными станками с ножной системой управления и т.д.), где нужно обладать тонкими точностными двигательными способностями ног.
Участвуя в игре, ученик незаметно для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях и в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Большой объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является ведущим фактором в поддержании постоянного интереса к занятиям футболом. Футбол как доступный и достаточно популярный среди молодежи вид спорта характеризуется высокой игровой и двигательной активностью. Под игровой активностью понимается объем технико-тактических действий, который выполняет футболист в игре и на тренировке, а под двигательной активностью – объем двигательной деятельности (рывки, ускорение, бег, прыжки и т.п.), выполняемый в игре и на тренировке. В основе двигательной активности лежат функциональные возможности спортсменов, способность реализовывать их в игре.
Целью изучения футбола в общеобразовательной школе является воспитание у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни. Она достигается путем решения следующих основных задач:
укрепление здоровья школьников, повышение их физической подготовленности;
приобретение знаний, позволяющих самостоятельно заниматься футболом;
формирование умений и навыков, направленных на овладение комплексом технических приемов и тактических действий игры в футбол, а в итоге - овладение способностью на должном уровне играть во время учебы в школе и после ее окончания.
Подразделяя условно процесс обучения на ступени, зарубежные специалисты в рамках школьного физического воспитания рекомендуют придерживаться определенной технологии формирования умений и навыков игры.
Вначале дети должны овладеть умением наносить удар по неподвижному или движущемуся мячу. Их умение останавливать мяч сводится к ловле мяча ногой или стопой. Они понимают, что представляет собой ведение мяча, но оно у них не очень хорошо получается, т.к. школьники это делают в режиме «ударить» и «догнать».
На следующем этапе дети должны научиться бить и передавать мяч обеими ногами, контролировать его боковой стороной стопы и увеличивать контроль за мячом во время его ведения. Следует обучать детей некоторым правилам ударов по мячу, ведению его и удержанию. Предпочтение отдается передачам мяча по кругу и салкам с мячом, нежели обычной игре в футбол или его разновидности.
На последней ступени уделяется особое внимание передаче мяча, его ловле и ведению и более специфическим приемам удара по мячу, его остановке боковой стороной ноги и игре головой. Вводятся правила по мини-футболу и более сложная по уровню игра нападающих и защитников [8. C. 18].
Эффективность процесса обучения игре в футбол находится в зависимости от содержания и средств физического воспитания. Наиболее качественным является тот процесс, в котором по возможности в большей степени используются упражнения с мячом для воспитания ловкости, гибкости, быстроты, овладения техническими приемами и тактическими действиями. Техника физического упражнения во многом определяет эффективность соревновательной деятельности, достижение цели игры, если речь идет о спортивных играх. Она представляет собой устойчивую систему деятельности занимающихся, подчиненную процессу управления.
В ходе оценки соревновательной деятельности в футболе рассматриваются две основные группы показателей:
1) индивидуальные и коллективные технико-тактические действия;
2) двигательные перемещения спортсменов по полю.
Первая группа характеризует уровень технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом. Вторая - уровень специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов. В футболе рекомендуется выделять ряд ведущих технико-тактических показателей: передачи мяча – короткие, средние (вперед, назад, поперек) и длинные; ведение; обводка; отбор; перехват; игра головой; удары по воротам - головой и ногой [6. C.16].
Успешность соревновательной деятельности проявляется в умелом взаимодействии игроков, выражающемся в точных передачах мяча (принимающий игрок может овладеть мячом без дополнительных двигательных действий), поражении цели (ворот) мячом [5. C. 135].
Результативность передач зависит от расстояния до партнера, способов и точности ударов по мячу, положения передающего и принимающего мяч игрока: на месте, в движении, с присутствием защитника или без него. Результативность ударов по воротам определяется расстоянием до ворот, избранным способом и точностью нанесения удара, положением вратаря, расположением защитника и т.п. При этом результативным ударом считается поражение цели (гол), нерезультативным точным - попадание в штангу, перекладину, во вратаря. Неточными считаются удары по воротам, при выполнении которых мяч не пересекал линии ворот, не попадал в створ, во вратаря. В техническую подготовку школьников по футболу необходимо внести коррективы: следует подбирать средства, которые бы наиболее эффективно, по сравнению с используемыми в учебно-тренировочном процессе, формировали технику ведения, передач и ударов мяча по воротам за счет повышения целевой точности движений, разработать научно обоснованную методику работы над техникой и точностью ударов.
Немаловажную роль для достижения высокого и устойчивого конечного результата в технической подготовленности занимающихся играют материальная база (оборудование и спортинвентарь, спортивные сооружения) и профессиональная подготовленность педагога. Поэтому в системе школьного физического воспитания возможно достижение школьниками лишь определенного уровня владения двигательными умениями и навыками изучаемого вида спорта.
Футбол – вид спорта с нестандартными движениями. Для тех, кто прошел систему отбора и имеет многолетний опыт подготовки, характерными являются средняя длина тела, высокий уровень развития функциональных систем организма, скоростно-силовых способностей нижних конечностей, общей и специальной быстроты, ловкости и выносливости. Для технического мастерства футболиста характерны автоматизация двигательных навыков, высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов.
В отличие от подготовки юных футболистов в специализированных детско-юношеских спортивных школах, в общеобразовательной школе может быть реализован только учебный материал технической и технико-тактической направленности, поскольку объем и содержание занятий значительно уступают спортивной тренировке. Не способствует в полной мере успешному решению образовательных задач и контингент занимающихся, их физическое развитие и подготовленность. Поэтому обучение техническим приемам ведется на реально существующем у каждого ученика уровне развития двигательных способностей и состоянии систем и функций организма.
Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый - начальной подготовки (7-12 лет), второй - учебно-тренировочный этап [3. C. 28], третий - спортивного совершенствования [3. C. 37]. В условиях школьной физической культуры может осуществляться первый и частично второй этапы.
В ходе учебно-тренировочного процесса происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие двигательных способностей с учетом специфических требований футбола. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, углубление знаний правил игры, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов. Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в условиях спортивной секции, как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, не противоречащие друг другу. Напротив, обучение и тренировка должны быть органически связаны между собой.
Такая же тесная связь существует и между видами подготовки -физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Развитие двигательных способностей и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: двигательные качества развиваются при разучивании технических приемов, а развивая их, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов.
Подобная зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение желаемых результатов в работе с юными футболистами невозможно, если один из видов находится на низком уровне.
Качество обучения футболу зависит от количества занятий в неделю, продолжительности одного занятия, условий проведения занятий и оборудования. Если футбол избран в учебно-воспитательном процессе как основной вид спорта, то имеют место три урока физической культуры в неделю с данной спортивной дисциплиной в рамках запланированной четверти. Если в это время ведутся еще и учебно-тренировочные секционные занятия (2-3 раза в неделю) продолжительностью 60 минут, то суммарное время занятий футболом в недельном цикле составит 5-6 часов, что можно признать вполне удовлетворительным для обучения данной спортивной игре.
На предварительном этапе обучения следует определить степень спортивной подготовленности занимающихся с помощью тестов или визуальным путем, наблюдая за тем, как ученики играют в подвижные игры. Исходя из этого, составить годовой план, включающий в себя разделы по физической, технической, тактической, интегральной подготовке, и подобрать упражнения и игры, позволяющие решать задачи по всем видам подготовки.

Глава 3. Методика обучения игры в футбол в системе школьного физического воспитания

3.1. Особенности организации и проведения занятий по футболу в школе
Регулярность проведения тренировок в школьной футбольной секции для учащихся 10-16 лет достаточно 2 раза в неделю. Для юношей 16-18 лет нужна как минимум трехразовая тренировка в неделю, ибо состязания с их участием по продолжительности, технической подготовке футболистов к физическим нагрузкам не уступают играм взрослых команд.
Для школьников 10 - 14 лет продолжительность тренировок должна составлять 1,5 часа. Для возрастной группы 14-16 лет с двухразовой тренировкой занятие не должно превышать 2 часа. Юноши 16-18 лет должны тренироваться каждый раз по 2 часа.
Главное внимание в тренировках школьников 10-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени. Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включаются выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами - трое против одного и четверо против двоих. Подростки должны больше играть, чтобы приучатся действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.
Кроме гимнастики, разгрузочных, дополнительных игр и эстафетного бега, любой другой физической нагрузки следует избегать. Юные спортсмены не должны подвергаться длительным нагрузкам; примитивным, выматывающим силы упражнениям.
В подготовке юношей 14 - 16 лет важное значение имеет освоение технических приемов. В программу тренировки включаются сложные комбинации, упражнения, вырабатывающие скоростные качества и тактические навыки; футболистам следует прививать вкус к игре с определенными тактическими заданиями, к коллективным упражнениям с разбивкой игроков на группы. Необходимо также обращать внимание на гимнастику, игровые упражнения и эстафетный бег. Продолжительных нагрузок следует избегать.
Организм юношей 16-18 лет позволяет проводить занятия, напоминающие тренировки взрослых футболистов. Как и прежде, главная цель занятий - работа с мячом. Она дополняется различными видами комбинированных упражнений, упражнениями на развитие скоростных качеств и тактических навыков. В тренировку включается персональная подготовка каждого игрока в зависимости от его футбольной «специальности». На тренировочных играх футболисты должны получать конкретные задания. Отработка взаимодействия игроков различных линий и овладение техническими приемами являются составной частью командной тренировки. Программа подготовки юношей 16-18 лет предусматривает также гимнастику, беговые упражнения, кросс, упражнения с мячом и без мяча, эстафетный бег.
В процессе обучения юношей следует знакомить с тактикой современного футбола и характерными особенностями различных систем игры. В тренировочных состязаниях необходимо настраивать футболистов на выполнение поставленных перед ними тактических задач с обязательным разбором допущенных во время игры ошибок.
На каждой тренировке интенсивно отрабатывается то или иное тактическое упражнение или игровая комбинация. Тренер разбивает футболистов на группы строго по определенным принципам. Он сводит в одну группу тех игроков, которые в команде образуют одну линию. Тем самым футболисты познают собственные игровые качества, приспосабливаясь, друг к другу с учетом скоростных качеств, подвижности и особенностей ведения мяча, что способствует сыгранности команды.
Особого внимания заслуживает специальная тренировка отдельных игроков команды. Тренер должен поощрять дополнительные занятия игроков по преодолению индивидуальных недостатков. Так, футболисту, бьющему только с правой ноги, будет полезно тренировать левую ногу. Медленный игрок может повысить скоростные качества путем систематического выполнения стартовых ускорений и спринта [4.С.75].
Примерный план тренировочного занятия в школьной футбольной секции приведен в приложении №1.

3.2. Развитие физических качеств у школьников занимающихся футболом
Футбол доставляет большое удовольствие своим почитателям, однако и предъявляет к ним большие требования. Значительные размеры футбольного поля заставляют участников игры преодолевать большие расстояния. Различные острые ситуации в ходе матча заставляют нападающих вступать в острые единоборства с защитниками, а защитники вынуждены не только выполнять оборонительные функции, но и участвовать в атакующих действиях своей команды. Поэтому каждый игрок должен иметь хорошую физическую подготовку, должен быть быстрым, ловким, выносливым и сильным [10.С.90].
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени. В футболе данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успех коллектива в соревнованиях. Футбол становится все более скоростным, а, следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.
Быстрота является таким физическим качеством, которое практически можно значительно улучшить только в возрасте 7-14 лет. Вот почему надо обратить внимание на развитие этого качества именно в этот период.
Для развития быстроты следует подобрать хорошо усвоенные и знакомые упражнения, чтобы внимание не сосредотачивалось на качестве выполнения упражнения. Упражнения для развития этого физического качества рекомендуется включать в тренировочные занятия сразу же после разминки, когда организм школьника хорошо разогрет, а признаки утомления еще не наступили. Основным методом развития быстроты является повторный.
Для развития быстроты используются следующие упражнения без мяча:
1. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 сек. Повторить 3-4 раза.
2. Бег на короткие дистанции (20 – 30 м) из различных исходных положений: с высокого и низкого стартов; из положения сидя; из положения лежа. Повторить 4-5 раз.
3. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
4. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на дистанции 10-20 метров.
5. Быстрый бег с выполнением нескольких кувырков вперед.
6. Быстрый бег с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Упражнения с футбольным мячом:
1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 метров. Повторить 3-4 раза.
2. Выполнение удара по мячу с рук, затем рывок за мячом и, ведя мяч ногами, вернуться на исходную позицию. Повторить 3-4 раза.
3. Медленное ведение мяча, по сигналу партнера направить его вперед и сделать рывок в этом же направлении. Повторить 4-6 раз.
4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро выполнить ведение мяча на расстояние 20 - 30 метров. Повторить 3-4 раза.
5. Партнер ведет мяч по прямой, направляет мяч низом
вперед. Сделать рывок за мячом, овладеть им и вести в медленном темпе. Повторить 4-5 раз.
Ловкость - это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движений к другим в зависимости от требований изменяющейся обстановки.
По-настоящему ловкий футболист может показать каскад финтов или какой-то отдельный трюк. Каждое действие такого спортсмена, как правило, своевременно и в целом полезно для команды. Ловкий игрок может легко и непринужденно обыграть защитников и вратаря и забить мяч в ворота, а ловкий нападающий в прыжке головой вонзить мяч под планку. Это и есть проявления ловкости на футбольном поле. Ловкость тесно связана с мыслительными способностями спортсмена. Те футболисты, которые в своих занятиях используют упражнения на развитие этого качества, могут вскоре почувствовать, сто они стали лучше думать на поле, лучше воспринимать и предугадывать ход игры. Фундаментом ловкости является двигательный опыт спортсмена, то есть все то, что он умеет выполнять.
Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости - как можно больше разнообразия. В занятиях со школьниками нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения в технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале тренировочного занятия.
Для развития ловкости используются следующие упражнения без мяча:
1. Кувырки вперед и назад из упора присев.
2. Серии кувырков: один вперед, другой назад.
3. Опорные прыжки ноги врозь и согнув ноги через «козла».
4. Продвижение прыжками между стойками.
5. Прыжки через набивные прыжки и другие препятствия.
6. Бег между стойками. Упражнения с футбольным мячом:
1. Бросок мяча вверх, кувырок вперед, поймать мяч.
2. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
3. Ведение мяча между стойками.
4. Челночный бег с ведением мяча.
5. Жонглирование мячом в паре с партнером.
Выносливость - это способность организма продолжительное время противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности.
Выносливость во многом зависит не только от функциональных возможностей организма, но и от рациональной техники футболиста, его волевых качеств. Основными средствами развития выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание ходьбы и бега, ходьба на лыжах, плавание. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это физическое качество. В занятиях футболом целесообразно включать упражнения на развитие выносливости в конец основной части занятия.
Упражнения для развития выносливости без мяча:
1. Кросс.
2. Бег на лыжах.
3. Марш-бросок.
4. Плавание.
5. Разнообразные подвижные игры.
Упражнения с футбольным мячом:
1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстояние 40-50 метров.
2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. Повторить 3-4 раза.
3. Набрасывание мяча партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой возвращал мяч. Повторить 20-25 раз.
4. Передача мяча партнеру в передвижении по полю.
5. Подвижные игры.
Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперника с расстояния 25-30 метров или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако так же необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Футболист должен быть развит гармонично, иначе ему не добиться успеха в избранном виде спорта. В тренировочных занятиях упражнения силового характера должны обязательно чередоваться с расслабляющими движениями.
Упражнения для развития силы:
1.Наклоны и повороты головы, круговые движения головой.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
3. Броски набивного мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами, с наклоном вперед.
4. Из упора сидя движения «ножницы» прямыми ногами.
5. Поднимание и опускание туловища в положении лежа на груди.
6. Круговые движения туловища вправо и влево в положении стоя на коленях.
7. Наклоны и повороты туловища в стороны, прижимая набивной мяч сзади к шее.
8. Пружинистые приседания из основной стойки.
9. Поочередные приседания на правой и левой ноге.
10. Прыжки вперед, назад, в стороны в приседе.
11. Глубокие приседания, стоя спиной к партнеру в паре.
12. Приседания с отягощениями (гантели, набивной мяч) с последующим быстрым выпрямлением.
13. Броски ногой набивного мяча.
14. Удары по футбольному мячу ногой на дальность. Контроль за развитием физических качеств осуществляется методом анализа преподавателем его педагогических наблюдений, а так же использование системы тестов, позволяющих оценить ту или иную сторону развития двигательных качеств.
Данные упражнения для развития физических качеств футболистов необходимо сочетать в тренировочных занятиях с упражнениями по технической и тактической подготовке [12.С.43].

3.3. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболистов
Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболистов достигается использованием определенных методических приемов и организацией проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств с упражнениями по технике и тактике; «соединение» качеств и способностей с приемами игры (например, периферическое зрение и передача мяча, быстрота перемещения и удары по воротам).
В тренировочных занятиях со школьниками используются:
1. Различные сочетания перемещений различными способами на максимальной скорости.
2. Чередование упражнений на развитие физических качеств с изучением технических приемов и их выполнения.
3. Выполнение упражнений по тактике игры с применением отягощении.
4. Развитие специальных физических способностей в процессе многократного выполнения технических приемов. Основное требование - качественное выполнение приема, особенно в заключительной серии попыток на фоне утомления.
5. Чередование подготовительных и подводящих упражнений с техническими приемами игры.
6. Упражнения на переключения при выполнении тактических действий в нападении и защите с повышенной интенсивностью и дозировкой для совершенствования навыков тактических действий и технических приемов.
7. Челночное перемещение 4х3 метра и выполнение приемов игры: ведение мяча, передачи и удары по воротам.
8. Чередование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите по заранее обусловленным игровым комбинациям с акцентом на правильное выполнение технических приемов.
9. Выполнение технических приемов игры в условиях, приближенным к соревновательным.
10. Использование подвижных игр с элементами технических приемов и тактических действий.
Данные упражнения необходимо использовать на каждом тренировочном занятии. Они предваряют учебную двустороннюю игру.
Успешная подготовка команды школьников во многом зависит от правильного сочетания всех видов упражнений по развитию физических качеств, технических умений и навыков и тактических действий [7.С.28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных источников по данной теме позволяет сделать следующие выводы:
1. Основной формой организации занятий по футболу в школе является секция.
2. Такие физические качества как быстрота, ловкость, выносливость и сила необходимо развивать каждому футболисту.
3. Для успешного развития физических качеств у школьников - футболистов необходимо выполнение следующих условий: систематические занятия в спортивной секции; правильный и разнообразный подбор физических упражнений и их дозировки; индивидуальный подход к каждому спортсмену; использование методов контроля.
4. В подготовке команды школьников к соревнованиям необходимо использовать сочетания всех видов упражнений по развитию физических качеств, технических умений и навыков и тактических действий.
5. Так как футбол является популярнейшей спортивной игрой России, то по средствам него воспитываются такие качества как: патриотизм, стремление к самосовершенствованию, гуманизм.
6. Немаловажным является то, что для проведения футбольных мероприятий не требуется дорогостоящего и сложного инвентаря.
Материалы данной работы могут быть рекомендованы для использования как учебное пособие преподавателям физического воспитания в школе и студентам педагогических учебных заведений.

СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев С.Н. Футбол в школе. - М.: Просвещение, 1986. -180с.
2. Андреев С.Н. Футбол твоя игра. - М.: Просвещение, 1988. -144с.
3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. - М.:
Физкультура и спорт, 1997. - 242 с.
4. Вильчковскии Э. С. Развитие двигательной функции у детей. - М.: Просвещение, 1983. - 86 с.
5. Глобенко Т. К. Подвижные игры в школе. - Нальчик:
Эльбрус, 1997.
6. Городов А.С. Развитие двигательных качеств. - М.:
Просвещение,1979. 36 с.
7. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. Пер с нем. В. П. Котелкина. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 252 с.
8. Демчимин А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. Киев: Здоровье, 1989.
9. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1980. - 132 с.
10. Качашкин В. М. Методика физического воспитания: Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. - 5-е изд., доп.- М.:
Просвещение, 1980. - 304 с.
11. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1993. - 224 с.
12. Коротков И. М. Подвижные игры для детей. - М.: Советская Россия. 1985.
13. Лясковский К. П. Футбол. Техника ударов. М.: Физкультура
и спорт, 1986.- 152 с.
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. Москва, 2000.
15. Новиков Г.А. Спорт в жизни человека. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
16. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки.- Киев.: Радяньска школа, 1981. - 160 с.
17. Программа физического воспитания учащихся I - XI классов. - М.: Просвещение, 1998. - 81 с.
18. Романенко А. Н. Книга тренера по футболу. - Киев, 1983. - 250 с.
19. Сарсания С.К., Селуянов В.Н. Физическая подготовка в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1 991. - 230 с.
20. Спортивные игры и методика преподавания. Учебник для педагогических факультетов институтов физической культуры. Под. ред. Портных Ю. И. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
21. Спортивные и подвижные игры. Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры. Под ред. Ю. И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
22. Спортивные игры: Техника, тактика обучения. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Железняк Ю. Д., Портнова Ю. М. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. - 520 с.
23. Спортивные игры. Учебное пособие для училищ физического воспитания. Под. ред. Н. П. Воробьева. М.:
Просвещение, 1985.
24. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 304 с.
25. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. уч-щ. Под ред. Б. М. Шияна. -М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
26. Уроки физической культуры в IV - VI классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
27. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. - М.:
Физкультура и спорт, 1985. - 156 с.
28. Физическая культура в I - III классах. Под ред. Г. П. Богданова. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
29. Фомин И. А. Основы юношеского спорта. - М.:
Физкультура и спорт, 1990. - 160 с.
30. Футбол. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Ю. С. Лукашина. Изд. 2-е, испр. и доп. М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 302 с.
31. Хеддерготт К.-Х. Новая футбольная школа. Пер. с нем. В. П. Милютина. М., Физкультура и спорт, 1985. - 240 с.
32. Цирик Б. Я. Футбол. - М., Физкультура и спорт, 1989. -207 с.
33. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров/ Под. общ. Ред. А.П. Лаптеева и А.А. Сучилина. - М.:
34. Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вариант тренировочного занятия со школьниками
Разминка - 15 минут.
Беговые и общеразвивающие упражнения. Индивидуальная работа с мячом. Прямые и диагональные передачи мяча. Гимнастические упражнения.
Техническая подготовка - 30 минут.
Остановка и ведение мяча, отработка ударов ногами и головой на месте и в движении. Финты. Беговые и прыжковые упражнения.
Тактическая подготовка - 30 минут.
Тренировочные упражнения трое против троих, трое против двоих, один против одного. Взаимодействия игроков различных линий. Разучивание комбинаций с ударами по воротам.
Тренировочная игра - 30 минут.
Шестеро против шестерых, семеро против семерых на малой площадке поперек поля. Игра с касанием мяча игроками три раза, два раза.
Заключительная часть - 15 минут.
Подвижные игры, упражнения с партнерами. Упражнения на гибкость.












13PAGE 15


13PAGE 143815




Заголовок 1 Заголовок 215