Исследовательская работа «Старинный храм — защита от бессилья…» (История храма Успения Пресвятой Богородицы с. Тулиновка)
Региональный конкурс исследовательских работ обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования
«История одного храма»
«Старинный храм — защита от бессилья…»
(История храма Успения Пресвятой Богородицы с. Тулиновка)
Выполнила:
Колганова Юлия Александровна, студентка группы ПНК – 21
ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г.Тамбова»
Научный руководитель:
Шаталова Ольга Александровна.
Тамбов, 2012
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение4История династии Тулиновых7Тулино – Софийский женский монастырь9Успенский храм с.Тулиновка15Список источников…………………………………………………………………16
Приложение17
ВведениеВ настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. Во времена перестройки в 90-е годы произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны - получила широкое распространение наркомания, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Ненужной оказалась работа с молодежью, утрачены институты семьи, закрылись кружки, секции, нет культа родителей, утрачены многие традиции, слабеет связь поколений. Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Отсутствие духовности общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего.
Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к прошлому своей страны, истории села или города, а может быть даже отдельно стоящего храма.
Основные письменные источники раскрывающие историю заселения и развития нашего края тесно связаны с историей русской православной церкви. История жизни выдающегося государственного деятеля, полководца всегда вызывает живой интерес, поражая героизмом и трагизмом. Приблизительно тоже самое можно сказать и об истории сооружения, развития памятника архитектуры или культового сооружения. История храма, о котором я хочу рассказать, вызывает интерес своей трагичностью и уроками.
Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, не может знать своего будущего, и мы, наше молодое поколение должны этому противостоять, путем изучения забытых и неизученных страниц своей родной истории.
Знать историю строительства, развития и функционирования церкви своего села - решение этой задачи позволяет иметь представление о главных вехах в развитии истории своего края, а именно своего населенного пункта - своей малой Родины. Именно поэтому я решила обратиться к истории одного такого храма – храма Успения Пресвятой Богородицы с. Тулиновка Тамбовского района.
Целями данной работы являются:
-изучение истории Успенского храма с. Тулиновка Тамбовского района;
-рассмотрение влияния исторических событий в России на Успенский храм с. Тулиновка.
Задачи исследования:
Изучение краеведческой литературы.
Нахождение сведения по теме в архивах села, района.
Подбор материала по теме в фондах школьного краеведческого музея филиала МБОУ Новолядинская СОШ в с.Тулиновка.
План исследования:
Составление библиографии по теме
Изучение литературы
Обработка архивных документов, работа в музейном фонде
Интервью с настоятелем храма
Написание работы
Методы исследования:
Изучение архивных документов, материалов школьного музея.
Изучение литературы по теме.
Интервьюирование.
История династии ТулиновыхПравославие – основная религиозная конфессия в Тамбовской области. История тамбовского православия началась одновременно с процессом освоения диких земель на территории современной Тамбовской области. Первые попытки проникновения Православной веры на Тамбовщину предпринимались ещё в XII – XIII веках вместе с монахами-отшельниками, ищущими уединения среди безлюдных пустынных мест необжитого южного края Российского государства. Процесс христианизации значительно ускорился с появление городов – крепостей Южной засечной черты, к которым относился и город Тамбов. Уже менее чем через 50 лет после возникновения Тамбова, в 1682 году Всероссийским Патриархом Иоакимом было принято решение об основании Тамбовской Епархии. Именно с этого периода начинается расцвет тамбовского церковного строительства. За многие годы, предшествующие времени религиозного упадка и разрухи при советской власти, на Тамбовщине были созданы многие уникальные, бесценные с исторической и культурной точки зрения храмы, являющиеся объектами национального достояния, памятниками строительства и архитектуры. Этот исторический факт еще раз подтверждает мысль о том, что история села и история храма в селе не отделимы друг от друга.
Приход - низшая церковная административная единица, церковь с причтом и содержащая их община, то есть прихожане - такой смысл вкладывается в понятие приход в Большом толковом словаре русского языка. В научной литературе под этим понятием подразумевается определенная территория, где расположена церковь с проживающими на данной территории людьми.
Тулиновка – достаточно известное село, расположенное недалеко от Тамбова. Основатель и первый владелец села Яков Васильевич Тулинов(1730-1787гг) происходил из семьи воронежских фабрикантов Тулиновых. Яков Васильевич сумел убедить чиновников военного ведомства в необходимости выгодного для государства производства сукна. В короткий срок на местной речке Мошляйка были сооружены плотины, заполнены водой три пруда, построены производственные помещения. В качестве рабочей силы для суконного производства Тулинов использовал местных жителей («утеклецов»). Для своего имения Я.В. Тулинов выбрал высокий правый берег реки Мошляйка, где выстроил одноэтажный кирпичный дом с хозяйственными постройками.
В конце 18 века имение унаследовал сын Я.В. Тулинова Михаил Яковлевич(1758-1830гг). Новый хозяин, несомненно, был так же рачительным человеком. Он расширил объемы суконного производства, оснастил его более современным по тому времени оборудованием. Во время его хозяйствования в лесном поселении произошли значительные преобразования. Была построена деревянная Успенская церковь, лесное поселение получило статус села.
При внуке основателя - Якове Михайловиче Тулинове (1789 г.р.) село благоустраивалось. При нем были построены новые каменные промышленные корпуса. На свои деньги Яков Михайлович построил каменную церковь, в дальнейшем постоянно заботился о ее содержании. В церкви постоянно служили священник, дьякон и два псаломщика.
Женат Я.М.Тулинов был на Наталье Матвеевой. В браке у них родилось трое детей: две дочери Софья, Вера и сын – Иван.
Сын Якова Михайловича, будучи молодым человеком, тайно обвенчался с девушкой из семьи крестьян. Они тайно покинули село и перебрались в Тамбов. Родители, узнав об этом, лишили его дворянского титула и наследства.
Младшая дочь Софья Яковлевна(1842 г.р.) была ребенком с ослабленным здоровьем, впоследствии заболела чахоткой (туберкулезом легких), и в 1876 году умерла. Софья была похоронена в особо устроенной часовне, у стены местной приходской Успенской церкви рядом с основной часовней семьи Тулиновых.
После смерти Софьи по ее завещанию старшая сестра Вера Яковлевна Тулинова – Рогоза организовала в Тулиновке монастырь, названный Софийским. Софья Яковлевна по завещанию пожертвовала на устройство монастыря и приюта 100 тысяч рублей серебром.
Старшая дочь – Вера Яковлевна(1832 г.р.) овдовела очень рано, после смерти мужа стала вести замкнутый образ жизни. Из наследства сестры израсходовала 300 тысяч рублей для возведения всех монастырских зданий, приюта и фермы, к которой прирезали 200 десятин старого леса. Завещанные умершей Софьей Яковлевной 100 тысяч рублей внесены в государственный банк на вечные времена с тем, чтобы проценты с них выдавались ежегодно на содержание монастыря и приюта.
Тулино – Софийский женский монастырьВ сборнике практической деятельности отечественного российского духовенства за 1913 год, автором которого являлся СВ. Булгаков, об этом монастыре сказано следующее: «Тулино-Софийский монастырь (женский, при с. Лесном Тулинове, в 14 верстах от г. Тамбова)». (Приложение 1.)
15 декабря 1879 года по указу Святейшего Синода в селе Тулиновка была учреждена женская община с приютом при ней. (См. Приложение 2.) По указу Святейшего Синода от 1880 года, эта община впоследствии была переименована в женский общежительный монастырь во имя Святой Софии. В монастыре было 40 монашествующих и 20 девочек-сирот, проживающих в приюте.
В верховьях реки Мошляйки на возвышенном месте, окруженном со всех сторон густым сосновым лесом, были созданы искусственные Монашеский и Селезневский пруды.
Здесь же находился и Монашеский хутор, на котором были подсобное хозяйство и постоялый двор. Монастырские постройки были разрушены до основания в 1924 году. В настоящее время здесь лишь остатки фундамента бывших сооружений, пруд, фруктовые деревья. Место, где был Монашеский хутор, до сих пор окружают вековые могучие дубы.
28 августа 1881 года в селе Тулиновка состоялись торжества по случаю открытия женского монастыря во имя Святой Софии и посвящения матери Маркелины в сан игуменьи, которые почтили своим присутствием губернатор барон А.А. Фредерике и приближенные к нему лица. Служение совершал преосвященный Палладий, епископ Тамбовский и Шацкий.
Новый женский монастырь, как сообщалось в ежедневной Санкт-Петербургской газете «Новое время», «был устроен наподобие Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря на 40 монахинь, при нем детский приют на 20 сирот. Приют уже почти отстроен и устроен с таким простором и комфортом, что не уступит иному институту, и уже наполовину населен воспитанниками, хотя в монастыре еще не вполне окончен главный корпус, но прочие здания уже готовы, и в них поселились первые прибывшие из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря монахини Маркелина и Аглаида и две белицы Ольга и Марионила. Мать Маркелина назначена игуменьей нового монастыря, Аглаида приняла на себя роль казначея, Ольга предназначается регентшей, а Марионила - учительницей детского приюта. Таким образом, в этот период в Тулино-Софийском монастыре состояли: настоятельница, казначейша, благочинная, 30 монахинь, 87 послушниц и 17 детей, проживающих в приюте. Местная Успенская приходская церковь тоже присоединена к монастырю вместе с причтом, и это разумное распоряжение еще более будет содействовать развитию монастыря, потому что Успенская церковь здесь прекрасная и замечательная не только порядком, в котором она содержится, но и изящным иконостасом».
Возле Успенской приходской церкви была устроена усыпальница благотворительнице С.Я. Тулиновой в виде изящной металлической часовни, обнесенной чугунной решеткой. Родная сестра и наследница покойной Вера Яковлевна Тулинова-Рагоза и ее муж, отставной гвардии полковник Николай Николаевич Рагоза, из оставшегося после Софьи наследства израсходовали 300 тысяч рублей для возведения всех монастырских зданий, приюта и фермы, к которой прирезали 200 десятин старого леса, на отделку иконостаса в главном храме, освященном во имя святой Софии (строительство окончено в 1884 году). Между тем, завещанный умершей Софьей Яковлевной Тулиновой капитал в 100 тысяч рублей внесен в государственный банк на вечные времена с тем, чтобы проценты с него выдавались ежегодно на содержание монастыря и приюта.
Н.Н. Рагоза сам лично наблюдал за строительством монастырских зданий, а его супруга не упускала случая заглянуть в детский приют и чуть ли не собственными руками развела монастырский сад, который с редким искусством и вкусом украшен разными цветами, изображающими вензель ее покойной сестры и год ее кончины.
В двухэтажном каменном корпусе приюта находились церковно-приходская школа и рукодельное отделение. Все дети села с 1894 года в церковно-приходской школе обучались счету и письму.
Средства для монастыря давали земля, пчельник и лес.
Среди всех насельниц не было неграмотных: 63 с домашним образованием, что интересно 12 получили образование в местном приюте и как это и в остальных монастырях епархии очень мало тех, кто до монастыря изведал все прелести семейной жизни (вдов 2).
Эти данные рисуют нам облик трудового, благочестивого монастыря, где важное место занимала социальная деятельность (приют). К 1911 г количество монахинь в монастыре достигло 23 человек, а послушниц 97. Всего 120 чел.
Обитель пользовалась уважением у горожан. Тамбовчане часто делали денежные вклады на помин души. Власти видели в монастыре свою опору для мирного разрешения конфликтов с местным населением, не даром полицейский пристав приезжающий по делам службы в Тулиновку, останавливался в монастырской гостинице.
Тулиновцы, особенно молодые, относились к монастырю неоднозначно. Иначе чем объяснить, явно недружественный жест по отношению к обители весной 1904 г. Тогда в ночь с 30 на 31 марта 6 человек молодых крестьян, взломали замок на калитке в ограде окружающей монастырскую гостиницу, но войти не смогли, так как калитка обледенела. И они в течение 2-ух часов (с 12 до 2 часов ночи) комьями обледенелого снега били стекла в окнах нижнего этажа гостиницы. Можно только представить, что в это время переживали сестры монастыря.
По этому факту так никто и не был наказан и убытки понесенные монастырем не возместили. Вину подозреваемых не доказали, сами они ни в чем не признались. Какую-то характеристику отношений с местным монастырем дает такой факт: кучер монастыря был вооружен револьвером. Значит, конфликты были и раньше, иначе, что заставило руководство православного женского монастыря, расположенном в русском православном селе держать вооруженного охранника?
После революции 1917 года Тулиновский монастырь прекратил свое существование. Усыпальница С.Я. Тулиновой в июне 1927 года была вскрыта и осквернена. Из нее были изъяты кованый металлический престол, распятие из слоновой кости, портреты игумений Феофании и Евстомии и план тулиновских владений. Почти все, что создано предшествующими поколениями Тулиновых, было утрачено. Многие монастырские здания были разрушены или доведены до плачевного состояния. Как ни странно, но размещение в оставшихся монастырских строениях различного рода служб, в какой-то мере позволило их сохранить до настоящего времени; так, в бывшем детском монастырском приюте сейчас размещается средняя школа, в бывшей Успенской церкви были вначале школьные мастерские, а затем клуб; в бывшем монастырском складе - магазин «Промышленные товары»; в доме священнослужителя - детские ясли. (Приложение 3.)
Успенский храм с.ТулиновкаДеревянная Успенская церковь была построена в конце 18 века при Михаиле Яковлевиче Тулинове (1758-1830гг), который был рачительным хозяином. После открытия храма лесное поселение получило статус села.
Яков Михайлович Тулинов в начале 19 века построил каменную церковь, в дальнейшем постоянно заботился о ее содержании. В церкви постоянно служили священник, дьякон и два псаломщика.
После октябрьской революции 1917 года храм был закрыт. В бывшей церкви располагались вначале школьные мастерские, а затем клуб завода металлоизделий.
В 1995 году началось возвращение многих монастырских зданий и святынь верующим. Были восстановлены некрополи, расположенные на территории бывшего Тулино – Софийского женского монастыря. В 1998 году с благословения архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения в Тулиновку был назначен настоятелем храма священник Георгий Неретин (выпускник инженерно-строительного института, реставратор), началось благоустройство храма Успения Пресвятой Богородицы, история которого неразрывно связана с историей Тулино – Софийского монастыря. Сначала появился престол, затем сделали алтарную перегородку, на которой находился временный иконостас. На аналое закрепили храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы, которую купили в антикварном магазине г.Тамбова. Стены храма расписывались студентами – энтузиастами, учащимися иконописного класса при Тамбовской художественной школе №2. (Приложение 4.)
По словам настоятеля Успенского храма отца Дмитрия (Смольянинова), благодаря верующим людям, спонсорам, меценатам жертвователям в апреле 2006 г. начались строительно-восстановительные работы по реконструкции храма его прежнего вида. (Приложение 5.) Восстановлен алтарный свод, главный купол, колокольня, с г. Пятигорска привезен и установлен из малахитового камня (прессованная крошка) иконостас, который был увенчан двумя старинными иконами Спасителя и Божьей Матери. Под сводом купола находится большое паникадило.
В пределе в честь святителя Николая расположены два помещения: один церковный – для продажи церковной утвари и свечей, другой под хозяйственные нужды.
На престольный праздник 28 августа 2006 года было совершено великое освящение храма архиерейским чином преосвященнейшим Феодосием, епископом Тамбовским и Мичуринским.
В 2008 г. церкви пожертвовано малое распятие, которого так не хватало церкви.
Летом 2009г. была открыта при храме Воскресная школа, дети с радостью потянулись к изучению закона Божьего. (Приложение 5.)
Но, увы, уже вновь в 2009г. пришлось делать косметический ремонт всего храма, как с наружи так и внутри: архитекторы, рабочие забыли сделать вытяжку в храме, и поэтому храм быстро закоптился. Но и это событие повлияло к Славе Божией. К косметическому ремонту приурочили установить алтарь, как это было раньше, в притворе в честь Святителя Николая Чудотворца. Вся работа была выполнена к престольному празднику Успения Пресвятой Богородицы к 28 августа. Конечно, пришлось целый месяц не служить Божественную литургию, а только молебны, но ради величия и великолепия храма можно и потерпеть. (Приложение 6.)
Многое в храме уже сделано, но современным жителям села предстоит еще большая работа по возрождению духовности и культуры, сохранению памяти о богатом духовном наследии, истории тамбовского края и старинного села Тулиновка.
Студентам Тамбовского педагогического колледжа близка эта мысль. Ведь мы являемся студентами отделения «Православная педагогика», ключевая идея создания которого - соединение традиционного педагогического образования и специальной подготовки, позволяющей обеспечить будущего педагога определенным запасом знаний в сочетании с православным воспитанием. Наше обучение проходит в бывшем здании Тулино- Софийского монастыря, где теперь расположен «Центр искусств и возрождения народных ремесел». В процессе обучения мы знакомимся с работой Воскресных школ при Свято−Троицком соборе и Вознесенском женском монастыре г. Тамбова, Иоанно−Богословском храме г. Рассказово, а также Успенском храме с. Тулиновка, где проходит наша педагогическая практика по дополнительной подготовке. (Приложение 7.)
Мы становимся частью истории возрожденного храма Успения Пресвятой богородицы, а значит и частью истории своего родного края.
ЗаключениеВ последнее время молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение должны сохранять и оберегать и бережно относится. На территории нашего района сохранилось не очень много культурно-исторических памятников 18-19 веков, как в силу объективных, так и в силу субъективных причин. На протяжении веков наш край был ареной битв и сражений с крымскими татарами и другими степными кочевниками, но особенно большие разрушения были нанесены культурно-историческому наследию в 20-30 годы 20 века, когда культурное наследие религиозной направленности оказалось ненужным большевикам, когда из сознания людей вытеснялись духовно-нравственные начала русского народа. Именно в этот период исчезли навсегда прекрасные памятники архитектуры церковного зодчества в селах нашего края.
Читая справочники, книги, статьи не часто встретишь информацию о истории сооружения, времени строительства этих живых памятников истории, трагических страниц в истории нашего края.
В последнее десятилетие ХХ века начался поворот в общественном сознании людей и усилилось стремление познать основы культурного наследия и в первую очередь найти духовные истоки и проследить духовные начала.
Список источников
Тулиновка - вчера, сегодня, завтра. - Тамбов: ООО "Юлис", 2003.
Карин Т. Тулиновские штрихи: из блокнота журналиста / / Голос притамбовья (Тамбовский район). - 1993. - 9 января. - с. 1.
Мусатова Л. История села // Притамбовье. - 2002. - 29 мая. - с. 6. Из истории села Тулиновка.
Тулиново с. Тамбовского уезда - о школах, суконной фабрике, Тулино-Софийском девичьем монастыре // Тамбовские губернские ведомости. - 1887. - № 128, 82.
Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. В 6 т. - Тамбов, 1883-1897.
Муравьев Н. В. Изначальная история населенных пунктов Тамбовскойобласти. Тамбов, 1992.
Кученкова В. А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993.
Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.
Кученкова В. А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992.
Леонова Л. С. Владимир Иванович Вернадский // Вопросы истории.
2002. № 4. С. 44 – 71.
Приложения
№1
108585676275Вид на монастырь. Начало 20 века. №2
Здание, где размещался приют для девочек. Середина 20 века.
5143540640Так выглядит здание приюта сегодня…
№3
Клуб завода металлоизделий
Середина 20 века
№4
Иконостас Храма Успения Пресвятой Богородицы
№5
Храм Успения Пресвятой Богородицы
№5
Воскресная школа и колокольня храма
№6
Храм Успении Пресвятой Богородицы
Часовня упокоения основателей и насельниц монастыря
№7
Студентки отделения «Православная педагогика» на праздничном молебне в Успенском храме с.Тулиновка
Молебен святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям Словенским.(Финал областного фестиваля «Нерушима и священна Святорусская земля»
Молебен в храме Успения Пресвятой Богородицы