ПРОЕКТ «Здесь Родины моей начало»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29»
ПРОЕКТ «Здесь Родины моей начало»
Автор разработчик:
Воспитатель: Майструк М. В. - воспитатель 1 квалификационной категории
Майкоп, 2015г.
Образовательная область: познание
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный)
Актуальность темы:  
Участие детей в проекте позволит сформировать и углубить знания о родном городе и о родной республике Адыгеи. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:  сформировать знания дошкольников о достопримечательностях и природе республики Адыгея; воспитание патриотических чувств дошкольников к своей земле, родине, стране.
Задачи проекта:                      
Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к природе родного края.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, любовь к животным и птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст: дети 4-6 лет.
Основные формы реализации проекта:
1.НОД: «Мой любимый город», развлечение «Здесь Родины моей начало».
2. Беседы с детьми: «Республики Адыгея Город в котором мы живем», «Символы Республики Адыгея», «Растительный мир Республики Адыгея », «Животный мир Республики Адыгея ».
3.Чтение художественной литературы и устного народного творчества: «Волк и лисичка», «Хитрый воробей», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Домашняя мышь и полевая мышь», «Так в Адыгеи говорят» К. Жанэ, и др., заучивание «Моя Адыгея» Дж. Чуяко.
4.Оснащение предметно-пространственной среды: Оформление фото-альбома «Мой любимый город Майкоп», «Моя малая Родина Адыгея».
Выставка литературы о Адыгеи (легенды, пословицы, народные сказки и т.д.)
Выставка детского творчества по теме: «Моя Родина республика Адыгея»
5.Презентация: «Природные памятники Адыгеи»
6. Дидактические и подвижные игры: Д/и «Собери картинку», Д/и «Умеет ли природа говорить?», Д/и «Родная земля», Д/и «Эти забавные животные», П/и «Прыжок лягушки», П/и «Кто быстрее», П/и «Скачки», П/и «Сильные ноги».
7. Прослушивание музыки «Майкопский вальс», У. Тхабисимова и А.Ашихмина.
Обеспечение проекта:
1.Патриотический уголок в группе.
2.Развивающие и подвижные игры.
3.Выставки.
4.Худ. Литература о Адыгеи.
5. Методическая литература.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей знаний о доступном им краеведческом материале, который будет основой понимания ими других краев, областей и позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны – Россия.
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы
Продукт проектной деятельности:
•Организация выставки детских творческих работ «Родина моя, Адыгея».
•Оформление патриотического уголка.
•Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создание радостной атмосферы совместного с ребенком творчества.
•Обновление учебных пособий.
Презентация проекта:
•Коллаж «Путешествие по Адыгеи».
•Развлечение для детей «Здесь Родины моей начало».
•Иллюстрированное сообщение
Роль родителей в реализации проекта:
Составление гербария из осенних листьев, поделок и пано из природного материала и семян овощей.
Экскурсии в парк, краеведческий музей.
наблюдения за птицами: внешний вид, окраска, образ жизни;
наблюдение за животными парков.
Подбор фотографий, иллюстраций достопримечательностей Адыгеи и создание коллажа «Путешествие по Адыгеи».
Реализация проекта
Подготовительный этап
Деятельность воспитателей Деятельность детей
Изучение проблемы эколого-патриотического воспитания к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, через изучение научно- методической литературы (Т.А. Петренко «Полянка», О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания»)
Составление плана работы Провести диагностику по эколого-патриотическому воспитанию через Д/игры: «Умеет ли природа говорить?», «Родная земля», «Эти забавные животные»
Основной этап
Деятельность воспитателей Деятельность детей
Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми непосредственно образовательной деятельности.
Изготовление демонстрационного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Организация деятельности по проекту. Формировать знания у детей о родном крае. Беседы с детьми: «Республики Адыгея Город в котором мы живем», «Символы Республики Адыгея», «Растительный мир Республики Адыгея », «Животный мир Республики Адыгея ».
Чтение художественной литературы и устного народного творчества: «Волк и лисичка», «Хитрый воробей», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Домашняя мышь и полевая мышь», «Так в Адыгеи говорят» К. Жанэ, и др., заучивание «Моя Адыгея» Дж. Чуяко.

Заключительный этап
Деятельность воспитателей Деятельность детей
Обобщить опыт работы по организации эколого-патриотического воспитания дошкольников Обследование детей на определение итоговых знаний.
Выставка детского творчества.
Развлечение «Здесь Родины моей начало»
Литература
1. Петренко Т.А. «Полянка»,-Майкоп, 20
2. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания»- М.,2009
3. Щербашина Л.Д., Бочкарева И.В. «Моя Адыгея» Майкоп, 1999.
4. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.
5. «Родничок Адыгеи» журнал И.Ш.Машбаш-М ., 2011.
6. «Адыгейские пословицы и поговорки» З.У.Блягоз.
7. «Легенды Адыгеи» О.Орлова-М.,2011.
8. «Горная Адыгея» В.В. Блягоз- М.,2012.
9. «Любимый край Кавказ мой..»А.Кукушкин-М.,2010 .

Консультация для родителей «Как помочь ребенку полюбить свой край»
Малая Родина... У каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжение всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все! В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Значимость этого объясняется просто: если ребенок испытал в детстве чувство гордости за своих родителей, восхищение местами, в которых он родился и живет, пережил минуты восторга от сопричастности ко всему этому, он приобрел важной эмоциональный опыт. Тем самым проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом для формирования более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите ребенку о том, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Давайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, банка и пр. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству города, озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, правильное поведение в общественных местах, учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа, расширяйте собственный кругозор.
Адыгейские подвижные игры
«Скачки»
Цель игры: развитие быстроты, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.
Игра предназначена для детей 4—5 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на расстоянии 20—30 м).
Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
Правила игры:
выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;
если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.
«Кто быстрее»
Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепление мышц ног.
На игровой площадке выстраиваются желающие играть. На расстоянии 50—60 м от начала игровой площадки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задерживать впереди бегущего захватами рук.
Правила игры:
выигрывает тот, кто первый добежит до условленного места;
нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков.
Варианты игры:
то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед;
участники делятся на две команды. Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым — 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка. Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.
«Прыжок лягушки»
Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища.
На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем то же самое выполняют следующие игроки.
Правила игры:
нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает;
выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.
«Сильные ноги»
Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туловища, стоп.
В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги.
Правила игры:
выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника;
при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.
«Захват противника»
Цель игры: развитие ловкости, быстроты, внимания.
Описание игры: на игровой площадке на расстоянии 60—70 м друг от друга вбивается два колышка. В игре принимают участие 6 и более человек. Играющие делятся на две группы, каждая из которых выстраивается возле своего колышка. Группа, которой по жребию выпало начинать игру, выделяет одного человека, который должен добежать до колышка противоположной стороны площадки и дотронуться до него. Ему помогают защитники своей команды. «Противники» в свою очередь пытаются задержать нападающего.
Правила игры:
Если нападающий дотронулся до колышка, то ему дается возможность нападать еще раз. В противном случае нападает противоположная команда.
Команда получает одно очко, если нападающий коснулся колышка.
Команда, большее количество раз дотронувшаяся до колышка, считается победительницей.
Можно задерживать противника захватом за плечи, за руки, за туловище.