Урок музыки в 4 классе Хороводные песни 
Урок по музыке для четвертого класса.
Тема полугодия:    «Музыка моего народа».
Тема урока:       «Хороводные песни».
ХОД УРОКА
Организация класса на урок, закрепление пройденного материала, введение в тему.         
    Вход:   «Увертюра на темы трех русских песен» М.А. Балакирев (Диск CD)
Приветствие 
               (На доске – кроссворд) 
 –Вы видите на доске кроссворд. Ваши ответы помогут узнать фамилию композитора, чье произведение прозвучит сегодня на уроке.
  -Какая музыка ввела вас в класс? (1) Кто автор?(2) (Слайд №6). 
 Тема какой знакомой песни звучала в начале?  К какому виду русских народных песен она относится?(3) 
А кто узнал вторую мелодию? Кто еще из русских композиторов использовал эту тему(4) и в каком произведении? (5)(Слайд №7).
 К какому виду русских народных песен относится песня «Во поле береза стояла»?(6)  
                              (Ответы вставляются в кроссворд)
           (После ответа детей на доску поместить карточку «Хороводные песни»)      
              - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с этим видом песен, узнаем, кто из композиторов использовал хороводные песни в своих произведениях, а так же, как я и обещала, попробуем сами поводить хороводы.
Проверка домашнего задания.
Но, прежде, обратимся к домашнему заданию. Мы читали миф об Аполлоне и музах, водивших хоровод под звуки его сладкострунной кифары. (Слайд № 8) 
Я просила вас вспомнить сказки, где танец играл бы важную роль и нарисовать иллюстрации к ним или к мифу об Аполлоне. (Проверка домашнего задания).
III . Значение хоровода в жизни людей, хороводы
 в живописи, виды хороводов.
- А какое же значение имел хоровод, чем он являлся для русского народа? (Местом гуляния, знакомства и, своего рода «школой воспитания»). (Слайд №9)
-У каких художников в их картинах нам встретилось изображение хоровода? (А.Я. Головин «Хоровод», А.П. Ряпушкин «Втерся парень в хоровод», Н.К. Рерих «Хоровод»   А. Матисс «Танец»). (Слайд №10 - №14)
                                          
-В прошлый раз мы познакомились с первым видом хороводов. С каким? (С круговыми хороводами). Почему они так назывались? Как водились? Какие сюжеты чаще всего встречаются в этих песнях?
Давайте с вами вспомним круговую хороводную песню, которую разучили на прошлом уроке.
 1. Пение песни «По-за городу гуляет»
 2. Исполнение этой песни на свирели
 3. Одна группа детей исполняет песню на свирелях, другая – подчеркивает сильную долю бубнами, «маракассами», треугольниками, синтезатором, остальные – поют и разыгрывают хоровод.
IV.  Знакомство с новым видом хороводов, использованием его в творчестве русских композиторов. 
                               (С использованием видеофрагмента)
               
                       -Кроме круговых хороводов были, также, и некруговые. Пример такого хоровода мы можем услышать в опере  «Снегурочка», которую написал по «Весенней сказке» Островского хорошо нам знакомый композитор – сказочник, автор таких опер, как «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Садко». Его фамилия загадана в кроссворде. Посмотрим, какие буквы нам известны и попробуем вставить недостающие.
                 -Верно, это Н.А. Римский-Корсаков. В опере «Снегурочка» он использовал русскую народную некруговую песню «А мы просо сеяли».
                 -Посмотрите фрагмент из мультфильма, снятого по этой опере и ответьте на вопрос: как водили некруговые хороводы?  (Слайд№15) 
                -  Правильно, две шеренги вставали напротив друг друга и разыгрывали сюжет песни, написанной, как правило, в виде диалога? А что такое диалог?
                 -Кто из вас знает, что такое просо? (Объяснить значение слова)
                 -В песне нам встретились слова «Ой, дид Лада, сеяли…» Лада – это языческая богиня, мать всех богов. (Слайд№16)
-  Разучивание р.н.п. «А мы просо сеяли» по плакату, с движением.
 -В прошлом году мы с вами учили и исполняли  хороводную песню «Со вьюном я хожу». Вспомните, какой прием исполнения использован в ней?  Верно, канон.
-Давайте исполним эту песню:
Одноголосное исполнение
Пение каноном
Игра  на свирели «с листа»
Как вы думаете, а в наше время встречаются еще хороводы? Где, когда? (В праздниках, Новогодних утренниках мы вместе водим хороводы. Это дает возможность всем принять участие в танце, почувствовать руку друга, увидеть дружелюбные, улыбающиеся лица ощутить себя частью единого целого. Хровод объединяет людей).                 -Именно об этом поется в песне «Большой хоровод» композитора Б.Савельева, которую мы с вами разучили. (Слайд №17) 
  
      - Давайте исполним ее.
Обобщение 
       -   С каким видом русских народных песен мы с вами продолжили знакомиться? 
- Какой композитор, и в каком произведении использовал хороводную песню «А мы просо сеяли»? (Слайд №18)   
     
Какие виды хороводов нам известны? (Слайд №19 - №20)
                 
-  В следующий раз мы продолжим знакомство с хороводными песнями и поговорим еще об одном виде хороводов – хороводах-шествиях. (Слайд №21)
VI.   Домашнее задание:  Выучить на свирели песню «Со вьюном я хожу», чтобы в следующий раз сыграть ее каноном. (Ноты раздаются на дом)