Урок Хороводы и хороводные песни
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
структурное подразделение в п. Новая Игирма
Предмет: НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
сценарий УРОКА: «Хороводы и хороводные песни»
Составила:
Заведующая отделением хорового пения (народное)
Козик Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» структурное подразделение в п. Новая Игирма
П. НОВАЯ ИГИРМА
2015
Цели: познакомить детей с видами русских народных хороводов и хороводных песен, сформировать интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству, сформировать адекватное восприятие классической музыки.
Задачи:
1. Разучивание движений в разных видах хоровода.
2. Разучивание (с голоса преподавателя) и исполнение хороводных песен с движениями и игрой на шумовых ударных инструментах.
3. Слушание классической музыки с использованием хороводных песен.
Пособия:
Шумовые ударные инструменты (ложки, рубель, бубен).
Платочки.
Фонограмма (отрывок из финала IV симфонии П.И. Чайковского).
Портрет П.И. Чайковского.
Содержание и ход занятия.
Хоровод - это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Поэтому и хлеб-каравай, и блины пекли круглыми.
Хоровод включает в себя движение, пантомиму, пластику, хореографию, песни. Раньше он был как бы школой для молодых девушек – они учились держать себя с достоинством, вырабатывали красивую осанку, ходили маленькими шажками – «плыли лебёдушкой». Плавные и не торопливые движения девушек сочетались со свободными линиями сарафанов, сдержанностью жестов.
Обычно игры-хороводы проводились в свободное от сельскохозяйственных работ время: летом – на полях, зимой – в домах. В хороводах можно было не только двигаться, но и выражать своё отношение к жизни через песню. Их слова издавна передавались из уст в уста – и каждый мог добавить, что-то своё.
По содержанию хоровые песни делятся на три группы:
трудовые – в которых опевались все процессы труда, сопровождаясь соответствующими жестами и мимикой;
семейно-бытовые – в которых выражалось отношение к вопросам быта, к мужу и т.п.;
социальные – в них отражалось отношение народа к лентяям, к помещикам и духовенству.
В зависимости от движений танцующих хороводы бывают нескольких видов.
Круговые хороводы.
Участники образовывали круг и двигались по кругу;
или в середину выходили один или несколько участников, изображавших песню в лицах, или все стоящие по кругу сопровождая её определёнными движениями по тексту.
Исполняется хоровод « Во поле берёза стояла». Раньше выбирали самую красивую берёзку и украшали её ленточками из девичьих кос. Или в середину круга выходила одна или несколько девушек с веточками берёзы. Все танцующие должны стоять по кругу, держась за руки (в одной руке – платочек или ленточка); и двигаться в такт пению мелкими шажками. Каждый куплет направление меняется.
Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.
(движение по кругу вправо)
Я пойду, пойду погуляю, белую берёзку заломаю.
Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.
(движение по кругу влево) и т.п.
«Уж мы сеяли ленок». В этой хороводной песне участники так же стоят лицом в круг и выполняют движения по содержанию. Эту песню предлагается исполнить с инструментами – ведь пение и танец издавна сопровождались игрой на народных инструментах. Детям предлагается взять ложки, трещотки, бубен, рубель. Сначала каждый играет, как захочет. А потом предлагается попробовать играть, как в оркестре: у каждого инструмента будет своя партия. Ложки пусть играют восьмушками, трещотки – четвертями, бубен и рубель – половинками.
1. Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали,
С боку на бок переворачивали.
2. Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, ленок беленький.
Полюби меня, миленький. и т.п.
«Каравай». А эта хороводная игра всем знакома. Её исполняют, когда у кого-нибудь именины. Участники стоят лицом в круг, в центре которого именинник, и выполняют движения по тексту. Выбирается « именинник», вокруг которого водят «Каравай».
II. Стенка на стенку.
Это такой вид хоровода, в котором участники становятся друг напротив друга в шеренгах. Двигаются в нём поочерёдно: сначала одна группа идёт навстречу другой – и отходят на своё место, а затем другая. Все участники держатся за руки. В наше время детям немного знакома игра «цепи, цепи кованы» - это всё тот же вид хороводной игры «стенка на стенку».
«А мы просто сеяли».
1 группа:
А мы просто сеяли, сеяли. Движение вперёд, притоп.
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли. Движение назад, притоп.
2 группа:
А мы просто вытопчем, вытопчем. Движение вперёд, притоп.
Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем. Движение назад, притоп.
Происходит как бы перекличка между группами.
- А чем же вам вытоптать? – А мы коней выпустим!
- А мы коней переймём! – А мы коней выкупим!
- А чем же вам выкупить? – Нате тысячу рублей!
- Нам не надо тысячу! – А чего же вам надобно?
- А нам надо девицу! – У девицы имя есть?
- А нам надо Мариночку! – Открывайте воротцы, принимайте девицу! В конце такой песенной переклички эта участница переходит в другую команду и т.д.
III Хороводы-шествия.
Участники становятся друг за другом, держась за руки. Их ведет участница, часто это – запевала. Хоровод изображает змейку, ручеек, вьющийся хмель, плетень куда бы ни вела ведущая – все двигаются точно за ней. В наше время такую игру называют «Змейка». Всем очень хочется стать ведущим – чтобы шли за тобой, чтобы можно было запутать и распутать эту ниточку из участников. В такой хороводной песне может быть много куплетов – а может быть один или два, которые все время повторяются.
«Вейся, не вейся, капустка».
(преподаватель – ведущий и запевала)
Вейся, не вейся, капустка, завивайся, белая,
Завивайся, белая, гуляй, девушка милая.
«Ай, во поле липенька».
(преподаватель – запевала, ведущий – ребенок)
Это тоже хороводная песня для хоровода – шествия. В ней – мелодия с большими «виртуозными» распевами, что очень характерно для русских песен.
Все мелодии хороводных песен очень доступны для исполнения, хотя и имеют свои сложности. Впрочем, эти сложности обязательно преодолеваются, так как красота русских мелодий завораживает нас и сегодня.
Многие композиторы использовали мелодии народных песен и танцев в своих произведениях. Сейчас вы услышите музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского (показываю портрет). Это отрывок из финала IV симфонии, в котором Чайковский использовал знакомую для вас мелодию (слушается отрывок). Какую? Конечно же, это «Во поле береза стояла»! но композитор изложил ее в несколько измененном виде – то есть, обработал. И звучит песня в исполнении симфонического оркестра. Вот так хороводная песня «шагнула» из народной среды в концертный зал, от запевалы перешла к целому оркестру.
IV. Заключение.
Мы сегодня познакомились с разными видами хороводов, которых водили на Руси, узнали их названия. Дома ребята вам надо будет найти иллюстрации или самим нарисовать различные виды хороводов, которые вам больше понравились.
15